Напоминание

ИКТ в образовательном процессе в ДШИ


Автор: Бушуева Светлана Филипповна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО Стародубская ДШИ
Населённый пункт: город Стародуб, Брянская область
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: ИКТ в образовательном процессе в ДШИ
Дата публикации: 16.10.2020
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СТАРОДУБСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМ.А.И.РУБЦА»

Методические рекомендации на тему:

«ИКТ в образовательном процессе ДШИ»

Подготовила: Бушуева Светлана

Филипповна, преподаватель

первой категории

2020

г. Стародуб

План

1.

Введение.

2.

Понятие технологий.

3.

Классификация программных средств.

4.

Использование мультимедиа технологий в школе искусств.

5.

Характеристика компьютерных программ.

6.

Применение информационных технологий на уроке «Фортепиано».

7.

Заключение.

8.

Литература.

Введение

В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития -

ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о

наступлении информационной эры. И действительно, современную жизнь

уже довольно сложно представить без использования информационных

технологий. Стремительно развивающаяся научно-техническая революция

стала основой глобального процесса информатизации всех сфер жизни

общества.

В

условиях

динамично

меняющегося

мира,

постоянного

совершенствования и усложнения технологий, информатизация сферы

образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление

развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных

документах, признается важнейшим национальным приоритетом.

В области дополнительного образования, в том числе и музыкального, имеют

место процессы компьютеризации и информатизации. Данные процессы во

многом преобразуют составляющие системы обучения. В результате такого

преобразования

повышается

качество,

эффективность

и

доступность

образования.

Применение

информационных

технологий

не

только

обогащает

традиционные формы обучения, делая процесс образования и воспитания

более интересным, но и раскрывает перед учащимися новые горизонты

знаний, умений и навыков, необходимых им в повседневной жизни. Следует

отметить, что у учащихся всех возрастных групп достаточно велика

мотивация к освоению новых технологий, поэтому повышается интерес к

предмету

изучения,

активизируются

все

психологические

процессы,

необходимые для успешного обучения – внимание, память, восприятие,

эмоциональный отклик и др. Это является залогом более успешного

обучения и воспитания учащихся школы искусств.

Желание каждого педагога – привить любовь и интерес к своему предмету,

сделать урок современным и привлекательным для учащихся.

Как этого можно достичь?

Прежде всего, использование в своей работе современных образовательных

и информационных технологий. Но каким бы высоким профессионализмом

не обладал педагог в наше время, ему необходимо повышать собственную

грамотность в области информационно-коммуникативных технологий, знать

и использовать компьютерные программы на своих уроках.

Понятие технологий

Что такое ИКТ?

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и

коммуникационными.

«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств,

обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации

и ориентированных на повышение эффективности и производительности

труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую

взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства

взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен).

В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает

комфортное,

индивидуальное

многообразное,

высокоинтеллектуальное

взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и

коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику

необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их

внедрением является адаптация человека к жизни в информационном

обществе.

Мультимедиа - это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под

управлением программного обеспечения с использованием современных

технических и программных средств. Они объединяют текст, звук, графику,

фото, видео в одном цифровом представлении. Мультимедиа технология,

объединяющая компьютерную информацию, имеющее разное физическое

представление, представляет собой один из самых распространенных

способов применения информационных технологий в образовании.

Прекрасным применением мультимедиа является интерактивное обучение.

Интерактивность – взаимодействие, обратная связь. Одной из сторон такого

взаимодействия является непосредственно человек. Он может преследовать

разные цели, например получение информации или общение с другими

людьми. Пользователь может взаимодействовать как ресурсами глобальной

сети, так и с другими её пользователем посредством интернет общения.

Степень интерактивности показывает нам как быстро и насколько удобно

человек может взаимодействовать в интернет ресурсами либо с другим

человеком. В наше время степень интерактивности неудержимо растёт. Это

также

способствует

более

активному

внедрению

информационных

технологий в образование.

В педагогике существует понятие информационной технологии обучения.

Это понятие характеризует процесс подготовки и передачи информации

обучаемому.

Средством

осуществления

данного

процесса

выступают

компьютерная техника и программные средства.

