Авторы: Челобанова Зяйтуня Мягфуровна, Зяйтуня Мягфуровна Челобанова
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Вольский филиал государственного автономного профессионального образовательного учреждения
Населённый пункт: Вольск. Саратовская область
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рабочая программа" Родная литература"
Раздел: среднее профессиональное
Обуховская основная общеобразовательная школа –
филиал МКОУ «Раскатихинская средняя общеобразовательная школа»
Притобольный район
Трубина Елена Павловна
учитель русского языка и литературы
Тема опыта: «Формирование языковой компетенции
посредством лингвистического анализа текста на
уроках русского языка»
с.Обухово, 2020 г.
1
ТЕМА ОПЫТА
«Формирование языковой компетенции учащихся посредством
лингвистического анализа текста на уроках русского языка»
ВВЕДЕНИЕ
Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании,
что нельзя было бы передать русским словом”
К.Г.Паустовский
.
Русский язык в общеобразовательной подготовке учащихся имеет
стратегическое значение, так как от уровня владения языком зависят успехи в
учёбе не только по данной дисциплине, но и по всем остальным предметам;
уровень владения языком в значительной мере определяет социальное лицо
человека, его культурные и интеллектуальные показатели, его общественную
активность, стремление к самообразованию своего духовного начала.
Цели образования сегодня определяются в соответствии с запросами
общества, с современными подходами к развитию образования. Современное
образование связано, в первую очередь, с развивающей и воспитательной
функциями, с личностно-ориентированными технологиями обучения русскому
языку. Это предполагает необходимость всестороннего развития речевых
способностей ученика, формирования языковой компетенции. Учителя должны
формировать языковую личность, в совершенстве владеющую устной и
письменной речью. Развитие речи – главная задача уроков русского языка,
поэтому требуется постоянная систематическая работа в этом направлении.
Формирование языковой компетенции – важнейший аспект обучения
русскому языку, поскольку языковая компетенция – это способность учащихся
употреблять слова, их формы, синтаксические конструкции в соответствии с
нормами литературного языка, использовать его синонимические средства, в
конечном счете, - владение богатством языка как условие успешной речевой
деятельности.
2
Последнее время формированию языковой компетенции придается
особое значение, так как в ней совершенно справедливо видят залог успешного
формирования социально активной личности.
Школьный
курс
русского
языка
в
соответствии
с
действующим
стандартом образования обеспечивает необходимое для активной деятельности
владение русским языком, общение на нем во всех сферах: бытовой,
социокультурной, официально-деловой, а также формирование языковой
способности и приобщение к культуре народа изучаемого языка. Русский язык
– государственный язык Российской Федерации, средство межнационального
общения, консолидации и единения народов РФ. Также русский язык –
средство общения, орудие познания и отражения действительности, важнейшее
средство воспитания.
Цель опыта: определить эффективность применения лингвистического
анализа текста в формировании языковой компетенции учащихся
Задачи опыта:
1. Обеспечить качество усвоения знаний по предмету.
2. Внедрить на уроках русского языка формы и методы работы с текстом,
способствующие формированию языковой компетенции.
3.Разработать способы практической деятельности учащихся, направленной на
развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и
текстовых единиц.
4. Использовать приемы комплексной работы с текстом для занятий с
одарёнными учащимися.
5. Отобрать тематический текстовый материал, направленный на развитие
нравственных качеств школьников.
3
1.
АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА
В федеральном государственном стандарте определены задачи школьного
курса
русского
языка
-
это
формирование
ключевых
компетенций:
коммуникативной,
языковой,
лингвистической
и
культуроведческой.
Модернизация содержания образования в современной школе приводит к
существенному изменению концепции обучения русскому языку с ориентацией
на речевое развитие и формирование языковой компетенции.
При подготовке школьников к ГИА по русскому языку особенно важны
мыслительно-речевые умения (сжатое изложение и сочинение-рассуждение).
Возникает вопрос, как в век всеобщей компьютеризации развить в детях
чувство языка, как помочь учащимся освоить законы языка и особенно языка
художественного. Как известно, современные ученики мало и неохотно читают,
плохо владеют устной и письменной монологической речью.
