Авторы: Хамматшина Лилия Вакильевна, Лилия Вакильевна Хамматшина
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №5
Населённый пункт: р.п. Чишмы Республика Башкортостан
Наименование материала: Конспект урока
Тема: "Библейские мотивы в русской словесности"
Раздел: среднее образование
Тема: Библейские мотивы в русской словесности
Задачи и цели урока:
1.Расширить представления учащихся о Библии как о религиозном,
историческом, нравственном и эстетическом источнике;
познакомить с библейскими традициями в литературе, музыке, живописи,
отзвуками библейских историй в русской фразеологии.
2. Развивать у школьников чувство прекрасного, повышать уровень
эрудиции, совершенствовать навык обобщать информацию, работать с
опорным конспектом по литературе, расширять словарный запас учеников.
3. Воспитывать толерантное отношение к людям, придерживающимся иных
взглядов.
Оформление урока:
Презентация: «Библейские мотивы в русской словесности»
Музыка: «Дорога добра» из к/ф "Маленький Мук". сл.Ю.Энтина,
муз.Минкова.
Ход урока
I. Вступительное слово
«Священное Писание, сколько его не перечитывай, чем более им
проникаешься, тем более все освещается и расширяется. Вот
единственная Книга в мире: в ней все есть!» (А.С. ПУШКИН)
-Как называется эта книга?
II. Беседа
- Библия – самая распространенная книга в мире, переведена на все языки
мира.
Существует Библия для слепых, для детей (даже комиксы), есть Библия в
аудиозаписи, на библейские сюжеты написано множество картин, сняты
фильмы и мультфильмы по эпизодам из Библии, и , конечно, библейские
темы , мотивы, образы, жанры можно встретить в произведениях
художественной литературы, как русской, так и мировой.
-Как вы думаете, ребята, почему Библия, которой уже более 2000 лет до сих
пор читаема, популярна? (В ней говорится о вечных нравственных и
духовных ценностях, о принципах морали, о нормах поведения, что
всегда было важно для человека и общества)
- Верно, в книгах Библии заложены основы морали и нравственности,
понятие о добре и зле, о совести и грехе.
В каких жанрах Библии это особо ярко проявилось? (Притчи, проповеди,
афоризмы, повести)
- В каких эпизодах Библии говорится о нравственных принципах? Назовите
некоторые. (10 заповедей, которые Бог дал Моисею, Нагорная проповедь
Иисуса Христа)
- Перечислите заповеди, данные Богом людям. (Почитай родителей своих,
не убивай, не развратничай, не кради, не лги, не завидуй)
-Учит ли Библия чему-то плохому? (Нет. Это нормы поведения, которые
должен соблюдать каждый.)
-О чем говорится в Нагорной проповеди Иисуса Христа?
(Счастливы скромные, не превозносящие свой разум и добродетели,
счастливы незлобивые, добрые и милосердные. Счастливы люди,
чистые в своих мыслях и чувствах, счастливы те. Кто стремится к миру.
Иисус также говорил, что грех убивать, развратничать. Нужно любить
ближних своих.)
III. Работа над темой урока
– Давайте обратимся к известным вам произведениям русской литературы и
посмотрим как в них раскрываются библейские мотивы.
1.Притча о блудном сыне» в литературе и живописи.
Притча – маленький нравоучительный рассказ, но без морали, без прямого
наставления. Мораль каждый извлекает или не извлекает из притчи сам.
Следует или не следует наставлениям.
А уроки притчи касаются не только действующих лиц этой конкретной
истории, но всех людей на свете…
В пушкинской повести «Станционный смотритель» картинки с
изображением сюжетов притчи развешены по стене комнаты Самсона
Вырина. Возможно, всю жизнь смотрят на них станционный смотритель и
дочь его Дуня, да не извлекают урока из этой притчи, оттого что для них
евангельский сюжет стал лишь украшением комнаты.
«Притча о блудном сыне» нашла отражение не только в литературе, но
и в живописи.
Особенно интересное развитие находит этот сюжет в замечательном полотне
голландского художника Рембрандта «Возвращение блудного сына» (1669г.).
Оборванный, обессиленный и больной, промотавший состояние и
потерявший друзей, появляется блудный сын на пороге отчего дома.