В информационных технологиях обучения выделяются два компонента,

служащих для передачи учебной информации:

- технические средства: компьютерная техника и средства связи;

- программные средства, которые могут быть различного назначения.

Для разработки уроков с применением информационных технологий

преподаватель должен знать функциональные возможности и условия

применения каждого из данных компонентов. Как технические, так и

программные средства обладают своей спецификой и определенным образом

влияют на учебный процесс.

Классификация программных средств

Информационная технология обучения предполагает использование наряду с

компьютерной

техникой

специализированные

программные

средства.

Программное средство учебного назначения – это такое программное

средство, в котором воссоздается некоторая предметная область, где

реализуется технология ее изучения, создаются условия для осуществления

различных видов учебной деятельности. Такие программные средства,

функционально поддерживающие различные виды учебного процесса,

получили называние педагогических программных средств.

Педагогическими программными средствами могут выступать:

- компьютерные учебники (уроки);

- контролирующие (тестовые и пр.);

- информационно-справочные (энциклопедии);

- демонстрационные (слайд- или видео-фильмы);

- учебно-игровые и досуговые (компьютерные игры).

Все без исключения программные средства направлены на оптимизацию

учебного

процесса,

привнесение

разнообразия

в

подачу

материала,

облегчение его усвоения и повышение эффективности обучения в целом.

Педагогические цели применения информационных технологий заключаются

в следующих направлениях:

- развитие личности,

то

есть

в развитии

мышления,

эстетического

воспитания,

развитии

умений

экспериментально-исследовательской

деятельности, формировании информационной культуры.

- выполнение социального заказа: осуществление общей информационной

подготовки пользователя (так называемая «компьютерная грамотность»),

подготовки специалиста в какой-либо сфере;

- интенсификация учебно-воспитательного процесса, что предполагает

повышение эффективности и качества обучения, обеспечение мотивов

познавательной деятельности, углубление межпредметных связей за счет

интеграции информационной и предметной подготовки.

Использование мультимедиа технологий в школе искусств

Однако

вопрос

о

применении

технических

средств

в

музыкальном

образовании вызывал и до сих пор вызывает неоднозначные суждения.

Внедрение

информационных

технологий

в

музыкальное

образование

затруднено как из-за проблем с материальным обеспечением, так и из-за

отсутствия

обоснованной

концепции

их

использования

в

практике

обучения.

В чем же заключаются преимущества компьютерной технологии?

- в возможности получения различного рода материалов через сеть

Интернет;

- в интегрировании обычного урока с ИКТ позволяющего педагогу сделать

процесс

обучения

более

интересным,

разнообразным,

интенсивным,

проблемным,

творческим,

ориентированным

на

исследовательскую

активность и удовлетворяющего потребности современных детей;

- в помощи педагогу лучше оценить способности и знания ребенка,

побуждении поиска новых, форм и методов обучения, стимулирующих его

профессиональный рост и все дальнейшее освоение информационных

технологий.

Цели использования информационных технологий на уроке:

- для профессиональной подготовки исполнителей;

- для использования как источника вспомогательного учебного материала

(справочного,

обучающего,

редактирующего,

звукозаписывающего,

звуковоспроизводящего и т.п.).

- сделать урок современным (с точки зрения использования технических

средств);

-

установить

отношения

взаимопонимания,

взаимопомощи

между

преподавателем и учащимся;

- помочь преподавателю образно и интересно подать материал;

- расширить кругозор ученика.

Основные направления использования технологий на уроках:

Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал).

Демонстрационный материал (упражнения, таблицы, понятия).

Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся.

Материалами

новых

методов

обучения

выступают

мультимедийные

образовательные ресурсы. К данному роду ресурсов относят электронные

библиотеки,

энциклопедии,

нотные

архивы,

музыкальные

антологии,

виртуальные музеи (в том числе музеи музыкальных инструментов), каталоги

обучающих музыкальных программ, электронные пособия. В последнем

случае материал должен быть грамотно структурирован и организован.

Преподаватель

в

этом

случае

выступает

как

консультантом,

так

и

контролером усвоенных знаний.