При подготовке учащихся к итоговой аттестации я сталкиваюсь со
следующими проблемами:
учащимся сложно выбрать основную мысль из прочитанного
текста;
непонимание авторской позиции;
затруднения в сжатом пересказе текста;
высказывания учащихся отличаются примитивностью;
бедность лексического запаса учащихся;
неумение грамотно оформить монологический ответ;
большое количество грамматических и орфоэпических ошибок.
Для нашей школы эти проблемы особенно актуальны в связи с
особенностями
контингента
учащихся:
около
половины
учащихся
-
билингвальные дети таджикской национальности. В 2019 году с введением
обязательного итогового собеседования по русскому языку эти проблемы
проявились особенно остро, так как учащиеся плохо владеют навыками
спонтанной речи.
4
Все это подталкивает меня к поиску новых форм обучения. В своей
работе мне приходится задумываться о том, как выстроить свой урок таким
образом, чтобы ребята усвоили содержательную часть предмета, но при этом
сохранилась возможность давать толчок творческому и интеллектуальному
развитию. Богатую почву для формирования языковой компетенции дают
тексты различной типовой и стилистической направленности. Именно текст
составляет
основу
дидактического
материала,
с
помощью
которого
формируются соответствующие умения.
2.ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ
Ведущая педагогическая идея опыта – это использование текста как
основы для создания на уроках русского языка развивающей речевой
среды, обеспечивающей
воспитание
общечеловеческих
ценностей,
реализацию практической направленности обучения.
Все это происходит в
диалоге «учитель – ученик» на основе принципов
сотрудничества и взаимного
уважения и доверия, а также учения без принуждения, основанного
на
достижении успеха.
В соответствии с принципами данной методики целесообразно
подбирать тексты, имеющие
воспитывающее - познавательный характер,
воздействующие на нравственно-этические качества личности школьника,
совершенствующие
его
знание
об
окружающем
мире,
человеческих
отношениях.
3.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА
Теоретическая
база
опыта
основывается
на
положениях
ученых-
лингвистов, методистов-исследователей, учителей-практиков.
Впервые термин “языковая компетенция” был введен американским
лингвистом Н. Хомским примерно в середине XX в. Согласно Н. Хомскому,
языковая компетенция понимается «как способность понимать и продуцировать
неограниченное число правильных знаков и правил их соединения. Это
5
подразумевает способность, необходимую для выполнения определенной,
преимущественно языковой деятельности в родном языке».
Формирование теоретических основ лингвистического анализа текста
впервые было осуществлено известным русским лингвистом Л.В. Щербой.
Цель лингвистического анализа, по мнению Л.В. Щербы, заключается в «показе
тех лингвистических средств, посредством которых выражается идейное и
связанное с ним эмоциональное содержание литературных произведений».
Идеи Л.В. Щербы не сразу получили дальнейшее развитие.
Так через все труды Ф.И.Буслаева проходит мысль о тесной связи
языка и
жизни народа, его духовной культуры.
И.И.Срезневский считал, что «цель изучения родного языка – не
счастливые ответы на каком-нибудь экзамене, а овладение им (языком) в
должной мере для жизни внутренней и вместе с тем внешней, без которой и
сама внутренняя жизнь – вообще говоря – невозможна».
Научные идеи Л.П.Федоренко посвящены изучению роли речевой
среды
и способов ее формирования на уроках русского языка, именно ей
принадлежит
мысль об использовании текста как основы создания на уроках
речевой среды.
Продолжение работы по данному направлению мы находим у
А.Д.
Дейкиной (заведующей кафедрой методики преподавания русского
языка
МГПУ, профессора) и Т.М. Пахновой (профессора кафедры методики
преподавания русского
языка
МГПУ).
Нужно согласиться с мнением
А.Д.Дейкиной, что «новые аспекты преподавания во многом
определяются тем,
как используется русский язык в современном социуме» и
что «родной язык
формирует духовно-ориентированное мышление,
способствующее творческой
самореализации личности».
Ключевой единицей курса русского языка становится текст. Текст и его
теория раскрывают следующие возможности:
1) учащиеся овладевают новой областью языкознания –лингвистикой
текста;
2) возникают новые возможности понимания слова, оборотов.
6
В своей практической деятельности я опираюсь на программу М.Т.
Баранова,
Т.А.
Ладыженской,
Н.М.
Шанского.
В
данной
программе
обозначена
специальная цель преподавания русского языка:
формирование
языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции
учащихся.
