Напоминание

Рабочая программа


Автор: Шаховский Александр Григорьевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ Первомайская СОШ
Населённый пункт: Клинцовский район п.Первое мая
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая программа
Раздел: среднее образование





Назад




2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа для 7 класса по физической культуре разработана на основе «Федеральной комплексной программы

физического воспитания» под редакцией доктора педагогических наук В.И. Ляха и канд. пед. наук А.А. Зданевича. М.:

Просвещение — 2012 в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего начального

образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373,

соответствует учебному плану МБОУ «Первомайская СОШ», принятому 29 августа 2014 года, по которому на изучение

физической культуры в 7 классе отводится 102 часа (3 часа в неделю). Третий час учебного предмета «Физическая культура»

используется на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных

систем физического воспитания.

Учебный предмет «Физическая культура» входит в образовательную область «Физическая культура».

Предмет «Физическая культура» является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами

обучения - физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня (гимнастика до

занятий, физкультурные минутки, физические упражнения и игры на удлинённых переменах и в группах продлённого дня),

внеклассной работой по физической культуре (группы общефизической подготовки, спортивные секции), физкультурно-

массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники,

спартакиады, туристические слёты и походы) - достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя

мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами

физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.

Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию содержательного

процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное,

социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ первоначальных представлений о значении

физической культуры и ее влиянии на развитие человека.

Предметом обучения физической культуры в 7 классе является укрепление здоровья, совершенствование физических качеств,

освоение определенных двигательных действий, развитие мышления, творчества и самостоятельности.

Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной

активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения своего здоровья, оптимизации

трудовой деятельности и организации активного отдыха.

Выполнение данной цели связано с решением следующих образовательных задач:

укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие гармоничному физическому, нравственному

и социальному развитию, успешному обучению;

формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры;

овладение школой движений;

развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых

параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений,

ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;

формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья,

работоспособность и развитие физических (координационных и кондиционных) способностей;

выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во

время занятий;

формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни;

приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное

время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности и выявления предрасположенности

к тем или иным видам спорта;

воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время

выполнения физических упражнений, содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в

ходе двигательной деятельности.

Принимая во внимание вышеперечисленные задачи образования учащихся начальной школы в области физической культуры,

основными принципами, идеями и подходами при формировании данной программы были следующие: демократизация и

гуманизация педагогического процесса, педагогика сотрудничества, деятельностный подход, интенсификация и оптимизация,

расширение межпредметных связей.

Принцип демократизации в педагогическом процессе выражается в обеспечении всем и каждому ученику одинакового доступа к

основам физической культуры, максимальном раскрытии способностей детей, построении преподавания На основе использования

широких и гибких методов и средств обучения для развития детей с разным уровнем их двигательных и психических

способностей, изменении сути педагогических отношений, переходе от подчинения к сотрудничеству.

Принцип гуманизации педагогического процесса заключается в учёте индивидуальных способностей личности каждого ребёнка и

педагога. Он строится в соответствии с личным опытом и уровнем достижений школьников, их интересами и склонностями.

Учителя обязаны предоставлять детям разно-уровневый по сложности и субъективной трудности усвоения материал программы.

Осуществление принципов демократизации и гуманизации в педагогическом процессе возможно на основе педагогики

сотрудничества— идеи совместной развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны

взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, совместным желанием анализа хода и результатов этой

деятельности.

Деятельностный подход заключается в ориентировании ученика не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на

овладение способами физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на развитие познавательных сил и творческого

потенциала ребёнка. Это отход от вербальных методов и форм передачи готовой информации, пассивности, учащихся на занятиях

к активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах физкультурно- оздоровительной и

спортивной деятельности.

Интенсификация и оптимизация состоит в повышении целенаправленности обучения и усилении мотивации занятий физической

культурой и спортом, применении активных и творческих методов и форм обучения (проблемные, исследовательские,

сопряжённого развития кондиционных и координационных способностей, акцентированного и всестороннего развития

координационных способностей, методики программно-алгоритмического типа, групповые и индивидуальные фор-мы обучения,

круговая тренировка и др.); в развитии навыков учебного труда; широком использовании компьютеров и других новых

технических средств.

Задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности

изучаемых явлений и процессов в сфере физической культуры учитель реализует на основе расширения межпредметных связей из

области разных предметов: литературы, истории, математики, анатомии, физиологии, психологии и др.

