Автор: Дюкова Нэля Николаевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: ТОГАДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад «Возрождение»
Населённый пункт: г. Тамбов
Наименование материала: статья
Тема: Лого ритмическое занятие "Весна"
Раздел: дошкольное образование
1
.Организационный момент.
Дети стоя в кругу, вместе с педагогом
произносят стихотворение и выполняют движения:
Вместе с солнышком встаём. (Дети поднимают руки вверх.)
Вместе с птицами поём: (Взмахи руками – «крылья птиц».)
- С добрым утром! (Подать левую руку соседу слева.)
- С ясным днём! (Подать правую руку соседу справа.)
Вот как дружно мы живём! ( Взявшись за руки, раскачивать руками.)
Затем педагог протягивает руку вперёд, в центр круга, ладонью вверх, а дети
кладут ладошки сверху. Педагог произносит: «Здравствуйте, ребята», и дети
тоже говорят: «Здравствуйте». Получается солнышко из детских рук. Педагог
обращает на это внимание:
- Ребята, посмотрите, какое солнышко у нас получилось.
2. Основной часть:
1.Логопед: Светает рано по утрам.
Проталины и тут и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает.
Кто это время года знает?
Дети хором: Это Весна
2. Дети вместе с педагогом рассказывают стихотворение «К нам весна
шагает», сопровождая его движениями.
К нам весна шагает
Быстрыми шагами.
И сугробы тают,
Под её ногами.
Чёрные проталины,
На полях видны.
Видно очень тёплые
Ноги у весны.
3. В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Значит, месяц сейчас? (Апрель)
1
4.
Массаж рук «Скворцы»
Раз и два - звенят капели ( Пробежаться» пальчиками от кисти к плечу)
Три, четыре - мы запели (Погладить ладонью)
Пять и шесть - летят скворцы (Пошлепать ладошкой)
К нам летят скворцы-певцы (Круговые движения кулачком)
Семь и восемь - песни льются (Поколачивание кулачком)
Девять, десять - все смеются. (Поглаживание ладонью).
5. А теперь, ребята, отгадайте мою загадку.
В небе слышна птичья трель,
Весной капает……(капель).
Солнышко пригрело землю и закапала капель.
Дети садятся на корточки. Ритмическое упражнение «Капель». Педагог
задаёт детям разные ритмы, дети должны повторить, отстукивая ладошками:
--- . . ---;
. . --- ---; . --- --- . и др.
6. Развитие связной речи
.
Приметы весны. Картина .
Что делает солнце весной? (светит, освещает землю, согревает, греет, радует)
Что делает трава весной? (всходит, появляется, прорастает, пробивается,
зеленеет)
Что делают птицы весной? (прилетают, возвращаются, вьют гнезда, выводят
птенцов)
Весна – такое красивое время года. Давайте нарисуем весеннюю картину.
7. Развитие мимики лица.
Солнышко светит ярко, светит нам в глазки – прищурились, не закрываем
глаза.
Солнышко нам улыбается – улыбнёмся солнышку и друг другу.
8. Развитие вокально-певческих навыков.
Чтобы наша картина ожила - споём весне песенку
«Весенняя» (встают в
шеренгу).
9. А теперь мы все вместе поедем в лес на весеннюю прогулку.
Только колесо надо накачать. Дети берутся за руки, сужают круг.
А затем идут спиной назад, накачивая колесо.
Со-со-со- накачать колесо. Дети выполняют упражнение «»Насос»,
сопровождая движение звуком С------.
Движение на звук Р-------, заводим мотор. Слушайте музыку внимательно,
она вам путь подскажет.
Марш, подскоки, в разных направлениях, с остановкой, бег на носочках
2
Ручеёк
.
Синяя дорожка.
Что это, ребята, перед нами
- В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка. (Ручеек)
Вокруг ручейка – камушки. Обойдём ручеек по камушкам, аккуратно, чтобы
ножки не замочить – шаги по камушкам
А ручеёк дальше змейкой побежал – и мы змейкой вдоль ручейка побежим
– бег на носочках, руки на поясе
А потом вдоль оврага по узенькой тропинке пройдём.
Зелёная дорожка – овраг – приставные шаги, руки на поясе
Синяя дорожка. Ручеёк превратился в бурную речку! Как же мы её перейдём?
Мы построим корабль и поплывём дальше.
Корабль – садятся в корабль.
Не плывёт наш кораблик – нет ветерка. Мы умеем сами дуть и знаем
правила.
«Всегда говорим мы, когда выдыхаем, как будто бы парус мы ртом
надуваем».
10.Развитие выдоха
.
Упр. на дыхание «Парус» - длительный выдох.
Как мы
будем дуть? (вдох через нос, выдох через рот, щёки не надуваем.)
Ветер по реке гуляет и кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах на раздутых парусах.
