Напоминание

"Воспитание и обучение с учетом пола ребенка. Различия в психике и поведении детей"


Автор: Сухарева Наталья Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: НДОЧУ "Детский сад "САМСОН"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Лекторий для родителей
Тема: "Воспитание и обучение с учетом пола ребенка. Различия в психике и поведении детей"
Дата публикации: 22.10.2020
Раздел: дошкольное образование





Назад




Круглый стол:

Воспитание и обучение с учетом

пола ребенка. Различия в психике

и поведении детей.

Круглый стол:

Воспитание и обучение с учетом

пола ребенка. Различия в психике

и поведении детей.

Подготовила педагог-психолог

НДОЧУ «Детский сад «САМСОН»

Сухарева Наталья Владимировна

«Нельзя считать один пол совершеннее

другого,

так и нельзя их уравнивать»

Ж. Руссо

Добрый день, уважаемые родители!

Сегодня мы собрались для того, чтобы посвятить

время рассмотрению весьма актуальной проблемы

современной науки - и психологии, и педагогики –

вопросу воспитания и обучения с учетом пола

ребенка или, другими словами - гендерного

воспитания и обучения в условиях воспитательно-

образовательного процесса.

Вначале вспомним некоторые стороны этого вопроса.

В современной науке используются два термина:

Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) -первоначально

относится ни к чему иному, как к разделению человеческой расы на

две группы: женщин и мужчин.

Человек является существом либо женского, либо мужского пола.

Ге

́

ндер - (от лат. genus - «род») — социальный пол, определяющий

поведение человека в обществе и то, как это поведение

воспринимается.

Ребенок рождается с определенным биологическим полом, а

гендерную роль принимает в процессе социализации, т.е. в

процессе общения с другими людьми.

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом

является актуальной задачей педагогической работы с детьми

дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в

современном обществе, привели к разрушению традиционных

стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация

отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию

мужчин и омужествление женщин.

На фоне этих изменений меняется и сознание детей: девочки

становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают

женский тип поведения.

Многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не

умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики,

наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически,

лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них

отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

Кроме того, играя, дети не умеют договариваться, распределять

роли, а в процессе трудовой деятельности дети не умеют

самостоятельно распределять обязанности с учетом пола

партнера.

Почему именно в дошкольном

возрасте важно гендерное

воспитание?

Дело в том, что именно в период раннего и дошкольного

детства у всех малышей формируется гендерная

идентичность, происходит принятие гендерной роли

К 2-3 годам ребенок узнает, что существуют два пола, и

начинает понимать, кто он – девочка или мальчик, и

обозначает себя соответствующим образом.

С 4-х до 7 лет формируется гендерная константность

(устойчивость): дети уже осознают, что мальчики

становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что

принадлежность к полу сохраняется, независимо от

возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.

Поэтому становление гендерной идентичности является

Поэтому становление гендерной идентичности является

серьезной проблемой

серьезной проблемой

.

.

Однако программно-методическим обеспечением дошкольных программ

гендерные особенности зачастую не учитываются.

В результате содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные

и психологические особенности детей, а не на особенности мальчиков и

девочек.

Когда-то полоролевое воспитание детей в России

Когда-то полоролевое воспитание детей в России

осуществлялось легко и естественно.

осуществлялось легко и естественно.

Девочки большую часть времени проводили с матерью,

Девочки большую часть времени проводили с матерью,

воспитанием мальчиков с 3-х лет руководил отец.

воспитанием мальчиков с 3-х лет руководил отец.

Дети постоянно видели своих родителей, общались с

Дети постоянно видели своих родителей, общались с

ними, и в результате у них формировались стереотипы

ними, и в результате у них формировались стереотипы

поведения, характерные для мужчин и женщин.

поведения, характерные для мужчин и женщин.

Однако в настоящее время мальчики больше времени

Однако в настоящее время мальчики больше времени

проводят с матерью, чем с отцом. Многие мальчики

проводят с матерью, чем с отцом. Многие мальчики

воспитываются только мамой и бабушкой, в детском

воспитываются только мамой и бабушкой, в детском

саду их тоже окружают женщины.

саду их тоже окружают женщины.

Из этого следует, что стратегия обучения, формы и

Из этого следует, что стратегия обучения, формы и

методы работы с детьми чаще всего рассчитаны в

методы работы с детьми чаще всего рассчитаны в

основном на девочек.

основном на девочек.