Цель - создание условий для реализации физкультурно-оздоровительной активности учащихся вне зависимости от уровня

физической подготовки и уровня сформированности специфических умений по отдельным видам спорта. Поэтому содержание 3-го

урока физкультуры направлено не только реализацию общепринятых разделов (лёгкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка и

т.д.), но и на введение таких вариативных разделов, как хореография, ритмика, фитнес, спортивные и бальные танцы,

национальные виды спорта, национальные спортивные игры и командные эстафетные игры.

В данной рабочей программе предусмотрен материал для замещения уроков лыжной подготовки на уроки подвижных игр и

гимнастики (30 часов для 4 класса) - Приложение 1. Этот материал будет использоваться при изменении климатических условий

(повышение температуры и вызванное ее таяние снега в период января - марта месяца).

Содержание программы

Содержание программного материала уроков состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной).

Освоение базовых основ физической культуры необходимо для каждого ученика.

Базовый компонент составляет основу Государственного стандарта общеобразовательной подготовки в области физической

культуры. Вариативная часть физической культуры связана с учетом индивидуальных способностей учащихся и местных

особенностей работы школы.

Программа состоит из взаимосвязанных частей: уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в

режиме учебного, внеурочного направления, продленного дня; внеклассная работа и физкультурно-массовые мероприятия.

В базовую часть входят:

Естественные основы знаний.

Здоровье и физическое развитие ребенка. Основные формы движений. Работа органов дыхания.

Выполнение основных движений к. предметами, с разной скоростью, на ограниченной площади опоры. Измерение роста, веса,

положение в пространстве.

Социально-психологические основы.

Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня на укрепление здоровья.

Выполнение жизненно важных навыков и умений (ходьба, бег, прыжки, метание, лазание, перелезание) в игровой обстановке.

Контроль за выполнением физических упражнений и тестирования физических качеств.

Приемы закаливания: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры.

В программе освоения учебного материала теоретические разделы сочетаются с практическими, основой которых является урок

физкультуры, разделяющийся на 3 типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-

тренировочной направленностью.

Спортивно-оздоровительная деятельность проходит красной линией по следующим разделам:

Гимнастика с элементами акробатики

строй, строевые действия в шеренге, колонне; выполнение строевых команд), упражнения в лазании и перелезании, в равновесии,

упражнения по заданию учителя.

Легкая атлетика: бег с высоким подниманием бедра, в медленном темпе, изменение темпа бега, дыхание в беге, техника бега и

ходьбы, прыжки на одной, двух ногах, в длину и высоту, спрыгивание и запрыгивание, передача и ловля малого мяча, метание в

вертикальную цель и на дальность, бросок большого мяча (1 кг) на дальность разными способами.

Подвижные и спортивные игры. Многообразие двигательных действий оказывает комплексное воздействие на

совершенствование координационных и кондиционных способностей, в результате чего закладываются основы игровой

деятельности, совершенствующие движения (ходьба, бег, прыжки, метание).

Общеразвивающие упражнения по базовым видам и внутри разделов.

В процессе овладения учебной деятельностью на занятиях физической культуры укрепляется здоровье, совершенствуются

физические качества, активно развивается мышление, творчество и самостоятельность.

Результаты освоения предмета «Физическая культура»

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования

Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

от 6 октября 2009г. №373) данная рабочая программа для 4 класса направлена на достижение учащимися личностных,

метапредметных и предметных результатов по физической культуре.

Личностные результаты

формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и

национальной принадлежности;

формирование уважительного отношения к культуре других народов;

развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания

чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать

конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

социальной справедливости и свободе;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и

условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной

деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и

поведение окружающих;

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в

соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между

объектами и процессами.

Предметные результаты

формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека

(физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное,

эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;

овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка,

оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);

формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок,

данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты,

выносливости, координации, гибкости).

Требования к уровню подготовки учащихся к концу 5-ого года обучения.