Молодцы! Как кораблик наш быстро плывёт. Плыли мы, плыли, и приплыли
к берегу, на луг. А на лугу цветы - небывалой красоты.
11.Активизация словаря. Луг - цветы-первоцветы (картинки)
Вставайте каждый рядом со своим цветочком. Слушайте задание: «Ты
картинку поднимай, и цветок свой называй» (каждому).
12.
Развитие вдоха
.
А какие весной цветы душистые, да
ароматные. Понюхайте свои цветочки.
Упр. на развитие дыхания - «Вдохни аромат» - вдох через нос
13. Клумба упр. «Росточек»
- развитие общей моторики, координации
движений и музыки. Давайте представим, что мы с вами цветочки.
Речь
Движение
Из земли торчит росточек – ( Сидят на корточках, обхватив колени руками)
Это будущий цветочек. (Медленно встают)
Дождик, дождик поливай! (Стоят, руки в «бутоны» сложены у груди)
Ты, цветочек, подрастай! («Бутоны» медленно поднимают вверх)
Вверх тянись, старайся (Руки верх, «фонарики»)
Солнцу улыбайся! (Улыбаются).
3
Сколько красивых цветов выросло на клумбе – сплетём из них венок.
Становитесь в круг.
14.
Развитие ориентировки в пространстве, координации движений и
музыки. Хоровод «Венок» (пение с движением)
Речь
Движение
А весной, а весной снег повсюду тает,
А весной, а весной птицы прилетают.
Да-да-да, да-да-да! снег повсюду тает,
Да-да-да, да-да-да! птицы прилетают.
А весной, а весной расцвели цветочки,
А весной, а весной мы сплетём веночки.
Да-да-да, да-да-да! расцвели цветочки,
Да-да-да, да-да-да! мы сплетём веночки.
А весной, а весной солнышко проснётся,
А весной, а весной детям улыбнётся.
Да-да-да, да-да-да! солнышко проснётся,
Да-да-да, да-да-да! детям улыбнётся.
Держатся за руки, идут по кругу
Топают 3 раза (руки на поясе), кружатся
Топают 3 раза (руки на поясе), кружатся
Держатся за руки, идут по кругу
Хлопают 3 раза, кружатся
Хлопают 3 раза, кружатся
Держатся за руки, идут по кругу
Топают 3 раза, сужают круг
Топают 3 раза, расширяют круг
Посмотрите ребята, около луга - лес. Тихо в лесу, пусто.
16. Пальчиковая гимнастика «Лес».
17.Развитие динамической координации движений.
А мы с вами знаем, что весной лес оживает и деревья просыпаются. На
деревьях набухают (почки), появляются первые (листочки).
Давайте расскажем сказку о весенней почке. Вставайте в
кружок. Пластический этюд «Сказка о почке».
На одном дереве жила - была почка (ладони сложены перед грудью, в
ладонях листик). Всю зиму почка крепко спала под снегом (руки под щекой,
глаза закрыты). С первыми весенними лучами солнца почка проснулась
( открыли глаза, «почка» перед грудью), потянулась к солнышку (руки
медленно вверх), стала набухать, набухать (раздвигают пальцы) и … лопнула
4
(раскрыли пальцы). А внутри у каждой почки маленький зелёненький
листочек. Прикрепим листочки на наши деревья в лесу.
18.Какие красивые, молодые, зелёные листочки на деревьях. Только грустно
деревьям без весенних песен. Кто на веточки сядет и споёт нам песни в
весеннем лесу? (перелётные птицы)
- перелётные птицы (картинки). «Кто птичку узнаёт – её на веточку несёт»
(сажают птиц на деревья).
19. Развитие общей моторики, мышечного чувства «Птицы»
(несколько
раз). Птицы летели долго – сильные крылья у птиц (напрягли руки),
Птицы устали – слабые крылья (расслабили руки).
20.
Регуляция мышечного тонуса
.
Релаксация на полу.
Звучит плавная музыка (ложатся на пол, закрывают глаза, расслабляются).
Взрослый. Лягте удобно, закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите
медленно и легко. Мы с вами в лесу, где много деревьев, кустарников,
всевозможных цветов. Представьте, что в самой чаще леса стоит белая
каменная скамейка, присядьте на нее. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите
пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер
доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с
собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами целый день.
21. Организация окончания занятия
: подведение итогов, развитие
мышления.
Отдохнули? Пора нам в группу возвращаться. Вставайте все за мной – я вас
выведу из леса короткой тропинкой. Бегут змейкой по залу за логопедом.
Где мы были с вами, ребята? (В весеннем лесу). Что мы там делали? (гуляли,
приметы весны искали).
По лесу гуляли, весну встречали, приметы примечали. А теперь нам в группу
пора.
5