Речевое развитие дошкольников и младших школьников
Автор: Шмидт Татьяна Алексеевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МКОУ Горковская С(К)ОШИ Населённый пункт: с. Горки, Шурышкарский р-н, ЯНАО Наименование материала: статья Тема: Речевое развитие дошкольников и младших школьников Раздел: среднее профессиональное
Речевое развитие дошкольников и младших школьников
В
настоящее
время
происходят
гуманизация
и
демократизация
современного
общества, социально-экономические перемены, модернизация системы образования. В это
непростое время большое внимание уделяется преемственности системы образования между
дошкольным
образовательным
учреждением
и
школой,
проблеме
речевого
развития
дошкольников и младших школьников.
Формирование
правильной
речи
ребенка
является
одной
из
основных
задач
дошкольного образования.
В
норме
к
пяти
—
шести
годам
заканчивается
формирование
правильного
звукопроизношения. В 6-7 лет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии
органических
нарушений
центрального
и
периферического
речевого
аппарата,
дети
правильно пользуются всеми звуками родного языка. Произношение шестилетних детей
мало чем отличается от речи взрослых, затруднения отмечаются лишь в тех случаях, когда
встречаются трудные для ребенка новые слова или фразы, насыщенные сочетаниями звуков,
которые ребенок еще не дифференцируют (С – Ш): «Шла Саша по шоссе».
В 6 – 7 лет дети должны:
- правильно различать звуки на слух, придумывать слова на заданный звук или с данным
звуком;
- выделять звуки из слов, из ряда слогов и звуков;
- произносить сложные слова со стечением согласных, состоящих из трех и более слогов
(защитник, мотоциклист), определять количество слогов в слове;
- произносить длинные и сложные предложения (В саду за высоким забором растут яблони, а
в кустах шиповник);
- употреблять в речи предлоги простые (в, на, из), и сложные (из-за, из-под, около, возле);
- правильно согласовывать в части речи (существительные с прилагательными, глаголами,
числительными в единственном и множественном числе) (Например: У Маши и Саши нет
двух спелых яблок. Дети съели их в обед.);
- образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, так же наречия от прилагательных
(быстрый – быстро);
-
образовывать
сравнительные
степени
прилагательных
(длинный
–
длиннее
–
самый
длинный),
образовывать
глаголы
движения
с
приставками
(обошел,
зашел,
пришел);
понимать обращенную к ним речь в полном объеме;
- понимать сложные двусмысленные тексты;
- активный словарь быстро пополняется, лексикон ребенка состоит примерно из 14 тысяч
слов, дети активно пользуются как видовыми, так и родовыми понятиями, антонимами,
синонимами, классифицируют предметы;
-
самостоятельно
составлять
описательные
рассказы,
развернутые
и
логичные
по
содержанию, пересказывать сказки;
- логично излагать свои мысли, используя сложные предложения с союзом «а»;
- понимать логико-грамматические конструкции (Петю ударил Ваня. Кто драчун?).
В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и
общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое
употребление
в
общении
с
другими
людьми,
вместе
с
тем
речь
становится
основой
перестройки психических процессов, орудием мышления.
К
концу
дошкольного
возраста
при
определенных
условиях
воспитания
ребенок
начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное
значение
для
последующего
овладения
грамотой.
Связная
речь
дошкольника
достигает
довольно высокого уровня.
Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет
свидетельствует о ежегодном увеличении количества дошкольников и младших школьников с
речевыми нарушениями, с недоразвитием речи.
Недоразвитие речи – это отставание в формировании каких-либо сторон речевой
функциональной системы. Очень часто в детском саду и в начальной школе встречаются дети
с фонетико-фонематическим нарушением речи.
Фонетико-фонематическое
недоразвитие
речи
(ФФНР)
—
нарушение
процессов
формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми
расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории
относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.
Специфика речевых нарушений у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
состоит
в
многообразии
проявлений
дефектов
произношения
различных
звуков,
в
вариантности их проявлений в разных формах речи, в различном уровне фонематического
восприятия.
У
них
наблюдается
общая
смазанность
речи,
«сжатая»
артикуляция,
недостаточная
выразительность
и
четкость
речи.
У
детей
с
этим
речевым
дефектом
встречается некоторая задержка лексико-грамматического развития.
Нередко
у
детей-дошкольников
и
младших
школьников
встречается
общее
недоразвитие речи (ОНР III уровня).
П р и общем
недоразвитии
речи
у
детей
с
нормальным
слухом
и
интеллектом
нарушается
формирование
каждого
из
компонентов
речевой
системы:
фонетики,
фонематических процессов, лексики, грамматики. Отмечается нарушение как смысловой, так
и произносительной стороны речи.