В результате освоения программного материала ученик получит знания:

по разделу «Знания о физической культуре» — выполнять организационно-методические требования, которые предъявляются

на уроке физкультуры (в частности, на уроках лыжной подготовки, плавания), вести дневник самоконтроля, рассказывать

историю появления мяча и футбола, объяснять, что такое зарядка и физкультминутка, что такое гимнастика и ее значение в

жизни человека, правила обгона на лыжне;

по разделу «Гимнастика с элементами акробатики» — выполнять строевые упражнения, наклон вперед из положения сидя

и стоя, различные варианты висов, вис завесом одной и двумя ногами, кувырок вперед с места, с разбега и через препятствие,

кувырок назад, стойку на голове, на руках, на лопатках, мост, упражнения на гимнастическом бревне, упражнения на кольцах

(вис согнувшись, вис прогнувшись, переворот назад и вперед, выкрут, махи), опорный прыжок, проходить станции круговой

тренировки, лазать по гимнастической стенке, по канату в два и три приема, прыгать в скакалку самостоятельно и в тройках,

крутить обруч, напрыгивать на гимнастический мостик, выполнять разминки на месте, бегом, в движении, с мешочками,

гимнастическими палками, массажными мячами, набивными мячами, малыми и средними мячами, скакалками, обручами,

резиновыми кольцами, направленные на развитие гибкости и координации движений, на матах, запоминать небольшие

временные промежутки, подтягиваться, отжиматься;

по разделу «Легкая атлетика» — пробегать 30 и 60 м на время, выполнять челночный бег, метать мешочек на дальность и мяч

на точность, прыгать в длину с места и с разбега, прыгать в высоту с прямого разбега, перешагиванием, спиной вперед,

проходить полосу препятствий, бросать набивной мяч способами «из-за головы», «от груди», «снизу», правой и левой рукой,

пробегать дистанцию 1000 м, передавать эстафетную палочку;

по разделу «Лыжная подготовка» — передвигаться на лыжах скользящим и ступающим шагом с лыжными палками и без них,

попеременным и одновременным двухшажным ходом, попеременным и одновременным одношажным ходом, «змейкой»,

выполнять повороты на лыжах переступанием и прыжком, подъем на склон «полуелочкой», «елочкой», «лесенкой», спуск со

склона в основной стойке и в низкой стойке, тормозить «плугом», проходить дистанцию 2 км, играть в подвижные игры на

лыжах «Накаты» и «Подними предмет»;

по разделу «Подвижные и спортивные игры» — выполнять пас ногами и руками, низом, верхом, через волейбольную сетку,

ведение мяча ногами и руками, прием мяча снизу и сверху, бить и бросать по воротам, бросать и ловить мяч самостоятельно и в

парах, бросать мяч в баскетбольное кольцо различными способами, играть в подвижные игры «Ловишка», «Ловишка на хопах»,

«Колдунчики», «Салки с домиками», «Салки — дай руку», «Флаг на башне», «Бросай далеко, собирай быстрее», «Собачки»,

«Собачки ногами», «Командные собачки», «Вышибалы», «Вышибалы с кеглями», «Вышибалы с ранением», «Вышибалы через

сетку», «Перестрелка», «Волк во рву», «Антивышибалы», «Защита стойки», «Капитаны», «Осада города», «Штурм», «Удочка»,

«Мяч в туннеле», «Парашютисты», «Ловля обезьян», «Ловля обезьян с мячом», «Горячая линия», «Будь острожен», «Игра в

мяч с фигурами», «Салки и мяч», «Ловишка с мешочком на голове», «Катание колеса», «Марш с закрытыми глазами»,

«Пионербол», «Точно в цель», «Борьба за мяч», «Командные хвостики», «Ножной мяч», играть в спортивные игры (футбол,

баскетбол, гандбол).

Учебный предмет «Физическая культура» тесно взаимосвязан со всеми предметами школьного курса. Практически вся тематика

Физической культуры базируется на знаниях, получаемых учащимися при изучении других общеобразовательных предметов.

Поэтому на уроках Физической культуры непременно используется межпредметная связь:

обж - ЗОЖ, оказание первой медицинской помощи, обморожения, ожоги;

география - туризм, выживание в природе;

химия - процессы дыхания;

физика - природные явления, ускорение, расстояние, масса, мощность, сила;

история - история Олимпийских игр, история спорта;

математика - расстояние, скорость;

биология -режим дня школьника, рацион питания, оказание ПМП, работа мышц, кровообращение, утомление,

экологическая безопасность;

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ

на изучение физической культуры в

основной школе выделяется 350 ч, из расчета 2 ч в неделю с V по IX класс. По приказу Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889

на изучение физической культуры в основной школе выделяется еще 1 ч в неделю.

