Напоминание

«Инновационные технологии в дошкольном образовании"


Автор: Вахрушева Ирина Иннокентьевна
Должность: МАДОУ Тэгдинский детский сад
Учебное заведение: старший воспитатель
Населённый пункт: Бурятия. Хоринский район.улус Тэгда
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: «Инновационные технологии в дошкольном образовании"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей.

Тема : «Инновационные технологии в дошкольном образовании»

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в

работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов

дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации

работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые

оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании

направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного

образования.

Принципиально важной стороной в педагогической технологии

является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе,

отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми

придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель -

содействовать становлению ребенка как личности.

Технология– это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле,

мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Внедрение новых технологий в образовательный процесс дошкольных

учреждений способствует более эффективному воспитанию ребенка,

который стремится творчески подходить к решению различных жизненных

ситуаций и хочет получать новые знания об окружающем мире.

Использование таких технологий безусловно влияет на формирование

положительной мотивации к дальнейшему обучению.

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется

быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы

детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с

детьми. В связи с этим перед педагогами-дошкольниками встала задача

пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто

передать какие-либо знания, а развить познавательный интерес у детей и

осуществить преемственность дошкольного и начального школьного

обучения через современные педагогические технологии.

Любое новшество представляет собой создание и последующее внедрение

принципиально нового компонента, вследствие чего происходят

качественные изменения среды. Технология же является совокупностью

различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или

искусстве.

1. «Буккроссинг»

Что такое буккроссинг? Суть этого понятия проста – это «книговорот»

(«движение книг» от человека к человеку).

Книжная библиотека, доступна для всех участников образовательного

процесса.

Родитель, ребенок или педагог – любой желающий может взять

понравившуюся книгу, а взамен оставить какую-либо свою, главное, чтобы

количество книг в библиотеке не уменьшалось.

Цель проведения буккроссинга в детском саду — повышение интереса к

чтению и литературе.

2. «Досуговое чтение»или «Домашнее чтение»

Цель данной технологии – это возрождение традиций семейного чтения.

3. «Буктрейлер».

Буктрейлер — короткий видеофрагмент, рассказывающий в произвольной

художественной форме о какой-либо книге. Увидев его, заинтересовавшись

тем, какие персонажи появились на экране и что с ними будет происходить

далее, ребенок обязательно захочет узнать их историю целиком.

Главная цель создания таких короткометражек — это развитие мотивации к

чтению с помощью визуальных средств.

4. «Мнемотехника»

Жизнь в детском саду насыщена яркими событиями. Постоянно проходят

праздники, фестивали и конкурсы. Ребята всегда ждут эти необыкновенные

дни, ведь им так нравится выступать на сцене. Воспитатели и родители тоже

в ожидании праздника, если бы не одно обстоятельство: нужно выучить

много нового материала, например, стихотворение. А оно никак «не хочет

учиться»! Именно в этот момент может прийти на помощь особая технология

заучивания текстов – мнемотехника, цель которой — помочь развить у детей

основные психические процессы: память, внимание, речь, образное

мышление.

«Учите ребенка каким-нибудь известным ему пяти словам – он будет долго и

напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он

усвоит их на лету», — К.Д.Ушинский.

По правилам мнемотехники информация кодируется (зарисовывается

схематично) с помощью изображений, которые помогают ребенку

воспроизвести текст.

Изображения не просто рисуются на листе, а располагаются в

мнемотаблицах, мнемоквадратах, на мнемодорожках и в ассоциативных

цепочках, которые воспитатели или родители легко могут подготовить

самостоятельно для более быстрого запоминания текстового фрагмента.

Описанные выше технологии поспособствовали формированию бережного

отношения к книгам, а любовь к литературе должна прививаться с раннего

детства, ведь «дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души», –

говорил Цицерон.

5.«Говорящие стены»

Один из классиков отечественной педагогики утверждал, что «воспитывает

все: и люди, и книги, и понятия». Оказывается, в детском саду могут

воспитывать даже «стены».

Главная идея «говорящей стены» — преобразование обычной среды

пребывания ребенка в обучающую и «воспитывающую». «Говорящая стена»

— это своеобразный живой экран. На стенах в группе и помещениях

детского сада крепятся магнитные полоски, ковровые полотна, кармашки,

прищепки, ТСО, игры, игровые фишки и различные тематические картинки.

Также на «говорящих стенах» в помещениях детского сада материал

размещается в соответствии с временами года, по тематическим неделям,

которые проходят в детском саду, направлен он на художественно-

эстетическое воспитание дошкольников. Поэтому целью организации

«говорящих стен» в группах и помещениях детского сада стало усвоение,

закрепление, расширение знаний, а также развитие коммуникативных

навыков.

Основное предназначение «говорящей стены» в группе — проведение «Утра

улыбок», которое устанавливает атмосферу доверия, задает тон для

благоприятного общения в течение дня, развивает умение обмениваться

знаниями и опытом, мотивирует на получение новых знаний, устанавливает

эмоциональный контакт между участниками беседы.

«Утро улыбок» устраивается для того, чтобы дети почувствовали себя

частью сплоченной команды, участие в мероприятии помогает осознать свою

принадлежность к коллективу, учит уважительному отношению к

сверстникам и старшим, а также развивает умение кооперативного

взаимодействия. Дети обсуждают, чему они научились за неделю,

обговаривают план действий на текущий день, договариваются, кто за что

будет отвечать.

6. «Социальные акции»

Социально-ориентированная деятельность – это двусторонний процесс,

включающий в себя, с одной стороны, усвоение ребенком социального опыта

путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей. С другой

стороны – процесс активного воспроизводства ребенком системы

социальных связей за счет его активной деятельности.

Исходя из того, что социальная акция является основой формирования у

детей отношения к общественной жизни, воспитанники и педагоги нашего

детского сада принимают активное участие в событиях, имеющих

социальную значимость.

Главная цель этих мероприятий — формирование у детей отношения к

общественной жизни, развитие их гражданской позиции.

Одна из задач образовательной области «Социально-коммуникативное

развитие» — нравственное воспитание дошкольников. Участие в социальных

акциях вместе с родителями способствует формированию у детей

фундамента духовно-нравственного воспитания, у них складывается

представление о следующих понятиях: любовь к Родине, доброта,

сострадание, ценности семьи, уважение к старшим.

7.«Клубный час»

Современные дети живут и развиваются в совершенно новых

социокультурных условиях.

Чрезвычайная занятость родителей, изолированность ребенка в семье

негативно отражаются на социализации современных детей. На первый план

педагоги ставят задачу развития личностных качеств ребенка, как основное

условие противостояния этим негативным тенденциям.

Преимущество данной технологии состоит в том, что она не требует какой-то

специальной подготовки воспитателей, покупки специального

дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное –

огромное желание педагогического коллектива в период раннего детства дать

основу для формирования полноценной социально успешной личности.



В раздел образования