Напоминание

Влияние подвижной игры на сенсомоторное развитие дошкольников


Автор: Разгуляева Ирина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ д/с № 481 комбинированного вида
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Влияние подвижной игры на сенсомоторное развитие дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Влияние подвижной игры на сенсомоторное развитие

дошкольников.

Разгуляева И.М.

воспитатель.

Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда

происходит перестройка функционирования многих систем организма.

Недостаточная

физическая

активность

ребенка

ведет

к

дефициту

познавательной активности, знаний, умений, к возникновению состояния

мышечной пассивности и снижению работоспособности организма», и поэтому

сенсомоторика будет благотворно влиять на развитие дошкольников и поможет

им укрепить свой организм.

Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы.

Чтобы взять предмет одной рукой, ребенок должен быть уже «моторно-готовым» к

этому. Если ребенок не может схватить предмет, то он не сможет и ощутить его.

При бимануальном (двумя руками) ощущении предмета происходит его

пространственное изучение. При таком действии ребенок должен иметь тонкую и

совершенную координацию движений рук. Развитие моторики обеспечивает

развитие других сенсорных систем.

Исследования выдающего русского психолога КоптереваП.Ф. особо актуальны

сегодня, когда коренным образом изменилось отношение к игре в процессе

обучения детей. Автор отмечает, что в обучении ребенку чрезвычайно важно

уметь сосредотачивать свое внимание на различных предметах и действиях.

«Этому великому искусству учит игра. Для достижения этой цели нужно, чтобы

не было противоположности между игрой и учением, чтобы учение не являлось

чем-то чрезвычайно сухим и отталкивающим по существу и по форме».

Наблюдение за играми детей, за их поведением в процессе игры, помогает мне

выявить их индивидуальные особенности, наметить наиболее эффективные пути

воздействия на развитие ребенка. Например, у ребенка отсутствует выдержка при

выполнении правил игры, я предлагаю игры, которые ставят ребенка в такие

условия, когда он должен будет сам контролировать выполнение правил другими

детьми.

В

своей

работе

использую

подвижные

игры,

которые

являются,

как

действенное средство физического и сенсомоторного развития детей с ОВЗ.

Данные игры создают благоприятную возможность плавного, адекватного

возрасту перехода от непроизвольного использования двигательных действий, к

их сознательному применению в дальнейшем. Исследуя влияние подвижных игр

на физическое развитие, отмечаю, что активные движения, обусловленные

содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции и усиливают все

физиологические процессы.

Ситуации на игровой площадке, которые всё время меняются, приучают детей

целесообразно использовать двигательные умения и навыки, обеспечивая

их совершенствование. Естественно, проявляются физические качества: быстрота

реакции, ловкость, глазомер, равновесие, навыки координации и др. Возникает

необходимость подчиняться правилам и соответствующим образом реагировать

на сигнал, организует и дисциплинирует детей, приучает их контролировать своё

поведение и положение тела, развивает сообразительность, двигательную

инициативу и самостоятельность.

В своей работе большое внимание уделяю мотивации игровой деятельности,

что соответствует положению ФГОС ДО. Отмечу, что чем интереснее и

увлекательнее мотивация к действию, тем незаметнее и эффективнее дети

выполняют игровую задачу, корректируя при этом имеющиеся двигательные

нарушения. Здесь реально возникает важный для процесса коррекции ребёнка

момент самооценки и самоконтроля. Он проявляется в ещё очень простой форме

– форме оценки себя, сравнительно с другими детьми Подвижные игры создают

атмосферу

радости,

положительных

эмоций

и

потому

делают

наиболее

эффективным комплексное решение оздоровительных, профилактических задач.

Ребёнок 5–7 лет владеет в общих чертах всеми видами движений, ребёнок

стремиться к новым сочетаниям движений, хочет испытать свои силы в сложных

видах движений и упражнений. У детей возникает потребность в двигательных

импровизациях. Дети берутся за выполнение любой двигательной задачи, но не

соразмеряют свои силы, не учитывают реальные возможности. Убедившись в

не посильности выполнения двигательного действия, ребёнок проделывает его

лишь в общих чертах, не добиваясь завершения. При этом он искренне убеждён в

том, что выполнил движение полностью. Данные возрастные особенности

учитываю при выполнении упражнений, контролируя правильное выполнения.