На основе многочисленных исследований ученые пришли к выводу,

что необходимо использование дифференцированного подхода к

воспитанию, обучению и развитию мальчиков и девочек с учетом

их психофизиологических различий, включающее в себя

биологические, психологические и социальные аспекты.

Что и составляет суть гендерного воспитания.

.

Рассмотрим психофизиологические особенности

Рассмотрим психофизиологические особенности

мальчиков и девочек.

мальчиков и девочек.

Как утверждает доктор психологических наук Т.А. Репина,

анатомо-физиологические различия между мальчиками и

девочками обнаруживаются уже в эмбриональный период:

под влиянием половых гормонов формируются не только

анатомические особенности пола, но и некоторые

особенности развития мозга.

При рождении, у девочек по сравнению с мальчиками, как

правило, меньше масса тела, рост, сердце, легкие, удельный

вес мускулатуры.

Уже через четыре недели девочки начинают опережать

мальчиков в общем развитии.

В дальнейшем они быстрее начинают ходить и говорить, у них

большая сопротивляемость к заболеваниям.

У мальчиков чаще случаются задержки умственного развития,

заикания, неврозы.

У девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная

стратегия мозга», их эмоции имеют разную генетическую

природу, а также имеются существенные отличия в

интеллектуальном и физическом развитии, интересах.

Психологические портреты мальчиков и девочек

Психологические портреты мальчиков и девочек

Девочки

В центре внимания интересов и потребностей девочки с раннего возраста

находится человек и сфера его непосредственного бытия: взаимоотношения

между людьми, предметы потребления (одежда, утварь). Девочек чаще

привлекают домашние дела. Пространство, представляющее интерес для девочек,

невелико, однако оно тщательно, до мелочей проработано, отражено в сознании.

Мальчики

Сфера интересов мальчиков связана с их высокой двигательной и познавательной

активностью, с потребностью к преобразующей деятельности. У мальчиков

восприятие пространства, в котором находятся интересующие их объекты,

практически не ограничено. Оно охватывает как горизонтальную, так и

вертикальную перспективу. Он интересуется полетами в космос, путешествиями,

приключениями. Вместе с тем, многие детали из непосредственного окружения

ускользают от внимания мальчика, недостаточно отражены в его сознании, а

потому мальчики меньше проявляют интереса к домашним делам, позже

приучаются к самообслуживанию.

Девочки

Склонны к попечительской деятельности: ухаживать,нянчить, проявлять заботу,

поучать, наставлять, особенно младших братьев или сверстников.

Мальчики

Нет склонности опекать, обучать, наставлять и т.д. младших, а в особенности девочек.

Девочки

Игры девочек опираются на ближнее зрение, они раскладывают перед собой свои

«богатства» - кукол, тряпочки – играют в ограниченном пространстве, им достаточно

маленького уголка.

Мальчики

Игры чаще опираются на дальнее зрение, они бегают друг за другом, бросают

предметы в цель и используют при этом все предоставленное им пространство.

Мальчикам для полноценного психического развития требуется большее

пространство, чем девочкам. Если пространства недостаточно в горизонтальной

плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на

деревья и др. предметы. Мальчики тоже играют в кукол, но они заставляют свою куклу

прыгать и маршировать, проделывать разные трюки и т.д.

Девочки

Лучше чувствуют и понимают назначение вещи, ее потребительскую пользу.

Сломанную игрушку просто отбрасывают в сторону как непригодную вещь.

Используют игрушки по назначению, делая ошибки в ее применении по незнанию.

Мальчики

Отчетлива выражена склонность к преобразующей и конструктивной деятельности.

Отсюда интерес у мальчиков к инструментам, орудиям труда, различным

механизмам и приспособлениям. Мальчики лучше понимают и больше интересуются

устройством вещей. Само знакомство мальчика с игрушкой часто начинается (а

нередко и заканчивается) с того, что он лезет внутрь смотреть, как она устроена, так

и не использовав ее в деле. Мальчик, сломав игрушку, лишний раз воспользуется

возможностью ознакомиться с ее устройством. Мальчики могут приспосабливать

игрушку к различным целям, очень часто не по назначению, сознательно находя ей

неожиданные применения.

Девочка

Более конформна, лучше приспосабливается к обстоятельствам, быстрее находит себе

место при различных переменах, легче вписывается в новую обстановку. Они более

чувствительны к межличностным отношениям и тоньше реагируют на нормы своей

социальной группы. Девочки самолюбивы и обидчивы, более чувствительны к

критике, у девочек чаще наблюдается повышенный интерес к своей внешности, и они

более чувствительны к ее оценке другими людьми.