Рабочая программа составлена с учетом следующих нормативных документов:

Закон РФ « О физической культуре и спорте» От 4.12.2007г.№329-ФЗ

Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 4.10.2000г.№ 751;

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Распоряжение правительства РФ от 30.08.2002г.

№1507 – р.

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ МО РФ от 09.03.2004 г.№1312;

Обязательный минимум содержания основного общего образования. Приказ МО РФ от 19.05. 1998г. №1236;

О введении третьего дополнительного часа физической культуры в общеобразовательных учреждениях Российской

Федерации. Письмо МО РФ от 26.03.2002г. №30-51-197/20

Приказ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и

среднего (полного) общего образования» от 5.03.2004 г. № 1089.

3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Знания о физической культуре.

История физической культуры. Олимпийские игры древности.

Возрождение Олимпийских игр и олимпийского движения.

История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся достижения

отечественных спортсменов на Олимпийских играх.

Краткая характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.

Физическая культура в современном обществе.

Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике безопасности и бережное отношение к природе

(экологические требования).

Физическая культура (основные понятия). Физическое развитие человека.

Физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитием физических качеств.

Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств.

Техническая подготовка. Техника движений и её основные показатели.

Всестороннее и гармоничное физическое развитие.

Адаптивная физическая культура.

Спортивная подготовка.

Здоровье и здоровый образ жизни.

Профессионально-прикладная физическая подготовка.

Физическая культура человека. Режим дня, его основное содержание и правила планирования.

Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.

Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств личности.

Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.

Восстановительный массаж.

Проведение банных процедур.

Доврачебная помощь во время занятий физической культурой и спортом.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой.

Подготовка к занятиям физической

культурой.

Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз

(подвижных перемен).

Планирование занятий физической культурой.

Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.

Организация досуга средствами физической культуры.

Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль.

Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью. Оценка техники движений, способы

выявления и устранения ошибок в технике выполнения (технических ошибок).

Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных проб.

Физическое совершенствование

Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели.

Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры.

Спортивно-оздоровительная деятельность

с общеразвивающей направленностью

Гимнастика с основами акробатики. Организующие команды и приёмы.

Акробатические упражнения и комбинации.

Ритмическая гимнастика (девочки).

Опорные прыжки.

Упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девочки).

Упражнения и комбинации на гимнастической перекладине (мальчики).

Упражнения и комбинации на гимнастических брусьях: упражнения на параллельных брусьях (мальчики); упражнения на

разновысоких брусьях (девочки).

Лёгкая атлетика. Беговые упражнения.

Прыжковые упражнения.

Метание малого мяча.

Лыжные гонки. Передвижения на лыжах.

Подъёмы, спуски, повороты, торможения.

Спортивные игры. Баскетбол. Игра по правилам.

Волейбол. Игра по правилам.

Футбол. Игра по правилам.

Прикладно-ориентированная подготовка. Прикладно-ориентированные упражнения.

Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка.

Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости.

Лёгкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.

Лыжные гонки. Развитие выносливости, силы, координации движений, быстроты.

Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений.

Футбол. Развитие быстроты, силы, выносливости.

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В этом разделе представлены результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура», которые

должны демонстрировать школьники по завершении обучения в основной школе.

Личностные результаты

отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в

процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в

положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний,

а также в умении использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей,

достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

Личностные результаты могут проявляться в разных областях культуры.

В области познавательной культуры:

• владение знаниями об индивидуальных особенностях физического развития и физической подготовленности о соответствии

их возрастным и половым нормативам;

• владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах

профилактики заболеваний и перенапряжения средствами физической культуры;

• владение знаниями по основам организации и проведения занятий физической культурой оздоровительной и тренировочной

направленности, составлению содержания занятий в соответствии с собственными задачами, индивидуальными особенностями

физического развития и физической подготовленности.

В области нравственной культуры:

• способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической

культурой, игровой и соревновательной деятельности;

• способность активно включаться в совместные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, принимать

участие в их организации и проведении;

• владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом,

разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

В области трудовой культуры:

• умение планировать режим дня, обеспечивать оптимальное сочетание нагрузки и отдыха;

• умение проводить туристские пешие походы, готовить снаряжение, организовывать и благоустраивать места стоянок,

соблюдать правила безопасности;

• умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к

занятиям и спортивным соревнованиям.

