Автор: Чувашева Светлана Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: КОГОБУ СШ с УИОП
Населённый пункт: Зуевка
Наименование материала: мастер-класс для педагогов
Тема: «Формирование предметных и метапредметных умений обучающихся в результате организации проектной деятельности»
Раздел: среднее образование
Мастер- класс для педагогов «Формирование предметных и
метапредметных умений обучающихся в результате организации
проектной деятельности».
Своё выступление я хочу начать китайской пословицей.
«Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму.»
Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок,
ребенок приобретает - "присваивает" знания и опыт.
Какие люди нужны нашему обществу? Правильно – умные, трудолюбивые,
творческие.
Проблема развития детей является одной из наиболее сложных и
интересных проблем современности отечественной и зарубежной
педагогики, т.к. она связана с перспективами развития и процветания
современного общества. Я думаю многие из вас согласятся со мной в том,
что школьников нужно активно включать в проектную и исследовательскую
деятельность, потому что она способствует формированию ключевых
компетенций у обучающихся, а также на доступном уровне показывает, где
можно применить предметные знания на практике!
- Уважаемые коллеги поднимите руку те, кто применяет проектную и
исследовательскую деятельности в своей работе!
- Спасибо!
- А на уроке?
- Мне приятно, что в зале есть единомышленники!!!!!
Цель такой деятельности - формирование ключевых компетенций,
необходимых каждому члену современного общества, воспитание активного
ответственного гражданина и творческого созидателя.
Метод исследования и проектирования:
- позволяет развивать у учащихся интерес к предмету,
- склонности к выполнению сложных заданий,
- способности мыслить творчески,
- а также воспитать в них уверенность в своих силах,
- формирует умение самостоятельно определять цели своего обучения;
- ставить и формулировать задачи в учебе и познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей.
Новый стандарт уделяет особое внимание проектной и исследовательской
деятельности на всех ступенях обучения, поскольку и проект, и исследование
обладает мощным ресурсом в формировании универсальных учебных
действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).
И даже в учебниках вы можете увидеть примерные темы проектных или
исследовательских работ, составляя рабочую программу по предмету можете
указать в качестве контроля защиту такого вида работ
Все вы прекрасно знаете, что любая деятельность включает в себя
определённый алгоритм действий. Не секрет, что проектно-
исследовательская деятельность проходит через 3 основных этапа:
организационно-подготовительный, практический и презентационный.
Понятно, что работа эта нелегка
Давайте вместе с вами на основе примера разберемся с этими этапами
Задание 1. У вас перед глазами текст одной мудрости. Прочитайте,
пожалуйста текст.
Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки. Ни
моста, ни лодки не было видно. Возникла проблема – надо переправиться, но
как… Задумался мудрец… Что же сделать? Как связать два берега реки?
Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправится на другой берег.
«Эврика!», - сказал мудрец, – «Надо сделать лодку, которая приведет меня к
моей мечте и решит проблему». Сел мудрец, нарисовал схему лодки, расчеты
произвел, план составил… Тут как раз ученики его подоспели, и они вместе
начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность
и исправляя ошибки. В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была
готова! Со всех сторон осмотрели ее путники – нет ли где трещин, потом
спустили на воду - плывет! Можно переправляться! УРА! Не прошло и 15
минут как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена
и можно было дальше странствовать.
1) тема исследования?
2) актуальность чем эта история может быть интересна для людей?
(переправы через реку нет, а переправляться через нее надо, как же сделать
так чтобы это было возможно)
3) Проблема Почему мудрец не мог переправиться через реку? (не было
лодки)
4) Какая была цель у мудреца (надо переправиться через реку)
5) Гипотеза (мудрец переправится через реку)
6) Объект (что рассматривается?) река
7) Предмет (что изучается?) переправа через реку
8) Методы (измерение, моделирование)
9) Практическая значимость (лодка построена и поможет переправляться
людям через реку)
10) Каков результат этой истории? (ученики и учитель переправились на
другой берег)
Итак, мы с вами выделили основные этапы проекта (высветить на доску).
Конечно, данный алгоритм не является идеальным. Возможно, вносить в
него изменения, дополнения, корректировки, но мы постарались выделить
главное, основное, значимое в работе над любым проектом.
