Автор: Циш Галина Сергеевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБОУ ДО
Населённый пункт: город Октябрьский РБ
Наименование материала: методическая разработка открытого урока
Тема: "Играем вместе(некоторые особенности работы над ансамблем в классе фортепиано)"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №1» городского округа город Октябрьский
Республики Башкортостан
Методическая разработка открытого урока
«Играем вместе»
некоторые особенности работы над ансамблем в
классе фортепиано.
Выполнила: преподаватель
специального фортепиано
Циш Г.С.
Октябрьский, 2020
Тема урока: «Ансамбль - значит вместе» (некоторые особенности работы над
ансамблем в классе фортепиано).
Цель урока: активизирование творческих способностей учащихся, формирование
навыков ансамблевой игры.
Задачи урока:
1.
Обучающие
:
- сформировать навык игры в ансамбле;
- уметь анализировать исполняемые произведения.
2. Развивающие:
- развитие творческих способностей учащихся через освоение различных видов
совместного музицирования;
- развитие концертных навыков.
3. Воспитательные:
- воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоение собственной
партии взаимной поддержки;
- прививание любви к совместному музицированию.
Тип урока - комбинированный.
Форма урока - групповая.
Урок проводится с учащимися Сельяновым Г. (3 класс) и Петровой В. (4 класс).
Методы обучения:
Словесные (беседа о видах и составах ансамбля; в работе над произведениями
используется метод объяснения).
Практические:
1) метод показа;
2) метод направляющих указаний (указания даются перед началом игры и в
промежутках между повторениями)
3) метод поправочных остановок (игра учащегося прерывается при замеченной
неточности)
Оборудование: два рояля, стулья.
Предполагаемый результат:
Совершенствование техники игры в ансамбле, раскрытие музыкально-образного
содержания произведений; удовлетворение от совместной работы.
План урока:
1.
Вступление (7 мин.)
2.
Основная часть (30 мин.)
3.
Заключение (3 мин.)
Вступление
(Организационная часть урока) (7 мин.)
Ансамблевое исполнительство в классе специального фортепиано - это одна
из важнейших форм обучения пианистов и является неотъемлемой частью учебного
процесса в детской школе искусств, делает его более интересным и увлекательным,
помогая учащимся приобрести важные разнообразные и полезные умения и
навыки.
Игра в ансамбле развивает творческие способности детей, воспитывает
чувство
партнера
организует
исполнительскую
волю,
повышает
чувство
ответственности. Ансамблевая техника выдвигает перед исполнителями особые
требования. Главная трудность - это умение слышать не только то, что играешь сам,
а одновременно общее звучание обеих картин. Когда пианист играет один, его
внимание собрано в определённом фокусе, он слушает только свою игру. А игра в
ансамбле приучает учащихся слышать партию партнёра; подхватывать, если
произошёл срыв у одного из них.
Совместное
исполнительство
требует
свободного
владения
текстом,
прививает учащимся чувство товарищества.
Особенностью
ансамблевого
музицирования
является
достижение
исполнителями
точности
в
темпе,
ритме,
штрихах,
динамике,
специфике
тембрового звучания. Слаженность совместной игры в отдельном приёме и в общем
замысле - особая сфера работы. Технические затруднения возникают не только в
каждой партии, но и при координации исполнения участниками дуэта
Возникает специфическая трудность: то, что может быть сыграно без
затруднений одним пианистом, становится технически сложным, если играется
двумя руками двух исполнителей. Каждый из них ощущает при этом непривычную
неловкость.
Ход урока
Итак, тема нашего урока – работа над навыками ансамблевой игры.
Ребята, а вы знаете, как называется совместное исполнение произведения
несколькими музыкантами? (ответ учащихся). Правильно, конечно, это ансамбль.
Ансамбль – от французского ansemble (вместе) - означает совместное исполнение. В
соответствии с количеством исполнителей, трио или терцетом (для трёх), квартетом
(для четырёх). А ещё ансамбли могут быть вокальными и инструментальными, (по
составу исполнителей).
И, наконец, слово ансамбль имеет ещё одно значение – это согласованность
исполнения, общность понимания произведения всеми его исполнителями.
Фортепианный дуэт начал интенсивно развиваться во второй половине 18
века с появлением молоточкового фортепиано и его новыми возможностями:
расширенным диапазоном, способностью постепенного увеличения и уменьшения
звучности, добавочной резонностью педали. При игре двух пианистов значительно
возрастала полнота и сила звучания, открывались новые регистровые краски. К
началу
19
века
фортепианный
ансамбль
утвердился
как
полноправная
самостоятельная форма музицирования.
Практическая деятельность учащихся (общая продолжительность - 30 минут)
У нас в работе сейчас три произведения:
1) И.С.Бах «Ария Бахуса»;
2) С.Слонимский «Полька» из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»;
3) «Добрый жук» А. Спадавеккиа в переложении А. Минкова
Чтобы настроиться на совместное исполнение, мы сейчас поиграем гаммы.
