Автор: Чупрова Любовь Семеновна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: город Ухта
Наименование материала: Значение пленэра на уроках изобразительного искусства и занятиях изостудии
Тема: Значение пленэра
Раздел: среднее образование
«Значение пленэра на уроках
изобразительного искусства и занятиях
школьной изостудии в средней общеобразовательной
школе».
Автор- Чупрова Любовь Семеновна,
учитель изобразительного искусства
МОУ «СОШ №4», г.Ухта,
Республика Коми.
Пленэр -
это техника написания картин на природе при естественном освещении. Она
позволяет художнику с большой точностью отобразить на холсте или бумаге богатство
окружающих красок и малейших изменений цвета натуры. Когда можно уловить и
запечатлеть на холсте или бумаге мимолетность дуновения легкого ветерка, движение веток
на деревьях, рябь на воде, солнечное освещение, блики. Можно писать картины на пленэре
различными красками: масляными, акварельными или акриловыми. А можно просто делать на
бумаге карандашные зарисовки с натуры.
Европа. Англия. Начало XIX века. Родоначальниками пленэрной живописи становятся два
выдающихся британских художника: Джон Констебль и Ричард Паркс Бонингтон. К
сожалению, в отличие от Англии, во Франции пленэр имел намного больший успех. Особо
надо отметить французского живописца Клода Моне
,
который сделал технику пленэрной
живописи особо популярной.
Пленэрная живопись в русском пейзажном искусстве появилась во второй половине XIX
века. Именно тогда в работах русских пленэристов природа стала более реальной, а не
декоративной, как раньше.
Среди русских художников было множество приверженцев пленэрной
живописи, в том числе, такие выдающиеся мастера как
Василий Поленов, Константин Коровин,
Валентин Серов, Иван Айвазовский, Иван Шишкин, Алексей Саврасов, Исаак Левитан,
Имена четверых вошли в золотой список истории изобразительного искусства и стали
самыми известными и лучшими художниками-пленэристами: Джон Констебль, Ричард Паркс
Бонингтон, Клод Моне и Исаак Левитан.
Следуя статьям законов РФ, образование сегодня выполняет важную функцию не только
обучения субъекта, но и его личностного, социального и творческого развития, грамотного
применения полученных навыков на практике и в жизни, качественного взаимодействия и
коммуникации.
Предмет «Изобразительное искусство» преподаю в МОУ «СОШ №4» города Ухты почти 24
года. Больше 15 лет в практику уроков ИЗО в конце учебного года в 5, 6, 7, 8 классах ввела
по 3 урока занятия на открытом воздухе – пленэры. В программе этих уроков карандашные
зарисовки с натуры: 1-й урок - Зарисовки весеннего дерева, 2-й урок – Зарисовки части
архитектурного строения, 3-й урок – Зарисовки одного из видов транспорта.
Считаю, что такие занятия дают возможность учащимся: 1-применить полученные знания в
новой натурной обстановке, 2-поучиться у живой природы, 3- развивать твердость руки, 4-
умение наблюдать и анализировать, 5 - развивать остроту и точность глазомера. Занятия на
пленэре расширяют у детей более глубокие познания в рисунке.
Рисунок с натуры подразумевает подключение фантазии и воображения, а это творческий
процесс. Перед выходом на пленэр повторяю с учащимися тему «Карандашные зарисовки с
натуры», напоминаю им, чтоб рисовали думая, не копируя, используя полученные на уроках
ИЗО знания по перспективе и композиционному построению рисунка, а также знания по
применению светотени.
Из года в год, взрослея, заметно, как ребенок начинает работать быстрее и четче, линии
становятся более уверенными, так как время ограничено и учащиеся понимают это уже с 5
класса после первого выхода на пленэр.
Пленэр – это не только хорошая школа для дальнейшего формирования навыков по
рисунку пейзажа, но и интересная деятельность для детей. Это и возможность быть наедине с
природой, рисовать под пение птиц. По-другому увидеть и разглядеть строение или дерево,
мимо которого проходили так много раз, не замечая его красоты. А еще чувство гордости и
ответственности, потому что все прохожие смотрят на них, как они работают.
Эмоционально-чувственное восприятие натуры служит правдивому, реалистичному
изображению. Конечно, творческая деятельность по-разному проявляется у каждого ребенка.
Кому-то все это неинтересно, и он просто механически выполняет рисунок. Большинство же
учащихся любит пленэрные занятия и с удовольствием тщательно прорисовывает все до
мелочей, стараясь выполнить работу настолько красиво, чтоб рисунок потом занял достойное
место на школьной выставке.
С 2002 года руковожу школьной изостудией «Самоцветы». С ребятами из этой студии
мы тоже последние занятия в конце учебного года проводим на открытом воздухе. Делаем
карандашные зарисовки деревьев и домов. Не передать, как радуются студийцы этим
занятиям. Сколько восторга у них при определении объекта для рисования, а потом и при
выполнении самих зарисовок, которые мы делаем на листах формата А3.
Подводя итог, хочу сказать, что в систему развития художественно-творческих
способностей учащихся не только художественной школы, но и общеобразовательной
обязательно должно быть включено пленэрное рисование. То есть, учащимся необходимо
обращение к природе, как к фактору чувственного восприятия, умению видеть, сравнивать,
анализировать и обобщать.