Автор: Щичко Екатерина Николаевна
Должность: Руководитель структурного подразделения
Учебное заведение: МБУДО ДЮЦ
Населённый пункт: г.о. Мытищи
Наименование материала: статья
Тема: Программа "Туристята" для дошкольников
Раздел: дополнительное образование
Детский туризм — это ненавязчивый и одновременно эффективный способ расширить
кругозор ребенка, обучить его новому и интересному. Польза детского туризма в
получении новых знаний в игровом режиме, в участии в веселых спортивных
мероприятиях, в получении положительных эмоций. Дети получат большую пользу во
время таких «путешествий» среди своих сверстников
В объединениях «Туристята» МБУДО ДЮЦ «Турист» педагоги широко используют
туристические прогулки, экскурсии и походы в качестве эффективного средства
воспитания здорового и закаленного человека, а так же для расширения его кругозора,
познания законов и красоты окружающего природного мира.
По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности
походов-экскурсий:
-природоведческая,
-экологическая,
-на сельскохозяйственный объект(эко-ферма, экскурсия, парниковое хозяйство,проч.)
-экскурсия эстетического характера.
Поход нуждается в тщательной, многоэтапной подготовке:
Первый этап — подготовительный. Основная задача педагога на данном этапе —
организовать детей, исходя из уже имеющегося опыта, сформулировать цели и задачи,
которые необходимо решить на предстоящей экскурсии. Так же в этот этап входят
теоретическая подготовка с использованием мультимедийного материала, пособий, игр,
туристического оборудования и реквизита. На первом этапе мы накапливаем знания о
туризме: оздоровительная роль туризма, выступления на праздниках«Как мы
путешествуем семьёй», словарь юного туриста, фото выставки, экскурсии, легенды, игры,
песни, загадки, стихи.
Второй этап экскурсии и похода — организация познавательной и практической
деятельности детей. Большое значение на этом этапе будет иметь выбор воспитателем
оптимальных методов работы с детьми. В течении всего года и разных сезонов
планируются и проводятся походы. Стержнем любой экскурсии и похода должно стать
наблюдение, а затем обсуждение с детьми всего мероприятия. Большое внимание
уделяется знаниям по безопасному поведению и темам из «Школы выживания». На
втором этапе организуем совместные прогулки с родителями: «Путешествие в зимний
парк», «Осенний поход».
Формируем первоначальные туристические навыки:
-правила поведения туристов в походе;
-основы безопасности,
-ориентировка по плану-карте( где ты находишься, обозначь на карте ориентиры, которые
прошли).
Третий этап — заключительный. Он направлен на обобщение, закрепление,
систематизацию, углубление представлений, полученных детьми в ходе экскурсий и
игровых занятий. Часто это поход-игры, когда на месте туристского лагеря не только
ставятся палатки и строятся вся инфраструктура бивака. Педагоги организуют игру на
местности с элементами ориентирования, преодоления препятствий и демонстрацией
знаний основ пешеходного туризма. И тут не обойтись без помощи родителей.
Практические занятия и соревнования:
Вязка узлов,
виды костра,
наложение повязок;
топографическая подготовка туриста,
преодоление естественных препятствий в походе.
Ходьба, длительный бег, бег с препятствиями, по пересечённой местности.
эстафеты: «К походу готов», «Туристы на учениях».
Челночный бег с максимальной скоростью.
Основы безопасности в природе.
Закрепляем полученные туристические навыки:
-подготовка снаряжения «Что возьмём с собой в поход?»,
-личное снаряжение и уход за ним, укладка рюкзака,
-разработка маршрутов,
-туристические знаки.
-Передвижение с рюкзаками по пересечённой местности.
-Определение по деревьям, муравейнику, где север, юг.
-Полоса препятствий туристов.
-Виды туристического ориентирования.
В рамках формирования здоровьесберегающей предметно-пространственной среды в
деятельности объединений «Туристята» МБУДО ДЮЦ «Турист» используются тропа
здоровья и палаточные городки, а так же наборы снаряжения юного туриста:
туристические палатки, походная аптечка, компасы, рюкзаки, коврики, подобраны
атрибуты для спортивных и подвижных игр.
Средства туризма так же обладают большим познавательным потенциалом и позволяют
развивать способности детей. Именно поэтому в объединениях «Туристята» МБУДО
ДЮЦ «Турист» были разработаны и активно используются настольные и
мультимедийные игры: «Мы-Туристята», «Туристята идут в поход», «Собери
рюкзак»,другие.
Они позволяют погрузить дошкольников в интересный и таинственный, красочный и
завораживающий мир природы, указать на опасности и трудности досуга на
природе,помочь сделать поход комфортным и безопасным.
Созданная медиатека с набором видеосюжетов, аудиозаписей, картинок и картин о
родном крае дополняет предметную среду.
В рамках организации детской деятельности, мы использовали пешие прогулки в парки
города, которые представляют собой простейший вид детского туризма.
Туризм закаляет так, как ни один другой вид спорта. Занятия туризмом вырабатывают у
человека ряд очень ценных качеств. Турист умеет правильно ходить, развести огонь,
сварить кашу, правильно ориентироваться и не заблудиться в лесу, быстро починить
одежду.
Туризм — средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни детей. В
туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся
коллективизму не на словах, а на деле. Регулярное занятие туризмом вырабатывает у
дошкольников сознательную дисциплину, настойчивость, ответственность. Туризм
способствует сохранению и укреплению здоровья, экологическому воспитанию, решает
проблемы общения, рационального использования свободного времени, помогает изучить
природу родного края.