Этапы исследования:
1. Определение проблемы и формулировка темы.
2. Определение цели.
3. Выбор объекта.
4. Формулирование гипотезы.
5. Определение задач.
6. Изучение литературы по теме.
7. Выбор методов.
8. Выполнение исследований.
9. Анализ полученных результатов
10. Проверка гипотезы
11. Формулирование выводов.
12. Подготовка отчета о проделанной работе.
2. Определение темы проекта
Первая трудность, с которой сталкивается педагог - это выбор темы. Она
должна заинтересовать ребёнка. Большинство детей, не имеют постоянных
пристрастий, их интересы ситуативны в связи с этим необходимо найти то,
что способно увлечь.
Работа, которую вы задумали провести должна быть выполнима, т. е.
соответствовать возрастным особенностям детей, решение её должно быть
полезно участникам исследования, также должна быть оригинальной, с
элементами неожиданности, необычайности.
Предлагаю Вам, коллеги пройти все этапы создания мини-проекта на
конкретном примере вместе
I. Тему проекта, вы сейчас определите сами. Итак, Внимание!
Хаб, твиттер, аватар, аккаунт, аниме, скрин, викепедия, боди-арт, боулинг
Какова же тема нашего проекта?
Тема проекта: Неологизмы.
Для работы вам предлагается словарные статьи из словаря Шагаловой
«САМЫЙ НОВЕЙШИЙ ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ РУССКОГО ЯЗЫКА XXI
ВЕКА» (буква А)
В Словаре описано около 1500 слов, появившихся в русском языке в
первом десятилетии XXI века и еще не зафиксированных толковыми
словарями русского языка. В основном это заимствования из английского,
реже немецкого и французского языков. В нем представлена максимально
полная информация о новом слове: дается его толкование, грамматическая
характеристика, этимологическая справка, в некоторых случаях приводятся
орфографические варианты, иногда указываются синонимы.
По приведенным цитатам из газет, журналов, Интернета, радио и
телевидения читатель узнает время появления слова в русском языке, а также
в каких изданиях оно встретилось.
Объект исследования- словарь
Предмет исследования?- слова иностранные
Для определения целей и задач подходит прием «Дерево проблем». Корни
«дерева» растут из предложенной гипотезы. Ствол «дерева» -
предполагаемый результат (цель работы). Ветви «дерева» - пути достижения
цели (задачи работы).
Мы предлагаем вам придумать цель, гипотезу, исходя из темы нашего
мастер-класса.
Гипотеза: Язык – явление социальное, любое изменение, происходящее
в обществе, естественно, отражается на языковых процессах.
Самым подвижным пластом языка является лексика. Именно она
наиболее восприимчива ко всему новому.
(Цель: изучить причины возникновения и употребления иноязычных слов)
Задачи:
1.
Определить, из каких языков вошли в русский язык данные слова?
2.
Определить, в какой сфере деятельности человека используются
данные слова?
Это название нашей общей темы, но у каждой группы будет мини
исследование, связанное с какой-то определенной стороной этого вопроса.
Ваша задача состоит в том, что вам предстоит провести мини-исследование и
сделать выводы.
Вам дается 15 минут, а потом защитить вашу исследовательскую работу
перед нашей аудиторией до 4 минут. На ваших столах есть инструктивная
карта и материал по вашей теме для проведения исследования и составления
отчета.
II. Работа групп. (Группам выдаются задания и инструктивные карточки.)
Работа групп (15 минут) Защита 4 минуты.
Уважаемые коллег, время, отведенное для вашего исследования подошло к
концу и мы просим выступить вас с защитой
Выступление 1 группы
Выступление 2 группы
Мы с вами в рамках мастер-класса проработали основные этапы реализации
проектов на учебном занятии.
Итак, включению ребёнка в исследовательскую деятельность
способствуют активные методы (приёмы) обучения, используемые на
специальных занятиях или уроках. Исследовательская тактика ребёнка - это
не просто один из методов обучения. Это путь формирования особого стиля
детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать
обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития.
Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской
работе, - наличие у них потребности узнавать новое.
Желаю успеха в нашей не легкой работе и напоминаю, что больше всего дети
утомляются в бездействии.