"Формирование духовно-нравственной личности на уроках истории в условиях кадетского корпуса"
Автор: Петрова Людмила Владимировна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: КГБОУ "КШИ "Алтайский кадетский корпус" Населённый пункт: ЗАТО Сибирский, Алтайский край Наименование материала: статья Тема: "Формирование духовно-нравственной личности на уроках истории в условиях кадетского корпуса" Раздел: среднее образование
«Формирование духовно-нравственной личности на уроках истории в
условиях кадетского корпуса»
Петрова Людмила Владимировна
КГБОУ «Кадетская школа-интернат «Алтайский кадетский корпус»
История
–
это
предмет,
который
участвует
в
процессе
формирования
нравственных ценностей. Сегодня политика нашего государства направлена
на сохранение суверенитета и целостности нашей страны. Задача учителя
заключается
в
том,
что
бы
вся
деятельность
была
направлена
на
формирование у учащихся чувства патриотизма. Воспитание патриотизма
является чуть ли не самой актуальной в наше время. Именно люди, горячо
любящие свою родину, все свою деятельность направляют на процветание.
Проблема гуманизации системы обучения в целом и преподавании истории и
обществознания
вполне
закономерно
выдвигается
на
первый
план
в
школьной
практике.
Сегодня
становится
очевидным,
что
именно
гуманитарное образование в первую очередь формирует личность школьника,
готовит его жить в меняющемся мире, учит человека современным формам
общения и умению принимать эффективные решения. Принцип гуманизации
обучения
закреплен
в
законодательстве
об
образовании
в
Российской
Федерации.
Философскую
методологическую
основу
этого
принципа
составляет
признание
творческой
природы
личности
каждого
ученика,
наличие
в
ней
внутренней
активности.
При
организации
учебной
деятельности и урока в частности я ставлю перед собой задачу, что бы
развивали не мы (учителя), а он развивал себя сам. При таком подходе
знания,
умения
и
навыки
сами
по
себе
перестают
быть
главной
целью
учебно-воспитательного
процесса.
Целью
обучения
становится
целостное
развитие личности ученика, т. е. наиболее полное развитие заложенных в ней
активно
-
творческих
возможностей,
ее
интеллектуально
-
нравственной
свободы. Процесс же приобретения знаний, формирование умений и навыков
превращается из цели в средства развития личности обучаемого.
Главное
условие
для
проявления
внутренней
активности
у
детей
-
представление свободы каждой личности и проявление своих способностей, а
так же уважение достоинства каждого обучаемого.
Для
реализации
задач
духовно
–
нравственного
воспитания
учащихся
в
рамках кадетского корпуса введен кадетский компонент и проводятся занятии
по
Истории
кадетских
корпусов
и
Государственной
символике
России
«Гордиться славой своих предков, - писал А. С.Пушкин,- не только можно, но
и должно». