Автор: Вахрушева Ирина Иннокентьевна
Должность: МАДОУ Тэгдинский детский сад
Учебное заведение: старший воспитатель
Населённый пункт: Бурятия. Хоринский район.улус Тэгда
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: «Инновационные технологии в дошкольном образовании"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей.
Тема : «Инновационные технологии в дошкольном образовании»
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в
работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов
дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации
работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые
оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании
направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного
образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии
является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе,
отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми
придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель -
содействовать становлению ребенка как личности.
Технология– это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле,
мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Внедрение новых технологий в образовательный процесс дошкольных
учреждений способствует более эффективному воспитанию ребенка,
который стремится творчески подходить к решению различных жизненных
ситуаций и хочет получать новые знания об окружающем мире.
Использование таких технологий безусловно влияет на формирование
положительной мотивации к дальнейшему обучению.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется
быстрым темпом внедрения различных технологий в практику работы
детских садов. ФГОС ДО требует изменений во взаимодействии взрослых с
детьми. В связи с этим перед педагогами-дошкольниками встала задача
пересмотра приоритета профессиональной деятельности. Главное – не просто
передать какие-либо знания, а развить познавательный интерес у детей и
осуществить преемственность дошкольного и начального школьного
обучения через современные педагогические технологии.
Любое новшество представляет собой создание и последующее внедрение
принципиально нового компонента, вследствие чего происходят
качественные изменения среды. Технология же является совокупностью
различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или
искусстве.
1. «Буккроссинг»
Что такое буккроссинг? Суть этого понятия проста – это «книговорот»
(«движение книг» от человека к человеку).
Книжная библиотека, доступна для всех участников образовательного
процесса.
Родитель, ребенок или педагог – любой желающий может взять
понравившуюся книгу, а взамен оставить какую-либо свою, главное, чтобы
количество книг в библиотеке не уменьшалось.
Цель проведения буккроссинга в детском саду — повышение интереса к
чтению и литературе.
2. «Досуговое чтение»или «Домашнее чтение»
Цель данной технологии – это возрождение традиций семейного чтения.
3. «Буктрейлер».
Буктрейлер — короткий видеофрагмент, рассказывающий в произвольной
художественной форме о какой-либо книге. Увидев его, заинтересовавшись
тем, какие персонажи появились на экране и что с ними будет происходить
далее, ребенок обязательно захочет узнать их историю целиком.
Главная цель создания таких короткометражек — это развитие мотивации к
чтению с помощью визуальных средств.
4. «Мнемотехника»
Жизнь в детском саду насыщена яркими событиями. Постоянно проходят
праздники, фестивали и конкурсы. Ребята всегда ждут эти необыкновенные
дни, ведь им так нравится выступать на сцене. Воспитатели и родители тоже
в ожидании праздника, если бы не одно обстоятельство: нужно выучить
много нового материала, например, стихотворение. А оно никак «не хочет
учиться»! Именно в этот момент может прийти на помощь особая технология
заучивания текстов – мнемотехника, цель которой — помочь развить у детей
основные психические процессы: память, внимание, речь, образное
мышление.
«Учите ребенка каким-нибудь известным ему пяти словам – он будет долго и
напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он
усвоит их на лету», — К.Д.Ушинский.
По правилам мнемотехники информация кодируется (зарисовывается
схематично) с помощью изображений, которые помогают ребенку
воспроизвести текст.
Изображения не просто рисуются на листе, а располагаются в
мнемотаблицах, мнемоквадратах, на мнемодорожках и в ассоциативных
цепочках, которые воспитатели или родители легко могут подготовить
самостоятельно для более быстрого запоминания текстового фрагмента.
Описанные выше технологии поспособствовали формированию бережного
отношения к книгам, а любовь к литературе должна прививаться с раннего
детства, ведь «дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души», –
говорил Цицерон.
5.«Говорящие стены»
Один из классиков отечественной педагогики утверждал, что «воспитывает
все: и люди, и книги, и понятия». Оказывается, в детском саду могут
воспитывать даже «стены».
Главная идея «говорящей стены» — преобразование обычной среды
пребывания ребенка в обучающую и «воспитывающую». «Говорящая стена»
— это своеобразный живой экран. На стенах в группе и помещениях
детского сада крепятся магнитные полоски, ковровые полотна, кармашки,
прищепки, ТСО, игры, игровые фишки и различные тематические картинки.
Также на «говорящих стенах» в помещениях детского сада материал
размещается в соответствии с временами года, по тематическим неделям,
которые проходят в детском саду, направлен он на художественно-
эстетическое воспитание дошкольников. Поэтому целью организации
«говорящих стен» в группах и помещениях детского сада стало усвоение,
закрепление, расширение знаний, а также развитие коммуникативных
навыков.
Основное предназначение «говорящей стены» в группе — проведение «Утра
улыбок», которое устанавливает атмосферу доверия, задает тон для
благоприятного общения в течение дня, развивает умение обмениваться
знаниями и опытом, мотивирует на получение новых знаний, устанавливает
эмоциональный контакт между участниками беседы.
«Утро улыбок» устраивается для того, чтобы дети почувствовали себя
частью сплоченной команды, участие в мероприятии помогает осознать свою
принадлежность к коллективу, учит уважительному отношению к
сверстникам и старшим, а также развивает умение кооперативного
взаимодействия. Дети обсуждают, чему они научились за неделю,
обговаривают план действий на текущий день, договариваются, кто за что
будет отвечать.
6. «Социальные акции»
Социально-ориентированная деятельность – это двусторонний процесс,
включающий в себя, с одной стороны, усвоение ребенком социального опыта
путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей. С другой
стороны – процесс активного воспроизводства ребенком системы
социальных связей за счет его активной деятельности.
Исходя из того, что социальная акция является основой формирования у
детей отношения к общественной жизни, воспитанники и педагоги нашего
детского сада принимают активное участие в событиях, имеющих
социальную значимость.
Главная цель этих мероприятий — формирование у детей отношения к
общественной жизни, развитие их гражданской позиции.
Одна из задач образовательной области «Социально-коммуникативное
развитие» — нравственное воспитание дошкольников. Участие в социальных
акциях вместе с родителями способствует формированию у детей
фундамента духовно-нравственного воспитания, у них складывается
представление о следующих понятиях: любовь к Родине, доброта,
сострадание, ценности семьи, уважение к старшим.
7.«Клубный час»
Современные дети живут и развиваются в совершенно новых
социокультурных условиях.
Чрезвычайная занятость родителей, изолированность ребенка в семье
негативно отражаются на социализации современных детей. На первый план
педагоги ставят задачу развития личностных качеств ребенка, как основное
условие противостояния этим негативным тенденциям.
Преимущество данной технологии состоит в том, что она не требует какой-то
специальной подготовки воспитателей, покупки специального
дополнительного оборудования или вложения денежных средств. Главное –
огромное желание педагогического коллектива в период раннего детства дать
основу для формирования полноценной социально успешной личности.