В
переизданном учебнике содержатся развивающие задания по работе с текстом,
сделан
больший
акцент
на
развитие
речи
школьников,
доступно
и
последовательно излагаются теоретические сведения. Работая над развитием
языковой компетенции школьников, я привлекаю ряд дополнительных учебных
пособий и комплексов.
Комплексный анализ текста выполняет ряд функций:
1.
Развивает лингвистический вкус, чувство русского языка.
2.
Даёт понимание эстетической ценности произведения.
3.
Учит
находить
и
оценивать
изобразительно-выразительные
средства языка, использовать их в собственной речи.
4.
Помогает
разобраться
в
авторском
замысле
(понять
идею,
позицию автора).
5.
Даёт
возможность рассмотреть текст в
единстве формы и
содержания.
6.
Способствует
развитию
высокой
культуры
разговорной
и
письменной речи.
7.
Способствует прочному усвоению основных разделов русского
языка
в системе, повышению уровня орфографической и пунктуационной
грамотности.
8.
Способствует
выработке
целостного
восприятия
текста
как
произведения словесного искусства.
Т.А. Ладыженская верно отметила, что языковой анализ развивает у
детей привычку сознательно подходить к отбору речевых средств при создании
собственного текста.
Лингвистический анализ стихотворных произведений, по справедливому
7
мнению Т.П. Лозинской, «убеждает учащихся в том, что у писателя или поэта
каждое предложение, каждое слово и каждый звук используются не случайно, а
являются результатом большого и кропотливого труда» . Такое понимание
будет стимулом для внимательного, бережного отношения к слову.
4.НОВИЗНА ОПЫТА
Новизна опыта состоит в апробации методов и приёмов, нацеленных на
развитие языковой компетенции, а также в деятельностном подходе к изучению
языковых явлений на основе текста.
Мною собран и систематизирован обширный материал, составлены
интересные
дидактические
материалы
для
работы
над
типами
речи,
разработаны программы элективного курса в 9 классе «Уроки словесности» и
«Стратегии работы с текстом».
5.ОПИСАНИЕ ОПЫТА
К лингвистическому анализу текста я обращаюсь не только при
написании творческих работ (сочинений и изложений). Я стараюсь включать
элементы анализа текста на каждом уроке в зависимости от изучаемой темы.
При изучении языковых единиц необходимо показать их текстообразующую
роль. Таким образом, учащиеся получат знания о том, как изучаемые языковые
явления могут быть использованы при составлении собственных высказываний,
а также у них формируется представление о языке, как о системе.
Планируя работу по формированию языковой компетенции, следует
учитывать требования учебной программы, в соответствии с которой учащиеся
знакомятся с лингвистическими понятиями, языковыми единицами, жанрами и
типами
высказываний,
с
особенностями
композиционного
и
речевого
оформления.
Отбор дидактического материала является одной из центральных
проблем реализации принципа изучения языковых единиц на текстовой основе.
8
При
отборе
текстового
материала
руководствуюсь
общедидактическими
принципами: доступность, соответствие возрасту и интересам учащихся, а
также
методическими
принципами:
наличие
в
тексте
изучаемых
грамматических категорий. Тексты должны быть невелики по объему,
определенной жанрово-стилевой принадлежности, которая соответствует в
большей степени изучаемым языковым единицам.
Подбор текстов для лингвистического анализа я осуществляю с учетом их
разнообразной тематики и воспитательной направленности. Ведь, анализируя
текст, ребята учатся оценивать поступки героев, у них формируется чувство
справедливости, добра, уважения к своему народу, воспитывается любовь к
родной природе. Тексты являются не только источником лексического и
грамматического материала, но и содержат богатую культуроведческую
информацию. Через лингвистический анализ текста можно формировать все
ключевые компетенции, а также организовывать эстетическое, нравственное и
патриотическое воспитание.
6. Этапы работы по формированию языковой компетенции посредством
творческих работ в соответствии с учебной программой (УМК Т.А.
Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.Т.Тростенцова)
Клас
с
Усваиваемые
лингвистические
понятия
Умения и
навыки
Виды
творческих
работ
Темы
творческих
работ
5
клас
с
Введение понятий
«текст», «тип
текста», «стиль
текста», «тема»,
«основная мысль»,
обучение
различным видам
разбора языковых
единиц.
1.Составление
плана.
2.Озаглавливан
ие.
3.Выделение
смысловых
частей.