Уделяю особое внимание организации подвижных игр – это мотивация и

доброжелательная атмосфера их проведения. По моему мнению, в подобной

атмосфере и мотивации наиболее нуждаются дети малоактивные, ослабленные и

имеющие различного рода нарушения.

Важно также учитывать время года и состояние погоды. Для зимней прогулки,

например, провожу игры более динамичные. Летом удобнее проведение

соревновательных игр, но в очень жаркую погоду от таких игр целесообразнее

отказаться.

Регламентирую выбор игры и её место в режиме дня. Игры более динамичные

провожу на первой прогулке, особенно если ей предшествовали занятия со

значительным умственным напряжением, однообразным положением тела.

На второй прогулке провожу разные по двигательной характеристике игры. Но,

учитываю общую усталость детей к концу дня, не разучиваю новые игры.

Большое внимание уделяю мотивации детей для игры, она должна проходить

быстро и интересно. Непосредственно на игровой площадке детей можно собрать

при помощи зазывалочек: «Раз, два, три! Играть скорей беги! Раз, два, три,

четыре, пять! Всех зову играть! и др.». Можно в интересной форме дать задание

отдельным детям – собрать остальных в установленный ограниченный срок (пока

вращается

юла,

звучит

мелодия,

размещаются

атрибуты).

Использую

нестандартные звуковые и зрительные сигналы (спортивный свисток, звонок –

колокольчик, гроздь надувных шаров, фланелеграф и т. д.). Эффективны и

сюрпризные моменты – играть будут те, кто сумеет пробежать под вращающейся

скакалкой, кто сумеет проскользнуть по ледяной дорожке и др. мотивационные

приёмы сбора детей на игру постоянно варьирую.

Огромный эффект имеет обыгрывание атрибутов. Например, надевая маску –

шапочку: «Смотрите, какой большой косолапый мишка пришёл к вам играть»,

или: «Сейчас я кому–нибудь надену шапочку, и у нас будет зайчик», или:

«Угадайте, кто прячется за моей спиной?» и т. п. Можно вызвать интерес к игре

при разучивании. При помощи стихов, песенок, загадок (в том числе и

двигательных) на тему игры.

Считаю, что объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и

эмоциональным. Объяснение игры – это и инструкция, и момент создания

игровой ситуации. Чаще всего объяснение веду поэтапно, т.е. в ходе игровых

действий.

Роли в игре определяют поведение детей. Ведущая роль – всегда соблазн.

Выбор на главную роль дети воспринимают как поощрение. Выбор должен быть

обязательно мотивирован. Например: «Маша первая услышала зазывалочку» или

«Таня сегодня лучше всех выполняла упражнения, пусть она назначит лису». Для

назначения можно использовать и считалочку, делить слова на части нельзя, во

избежание конфликтов. Распределять роли можно и при помощи «волшебной

палочки», всевозможных вертушек (юлы, обруча, кеглей и др.), при помощи

перехваток и т.д. Для нового ведущего в ходе игры основным критерием является

качество выполнения движений и правил. Слежу за движениями детей: поощряю

верное и качественное выполнение, подсказываю и показываю лучшие действия,

помогаю личным примером. Итог игры должен быть оптимистичным, коротким и

конкретным. Всех участвующих хвалю за усилия и желание работы над собой.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли,

умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции,

проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры,

ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от

правильного выполнения задания.

На

современном

этапе

проблемы

сенсорного и

моторного воспитания

обсуждаются в педагогической теории. Авторы отмечают, что сенсорное и

моторное развитие не являются врождёнными, а развиваются в процессе. Таким

образом, следует отметить, что сенсомоторные способности у ребенка не

являются врожденными, а развиваются в процессе онтогенеза параллельно с

физическим и умственным развитием. А задача компетентного и внимательного

взрослого и педагога создать необходимые условия развития, поддерживая

детский интерес. Подвижная игра – это помощник в сенсомоторном развитии

детей, в том числе и детей со статусом ОВЗ, развивает моторику, координацию

движений, ловкость, выносливость, смелость.



В раздел образования