В области эстетической культуры:

• красивая (правильная) осанка, умение ее длительно сохранять при разнообразных формах движения и передвижений;

• хорошее телосложение, желание поддерживать его в рамках принятых норм и представлений посредством занятий

физической культурой;

• культура движения, умение передвигаться красиво, легко и непринужденно.

В области коммуникативной культуры:

• владение умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать,

анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой;

• владение умением достаточно полно и точно формулировать цель и задачи совместных с другими детьми занятий

физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельностью, излагать их содержание;

• владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и

взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.

В области физической культуры:

• владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, лазанья и др.) различными

способами, в различных изменяющихся внешних условиях;

• владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности,

технических действий базовых видов спорта, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;

• умение максимально проявлять физические способности (качества) при выполнении тестовых упражнений по физической

культуре.

Метапредметные результаты характеризуют

уровень сформированности качественных универсальных способностей

учащихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности.

Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала

других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса (умение

учиться), так и в реальной повседневной жизни учащихся.

Метапредметные результаты проявляются в различных областях культуры.

В области познавательной культуры:

• понимание физической культуры как явления культуры, способствующего развитию целостной личности человека, сознания

и мышления, физических, психических и нравственных качеств;

• понимание здоровья как важнейшего условия саморазвития и самореализации человека, расширяющего свободу выбора,

профессиональной деятельности и обеспечивающего долгую сохранность творческой активности;

• понимание физической культуры как средства организации здорового образа жизни, профилактики вредных привычек и

девиантного поведения.

В области нравственной культуры:

• бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих, проявление доброжелательности и отзывчивости к

людям, имеющим ограниченные возможности и нарушения в состоянии здоровья;

• уважительное отношение к окружающим, проявление культуры взаимодействия, терпимости и толерантности в достижении

общих целей при совместной деятельности;

• ответственное отношение к порученному делу, проявление осознанной дисциплинированности и готовности отстаивать

собственные позиции, отвечать за результаты собственной деятельности.

В области трудовой культуры:

• добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, качественно

повышающих результативность выполнения заданий;

• рациональное планирование учебной деятельности, умение организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность;

• поддержание оптимального уровня работоспособности в процессе учебной деятельности, активное использование занятий

физической культурой для профилактики психического и физического утомления.

В области эстетической культуры:

• восприятие красоты телосложения и осанки человека в соответствии с культурными образцами и эстетическими канонами,

формирование физической красоты с позиций укрепления и сохранения здоровья;

• понимание культуры движений человека, постижение жизненно важных двигательных умений в соответствии с их

целесообразностью и эстетической привлекательностью;

• восприятие спортивного соревнования как культурно-массового зрелищного мероприятия, проявление адекватных норм

поведения, неантагонистических способов общения и взаимодействия.

В области коммуникативной культуры:

• владение культурой речью, ведение диалога в доброжелательной и открытой форме, проявление к собеседнику внимания,

интереса и уважения;

• владение умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы

при принятии общих решений;

• владение умением логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до

собеседника.

В области физической культуры:

• владение способами организации и проведения разнообразных форм занятий физической культурой, их планирования и

содержательного направления;

• владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений из базовых видов спорта и оздоровительной

физической культуры, активное их использование в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-

оздоровительной деятельности;

владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития и физической

подготовленности, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий физической

культурой.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и

закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и

способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с

организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.

В области познавательной культуры:

• знания об истории и развитии спорта и олимпийского движения, о положительном их влиянии на укрепление мира и дружбы

между народами;

• знания основных направлений развития физической культуры в обществе, их целей, задач и форм организации;

• знания о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте

физической культуры в организации здорового образа жизни.

В области нравственной культуры:

способность проявлять инициативу и творчество при организации совместных занятий физической культурой,

доброжелательное и уважительное отношение к занимающимся, независимо от особенностей их здоровья, физической и

технической подготовленности;

• умение оказывать помощь занимающимся при освоении новых двигательных действий, корректно объяснять и объективно

оценивать технику их выполнения;

способность проявлять дисциплинированность и уважительное отношение к сопернику в условиях игровой и

соревновательной деятельности, соблюдать правила игры и соревнований.

В области трудовой культуры:

• способность преодолевать трудности, выполнять учебные задания по технической и физической подготовке в полном

объеме;

способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой разной направленности, обеспечивать

безопасность мест занятий, спортивного инвентаря и оборудования, спортивной одежды;

• способность самостоятельно организовывать и проводить занятия профессионально-прикладной физической подготовкой,

подбирать физические упражнения в зависимости от ориентации на будущую профессиональную деятельность.