Это развивает ансамблевый слух.
Задача учеников - вслушиваться в синхронность звучания и учится вступать
вовремя. Играть будем на двух роялях.
1) Играем гамму в ансамбле с динамикой. Первая партия играет вверх crescendo -
вниз diminuendo, вторая партия наоборот вверх diminuendo - вниз crescendo
(потом меняются). Задача - услышать динамику звучания свою и партнера.
2) Играем противоположными штрихами (1- legato; 2 - staccato).
3) Упражнение «Поймай меня». Вторая партия начинает играть гамму, первая
партия вслушивается и вступает со второй октавы - (и ловит), вторая октава
играется в ансамбле, третью вторая партия играет, первая партия вступает на
четвертой октаве и т.д. Последнюю октаву заканчивают вместе.
4) Игра гамм в интервалах. Первая партия начинает гамму с тоники. Вторая партия
ждёт наступления терцового звука и вступает в игру с тоники. Звучит гамма в
терцию. Таким способом можно играть гамму в любом интервальном соотношении.
Теперь на одном рояле сыграем:
5) В две октавы восьмыми длительностями;
6) Вторая партия четвертями, первая партия восьмыми.
Переходим непосредственно к произведениям.
1) А. Спадавеккиа «Добрый Жук». Мы находимся на начальном этапе работы. И
сейчас мы послушаем как звучит это произведение (в исполнении преподавателей).
Это песня из кинофильма «Золушка». Ребята посмотрели этот фильм. Мы знаем
слова этой песни. (Исполнение учащихся)
Ребята уже имеют некоторый опыт ансамблевой игры, владеют элементарными
навыками совместного исполнения. При исполнении ансамблевого сочинения
необходимо вдумчивое, детальное изучение авторского текста с точки зрения
мелодии, ритма, формы, принципов развития. Необходимо определить смысловую
роль каждой партии. (Устный разбор произведения и исполнение отдельных
отрывков).
2) И.С.Бах «Ария Бахуса»
И.С.Бах (1685 - 1750) – немецкий композитор, органист и клавесинист.
Бахус - бог виноделия.
Ария – слово итальянского происхождения и означает - песня.
(исполнение учащихся).
Теперь поговорим о динамике исполнения. В этом произведении на мой взгляд
главная задача – избежать динамического однообразия.
И.С.Бах жил и творил в эпоху барокко. Для музыки этой эпохи характерно
пребывание в одном эмоциональном состоянии. «И.С.Бах ... изображает идею в
статическом состоянии, но не развивает её в становлении и изменении», -
утверждает А.Швейцер. С одной стороны, надо сыграть динамически ровно, но так,
чтобы это не превратилось в унылую однообразную игру. Не простая задача для
детей! (Разбор динамического плана).
В этом произведении особую сложность носит как бы «вокализация мелодии», а
также синхронность исполнения верхнего голоса в обеих партиях. (оба исполнителя
играют только правой рукой).
Ребята, вы же знаете, что Бах был основателем полифонического стиля. И в этой
Арии
тоже
просматриваются
элементы
полифонии
–
это
разговор
двух
инструментов (например, скрипка и альт). Оба голоса являются равноправными,
поэтому надо играть точно вместе. Нужно очень строго отмечать малейшую
неточность при неполном совпадении звуков. Большое значение имеет и
синхронное окончание, и «снятие» звука разными партнерами.
Кроме этого исполнитель второй партии должен педализировать, потому, что вторая
партия служит фундаментом произведения. В этой «Арии» педаль «затактовая» (на
слабую долю). В первой партии звучат "примы" и исполнителю второй партии
нужно очень внимательно слушать и очень чутко педализировать. Всё время
следить за тем, что происходит в первой партии.
Сейчас мы покажем, как мы работали над педалью. Есть очень полезный прием,
который мы использовали. Суть его в следующем: исполнитель второй партии
только педализирует (ничего не играя) во время исполнения первой партии. Сразу
обнаруживается насколько это непривычно и требует особого внимания. (Разбор
педализации - 2мин).
3. С.Слонимский. «Полька» из музыки к комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
ПОЛЬКА - быстрый, живой, энергичный европейский танец. Эта небольшая пьеса
доставляет исполнителям истинное удовольствие. Она развивает учащихся в
ритмическом отношении, обогащает их слуховые впечатления новым музыкальным
языком. В этой пьесе композитор сочетает казалось бы вовсе несочетаемые
тональности.
- Ребята, а что еще мы встретили здесь непривычного для исполнения? (ответ
учащихся).
- Правильно ребята. Очень необычно и неожиданно звучит сам рояль. Слонимский
вообще любил эксперименты. Он всё время находил новые краски в звучании
рояля.
