Напоминание

"Формирование духовно-нравственной личности на уроках истории в условиях кадетского корпуса"


Автор: Петрова Людмила Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: КГБОУ "КШИ "Алтайский кадетский корпус"
Населённый пункт: ЗАТО Сибирский, Алтайский край
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование духовно-нравственной личности на уроках истории в условиях кадетского корпуса"
Раздел: среднее образование





Назад





«Формирование духовно-нравственной личности на уроках истории в

условиях кадетского корпуса»
Петрова Людмила Владимировна КГБОУ «Кадетская школа-интернат «Алтайский кадетский корпус» История – это предмет, который участвует в процессе формирования нравственных ценностей. Сегодня политика нашего государства направлена на сохранение суверенитета и целостности нашей страны. Задача учителя заключается в том, что бы вся деятельность была направлена на формирование у учащихся чувства патриотизма. Воспитание патриотизма является чуть ли не самой актуальной в наше время. Именно люди, горячо любящие свою родину, все свою деятельность направляют на процветание. Проблема гуманизации системы обучения в целом и преподавании истории и обществознания вполне закономерно выдвигается на первый план в школьной практике. Сегодня становится очевидным, что именно гуманитарное образование в первую очередь формирует личность школьника, готовит его жить в меняющемся мире, учит человека современным формам общения и умению принимать эффективные решения. Принцип гуманизации обучения закреплен в законодательстве об образовании в Российской Федерации. Философскую методологическую основу этого принципа составляет признание творческой природы личности каждого ученика, наличие в ней внутренней активности. При организации учебной деятельности и урока в частности я ставлю перед собой задачу, что бы развивали не мы (учителя), а он развивал себя сам. При таком подходе знания, умения и навыки сами по себе перестают быть главной целью учебно-воспитательного процесса. Целью обучения становится целостное развитие личности ученика, т. е. наиболее полное развитие заложенных в ней активно - творческих возможностей, ее интеллектуально - нравственной свободы. Процесс же приобретения знаний, формирование умений и навыков превращается из цели в средства развития личности обучаемого. Главное условие для проявления внутренней активности у детей - представление свободы каждой личности и проявление своих способностей, а так же уважение достоинства каждого обучаемого. Для реализации задач духовно – нравственного воспитания учащихся в рамках кадетского корпуса введен кадетский компонент и проводятся занятии по Истории кадетских корпусов и Государственной символике России «Гордиться славой своих предков, - писал А. С.Пушкин,- не только можно, но и должно». Поэтому учащиеся занимаются изучением истории кадетского движения и рассматривают изменения символики России в конкретный
исторический период, эти занятия пробуждают у учащихся интерес к народу с которым живешь, к его культурным, духовным традициям и уважение к Родине. Основные дидактические приемы и методические средства, адаптированные к новой системе и применяемые мной, следующие: . на занятиях делается акцент на овладение материалом на уроке, а не дома( домашняя работа носит характер повторения); . участвуют в работе( изучая материал, анализируя его, отвечая на тот или иной вопрос) все учащиеся на каждом уроке; . основное внимание при обсуждении материла обращается не на фактологическую основу, а на его анализ, сравнение и осмысление, а также на обоснование своей точки зрения; . итоговой формой проверки знаний учащихся являются творческие отчеты, сочинения, рефераты, презентации, эссе и т. д. Содержание курса позволяет показать связь и значение символики в истории страны, подвести учащихся к важности и необходимости ее изучения, способствует развитию интереса. Воспитание уважения к его прошлому и настоящему. Большую роль в гражданском образовании и воспитании учащихся играют уроки обществознания. В нашем общеобразовательном учреждении уделяется много внимания Формирование духовно – нравственных ценностей на уроках обществознания в условиях кадетского корпуса. Нравственное образование в школе связано с решением главной социальной функцией образования - передачей опыта, накопленного предшествующими поколениями людей. Общественные изменения в России в образе жизни людей привели к усилению значимости материальных ценностей, которые, как известно, исчезают, уничтожаются, разрушаются в определенные кризисные времена. Единственным условием сдерживания общества на гуманистических основах остается мораль. Говоря о нравственном воспитании, нельзя обойти стороной вопросы воспитания гражданских и общечеловеческих качеств у наших учеников.
Если вооружиться современным компетентностным подходом в образовании, то речь идёт о формировании и развитии ценностно-смысловой компетенции. Этот процесс должен осуществляться в соответствии с возрастными особенностями и на основе принципа активности самих учащихся. Усвоение учениками идеи любви к семье, к Родине, привитие общечеловеческих норм нра вс т ве нно с т и я вля е т с я ва жне йшим э т апом ф о р м и р о в а н и я гражданственности, воспитания гражданина России. Важное значение для идейного и нравственного формирования школьников имеет не только содержание, но и организация учебного процесса. Организация коллективной и групповой форм учебной деятельности возможна на уроках по всем предметам, но особенно важна данная форма на уроках обществознания при изучении тем, включающих в себя общечеловеческие ценности. Для учащихся 8 класса я провожу урок обществознания по теме: «Психологический климат в семье», является своеобразным открытием. Дети и не предполагают, что о серьёзных вещах можно говорить так увлекательно и интересно. Решение основной нравственной проблемы на данном уроке было связано с морально этическим обучением детей строить свои отношения в окружающем социуме. Среди глобальных мировых проблем планеты современное мировое сообщество (международные организации и объединения, ООН) и мировая пресса активно называют и выделяют как особо важные проблемы нравственности. И это подтверждается народной мудростью: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители - пример тому». Нравственное образование в школе связано с решением главной социальной функции образования - передачей опыта, накопленного предшествующими поколениями людей. И урок обществознания, проведенный в 8 классе, реализует эту важнейшую функцию полностью. Общественные изменения в России в образе жизни людей привели к усилению значимости материальных ценностей, которые, как известно, исчезают, уничтожаются, разрушаются в определенные кризисные времена. Единственным условием сдерживания общества на гуманистических основах остается мораль. А мораль неотделима от семьи и школы.


В раздел образования