1.Подробное и
сжатое
изложение
повествовательн
ых текстов.
2.Сочинения
повествовательн
ого характера.
3. Сочинения –
описания
1.Сжатое
изложение с
изменением
формы лица
«Хитрый заяц»
2. Сжатое
изложение
«Перо и
чернильница»
3. Подробное
9
предметов,
животных, по
картине
изложение по
тексту
А.И.Куприна
«Ю-ю»
4.Сочинение-
описание по
картине
И.Э.Грабаря
«Февральская
лазурь»
5.Сочинение-
рассуждение
«Секрет
названия»
6.Сочинение
«Мой
питомец»
7.
Невыдуманный
рассказ о себе
«Однажды…»
6
клас
с
Введение понятий
«абзац»,«микроте
ма», «ключевые
слова»
1.Составление
сложного плана.
2.Сбор и
систематизация
материалов к
сочинению с
учетом темы и
основной
мысли.
1.Выборочное
изложение
повествовательн
ых текстов с
элементами
описания.
2. Сочинения-
описания
помещения,
пейзажа.
3.Составление
рассказов на
основе
услышанного и
по
воображению.
1.Устное
сочинение-
описание
картины А.П.
Герасимова
«После дождя»
2. Сочинение-
описание
впечатлений
«Первый раз в
музее»
3. Сочинение-
рассуждение
по картине Е.В.
Сыромятников
ой «Первые
10
зрители»
4. Сочинение –
миниатюра
«Зима за моим
окном»
5.Сочинение
«Моя комната»
6. Рассказ по
рисункам «Как
я однажды
помогал маме»
7.Публичное
выступление
«Народные
промыслы»
7
клас
с
Совершенствован
ие знаний,
приобретенных в
5-6 классах
1. Понимание
научно-учебных
текстов.
2.Проведение
элементарного
анализа
художественны
х текстов.
3.Выделение
основной и
дополнительной
информации в
тексте.
4.Различные
виды разбора
языковых
средств.
1. Сочинения –
рассуждения на
лингвистические
и морально-
этические темы
дискуссионного
характера.
2.Сочинение-
описание
внешности
человека,
действий или
трудового
процесса.
1. Сочинение –
описание
внешности по
картине
В.Хабарова
«Портрет
Милы».
2. Сочинение с
элементами
рассуждения
по картине Е.В.
Широкова
«Друзья»
3. Сочинение-
рассуждение
«Моё
отношение к
прозвищам»
4. Сочинение
по личным
наблюдениям
«Вы с ним
11
знакомы»
5. Сочинение в
жанре
репортажа по
картине А.
Сайкиной
«Детская
спортивная
школа».
8
клас
с
Совершенствован
ие знаний,
приобретенных в
5-7 классах
1.Нахождение и
исправление
различных
языковых
ошибок.
1.Подробное и
выборочное
изложение
повествовательн
ых текстов с
элементами
описания
местности,
памятников
культуры и
истории.
2.Сочинение-
описание
памятника
архитектуры.
3.Сочинения-
рассуждения на
морально-
этические темы.
1. Сжатое
изложение
«Как раньше
взрослели»
2.
Комбинирован
ное изложение
по тексту А.
Аверченко.
3. Изложение
«Текст-
сравнительная
характеристика
».
4. Изложение с
элементами
рассуждения
«Лес –
источник
жизни».
5.Сочинение –
описание
«Храм Покрова
на Нерли»
9
клас
с
1.Анализ
языковых
средств с точки
зрения их
функционирова
ния в речи,
1.Сочинения,
посвященные
целостному
анализу
произведений.
1. Сочинение –
рассуждение
на основе
понимания
цитаты из
12
отбор языковых
средств в
контексте
высказывания.
2.Создание
собственных
произведений по
жизненным
впечатлениям.
текста.
2. Сочинение -
рассуждение на
основе
понимания
нравственной
категории.
3. Сочинение
по картине Н.
Ромадина
«Село
Хмелевка»
(рассказ или
отзыв по
выбору»
4. Сочинение
на основе
картины по
теме «Родина»
5.Устное
сообщение по
теме
«Прекрасным
может быть
любой уголок
природы»
6. Изложения
из открытого
банка заданий.
7. ВЫЯВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ТРУДНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ
ЛИНГВИСТИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ ТЕКСТА
13
В анкетировании принимали участие учащиеся 7-9 класса в количестве 20
человек. Их участие обусловлено тем, что к 7 классу ученики уже владеют
необходимыми умениями и навыками лингвистического анализа текста.
