Напоминание

Программа "Туристята" для дошкольников


Автор: Щичко Екатерина Николаевна
Должность: Руководитель структурного подразделения
Учебное заведение: МБУДО ДЮЦ
Населённый пункт: г.о. Мытищи
Наименование материала: статья
Тема: Программа "Туристята" для дошкольников
Раздел: дополнительное образование





Назад




Детский туризм — это ненавязчивый и одновременно эффективный способ расширить

кругозор ребенка, обучить его новому и интересному. Польза детского туризма в

получении новых знаний в игровом режиме, в участии в веселых спортивных

мероприятиях, в получении положительных эмоций. Дети получат большую пользу во

время таких «путешествий» среди своих сверстников

В объединениях «Туристята» МБУДО ДЮЦ «Турист» педагоги широко используют

туристические прогулки, экскурсии и походы в качестве эффективного средства

воспитания здорового и закаленного человека, а так же для расширения его кругозора,

познания законов и красоты окружающего природного мира.

По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности

походов-экскурсий:

-природоведческая,

-экологическая,

-на сельскохозяйственный объект(эко-ферма, экскурсия, парниковое хозяйство,проч.)

-экскурсия эстетического характера.

Поход нуждается в тщательной, многоэтапной подготовке:

Первый этап — подготовительный. Основная задача педагога на данном этапе —

организовать детей, исходя из уже имеющегося опыта, сформулировать цели и задачи,

которые необходимо решить на предстоящей экскурсии. Так же в этот этап входят

теоретическая подготовка с использованием мультимедийного материала, пособий, игр,

туристического оборудования и реквизита. На первом этапе мы накапливаем знания о

туризме: оздоровительная роль туризма, выступления на праздниках«Как мы

путешествуем семьёй», словарь юного туриста, фото выставки, экскурсии, легенды, игры,

песни, загадки, стихи.

Второй этап экскурсии и похода — организация познавательной и практической

деятельности детей. Большое значение на этом этапе будет иметь выбор воспитателем

оптимальных методов работы с детьми. В течении всего года и разных сезонов

планируются и проводятся походы. Стержнем любой экскурсии и похода должно стать

наблюдение, а затем обсуждение с детьми всего мероприятия. Большое внимание

уделяется знаниям по безопасному поведению и темам из «Школы выживания». На

втором этапе организуем совместные прогулки с родителями: «Путешествие в зимний

парк», «Осенний поход».

Формируем первоначальные туристические навыки:

-правила поведения туристов в походе;

-основы безопасности,

-ориентировка по плану-карте( где ты находишься, обозначь на карте ориентиры, которые

прошли).

Третий этап — заключительный. Он направлен на обобщение, закрепление,

систематизацию, углубление представлений, полученных детьми в ходе экскурсий и

игровых занятий. Часто это поход-игры, когда на месте туристского лагеря не только

ставятся палатки и строятся вся инфраструктура бивака. Педагоги организуют игру на

местности с элементами ориентирования, преодоления препятствий и демонстрацией

знаний основ пешеходного туризма. И тут не обойтись без помощи родителей.

Практические занятия и соревнования:

Вязка узлов,

виды костра,

наложение повязок;

топографическая подготовка туриста,

преодоление естественных препятствий в походе.

Ходьба, длительный бег, бег с препятствиями, по пересечённой местности.

эстафеты: «К походу готов», «Туристы на учениях».

Челночный бег с максимальной скоростью.

Основы безопасности в природе.

Закрепляем полученные туристические навыки:

-подготовка снаряжения «Что возьмём с собой в поход?»,

-личное снаряжение и уход за ним, укладка рюкзака,

-разработка маршрутов,

-туристические знаки.

-Передвижение с рюкзаками по пересечённой местности.

-Определение по деревьям, муравейнику, где север, юг.

-Полоса препятствий туристов.

-Виды туристического ориентирования.

В рамках формирования здоровьесберегающей предметно-пространственной среды в

деятельности объединений «Туристята» МБУДО ДЮЦ «Турист» используются тропа

здоровья и палаточные городки, а так же наборы снаряжения юного туриста:

туристические палатки, походная аптечка, компасы, рюкзаки, коврики, подобраны

атрибуты для спортивных и подвижных игр.

Средства туризма так же обладают большим познавательным потенциалом и позволяют

развивать способности детей. Именно поэтому в объединениях «Туристята» МБУДО

ДЮЦ «Турист» были разработаны и активно используются настольные и

мультимедийные игры: «Мы-Туристята», «Туристята идут в поход», «Собери

рюкзак»,другие.

Они позволяют погрузить дошкольников в интересный и таинственный, красочный и

завораживающий мир природы, указать на опасности и трудности досуга на

природе,помочь сделать поход комфортным и безопасным.

Созданная медиатека с набором видеосюжетов, аудиозаписей, картинок и картин о

родном крае дополняет предметную среду.

В рамках организации детской деятельности, мы использовали пешие прогулки в парки

города, которые представляют собой простейший вид детского туризма.

Туризм закаляет так, как ни один другой вид спорта. Занятия туризмом вырабатывают у

человека ряд очень ценных качеств. Турист умеет правильно ходить, развести огонь,

сварить кашу, правильно ориентироваться и не заблудиться в лесу, быстро починить

одежду.

Туризм — средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни детей. В

туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся

коллективизму не на словах, а на деле. Регулярное занятие туризмом вырабатывает у

дошкольников сознательную дисциплину, настойчивость, ответственность. Туризм

способствует сохранению и укреплению здоровья, экологическому воспитанию, решает

проблемы общения, рационального использования свободного времени, помогает изучить

природу родного края.



В раздел образования