Напоминание

Значение пленэра


Автор: Чупрова Любовь Семеновна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: город Ухта
Наименование материала: Значение пленэра на уроках изобразительного искусства и занятиях изостудии
Тема: Значение пленэра
Дата публикации: 17.10.2020
Раздел: среднее образование





Назад




«Значение пленэра на уроках

изобразительного искусства и занятиях

школьной изостудии в средней общеобразовательной

школе».

Автор- Чупрова Любовь Семеновна,

учитель изобразительного искусства

МОУ «СОШ №4», г.Ухта,

Республика Коми.

Пленэр -

это техника написания картин на природе при естественном освещении. Она

позволяет художнику с большой точностью отобразить на холсте или бумаге богатство

окружающих красок и малейших изменений цвета натуры. Когда можно уловить и

запечатлеть на холсте или бумаге мимолетность дуновения легкого ветерка, движение веток

на деревьях, рябь на воде, солнечное освещение, блики. Можно писать картины на пленэре

различными красками: масляными, акварельными или акриловыми. А можно просто делать на

бумаге карандашные зарисовки с натуры.

Европа. Англия. Начало XIX века. Родоначальниками пленэрной живописи становятся два

выдающихся британских художника: Джон Констебль и Ричард Паркс Бонингтон. К

сожалению, в отличие от Англии, во Франции пленэр имел намного больший успех. Особо

надо отметить французского живописца Клода Моне

,

который сделал технику пленэрной

живописи особо популярной.

Пленэрная живопись в русском пейзажном искусстве появилась во второй половине XIX

века. Именно тогда в работах русских пленэристов природа стала более реальной, а не

декоративной, как раньше.

Среди русских художников было множество приверженцев пленэрной

живописи, в том числе, такие выдающиеся мастера как

Василий Поленов, Константин Коровин,

Валентин Серов, Иван Айвазовский, Иван Шишкин, Алексей Саврасов, Исаак Левитан,

Имена четверых вошли в золотой список истории изобразительного искусства и стали

самыми известными и лучшими художниками-пленэристами: Джон Констебль, Ричард Паркс

Бонингтон, Клод Моне и Исаак Левитан.

Следуя статьям законов РФ, образование сегодня выполняет важную функцию не только

обучения субъекта, но и его личностного, социального и творческого развития, грамотного

применения полученных навыков на практике и в жизни, качественного взаимодействия и

коммуникации.

Предмет «Изобразительное искусство» преподаю в МОУ «СОШ №4» города Ухты почти 24

года. Больше 15 лет в практику уроков ИЗО в конце учебного года в 5, 6, 7, 8 классах ввела

по 3 урока занятия на открытом воздухе – пленэры. В программе этих уроков карандашные

зарисовки с натуры: 1-й урок - Зарисовки весеннего дерева, 2-й урок – Зарисовки части

архитектурного строения, 3-й урок – Зарисовки одного из видов транспорта.

Считаю, что такие занятия дают возможность учащимся: 1-применить полученные знания в

новой натурной обстановке, 2-поучиться у живой природы, 3- развивать твердость руки, 4-

умение наблюдать и анализировать, 5 - развивать остроту и точность глазомера. Занятия на

пленэре расширяют у детей более глубокие познания в рисунке.

Рисунок с натуры подразумевает подключение фантазии и воображения, а это творческий

процесс. Перед выходом на пленэр повторяю с учащимися тему «Карандашные зарисовки с

натуры», напоминаю им, чтоб рисовали думая, не копируя, используя полученные на уроках

ИЗО знания по перспективе и композиционному построению рисунка, а также знания по

применению светотени.

Из года в год, взрослея, заметно, как ребенок начинает работать быстрее и четче, линии

становятся более уверенными, так как время ограничено и учащиеся понимают это уже с 5

класса после первого выхода на пленэр.

Пленэр – это не только хорошая школа для дальнейшего формирования навыков по

рисунку пейзажа, но и интересная деятельность для детей. Это и возможность быть наедине с

природой, рисовать под пение птиц. По-другому увидеть и разглядеть строение или дерево,

мимо которого проходили так много раз, не замечая его красоты. А еще чувство гордости и

ответственности, потому что все прохожие смотрят на них, как они работают.

Эмоционально-чувственное восприятие натуры служит правдивому, реалистичному

изображению. Конечно, творческая деятельность по-разному проявляется у каждого ребенка.

Кому-то все это неинтересно, и он просто механически выполняет рисунок. Большинство же

учащихся любит пленэрные занятия и с удовольствием тщательно прорисовывает все до

мелочей, стараясь выполнить работу настолько красиво, чтоб рисунок потом занял достойное

место на школьной выставке.

С 2002 года руковожу школьной изостудией «Самоцветы». С ребятами из этой студии

мы тоже последние занятия в конце учебного года проводим на открытом воздухе. Делаем

карандашные зарисовки деревьев и домов. Не передать, как радуются студийцы этим

занятиям. Сколько восторга у них при определении объекта для рисования, а потом и при

выполнении самих зарисовок, которые мы делаем на листах формата А3.

Подводя итог, хочу сказать, что в систему развития художественно-творческих

способностей учащихся не только художественной школы, но и общеобразовательной

обязательно должно быть включено пленэрное рисование. То есть, учащимся необходимо

обращение к природе, как к фактору чувственного восприятия, умению видеть, сравнивать,

анализировать и обобщать.



В раздел образования