В области эстетической культуры:

• способность организовывать самостоятельные занятия физической культурой по формированию телосложения и правильной

осанки, подбирать комплексы физических упражнений и режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных

особенностей физического развития;

• способность организовывать самостоятельные занятия по формированию культуры движений, подбирать упражнения

координационной, ритмической и пластической направленности, режимы физической нагрузки в зависимости от индивидуальных

особенностей физической подготовленности;

• способность вести наблюдения за динамикой показателей физического развития и осанки, объективно оценивать их,

соотнося с общепринятыми нормами и представлениями.

В области коммуникативной культуры:

• способность интересно и доступно излагать знания о физической культуре, грамотно пользоваться понятийным аппаратом;

• способность формулировать цели и задачи занятий физическими упражнениями, аргументированно вести диалог по основам

их организации и проведения;

• способность осуществлять судейство соревнований по одному из видов спорта, владеть информационными жестами судьи.

В области физической культуры:

• способность отбирать физические упражнения по их функциональной направленности, составлять из них индивидуальные

комплексы для оздоровительной гимнастики и физической подготовки;

• способность составлять планы занятий физической культурой с различной педагогической направленностью, регулировать

величину физической нагрузки в зависимости от задач и индивидуальных особенностей организма;

• способность проводить самостоятельные занятия по освоению новых двигательных действий и развитию основных

физических качеств, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.

В результате изучения физической культуры ученик должен:

знать/понимать

роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни, организации активного отдыха и

профилактике вредных привычек;

основы формирования двигательных действий и развития физических качеств;

способы закаливания организма и основные приемы самомассажа;

уметь

составлять и выполнять комплексы упражнений утренней и корригирующей гимнастики с учетом индивидуальных

особенностей организма;

выполнять акробатические, гимнастические, легкоатлетические упражнения, технические действия в спортивных играх;

выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств, адаптивной (лечебной)

физической культуры с учетом состояния здоровья и физической подготовленности;

осуществлять наблюдения за своим физическим развитием и индивидуальной физической подготовленностью, контроль за

техникой выполнения двигательных действий и режимом физической нагрузки;

соблюдать безопасность при выполнении физических упражнений и проведении туристических походов;

осуществлять судейство школьных соревнований по одному из базовых видов спорта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

проведения самостоятельных занятий по формированию телосложения, коррекции осанки, развитию физических качеств,

совершенствованию техники движений;

включения занятий физической культурой и спортом в активный отдых и досуг.

6. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс

Номер

урока

п/п

Номер

урока

В теме

Тема урока

Кол-во

Дата по

плану

Дата по

плану

Знания о физической культуре

1

1

1

Техническая подготовка. Техника движений и её основные

показатели. Оценка техники движений, способы выявления и

устранения ошибок в технике выполнения

1

Легкая атлетика

10

2

1

Беговые упражнения. Высокий старт

1

3

2

Беговые упражнения. Низкий старт

1

4

3

Беговые упражнения. Низкий старт

1

5

4

Беговые упражнения. Соревнования

1

6

5

Беговые упражнения. Бег на средние дистанции

1

7

6

Беговые упражнения. Бег на средние дистанции

1

8

7

Беговые упражнения. Бег на средние дистанции

1

9

8

Беговые упражнения. Челночный бег

1

10

9

Беговые упражнения. Челночный бег

1

11

10

Беговые упражнения. Челночный бег

1

Номер

урока

п/п

Номер

урока

В теме

Тема урока

Кол-во

Дата по

плану

Дата по

плану

Футбол

3

12

1

Футбол. Остановка катящегося мяча

1

13

2

Футбол. Удар по катящемуся мячу

1

14

3

Футбол. Тактика игры

1

Легкая атлетика

3

15

1

Прыжковые упражнения. Прыжок

в высоту

1

16

2

Прыжковые упражнения. Прыжок

в высоту

1

17

3

Прыжковые упражнения. Прыжок

в высоту

1

Волейбол

10

18

1

Волейбол. Стойка игрока. Приём

и передача мяча сверху двумя руками (над

собой –

партнёру)