Анкетирование было анонимным, чтобы респонденты максимально точно и
честно отвечали вопросы анкеты.
На 1 вопрос положительно ответили почти все респонденты – 19 человек
(95%), и только 1 человек ответил, что затрудняется в определении основной
мысли текста.
На 2 вопрос
положительно ответили только 10 респондентов (50%), 9
человек(45%) испытывают затруднения при комментировании основной мысли
текста, а 1 ученик указал, что не умеет этого делать.
На 3 вопрос 16 человек (90%) не испытывают затруднений в нахождении
аргументов в авторском тексте, 3 человека(15%), напротив, затрудняются, и 1
человек не умеет находить аргументы в тексте.
Анализируя ответы на 4 вопрос, можно сказать, что собственное мнение
аргументировать умеют чуть меньше респондентов – 13(65%), остальные
7(35%) затрудняются.
Анализ ответов на 5 и 6 вопросы
показал, что излагать свои мысли в
письменной форме предпочитают 14 человек (70%), а 6 человек(30%)
затрудняются связно и последовательно излагать свои мысли письменно.
Большее
количество
респондентов
–
13человек
(65%)
-
затрудняются
транслировать свои мысли в устных высказываниях, а 1 человек сказал, что не
умеет этого делать. Ребята объясняют это тем, что при оформлении устного
высказывания почти нет времени для отбора языковых средств, тогда как при
письменном изложении мыслей «есть время подумать, исправить, заменить».
Таким образом, результаты диагностики позволяют сделать следующие
выводы:
14
1.
Практически все школьники не испытывают трудностей в понимании
текста, так как умеют определять основную мысль текста, однако
многие затрудняются ее прокомментировать.
2.
Имеются определенные трудности при аргументировании собственного
мнения, так как здесь необходима опора на свой жизненный опыт.
3.
Устные монологические высказывания (спонтанная речь) вызывают
большие затруднения, нежели письменные.
4.
Мне, как учителю, следует обратить внимание на выявленные трудности
и организовать работу по их преодолению.
8.РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ И АНАЛИЗ ОПЫТА
Многоаспектная работа с текстом позволила мне достичь определенных
результатов:
- у большинства учащихся сформировалась положительная мотивация к
изучению русского языка и литературы;
- более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и
навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению
учебных задач, совершенствуется речевое развитие;
- обогащается словарный запас, что позволяет учащимся добиваться
реальных успехов в учебе.
Об
этом
говорят
стабильные
результаты
ОГЭ
по
русскому
языку( таблицы 1и 2). Улучшение результатов ОГЭ произошло
за счет
повышения качества выполнения заданий с развернутым ответом (изложения и
сочинения).
Систематическая работа по формированию языковой компетенции
учащихся привела к тому, что за последние 3 года мои выпускники таджикской
национальности
тоже достаточно успешно сдают итоговый экзамен по
русскому языку, хотя многие из них поступали в школу, практически не владея
русским языком.
15
Уровень
сформированности
языковой
и
речевой
компетенций
определяется мной по разработанной для учащихся-мигрантов диагностической
таблице. В сводной таблице 3 представлены результаты исследования языковой
компетенции учащихся – таджиков, которое проводилось в начале учебного
2019-2020 года. Из таблицы видно, что большинство учащихся к 8-9 классу
достигают среднего уровня сформированности языковой компетенции, но есть
среди них и ребята, у которых до сих пор выявляется слабое владение русским
языком и даже нулевой уровень, недопонимание речевой и письменной
информации. Это те ребята, которые прибыли в нашу школу сравнительно
недавно. Усилия всех учителей-предметников направлены на обучение этих
учащихся разговорной речи. А я, как учитель русского языка, постепенно
ввожу их в систему русского языка. Но, к сожалению, этот процесс не быстрый,
так как только усилий учителей крайне не достаточно. Русскую речь ребята
слышат только на уроках, так как родители этих детей не владеют русским
языком или не пользуются им дома в общении с детьми.
