Напоминание

"Формы работы с семьей внутри детского сада"


Автор: Герусова Анна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ
Населённый пункт: город Лиски, Воронежская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Формы работы с семьей внутри детского сада"
Дата публикации: 17.10.2020
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формы работы с семьёй внутри детского сада»

(Педагогическое просвещение родителей дошкольников через разные формы работы)

Презентация дошкольного учреждения

Цель: познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и

коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности

каждого ребёнка.

В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании

работы с детьми, платных и бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом,

психологом, окулистом, инструктором по плаванию и закаливанию, социальным педагогом,

психологом).

Педагогический совет с участием родителей

Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе

учета их индивидуальных потребностей.

Посещение семьи

Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое

посещение имеет свою цель.

Цель: первого посещения семьи – выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные

посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи,

например проверку выполнения рекомендаций, которые были даны ранее воспитателем;

знакомство с положительным опытом воспитания; выяснение условий подготовки к школе и т.д.

Есть другая форма посещения семьи – обследование, проводимое обычно с участием

общественности (членами актива родителей) с целью оказания материальной помощи семье,

защита прав ребенка, воздействия на одного из членов семьи и т.д. По результатам такого

обследования оформляется психолого-педагогическая характеристика семьи. (Приложение 1)

Педагогические советы с родителями

Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться

как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на

родительском собрании, консультации.

Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания,

способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.

Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с

нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным вопросам.

Тематические консультации

Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию,

стремится дать квалифицированный совет.

Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми.

Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: 3-4 консультации в год в

каждой возрастной группе и столько же общих консультаций по детскому саду согласно годовому

плану. Продолжительность консультации 30-40 минут. Неплановые возникают нередко во время

общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.

Консультации, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов

родителям.

Групповые собрания родителей

На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания

детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

Повестка дня групповых родительских собраний включает педагогическую беседу (доклад) по

наиболее важной теме на данный момент; выступление врача или медицинской сестры,

музыкального работника; сообщение кого-либо из родителей об опыте семейного воспитания;

обсуждение текущих организационных вопросов.

В течение учебного года рекомендуется проводить 3-4 групповых собрания, готовят их, как

правило, оба воспитателя поочередно. Продолжительность – 1,5 часа.

По окончании собрания родители задают вопросы, которые их волнуют и не были освещены на

собрании, советуются с воспитателем и, может быть, высказывают претензии.

«Круглый стол»

Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с

родителями актуальные проблемы воспитания.

На заседании «круглого стола» приглушаются родители, письменно или устно выразившие

желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.

Конференция с родителями

На конференции в занимательной форме педагоги, профильные специалисты и родители

моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только

накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать

доверительные отношения с педагогами и специалистами.

Общие собрания родителей

На собраниях обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего

дошкольного учреждения.

На каждом собрании избираются председатель и секретарь (из родителей), ведется протокол,

выносится решение; обязательна личная регистрация присутствующих.

Планирует и проводит общее родительское собрание заведующая детским садом совместно с

родительским комитетом и воспитателями. Собраний должно быть не менее трёх в году.

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей

Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы с родителями

(ребенок может рассказать что-то новое гостю, ввести в круг своих интересов).

Совместные досуговые мероприятия детей и родителей

Цель: развивать и закреплять социально-нравственные отношения между взрослыми и детьми;

уметь видеть, понимать и оценивать положительные действия сверстников; доставить детям

радость от общения с родителями, поддерживать эмоциональное настроение детей.

Наглядная пропаганда

Традиционные средства наглядной пропаганды – разнообразные стенды. В каждой возрастной

группе должен быть пригрупповой стенд (родительский уголок).

Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в детском саду осуществляется также при

организации дней открытых дверей, которые проводятся 3-4 раза в год в назначенные числа. В эти

дни родители могут без предварительной договоренности побывать в детском саду, в той или

иной возрастной группе. Деятельность родителей включает наблюдение за проведением занятий,

играми детей, режимными моментами. После просмотра проводится небольшая коллективная

беседа, родители задают вопросы, делятся впечатлениями.

Приложение 1

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕМЬИ

Фамилия, имя, отчество ребенка. Возраст.

Фамилия, имя, отчество родителей и других членов семьи.

1. Демографическая характеристика семьи

Количество взрослых в семье, степень их родства с детьми. Количество детей. Возраст членов

семьи.

2. Социально-профессиональная характеристика семьи

Социальный статус родителей. Образование. Профессия (где работают в настоящее время). Режим

работы.

3. Жилищно-бытовые условия

Количество комнат, их благоустройство (отдельная квартира, дом, совместное проживание

нескольких семей), центральное отопление, отсутствие водопровода и т.д. Есть ли у ребенка своя

комната, место для игр. Своя кровать, уголок для учебных занятий и т.д.

4. Культурный уровень семьи

Характеристика интересов родителей (путешествия, вязание, театр и т.д.). Организация семейного

досуга (активный, пассивный), проведение отпуска. Культурные традиции семьи (совместные

праздники, дни рождения, обсуждение новых книг, фильмов, спектаклей). Наличие в доме

библиотеки, фонотеки, видеотеки.

5. Педагогическая характеристика семьи

Характеристика взаимоотношений между членами семьи: авторитет, стиль отношения к детям,

положение ребенка в семье (младший, старший, средний, единственный); наличие конфликта в

семье между взрослыми. Особенности характеров членов семьи и их влияние на ребенка. Кто из

взрослых пользуется авторитетом. Почему? Кто чаще занимается с ребенком. Сколько времени

уходит на это ежедневно. Забота родителей о разностороннем воспитании ребенка. Трудности в

воспитании (капризы, упрямство, непослушание, плаксивость и т.д.). Употребление алкоголя,

наркотических средств членами семьи, курение. Соответствует или нет домашний режим режиму

дошкольного учреждения.