Важное значение информационно-образовательных ресурсов, а в данном

случае

интернет-технологий,

обусловлено

рядом

возможностей,

предоставляемых обучаемому. Например:

- получение сведений о содержании курса, темы занятий, необходимых для

изучения дисциплины;

- получение дополнительной информации по дисциплине из данного ресурса

или из других ресурсов интернета;

- самопроверка знаний;

- самообразвание;

- развитие творческих навыков и музыкальных способностей.

В организации учебной деятельности технологии мультимедиа имеют

большой педагогический потенциал. Мультимедиа-система

позволяет

создать необходимый музыкальный фон для работы, включить любой

видеофрагмент, что обеспечивает большую наглядность и интерес учащихся.

На уроках фортепиано активно применяются такие информационные

технологии:

1. Различного типа видео- и аудио-ряды (фильмы, картинки, таблицы,

презентации, фонограммы, треки и пр.).

2. Музыкальные энциклопедии, справочники по истории музыки.

3. Интернет-ресурсы (обучающие игровые программы).

Характеристика компьютерных программ

Далее

представляю

краткую

характеристику

наиболее

используемых

компьютерных программ с описанием методики их применения.

В программе «Шедевры музыки» собраны обзорные материалы, о разных

направлениях музыки, материал охватывает период от эпохи барокко до

современной музыки. Кроме этого, в программе имеются биографические

сведения

о

композиторах,

описаны

истории

созданий

известных

произведений. Произведения сопровождаются комментариями, аудио и

видеофрагментами. Программа оснащена словарем различных терминов и

музыкальных инструментов, что существенно облегчает работу. С помощью

этой

программы

можно

подготовить

сообщение,

реферат,

найти

музыкальный материал.

Программа «Учимся понимать музыку» направлена на приобщение

учащихся к мировой музыкальной культуре; помогает научить их различать

большое количество музыкальных жанров, стилей и направлений, понимать

особенности

инструментальной,

симфонической

и

вокальной

музыки.

Практический

курс

содержит

практические

занятия,

интерактивные

упражнения

и

тренажеры,

медиаиллюстрации,

видеофрагменты,

энциклопедические биографические стати.

Программа - Microsoft Office Word используется для создания конспектов,

учебных пособий, написания отзывов к произведениям, сочинений различной

тематики.

Программа Microsoft PowerPoint открывает

пользователю

широкие

возможности для создания впечатляющих презентаций. Создать презентацию

в программе сможет любой, даже самый неопытный пользователь –

инструменты просты, понятны, удобны и легко применимы.

С учениками можно использовать программы с музыкальными играми.

«Играем с музыкой», «Алиса и времена года» - обучающая игра на развитие

внимания,

музыкального

слуха,

с

музыкальными

заданиями

и

головоломками, музыкой А.Вивальди.

Таким образом, программы являются хорошим средством вовлечения

детей в творческий процесс. Это также и способ формирования у них

устойчивой мотивации и интереса к изучению данной дисциплины.

Применение информационных технологий на уроке

«Фортепиано»

Современные

компьютерные

технологии

предоставляют

огромные

возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский

заметил: «Детская природа требует наглядности». Сейчас это уже не схемы,

таблицы и картинки, а более близкая детской природе игра, пусть даже и

научно-познавательная.

Энциклопедические пособия, справочники можно использовать на уроках и

для самостоятельной работы учащихся. Они позволяют не только слушать

музыку в качественной записи, просматривать фрагменты видеозаписи, но и

дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства:

живопись, музыка, литература, архитектура.

Энциклопедия

на

CD "Классическая

музыка" иллюстрирует

учебный

материал по творчеству 63 композиторов и имеет в своем арсенале 320

музыкальных произведений, многие из которых представлены на видео, в

исполнении лучших музыкантов мира.

Учащиеся могут не только познакомиться с портретами, фотографиями,

иллюстрациями,

но и просмотреть

отрывки

из фильмов,

прослушать

аудиозаписи, музыкальные отрывки, просмотр видео составит более полное

представление о

композиторе,

его

творчестве.