Сравнительная таблица 1 результатов ОГЭ по русскому языку Обуховской
школы и результатами по району
Год
Количество
сдававших
Средний балл
% выполнения
% качества
2017
4
3
100
0
По району
3,7
100
53,9
2018
4
3,5
100
50
По району
3,6
93,6
52,1
2019
12
3,7
100
58,3
По району
3,6
95,9
50,8
16
Сравнительная таблица 2 первичного балла Обуховской ООШ и по району
2017
2018
2019
Обуховская ООШ
25,8
30,3
26,8
По району
26,7
25,8
25,4
Примечание
На 4,5 выше
районного
На 1,4 выше
районного
Таблица 3
Сводная таблица результатов диагностики уровня владения русским
языком
2019-2020 уч. год
Класс
Нулевой
уровень
Низкий
уровень
Средний
уровень
Достаточный
уровень
Численность
обучающихся
-мигрантов
Чел.
%
Чел
%
Чел.
%
Чел.
%
Чел.
%
5
1
33
-
-
1
33
-
-
2
66
6
4
56
-
-
4
56
7
2
20
3
30
-
-
5
50
8
2
40
-
-
2
40
9
1
17
3
51
-
-
4
67
17
9. ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
План общешкольных мероприятий на 2019-2020 уч. год
Ответственный: Е.П. Трубина, учитель русского языка и литературы
п/п №
Тема и название мероприятия
Дата (сроки) проведения
1.
Всероссийский урок Победы
2 сентября
2.
Линейка памяти Героя Советского Союза
Н.Я. Анфиногенова
27 сентября
3.
Праздник, посвященный Дню учителя
«Веселая перемена»
4 октября
4.
Литературная гостиная «Осень – очей
очарование»
октябрь
5.
Линейка, посвященная Дню матери
28 ноября
6.
Акция «Письмо психологу»
ноябрь
7.
Беседа «Что надо знать школьникам о
СПИДе»
2 декабря
8.
Неделя русского языка и литературы
декабрь
9.
Всероссийская акция «Блокадный хлеб»
27 января
10.
День вывода войск из Афганистана «Эхо
Афганской войны»
14 февраля
11.
Конкурс чтецов произведений на военно-
патриотическую тематику.
с 17 по 21 февраля
12.
Участие в региональном конкурсе
сочинений «Герой моей семьи»
до 20 февраля
13.
Праздничная линейка «Дарите женщинам
цветы»
6 марта
14.
Литературная игра «В мире книг»
апрель
15.
Конкурс сочинений «Письмо солдату на
фронт»
апрель
16.
Торжественный митинг ко Дню Победы.
9 мая
План проведения недели русского языка и литературы
18
2019-2020 уч. год
Учитель: Е.П. Трубина
п/п
№
Мероприятия
Класс
Дата
проведения
1.
Линейка «Открытие недели русского
языка»
Аукцион знаний «Язык мой – друг
мой»
6-9 кл.
9.12
2.
Викторина «Литературные имена»
5 класс
10.12
3.
Урок - презентация «Как мы
говорим?»
7-9 кл.
10.12
4.
Беседа – викторина «Ты и твое имя»
5-9 кл.
11.12
5.
Мастерская общения «Речевой
этикет»
7-9 кл
11.12
6.
Брейн – ринг «Словесная
перестрелка»
6-9 кл.
13.12
7.
Закрытие недели. Подведение итогов.
16.12
Участие школьников в творческих конкурсах, олимпиадах
19
Год
Название конкурса
Ф.И.
участника
Уровень,
организатор
Результат
2016
Всероссийский
конкурс по русскому
языку «Орфотека»
Зайцева
Настя
всероссийский
Сертификат
участника
2016
Всероссийский
конкурс по русскому
языку «Орфотека»
Менщикова
Олеся
всероссийский
Сертификат
участника
2016
Всероссийская
олимпиада
школьников по
русскому языку
Менщикова
Олеся
муниципальный
призер
2017
Конкурс чтецов
«Стихи, рожденные
войной»
Исаева Ксения
учрежденческий
1 место
2017
Конкурс эссе
«Пословицы –
сокровища народной
мудрости»
Ахметжанова
Ариана
учрежденческий
1 место
2018
Проект «Героями не
рождаются – героями
становятся»
Комарских
Елена
учрежденческий
1 место
2019
Конкурс сочинений
«Письмо на заставу»
Трубин
Никита
РНООКО
«Пограничники
Зауралья»
2 место
2019
Всероссийская
олимпиада
школьников по
русскому языку
Трубин
Никита
муниципальный
участник
2020
Конкурс сочинений
«Герой моей семьи»
Трубин
Никита
Гимназия №47
Г.Курган
В процессе
участия
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
20
Анкета для учащихся
«Выявление трудностей при лингвистическом анализе текста».