Мальчики

Менее склонны придерживаться установленных рамок, границ, чаще их переступают,

причем не из сознательного стремления что-либо нарушить или из неуважения к

взрослым, а из свойственной представителям мужского пола склонности к активной,

преобразующей деятельности.

Девочки

Склонны чаще апеллировать к старшим, чаще жалуются.

Мальчики

Реже апеллируют к старшим, реже жалуются.

Девочки

Период включения в деятельность на занятиях у девочек короче. Девочки обычно

после занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности.

Девочки реже поднимают руку, хотя и знают не хуже мальчиков. Девочки задают

вопросы для установления контакта со взрослым., т.е. больше ориентированы на

отношения между людьми. Девочки склонны к предметно-оценочной речи.

Мальчики

На занятиях «раскачиваются» долго. В то время, как они достигают пика

работоспособности, основные задания и пояснения к их выполнению уже даны, а

поэтому мальчики начинают задавать вопросы воспитателю, самое важное они

пропустили и не поняли.

Мальчики чаще поднимают руку, не боятся ошибиться в ответе. Мальчики чаще

задают вопросы взрослым ради получения какой-либо информации.

Девочки

За пределами дома, в непривычной обстановке девочки быстрее теряются. С

трудом находят себе занятие. Отправляясь куда-либо, они имеют определенную

цель. Девочки настороженно относятся к незнакомой обстановке.

Мальчики

Находят себе задание на ходу, легче ориентируются в незнакомой обстановке и

воспринимая ее положительно. В свободное время виды деятельности мальчиков

разнообразны, но менее организованы.

Выше функциональная специализация

полушарий мозга: лучше ориентация в

пространстве надо много пространства.

Обмен информацией между полушариями

затруднен – трудности в обучении.

Развита крупная моторика.

Важно достичь собственную цель, а не ту,

которую предлагает учитель. Стремятся

понять главный принцип, смысл, хотят сами

его обнаружить.

Любят соревноваться, не завидуют, не

обижаются, гордятся лидерами.

Трудно и долго входят в работу.

Опираются на догадку, готовы ответить на

любой вопрос, неважно – правильно или нет.

ОТЛИЧИЯ В РАЗВИТИИ МАЛЬЧИКОВ

И ДЕВОЧЕК

Специализация полушарий мозга выражена

слабо, ориентация в пространстве затруднена,

деятельность легко ограничивается «пятачком»

Легко происходит обмен информацией между

полушариями – высокая обучаемость.

Развита мелкая моторика.

Стремятся к социально желаемому поведению.

Предпочитают продвигаться по «шажочку»,

предпочитают иметь четкую «инструкцию» к

выполнению.

Обижаются или страдают, если проиграли

соревнование, ревнуют лидеров к учителю,

соревнование может их перессорить.

Легко и быстро входят в работу. Любят типовые

задания. Спокойный темп, закрепление

пройденного материала.

\

Сложно выразить мысль словами,

помогают жестами.

По лицу не видна работа мысли:

кажется,

что

не

поняли,

были

невнимательны.

Чутки

к

состоянию

взрослых,

реагируют

мгновенно:

становятся

раздраженными,

возбужденными,

ведут себя не адекватно.

Чутки

к

ласке,

отзывчивы

на

объятья, но сами редко проявляют

словами

эмоции,

первыми

к

взрослому не прикасаются.

Потребность в телесном контакте.

Склонны

к

действию.

Готовы

изменить мир.

Панически боятся ошибиться, если не

знают ответа, честно в этом признаются

или молчат, «зажимаются».

Легко выражают мысли. Все

отражается на лице.

Легко перенимают стиль общения,

мимику, речь взрослых – как зеркало.

Охотно описывают и приукрашивают

свои чувства. Любят обниматься со

взрослыми.

Любят организованность, соблюдение

правил. Плохо переносят шум, громкие

голоса, чувствуют себя ужасно, когда

взрослый кричит или просто говорит

пронзительным голосом.

Склонны к созерцанию, принятию,

рефлексии. Готовы изменить себя.

Как же формировать гендерную идентичность

дошкольников?

Первичная половая социализация, т.е. обучение ребенка поведению,

соответствующему полу, начинается с момента рождения.

Одним из ведущих условий для формирования позитивной половой

идентичности ребенка и закрепления у детей положительных стереотипов

поведения, выступает предметно-развивающая среда и сюжетно-ролевая игра,

которые дают возможность ребенку актуализировать и закреплять в деятельности

формирующиеся способы полоролевого поведения.