Зрелищность,

яркость,

новизна элементов урока, в сочетании с профессиональными приемами

делают такой урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Повышает интерес к изучаемым пьесам просмотр видео, где играют на

фортепиано и других инструментах юные музыканты. Мы вместе с учеником

слушаем те произведения, которые он играет. Потом обсуждаем исполнение,

сравниваем со своей интерпретацией. Ребенок думает, анализирует, находит

свое

понимание

исполняемой

музыки,

тем

самым

развивается

ителлектуально-творческое мышление.

Для детей во время работы над пьесой я применяю и такой способ:

записываю их игру на видеокамеру, а потом вместе слушаем. Ученик

слышит себя со стороны и делает сам себе замечания. После такой формы

работы его игра становится заметно лучше.

Для активизации работы учащихся можно применить занимательные формы:

викторины,

кроссворды,

занимательные

вопросы,

а

сопровождение

анимированными

картинками

вызывает

неподдельный

интерес

детей,

желание работать продуктивно, повышает мотивацию к учению.

Я

часто

использованию

ресурсы

нотных

библиотек

и

музыкальных

антологий в Интернете. Дети очень любят играть популярную музыку. Не

всегда можно купить сборники с понравившимися пьесами. В интернете

можно найти и скачать любые ноты да еще в облегченном варианте.

Заключение

Роль информационных технологий в образовательном процессе значительна.

В музыкальном образовании они улучшают формирование музыкально -

исполнительских навыков, способны поднять подготовку специалистов на

более высокий уровень, и являются большой помощью в развитии

продуктивно - творческих способностей учащихся. Компьютер в школе

позволяет ввести в изучение те музыкальные программы, которые позволяют

не только слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты

произведений видеозаписей, но и дают доступ к информации, связанной с

миром искусства: живопись, музыка, литература.

Применение персональных компьютеров во многом упрощает разработку,

тиражирование и использование дидактических и научных материалов,

повышает качество образования, соответствует сегодняшнему дню. Уже

невозможно представить обучение, работу и современную жизнь в целом без

информационных технологий.

Как показывает опыт, применение информационных технологий повышает

мотивацию

у

учащихся,

делает

процесс

обучения

разнообразным,

интересным,

доступным,

во

многом

облегчает

восприятие

учебного

материала и применение его на практике. Все это очень важно для

повышения

эффективности

обучения,

интеллектуально

творческого

развитии личности учащихся и доступности музыкального образования.

Резюмируя все вышесказанное, хотелось бы отметить, что применение

компьютера и других технических средств на уроке музыки – это не

самоцель. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать

новые информационные технологии во всех сферах жизни. Музыкальная

школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный

учитель должен использовать компьютер в своей деятельности,

Между

педагогом

и

учеником

возникает

некая

доверительность,

налаживается особый контакт. Ученик осознает, что учитель проявляет

особую заинтересованность конкретно к нему, к его индивидуальности, к его

творческому потенциалу.

Говорить об использовании новых технологий на уроках по специальности

можно бесконечно. Этот вопрос еще долго будет вызывать споры о том, надо

ли это применять, что педагоги загружены, что это все громоздко, непонятно.

Только непонятно это все порой только нам, преподавателям, а детям это все

естественно и близко. И как-то “неумно” не использовать такие богатые

возможности,

какие

предлагают

нынешние

музыкально-компьютерные

технологии. Нужно пробовать, искать и тогда все будут довольны – и

педагоги, и дети, и их близкие.

Развитие информационно – коммуникационных технологий в музыкальном

образовании перспективно, актуально и объективно необходимо.

Список используемой литературы

1.

Горбунова И.Б. Компьютеры в обучении музыке. - М.: РГПУ, 2002

2.

Интернет и музыкальное образование школьников Искусство и

образование. - 2000. - №1. - С.45-50

3.

Лифановский Б. Интернет для музыканта. М.,2006

4.

Лифановский Б. Интернет для музыканта. М.,2006

5.

Новые педагогические и информационные технологии в системе

образования: Учебное пособие/Е.С.Полат и др.- М.: изд. центр

«Академия»,2001.

6.

Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-

коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. -

208с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).

7.

Харуто А. В. Музыкальная информатика. Компьютер и звук: Учебное

пособие по теоретическому курсу для студентов и аспирантов

музыкального вуза. - М.: Московская государственная консерватория,

2000.



В раздел образования