1

19

2

Волейбол. Приём и передача мяча сверху двумя руками

у стены

1

20

3

Волейбол. Приём и передача мяча сверху двумя руками через

сетку

1

21

4

Волейбол. Приём и передача мяча двумя руками снизу

у стены

1

22

5

Волейбол. Приём и передача мяча двумя руками снизу через

сетку

1

Номер

урока

п/п

Номер

урока

В теме

Тема урока

Кол-во

Дата по

плану

Дата по

плану

23

6

Волейбол. Приём и передача мяча сверху двумя руками

в парах с перемещением вдоль сетки

1

24

7

Волейбол. Приём и передача мяча сверху двумя руками над

собой

с перемещением

1

25

8

Волейбол. Нижняя прямая подача

1

26

9

Волейбол. Прямой нападающий удар

1

27

10

Волейбол. Прямой нападающий удар после набрасывании мяча

партнёром

1

II четверть

Знания о физической культуре

2

28

1

История зарождения олимпийского движения в России.

Олимпийское движение в России (СССР). Выдающиеся

достижения отечественных спортсменов на Олимпийских играх

1

29

2

Всестороннее и гармоничное физическое развитие

1

Гимнастика с основами акробатики

18

30

1

Строевые упражнения

1

31

2

Висы.

Строевые упражнения

1

32

3

Висы.

Строевые упражнения

1

33

4

Висы.