Роль взрослого при этом заключается в том, чтобы открыть перед мальчиками и

девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на

использование отдельных элементов с учетом гендерных и индивидуальных

особенностей и потребностей каждого ребенка.

Игрушки и игры должны быть подобраны таким образом, чтобы давать

возможность девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые

касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивать

умение общаться и навыки сотрудничества.

Игрушки и игры мальчиков должны побуждать их к изобретательству,

преобразованию окружающего мира, помогать развить навыки, которые позже

лягут в основу пространственных и интеллектуальных способностей, будут

поощрять независимое, соревновательское и лидерское поведение.

Таким образом, с учетом гендерного подхода, помимо

общепринятых, в группах могут быть следующие

элементы предметно-развивающей среды:

Мини-среды мужского и женского труда, содержащие оборудование,

необходимое для формирования мужских и женских умений (мастерских с

наборами простых инструментов, фрагменты кухонного блока, ванной

комнаты, столы для разделки продуктов, приготовления пищи, доски для

глаженья кукольного белья, мытья игрушек, шкафы с посудой и др.);

• Куклы-мальчики и куклы-девочки со всеми необходимыми атрибутами и

аксессуарами, способствующие выполнению различных социальных ролей);

• Уголки красоты, позволяющие ребенку самостоятельно навести порядок во

внешнем виде;

• Мини-среда светского этикета («Театр», «Концерт», «Прием гостей» и т.п.),

где сосредоточены предметы, обеспечивающие возможность ребенку

самостоятельно проигрывать разнообразные мужские и женские роли.

Цель и содержание различных видов образовательной

Цель и содержание различных видов образовательной

деятельности также необходимо формулировать с учетом

деятельности также необходимо формулировать с учетом

половой принадлежности детей

половой принадлежности детей

На

На

физкультуре

физкультуре

следует планировать разную дозировку

следует планировать разную дозировку

упражнений и разные основные виды движений для

упражнений и разные основные виды движений для

мальчиков и девочек;

мальчиков и девочек;

На

На

музыкальных занятиях

музыкальных занятиях

подбирать репертуар, музыкальные

подбирать репертуар, музыкальные

инструменты и танцевальные номера с учетом пола детей;

инструменты и танцевальные номера с учетом пола детей;

На

На

занятиях по математике

занятиях по математике

использовать разный раздаточный

использовать разный раздаточный

материал: девочки составляют задачи о куклах, мальчики - о

материал: девочки составляют задачи о куклах, мальчики - о

машинках и т.д.

машинках и т.д.

В процессе

В процессе

изобразительной деятельности

изобразительной деятельности

нужно создать условия

нужно создать условия

для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для

для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для

каждого из них интересно или эмоционально значимо.

каждого из них интересно или эмоционально значимо.

Также при

Также при

отборе содержания для обучения детей на занятиях рисованием,

отборе содержания для обучения детей на занятиях рисованием,

лепкой и аппликацией следует помнить о том, что кисть руки

лепкой и аппликацией следует помнить о том, что кисть руки

мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки в

мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки в

среднем на 1,5 года.

среднем на 1,5 года.

Познавательная деятельность должна быть направлена на

обеспечение детей знаниями о представителях двух

противоположных полов, профессиональной деятельности

мужчин и женщин, семейно-бытовой и нравственно-этической

культуре, обычаях и традициях народного воспитания.

Накопленная народом педагогическая мудрость, которая содержится

в сказках, играх, пословицах, традициях и обрядах, также

способствует овладению ребенком ценностями и способами

полоролевого поведения. С этой целью детей знакомят с

русскими народными играми, заучивают с ними пословицы и

поговорки о женских и мужских качествах, семье, труде.

Особенности развития речи у

мальчиков и девочек.

Во многих методических пособиях мы встречаем строгие

рамки, в которые при своем развитии должны

укладываться дети независимо от пола.

Нейропсихологами и психологами давно доказано, что у

здоровых мальчиков и девочек разный мозг, разные пути

развития. Значит, им необходимы разные программы

обучения.

У мальчиков детство длится дольше, чем у девочек; девочки

рождаются более зрелыми на 3-4 недели; мальчики на

2-3 месяца начинают ходить позже, чем девочки;

мальчики на 4-6 месяцев позже начинают говорить.

Особенности мальчиков и девочек,

влияющие на развитие речи в норме.