Например, Пьеса «Колокола» где используется игра на струнах, имитируя звуки
колокольного звона. В нашей пьесе на струны рояля кладутся листочки с
расчёсками и звук получается резкий, колючий и «шершавый». Звучание рояля
приобретает свойство «игрушечного» пианино, похожее на звенящую музыку из
музыкальной шкатулки. Вот как о создании «Польки» рассказывает сам Сергей
Михайлович. (Сергей Слонимский – профессор С.-Петербургской консерватории,
академик Российской академии образования. Очень много писал для детей.)
«Это был спектакль Георгия Товстоногова, где главную роль играл О.Басилашвили.
Эта полька как раз тема Хлестакова и его хвастовства. Первая партия незаметно из
си-бемоль мажора перескакивает в си мажор, а вторая партия остается в си-бемоль
мажоре... Получается этакая «пьяная» политональность. Вся пьеса идёт на
подготовленном
рояле,
на
струны
кладутся
листы
бумаги,
гребёнки
или
металлические предметы, рояль играет с неким металлическим отзвуком».
(игра учащихся. анализ формы. форма трёхчастная).
Во втором разделе есть неудобные моменты, которые требуют отдельной
проработки – это перекличка голосов. Ребята сыграйте, пожалуйста, этот раздел
(играют обе партии только верхние голоса). В 1 партии – острые акценты, а во 2
партии – небольшие «выкрики». Создаётся впечатление, как будто 2 партия
«наступает на пятки» 1 партии. Слышится комичность ситуации, в которую попали
герои произведения Гоголя. Вообще, я советую учащимся не играть слишком
серьёзно, можно даже слегка «похулиганить» во время исполнения. В репризе очень
часто играют быстрее (тем самым исполнители изображают как Хлестаков убегает).
Игра в ансамбле требует от участников уверенного, безупречного ритма. Есть такое
понятие: коллективный ритм. Если исполнителям удаётся достичь этого ритма, то
они уже на полпути к успешному исполнению произведения. Мы тоже в работе над
этой пьесой добивались отчётливого, упругого ритма.
Вообще, при изучении пьес подвижного характера особое внимание уделяется
темповой устойчивости, ритмической и динамической чёткости и ровности,
артикуляционной ясности исполнения. Одним из важных условий преодоления
технических
трудностей
является
согласование
пианистических
приёмов
с
пульсацией ритма, мелодическим дыханием и артикуляционными штрихами. В этой
пьесе мы добивались легкой стаккатной игры и резких «колючих» акцентов.
Очень важно выбрать в каком темпе исполнять произведение.
ТЕМП
является
качественной
характеристикой
музыки
и
воплощает
её
эмоционально-содержательную сущность. Как говорится – не тот темп, не тот
характер. В этой пьесе многое зависит от исполнителя 2 партии. Прежде чем начать
играть, Вика должна мысленно пропеть начало 1 партии. И очень важно, взяв
определённый темп доиграть произведение до конца (в этом темпе).
Ещё хочу остановиться на одном непростом моменте, когда надо исполнить два и
более произведений во время одного выхода на сцену. (Например, на конкурсе или в
концерте). Здесь очень важно уметь быстро переключиться с одного произведения
на другое, тем более если эти произведения разнохарактерные. В нашем случае
произведения
очень
разноплановые
(начиная
от
стиля
и
заканчивая
звукоизвлечением). И, конечно, все наши занятия направлены на конечный
результат – КОНЦЕРТНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ.
Сейчас попрошу ребят исполнить два произведения подряд и постараться
выполнить всё над чем мы работали. Здесь я применяю такой психологический
приём:
- думаем только о том произведении, которое играем в данный момент;
- сыграли – «забыли» (не переживаем, если не всё получилось);
- думаем только о следующем произведении;
-«не расслабляться» до конца выступления (чтобы не рассеивалось внимание).
Учащиеся играют два произведения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Ансамблевое музицирование обладает огромным развивающим потенциалом
всего комплекса способностей учащегося: музыкального слуха, памяти, чувства
ритма, двигательно-моторных навыков; расширяется музыкальный кругозор;
воспитывается и формируется художественный вкус, понимание стиля, формы
произведения.
Развиваются профессионально-психологические качества:
- наблюдательность;
- слуховой контроль;
- рационализация игровых движений.
Мобилизуются ресурсы, появляется смысл занятий, ребёнок ощущает успех.
Список литературы
1.
Баренбойм
Л.
Вопросы
фортепианной
педагогики
и
исполнительства.
Издательство «Музыка»: Ленинград, 1969.
2. Зильберквит М.А. Мир музыки: Очерк. М.:Детская литература.,1988. -335с.
3. Музыкальное исполнительство и педагогика история и современность. Сборник
статей.
Составитель Т.А.Гайдамович. Москва «Музыка», 1991.
4. Милич Б.Е., 2008г. «Издательство КИФАРА» ,2008г.
5. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. - М.:1988г.
6. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано: Учебное пособие для студентов
пед.институтов
по
специальности
№2119
«Музыка
и
пение».
-
М.:
Просвещение,1984. - 176с.
7. Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. - М.: Классика
- 21в, - 176с.