У большинства детей с ОНР имеется недоразвитие неречевых психических функций,
которые тесно связаны с речью, таких как внимание, восприятие, память, мышле ние. Для
этих детей характерны как типологические, так и индивидуальные особенности со стояния
речевых и неречевых психических функций.
У детей с IV уровнем речевого недоразвития (НВОНР) наблюдается незначительное
нарушение
дифференциации
звуков
речи,
словоизменения
(мужественный
-
мужовый,
мускулистый
–
мускульный,
книголюб
–
книжный,
портной
–
порной),
нарушение
предложно-падежных
конструкций,
не
всегда
правильно
применяют
сложные
по
конструкции предлоги.
Очень
часто
в
логопедической
практике
встречается
стертая
дизартрия.
Основные
жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение
и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.
Стертая
дизартрия
—
речевая
патология,
проявляющаяся
в
расстройствах
фонетического
и
просодического
компонентов
речевой
функциональной
системы
и
возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга
(Л.В. Лопатина).
Обследование детей в массовых садах показало, что в старших и подготовительных к
школе группах от 40 до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее
распространенных
нарушений:
дислалия,
ринофония,
фонетико-фонематическое
недоразвитие, стертая дизартрия.
В группах для детей с общим недоразвитием речи до 50% детей, а в группах с
фонетико-фонематическим недоразвитием — до 35% детей имеют стертую дизартрию. Дети,
имеющие стертую дизартрию, нуждаются в длительной, систематической индивидуальной
логопедической помощи.
Перед педагогами дошкольных образовательных учреждений и учителями начальной
школы
встаёт
вопрос
создания
оптимальных
психолого-педагогических
условий
для
полноценного речевого развития детей. С целью целенаправленного поэтапного решения
данной проблемы ежегодно в годовой план образовательных учреждений включаются задачи
речевого
развития
дошкольников
и
младших
школьников.
Решение
поставленных
задач
осуществляется через различные мероприятия с детьми, педагогами и родителями. Цель у
всех участников педагогического процесса едина: поиск эффективных приемов повышения
качества речевого развития детей.
Логопеды
на
фронтальных,
подгрупповых
занятиях
со
всеми
детьми
изучают
программный материал, направленный на устранение фонематических нарушений, общего
недоразвития
речи,
а
на
индивидуальных
занятиях
осуществляют
коррекцию
произносительной стороны речи, просодики и т.д. В тесной взаимосвязи логопеды работают
с
воспитателями,
учителями,
музыкальным
руководителем,
инструктором
по
ЛФК,
медицинскими работниками, психологом, родителями.
Воспитатели
групп совершенствуют артикуляционную, мелкую и общую моторику,
закрепляют
произносительные
навыки, навыки
звукослогового
анализа
и
синтеза,
обогащают, уточняют и активизируют отработанную лексику в соответствии с лексическими
темами
программы,
упражняют
в
правильном
употреблении
сформированных
грамматических категорий, формируют связную речь детей и т.д.
Родители должны оказать требуемое воздействие на своего ребенка, имеющего дефект
речи, посильную помощь ему. Ведь для детей старшего дошкольного и младшего школьного
возраста
наиболее
значимыми
субъектами
являются
родители.
Совместно
с
логопедом,
воспитателями вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе, и
на перевоспитание ребенка.
Согласованность
в
действиях
воспитателей,
специалистов
и
родителей
поможет
поднять качество и эффективность работы по развитию речи дошкольников и младших
школьников с максимальным учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
ЛИТЕРАТУРА:
1.
Балабанова В.П., Титова Т.А., Чистович И.А. Первичная оценка коммуникативного
развития
детей
раннего
возраста
//
Диагностика
нарушений
речи
у
детей
и
организация
логопедической
работы
в
условиях
дошкольного
учреждения.
СПб.,
РГПУ, 2002, с. 15-29.
2.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи
у дошкольников.- М., 1990
3.
Леонидова Н.Н. Задержка речевого развития. Что делать?// Дошкольная педагогика.
Научно-методический журнал. М., /Май- Июнь/, 2004.
4.
Кольцова М.М. Ребенок учится говорить.- М., 1979.
5.
Рулева
А.О.
Важный
этап
в
развитии
речи.
//
Дошкольная
педагогика.
Научно-
методический журнал. М., _Май- Июнь/, 2004.
6.
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии / Уч. Пособие для
педагогических институтов, - М., 1989.
7.
Якобсон С.Г., Соловьева Е.В. Дошкольник, каков он? Пособие для воспитателей
детских садов, - М. Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002.