1.
Умеешь ли ты формулировать основную мысль исходного текста?
2.
Умеешь ли ты комментировать основную мысль?
3.
Умеешь ли ты отражать позицию автора (находить аргументы в
тексте)?
4.
Умеешь ли ты выражать и аргументировать собственное мнение?
5.
Владеешь ли ты умением цельно, связно, последовательно излагать свои
мысли? (письменно)
6.
Владеешь ли ты умением цельно, связно, последовательно излагать свои
мысли? (устно)
Ответы: Умею хорошо
Затрудняюсь
Не умею
Приложение 2
21
Инструментарий диагностики уровня языковой и речевой компетенций
учащихся – мигрантов.
Вид деятельности
Сформированные языковые и речевые компетенции
НУЛЕВОЙ УРОВЕНЬ
Понимание
–
аудирование
Учащийся не понимает русского языка.
Понимание-чтение
Учащийся
не
умеет
читать;
знает
и
правильно
называет
некоторые буквы русского алфавита.
Говорение
–
диалог,
монолог
Учащийся не говорит на русском языке; говорит некоторые
простые слова; не может ответить на вопросы.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ
Понимание
–
аудирование
Учащийся мигрант понимает отдельные знакомые слова или
короткие фразы в медленно и четко звучащей речи из ситуаций
повседневной жизни (Школа, дом, есть, пить, родители, мальчик,
девочка. Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Где ты родился? и
т.д.)
Понимание-чтение
Учащийся знает и правильно называет буквы русского алфавита,
читает по слогам слова, короткие фразы; при чтении путает
буквы.
Говорение
–
диалог,
монолог
Учащийся может задавать простые вопросы и отвечать на них в
рамках
известных
ему
тем;
используя
короткие
фразы,
рассказывает о себе, об услышанном или прочитанном (условие:
медленно звучащая речь собеседника).
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ
Понимание
–
аудирование
Учащийся понимает основные положения четко произнесенных
высказываний в пределах литературной нормы на известные ему
темы, с которыми приходится иметь дело в школе, на отдыхе и
т.д. Понимает, о чём идет речь в услышанном рассказе. Речь
говорящих должна быть при этом четкой и относительно
медленной.
Понимание-чтение
Читает и понимает тексты, построенные на языковом материале
повседневного общения (короткие рассказы, сказки, истории).
Понимает
описания
событий,
чувств,
намерений
героев
произведений.
22
Говорение
–
диалог,
монолог
Умеет
общаться
в
большинстве
ситуаций.
Может
без
предварительной подготовки участвовать в диалогах на знакомую
ему/ интересующую его тему (например, «семья», «хобби»,
«путешествие», «текущие события»). Отвечает на вопросы, задаёт
вопросы. Умеет строить простые связные высказывания о своих
личных впечатлениях, событиях, рассказывать о своих мечтах,
желаниях. Может рассказать историю или изложить сюжет книги
или фильма и выразить к этому свое отношение.
ДОСТАТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ
Понимание
–
аудирование
Учащийся
хорошо
понимает
русскую
речь:
прочитанные
собеседником
тексты,
рассказанные
истории.
Понимает
развернутые объяснения учителя по учебным темам. Понимает
содержание большинства кинофильмов, если их герои говорят на
литературном языке.
Понимание-чтение
Выразительно
и
осознанно
читает,
понимает
смысл
художественных
и
научно-познавательных
произведений
в
рамках возрастных норм.
Говорение
–
диалог,
монолог
Умеет без подготовки довольно свободно участвовать в диалогах
с одноклассниками, учителем. Умеет принимать активное участие
в дискуссии по знакомой ему проблеме, обосновывать и
отстаивать свою точку зрения. Уверенно отвечает на вопросы.
Организация оценки уровня речевой и языковой компетенций предполагает
индивидуальную работу с каждым учащимся. Время обследования – 20-30
минут на одного ребёнка. Результаты диагностики заносятся в таблицу.
Результаты диагностики помогают
мне определить стратегию работы,
спланировать дополнительные занятия, организовать индивидуальную работу,
назначить консультанта из учащихся класса. Результаты итоговой диагностики
покажут динамику в развитии речевых умений и языковых знаний детей
мигрантов.