Острота слуха до 8 лет.

Мальчики Выше Девочки Ниже

Созревание левого полушария

(логическое, речевое мышление)

Мальчики Медленное( с Девочки Быстрое

возрастом начинает

лидировать).

Речевое мышление.

Мальчики Меньше говорят, но Девочки Лучше развита

мыслят нестандартно, речь, но мышление

интересно более однотипно

Нахождение словесных ассоциаций

( поисковые задания)

Мальчики Лучше Девочки Хуже

Развитие памяти

Мальчики Длиться достаточно Девочки Завершается

долго рано. Больше

опираются на

механическое

запоминание.

Скорость чтения.

Скорость чтения.

Мальчики

Мальчики

Ниже

Ниже

Девочки

Девочки

Выше

Выше

Правописание.

Правописание.

Мальчики

Мальчики

Хуже

Хуже

Девочки

Девочки

Лучше

Лучше

Нарушения речи.

Нарушения речи.

Мальчики

Мальчики

Бывают чаще и тяжелее.

Бывают чаще и тяжелее.

Девочки

Девочки

Бывают реже

Бывают реже

Рекомендации для развития речи

девочек.

Речь девочек развивается несколько раньше, чем у мальчиков, но

необходимо обратить внимание на некоторые проблемы в речи девочек,

чтобы успешно их преодолеть.

В развитии звукопроизношения необходимо формировать достаточно

сильный и продолжительный речевой выдох. Звуки русского языка

произносятся на выдохе. Девочки обладают меньшей силой выдоха.

Поэтому такие звуки как шипящие, Р и РЬ бывает поставить сложнее, чем

мальчикам.

Больше уделять внимания развитию ориентировке в пространстве. В

частности, уточнять и закреплять значения предлогов В-ИЗ, НА-С, ПОД-

НАД, ЗА- ИЗ-ЗА и т.д.

Полезно давать различные игровые задания типа лабиринтов, но

обязательно «оречевлять» путь: Иду направо, затем налево».

Девочкам необходимы перерывы в работе. Большинство девочек

способны долго заниматься одним и тем же, но в таком случае

возможно переутомление.

Учителям нужно с осторожностью проводить соревнования в

группах девочек, потому что эмоциональные девочки иногда

очень остро реагируют на неудачу, если проигрывают.

Рекомендации для развития речи

мальчиков.

Развивать речь через движения. Мальчикам связать

физическую активность со звуками слов легче, чем просто

назвать предмет. Даже у плохо говорящих детей через

физическую активность можно добиться спонтанного

проявления речи.

Мальчикам в большей степени, чем у девочкам, нужно

связывать слово с его зрительным образом, т.е. не только

рассказывать, но и показывать.

Мальчикам свойственно искать новые пути, быть

первооткрывателями.

Соперничество может подстегнуть мальчишек, заставить

быстрее думать, искать правильный ответ.

Компьютерные игры использовать с осторожностью. Это

особенная проблема для мальчиков. У детей, которые

проводят много времени за компьютером навыки чтения

и письма развиваются медленнее.

Конечно, все перечисленные задания полезны и

девочкам и мальчикам. Не надо забывать, что каждый

ребенок индивидуален. Хотелось, чтобы взрослые,

общаясь с детьми, всегда следовали одной из главных

заповедей « не навреди"

Рекомендации психолога при общении с мальчиками и девочками

Рекомендации психолога при общении с мальчиками и девочками

Не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с

присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций.

Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим,

хвалите их за успехи и достижения.

Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-

разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному

осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире.

Обучая мальчиков, опирайтесь на их высокую поисковую активность,

сообразительность.

Обучая девочек, не только разбирайте с ними принцип выполнения задания, но и

учите действовать самостоятельно, а не по разработанным схемам.

Ругая мальчика, помните о его эмоциональной чувствительности и тревожности.

Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик не способен долго

удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестанет вас слушать.

Ругая девочку, помните о эмоциональной бурной реакции, которая помешает

понять, за что ее ругают. Спокойно разберите ошибки.

Девочки из-за усталости могут капризничать (истощение правого

«эмоционального» полушария). Мальчики из-за усталости перестают слушать,

заниматься (истощение левого «логического» полушария). Ругать их за это

бесполезно и безнравственно.

Для гармоничного развития ребенка необходимо научить его по-разному

осмысливать учебный материал (логически, образно, интуитивно).

ПУСТЬ ОНИ БУДУТ

СЧАСТЛИВЫМИ!



В раздел образования