Остриженная голова, покрытая струпьями, лохмотья, одна нога босая, другая
в сандалии с почти отлетевшей подошвой. Лицо, едва выступающее из тени,
прижатое к телу отца и выражающее усталость, смятение и почти блаженное
чувство обретённого покоя.
И отец, потерявший всякую надежду на встречу с сыном. Он бережно и
любовно ощупывает его тело. Глаза старика давно ничего не видят. По
морщинистому лбу и опущенным ресницам скользят блики света,
отражающиеся и на седой бороде, и на бормочущих, искажённых жалостью
губах. Здесь, в объятиях отца, сын находит прощение и утешение, заботу и
сострадание. Потрясённые увиденным, застыли невольные свидетели этой
встречи. Они смотрят и не понимают, что на их глазах происходит чудо.
2. Сопоставительный анализ повести А.С.Пушкина «Станционный
смотритель» и библейской «Притчи о блудном сыне».
1). Каковы чувства отца в притче и в повести? (Оба страдают.)
2). Простил ли отец блудного сына? В чём это выражается? (Да, простил. Он
не сказал ему ни слова укора, а устроил пир в честь возвращения сына.)
3). Простил ли Самсон Вырин свою дочь? Почему вы так думаете? (Простил.
Он сам ходил за ней пешком в Петербург.)
4). Найдите в повести слова, которые свидетельствуют о прощении.
«Авось приведу я домой заблудшую овечку мою…»
«Он решился отправиться домой на свою станцию, но прежде хотел
хоть ещё раз увидеть бедную свою Дуню…»
«Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною; он поневоле ею
любовался».
5). Кто из отцов, на ваш взгляд, больше страдает? Почему? (Самсон Вырин.
Он одинок. Он сам отправил свою дочь из дома. Отец блудного сына ослеп
от горя. Станционный смотритель умер.)
6). Но почему он желает смерти своей дочери? («Не её первую, не её
последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал да и бросил… Как
подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так
поневоле согрешишь, да пожелаешь ей могилы…» Лучше смерть, чем
страдания, которые он предвидит. Смерть как избавление от страданий.)
7). А дети? Заслужил ли сын прощение? (Да. Своими страданиями.)
8). Изменится ли он после возвращения и такой встречи? (Изменится. Он
много испытал в жизни, прошёл через страдания и понял, что его простили.)
9). А Дуня? Она заслужила прощение? (Нет. Отец умер, и некому её
простить.)
10). А вы её простили? Почему?
(Мнения ребят разделились, но можно осторожно подвести их к мысли о том,
что она заслуживает нашего прощения, потому что её простил отец, и мы
видим, что она страдает.)
11). Простит ли Дуня себя?
12). Так кто же из детей оказался счастливее: блудный сын, вернувшийся
нищим и больным, или Дуня, нарядная, разбогатевшая?
Вывод:
Дуня напомнила нам судьбу блудного сына из библейской
легенды, но с раскаянием более мучительным, ибо застала вместо отца
могилу и некому было сказать «прости». До конца жизни нести ей этот
тяжкий крест – быть виновницей отцовской смерти.
3.Вспомните рассказ Куприна «Чудесный доктор». О чем говорится в
этом рассказе? Чудо происходит? (Этот рассказ относят к святочным
рассказам. События происходят накануне рождества. Люди верят, что
обязательно в хорошее и оно происходит.)
4. Да, одним из жанров Библии является молитва. Какая самая
известная молитва приведена в Евангелии?
(Молитва «Отче Наш». В Нагорной проповеди Иисус учил людей молиться)
Молитва:
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет
Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш
насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы
оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави
нас от лукаваго. Аминь.
- А.С.Пушкину принадлежит поэтическое переложение этой молитвы
Отец людей, Отец Небесный,
Да имя вечное Твое
Святится нашими устами,
Да придет Царствие Твое,
Твоя да будет воля с нами,
Как в небесах, так на земли,
Насущный хлеб нам ниспошли
Твоею щедрою рукою.
И как прощаем мы людей,
Так нас, ничтожных пред Тобою,
Прости, Отец, Твоих детей.
