Автор: Вуколова Ольга Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад №1 п.Верховье"
Населённый пункт: Орловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Образовательный квест как современный игровой метод обучения детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Образовательный квест как современный игровой метод обучения детей
дошкольного возраста
Появление
Федерального
государственного
образовательного
стандарта дошкольного образования привело к изменению требований к
организации образовательного процесса в дошкольном образовательном
учреждении. Специфика организации образовательного процесса в ДОУ на
основе ФГОС ДО заключается в том, что образовательная деятельность
дошкольников реализуется через организацию различных видов детской
деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и
методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно
в зависимости от контингента детей, уровня освоения образовательной
программы и решения конкретных образовательных задач. Это привело к
необходимости поиска новых форм и методов обучения детей дошкольного
возраста.
В настоящее время широкое распространение в практике дошкольного
образования получили квестовые игры.
По определению С.А. Осяк, С.С. Султанбековой, Т.В. Захаровой, Е.Н.
Яковлева, О.Б. Лобановой, Е.М. Плехановой, квест — это игра, которая
требует от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления
препятствий и движения по сюжету, который может быть определён или же
иметь множество исходов, где выбор будет зависеть от действий самого
игрока [1].
У.Н. Киселок,
исходя из специфики образовательного процесса в
дошкольном образовательном учреждении, дает иное определение квестам -
это приключенческая игра, в которой необходимо выполнять разного рода
задания для продвижения по сюжету [2].
По мнению Н.В. Николаевой, образовательные квесты обладают
значительным педагогическим потенциалом:
позволяют детям овладеть способами коллективной деятельности
и коммуникативными умениями;
обеспечивают реализацию принципа активности в обучении;
содействуют достижению позитивной открытости в отношениях
дошкольников со сверстниками, объединяют их для достижения общей цели
в условиях здоровой конкуренции;
способствуют творческому развитию [3].
Т.П. Корзникова, Н.В. Просоедова, М.М. Степанова указывают, что
основной целью образовательных квестов является ознакомление детей с
новой информацией или закрепление имеющихся знаний.
В
ходе
организации
образовательного
квеста,
по
мнению
исследователей, решаются следующие задачи:
- активизировать интерес к изучаемой теме, творческие способности,
воображение, поисковую активность;
- совершенствовать навыки исследовательской деятельности;
- воспитывать чувство личной ответственности за выполнение работы
[5].
Для успешного решения задач при разработке квеста С.А. Осяк, С.С.
Султанбекова, Т.В. Захарова, Е.Н. Яковлев, О.Б. Лобанова, Е.М. Плеханова
рекомендуют руководствоваться следующими принципами:
-
доступность
(задания
должны
соответствовать
возрастным
возможностям дошкольников);
- системность (задания должны быть объединены общей темой);
- эмоциональная окрашенность (задания должны отвечать интересам
детей, а их выполнение доставлять положительные эмоции);
-
разумность
по
времени
(необходимо
рассчитывать
время
на
выполнение заданий таким образом, чтобы дети не устали и сохранили
интерес до конца квеста);
- использование разных видов детской деятельности во время
прохождения квеста [1].
Образовательные
квесты
проходят
на
территории
и
в
здании
дошкольного образовательного учреждения (группа, музыкальный зал,
спортивный зал, кабинет педагога-психолога, музей, комната природы,
бассейн и пр.).
Для составления маршрута Т.В. Хабарова предлагает использовать
следующие варианты:
-
маршрутный
лист
(на
нем
могут
быть
просто
написаны
последовательно станции и где они расположены, а могут быть загадки,
ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо
последовать);
- карта-схема (схематическое изображение маршрута);
- участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как
выполнят задание на станции (от организатора; ответ на задание и есть
название следующей станции; нужно найти спрятанную подсказку на
определенной территории) [4].
Автор обращает внимание на то, что в работе с дошкольниками
наиболее целесообразны линейные квесты, в которых участники идут от
одной точки по определенному маршруту и встречаются в другой точке, на
конечной станции [4].
Первые
задания
в
квесте
носят
интеллектуальный
характер:
головоломки, складывание пазлов, разрезных картинок и др. При решении
интеллектуальных заданий у детей появляется желание осмысливать их и
находить нестандартное решение. Правильно выполнив задание, дети
получают подсказку, куда их команда направится дальше.
Далее могут последовать задания в виде спортивных эстафет с игровым
содержанием. Например, доехать до подсказки на машине «Ловкие шофёры»,
за что получают поощрительные жетоны, карточки, значки, буквы и др.
В музыкальном зале детям может быть предложено выполнение
заданий с музыкальным сопровождением (прослушивание отрывка песни,
где дети должны найти подсказку).
В ходе всего образовательного квеста дети собирают подсказки, с
помощью которых в конце игры по результатам командного обсуждения
выполняют самое главное задание (например, при выполнении заданий
игроки получали букву, в конце игры они собрали слово).
Обобщая
опыт
организации
образовательных
квестов
с
дошкольниками, У.Н. Киселок обнаружила особенность, присущую данному
методу обучения, позволяющую его отнести к современным: переход от
игровой деятельности к учебной с включением средств информационно-
коммуникативных технологий, проблемно-обучающих ситуаций, элементов
проектной деятельности в условиях интеграции образовательных областей.
Использование образовательных квестов в образовательном процессе ДОУ
способствует
повышению
инициативности,
любознательности,
основ
логического мышления у детей дошкольного возраста [2].
Таким образом, суть квестовых игр заключается в стимулировании
интереса детей к определенным темам, для решения которых необходимо
владеть
знаниями,
а
выполняя
игровые
задания
продемонстрировать
применение этих
знаний
на
практике.
Деятельность
педагога
и
дошкольников в ходе квеста носит характер сотрудничества, что позволяет
рассматривать
данный
метод
как
инновационный
для
системы
дошкольного образования.
Литература
1.
Осяк, С.А., Султанбекова, С.С., Захарова, Т.В., Яковлев, Е.Н.,
Лобанова, О.Б., Плеханова, Е.М. Образовательный квест — современная
интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. —
2015.
2.
Киреева, О.В. Развитие исследовательской активности детей
старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования – СПб,
2008 – 20 с.
3.
Методика обучения и воспитания в области дошкольного
образования: курс лекций / сост. И.О. Карелина. - Рыбинск: филиал ЯГПУ,
2012. – 68 с.
4.
Скаткин,
М.Н.
Проблемы
современной
дидактики.
-
М.:
Педагогика, 1984. — 96 с.
5.
Корзникова, Т.П., Просоедова, Н.В., Степанова, М.М. Квест-игра
как
эффективная
форма
организации
образовательной
деятельности
дошкольника // Известия ВГПУ. Педагогические науки № 3 (272), 2016. – С.
114-115