Приложение 2

ИГРОВОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ

«Семейный час»

Дети под марш «Спортивная песенка» входят в зал, выполняют упражнения и поют.

Ведущий. Взгляните, дети, сколько здесь гостей: воспитатели, мамы, папы пришли посмотреть, как

вы умеете играть. Сегодня ваши родители тоже вспомнят свое детство и будут не только

зрителями, но и участниками.

Чтоб зимою не хворать, надо закаляться,

На песке загорать и в реке купаться

Пусть Морозко трещит, вьюга в поле кружит,

Наши дети – крепыши, не боятся стужи!

Молодцы у нас ребята, сильные, умелые,

Дружные, веселые, быстрые и смелые!

Сейчас я вам представлю участников наших соревнований.

(Воспитатель представляет каждого ребенка, дети читают стихи).

Лера у нас будущая гимнастка.

Руки в стороны – иду,

И мне весело,

Сохраняю на ходу равновесие.

Катя с Юлей умеют быстро бегать.

С Юлей в паре я бегу,

Обогнать ее могу,

Но не стану обижать,

Буду рядышком бежать.

Саша у нас меткий стрелок.

Тетива в руке тугая,

Лук сгибается в дугу.

Удирай, волчица злая,

Подстрелить тебя смогу!

Лиза на велосипеде мчится быстрее ветра.

Еду, еду, еду, еду

От деревни до реки.

Моему велосипеду

Все дороги коротки.

Андрей умеет плавать, как рыбка.

Влад и Слава любят плавать

На боку и на спине,

Хоть и знают, что мешают

На пруду рыбачить мне.

Рома у нас чемпион по прыжкам.

Меня славят, меня хвалят,

Поздравляют, говорят:

Этот мальчик, словно зайчик,

Прыгнул дальше всех ребят.

Диме покоряются все высоты.

Чтобы альпинистом стать,

Надо постараться

Научиться по канату до кольца взбираться.

Кирилл у нас сильный и ловкий.

Каждый хочет быть выносливым и ловким,

Забивать голы и бегать лучше всех.

Лишь закалкой и спортивной тренировкой

Достигаются рекорды и успех.

Ведущий. Ну, а все ли вы здоровы?

Дети. Все здоровы, все здоровы!

Ведущий. А к проверке вы готовы?

Дети. Да, готовы?

Ведущий. (Доктору)

Доктор, эти вот ребята

Все в спортсмены кандидаты,

Я прошу вас дать ответ:

Все годятся или нет?

Доктор.

Прошу сидящих встать

И команды выполнять.

(Дети встают и выполняют команды).

Доктор.

Все дышите! Не дышите!

Всё в порядке, отдохните,

Вместе руки поднимайте!

Превосходно, опускайте

Наклонитесь, разогнитесь,

Встаньте прямо, улыбнитесь!

Доктор (Ведущему)

Да, осмотром я доволен,

Из ребят никто не болен,

Каждый весел и здоров

И к занятиям готов.

Ведущий.

Начинаем подготовку!

Выходи на тренировку!

Дети играют в игру «Ловушки с лентами»

Ведущий. Уважаемые взрослые, скажите, вы любили играть в детстве в игры?

В какие игры вы играли? (Ответы). У наших детей тоже есть любимая русская народная игра

«Заря»

(Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – «заря» - ходит сзади с лентой и

говорит:

Заря – зарница,

Красная девица,

По полю ходила

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые –

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который,

заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без

места, становится «зарей»).

Ведущий. Дорогие родители, а вам не скучно? Хотите поиграть с нами? Для начала конкурс-

разминка «Эрудиты». Кто придумает больше слов на спортивную тематику? За самое длинное

слово – приз.

Дети играют в игру «Растеряхи» (состязательная игра)

Цель: развитие координации движений, силы; воспитание сплоченности, товарищества.

Дети, принимающие участие в этот игре, становятся в один ряд, берутся за руки, образуя тем

самым цепочку. По правую сторону цепочки назначается вожак, который по команде начинает бег

со сменой направления и вся цепочка начинает движение за ним. Однако никто кроме вожака не

знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не

рассоединить цепочку. Чем дальше игрок находится от вожака, тем ему сложнее удержать

равновесие, не упасть или не разорвать цепь.

Папы принимают участие в игре «Пожарники»

(Количество игроков: двое

оборудование: веревочка, 2 куртки, 2 стула.

Выверните рукава двух курток и повесьте их на спинки стульев. Стулья поставьте на расстоянии

одного метра спинками друг к другу. Под стульями положите веревочку длиной два метра.

Оба участника стоят у своих стульев. По сигналу они должны взять куртки, вывернуть рукава,

надеть, застегнуть все пуговицы, обежать вокруг стула соперника, сесть на свой стул и дернуть за

веревочку).

Есть еще у нас игра, вам понравится она.

Игра «Петухи»: главное ногу покрепче держать, чтобы она не смогла убежать.

Дети играют в игру.

А вот игра «Дракон» развивает чувство коллективизма, способствует эмоциональному

раскрепощению.

Дети и родители играют вместе.

Ведущий. Дорогие ребята и гости, тренировку прошли вы очень ловко,

Получайте-ка награды, поздравляю, мы очень рады.

(Происходит награждение всех участников).

Дети.

Чтоб расти и закалятся,

Надо спортом заниматься.

Ведущий.

Закаляться, детвора!

В добрый путь!

Дети. Физкульт-Ура! (Уходят по марш).



В раздел образования