1

Номер

урока

п/п

Номер

урока

В теме

Тема урока

Кол-во

Дата по

плану

Дата по

плану

Строевые упражнения

34

5

Опорный прыжок

1

35

6

Опорный прыжок

1

36

7

Опорный прыжок

1

37

8

Опорный прыжок

1

38

9

Акробатика. Лазанье

1

39

10

Акробатика. Лазанье

1

40

11

Акробатика. Лазанье

1

41

12

Упражнения на гимнастическом бревне и гимнастической

перекладине

1

42

13

Упражнения на гимнастическом бревне и гимнастической

перекладине

1

43

14

Упражнения на гимнастическом бревне и гимнастической

перекладине

1

44

15

Упражнения на гимнастических брусьях

1

45

16

Упражнения на гимнастических брусьях

1

46

17

Упражнения на гимнастических брусьях

1

47

18

Ритмическая гимнастика

1

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

1

48

1

Организация досуга средствами физической культуры

1

III четверть

Лыжные гонки

21

Номер

урока

п/п

Номер

урока

В теме

Тема урока

Кол-во

Дата по

плану

Дата по

плану

49

1

Передвижения на лыжах. Эстафеты

1

50

2

Передвижения на лыжах

1

51

3

Передвижения на лыжах. Попеременный двухшажный ход

1

52

4

Передвижения на лыжах. Попеременный двухшажный ход

1

53

5

Передвижения на лыжах. Одновременный бесшажный ход

1

54

6

Передвижения на лыжах. Одно-временный двухшажный ход

1

55

7

Передвижения на лыжах. Одновременный двухшажный ход

1

56

8

Передвижения на лыжах. Одно-временный двухшажный ход

1

57

9

Передвижения на лыжах. Одновременный одношажный ход

1

58

10

Передвижения на лыжах. Одновременный одношажный ход

1

59

11

Повороты на лыжах

1

60

12

Повороты на лыжах

1

61

13

Повороты на лыжах

1

62

14

Спуски

на лыжах

1

63

15

Спуски

на лыжах

1

64

16

Спуски

на лыжах

1

65

17

Подъемы

1

66

18

Передвижения на лыжах Прохождение дистанции 4 км

1

Номер

урока

п/п

Номер

урока

В теме

Тема урока

Кол-во

Дата по

плану

Дата по

плану

67

19

Передвижения на лыжах. Тактика прохождения длинных

дистанций

1

68

20

Передвижения на лыжах. Соревнования

1

69

21

Передвижения на лыжах. Эстафеты на склоне

1

Физкультурно-оздоровительная деятельность

1

70

1

Индивидуальные комплексы корригирующей физической

культуры. Выбор упражнений и составление индивидуальных

комплексов

1

Баскетбол

8

71

1

Баскетбол. Передвижения игрока

1

72

2

Баскетбол. Повороты

с мячом

1

73

3

Баскетбол. Повороты

с мячом

1

74

4

Баскетбол. Ведение

мяча

1

75

5

Баскетбол. Ведение

мяча

1

76

6

Баскетбол. Передача

мяча

1

77

7

Баскетбол. Передача

мяча

1

78

8

Баскетбол. Передача

мяча

1

Номер

урока

п/п

Номер

урока

В теме

Тема урока

Кол-во

Дата по

плану

Дата по

плану

III четверть

Баскетбол

5

79

1

Баскетбол. Бросок мяча

1

80

2

Баскетбол. Бросок мяча

1

81

3

Баскетбол. Бросок мяча

1

82

4

Баскетбол. Перехват

мяча

1

83

5

Баскетбол. Перехват

мяча

1

Знания о физической культуре

1

84

1

Здоровье

и здоровый образ жизни

1

Физкультурно-оздоровительная деятельность

1

85

2

Оздорови-тельные формы занятий в режиме учебного дня и

учебной недели

1

Лапта

6

86

3

Игра «Русская лапта». Ловля в сочетании с передачей мяча

1

87

4

Игра «Русская лапта». Ловля в сочетании с передачей мяча

1

88

5

Игра «Русская лапта». Ловля в сочетании с передачей мяча

1

89

6

Игра «Русская лапта». Ловля в сочетании с передачей мяча

1

90

7

Игра «Русская лапта». Ловля в сочетании с передачей мяча

1

91

8

Игра «Русская лапта». Ловля в сочетании с передачей мяча

1

Номер

урока

п/п

Номер

урока

В теме

Тема урока

Кол-во

Дата по

плану

Дата по

плану

Легкая атлетика

14

92

1

Беговые упражнения. Кроссовый бег

1

93

2

Беговые упражнения. Кроссовый бег

1

94

3

Беговые упражнения. Кроссовый бег

1

95

4

Беговые упражнения. Кроссовый бег

1

96

5

Беговые упражнения. Эстафетный бег

1

97

6

Беговые упражнения. Эстафетный бег

1

98

7

Прыжковые упражнения. Многоскоки

1

99

8

Прыжковые упражнения. Многоскоки

1

100

9

Прыжковые упражнения. Прыжок

в длину

1

101

10

Прыжковые упражнения.Прыжок

в длину

1

102

11

Прыжковые упражнения.Прыжок

в длину

1

103

12

Метание малого мяча

1

104

13

Метание малого мяча

1

105

14

Метание малого мяча

1

7. Перечень учебно-методического обеспечения

1.

Барчуков, И. С. Физическая культура и спорт [Текст] / И. С. Барчуков. – М.: Академия, 2009 – 528 с.

2.

Вавилов, Ю. Н. Физиологические основы двигательной активности [Текст] / Ю. Н. Вавилов. – М.: Физкультура и спорт,

1991. – 80 с.

3.

Валик, Б. В. Тренерам юных легкоатлетов [Текст] / Б. В. Валик. – М. , Физкультура и спорт, 1974. – 168 с.

4.

Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В.

Маслов. – М.: Просвещение,2011. – 77с.

5.

Герейда, В. Н. Научить быть здоровым [Текст] / В. Н. Герейда // Начальная школа. – 2000. – № 6. – 99 с.

6.

Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре: 5–9 классы. – М.: ВАКО,2010. – 400с.

7.

Коц Я. М. Физиология мышечной деятельности. [Текст] / – М.: Физкультура и спорт, 1982. – С. 347.

8.

Купчинов, Р. И. Физическое воспитание [Текст] / Р. И. Купчинов – М. , 2006. – 243 с.

9.

Левитов Н. Д. Психология спорта.[Текст] / Н. Д. Летвинов – М.: Физическая культура и спорт, 1987. – 424 с.

10.

Летунов, С. П. Выносливость юных спортсменов [Текс] / C. П. Летунов. – М. , 1969 – 222 с.

11.

Лукьяненко, В. П. Формирование здорового образа жизни [Текст] / В. П. Лукьяненко // Физкультура в школе. 2001. – № 2. –

18 с.

12.

Оливова В. А. Люди и игры. У истоков современного спорта [Текст] / В. А. Оливова. – М. , 1985. – 89 с.

13.

Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка [Текст] / Э. Я. Степаненкова. – М.:

Академия, 2001. – 368 с.

14.

Сухарев, А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков [Текст] / А. Г. Сухарев. – М. : Медицина, 1991. – С.

152–172.

15. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М. Я. Виленского, В. И. Ляха. 5–9 классы: пособие для

учителей общеобразовательных учреждений / В. И. Лях. – М.: Просвещение, 2011, – 104с.

16.

Холодов, М. К.Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / М. К. Холодов, В. С. Кузнецов.

М.: Академия,

2000.

480 с.



В раздел образования