Не ввергни нас во искушенье
И от лукавого прельщенья
Избави нас.
- Тоже очень светло и красиво. Но в чем разница этих двух текстов?
( А.С.Пушкину удалось сохранить религиозное содержание этой молитвы и в
то же время показать свое, личное доверие и любовь к Небесному Отцу, тем
самым вводя авторскую интонацию в произведение. Поэтому молитва «Отче
Наш» относится к религиозной литературе, а молитва Пушкина –
произведение писателя, написанное с использованием религиозных мотивов,
относится к светской литературе.)
- У Лермонтова есть другое стихотворение с таким же названием 1839г.(«В
минуту жизни трудную…») Но это уже не интерпретация молитвы, а
произведение о молитве.
(Читает ученик)
- Когда человек обращается к молитве? (Когда ему плохо.)
-«Созвучье слов живых». Как вы понимаете эти строки? (Слова бывают
хорошие и плохие. Хорошие слова – живые… +энергия исходит от них,
поэтому « сила благодатная».)
Молитва обладает огромной силой, способной дать успокоение человеку в
трудную минуту. Главная мысль – вера важна для человека, справится с
отчаянием, тревогой, тоской помогают простые слова молитвы, имеющие
необыкновенную силу.
В первой строфе описано тяжёлое душевное состояние, знакомое каждому
человеку: уныние, тоска, скорбь, тревога, отчаяние. Вторая строфа
раскрывает сущность слов, обращённых к Богу, традиционно сложившиеся
строки чудотворны и сильны. О какой именно молитве идёт речь в
стихотворении не указано. Но близость лирическому герою состояния покоя,
чистоты, одухотворённости наступающей после молитвы чувствуется в
каждом стихе последней строфы: “И верится, и плачется, и так легко,
легко…”.
2).Индивидуальное задание. Сообщение ученика по теме: «Коран –
священная книга в исламе».
Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух», «наставление».
Мусульмане верят, что Коран — это божественное руководство для
человечества, последнее Священное Писание, ниспосланное Аллахом.
Мусульмане считают Коран основным чудом пророка Мухаммеда,
доказательством его пророчества.
Коран был записан со слов Мухаммеда его сподвижниками. Мусульмане
верят, что передача Корана была осуществлена через ангела Джабраила и
длилась без малого 23 года, а первое откровение Мухаммед получил в
возрасте сорока лет, в Ночь могущества (месяц Рамадан).
Для того, чтобы объединить арабов и защитить свою независимость житель
Мекки Мухаммед основал новую религию – ислам. Он начал утверждать ,
что он слышит «Голос Бога» -Аллаха.
Себя он стал называть «посланником Бога» - его Пророком. Мухаммед начал
призывать арабов к объединению и прекращению вражды, к принятию
единой веры. Постепенно у Мухаммеда появилось много сторонников, их
стали называть мусульманами, т.е. «покорными Богу».
Человек – словно крохотная песчинка в великом океане мироздания. Чтобы
не утонуть в этом океане, человеку нужно следовать его законам, соблюдать
определенные “правила”, но, главное, идти дорогою добра и справедливости.
- Чему учит Коран?
IV. Заключение
Значение Библии
- Нужно ли изучать Библию? Зачем? Чему учит Библия?
V. Подведение итогов урока. Иди всегда дорогою добра.
Песня « Дорога добра» из к/ф "Маленький Мук". сл . Ю. Энтина,
муз.Минкова
ПРИТЧА О БЛУДНОМ СЫНЕ
Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне
следующую часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший
сын пошел в дальнюю страну и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил
все, настал великий голод в той стране, и он пошел к одному из жителей страны той, а тот послал
его пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи. Придя же в
себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода;
встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже
недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу
своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и
целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин
называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и
дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного пеленка, и заколите;
станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил. И начали веселиться. Старший же
сын его был на поле; и, возвращаясь, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг,
спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного
теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя,
звал его. Но он сказал в ответ отцу: я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания
твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда
этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него
откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! Ты всегда со мною, и все мое твое, а о том
надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся
(Лк.15,11-32).
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля
Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги
наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от
лукаваго. Аминь.