Текст для исследования уровня владения русским языком детей мигрантов,
поступающих в 5 класс российской школы
Медведь
23
Медведь — гроза всех лесных обитателей. Только человеку он не так уж
страшен. Человека медведь сам боится и первый не нападает. Бродит
медведица
с
медвежатами,
обнюхивает
каждую
кочку.
Вдруг
она
насторожилась. Медвежата тоже приостановились. Не поймут, в чём дело. А
медведица людей увидела. Медвежата тоже людей заметили. Хотели бежать
навстречу — они привыкли никого не бояться. Но медведица как рявкнет — и в
кусты. Медвежата потрусили за ней. Так и увела медведица малышей от самого
страшного врага — человека. В другой раз зачуяла медведица свежий
человеческий след, заворчала, и бежать пустилась. Теперь медвежата будут
уходить прочь даже от запаха человека. Так получили первый урок
осторожности медвежата. (102 слова) (По Г. Скребицкому)
Вопросы и задания:
1. Прочитать выразительно текст (или прослушать текст).
2. Ответить на вопросы: О каком лесном животном говорится в рассказе?
Почему медведь не страшен человеку?
Как называются детёныши медведя?
Какие уроки даёт медведица медвежатам?
3. Объяснить лексическое значение слов и выражений бродит по лесу,
насторожилась, потрусили за медведицей, зачуяла.
4. Какие слова в тексте не понятны?
Приложение 3
Схематическая таблица «Комплексный анализ текста».
п/п№
Основные вопросы
Примечания
24
1.
Прочитайте текст
2.
Вспомните, что вы знаете о его авторе.
3.
К какому функциональному стилю речи
принадлежит текст? Докажите это.
Художественный,
публицистический, научный
4.
Какого типа речи данный текст?
Повествование, описание,
рассуждение
5.
Определите жанр текста
Рассказ, притча, легенда, очерк и
т.д.
6.
Определите тему текста: его основную мысль
О чем это произведение; о чём или о
ком в нём говорится?
К чему автор призывает, чему текст
учит, ради чего он написан?
7.
Если текст не имеет заглавия, подумайте, как
его можно озаглавить и почему именно такое
название дал ему автор
8.
Разделите текст на смысловые части
(микротемы) и составьте план для себя.
9.
Как связаны части текста?
Обратите внимание на лексические
и синтаксические средства связи.
10.
Как соотносятся начало и конец текста?
11.
На каком приёме/ приёмах построен текст?
Сопоставление,
противопоставление, постепенное
усиление чувства, постепенное
развитие мысли, быстрая смена
действий, событий, динамичность;
неторопливое созерцание ).
12.
Отметьте основные образы в тексте.
Не забудьте об образе автора.
13.
Понаблюдайте над лексикой текста.
-найдите опорные слова в каждой
части текста;
-найдите в тексте контекстуальные
синонимы или антонимы;
-найдите многозначные слова и
слова, употребленные в переносном
значении;
-обратите на стилевую
принадлежность лексики;
-выделите фразеологизмы
-употребление архаизмов,
историзмов, неологизмов,
эмоционально-оценочные слова,
просторечные или, наоборот, слова
возвышенного стиля (зачем они
употреблены автором )
14.
Обратите внимание на средства
художественной выразительности, если они
Эпитеты, метафоры, олицетворения,
сравнения и т.д.
25
употребляются автором;
15.
Фонетические средства языка.
Повторение определенных
согласных звуков – аллитерация,
повторение гласных звуков –
ассонанс)
16.
Какими морфологическими средствами
пользуется автор?
Обилие глаголов и деепричастий
для передачи действия или
динамичного описания чего-либо
изменяющегося, движущегося;
обилие прилагательных при
описании предмета или пейзажа;
употребление частиц –
ограничительных, выделительных,
усилительных, подчеркивающих
неожиданность происходящего,
передающих удивление,
восхищение и т. д.).
17.
Понаблюдайте над синтаксисом текста.
Употребление предложений
определенной структуры: коротких,
лаконичных или пространных;
простых или сложных; назывных,
безличных, обобщенно-личных-
употребление инверсий,
восклицательных и вопросительных
предложений, многоточия, прямой
речи, диалога и т. д.
18.
Каково ваше впечатления от текста?
26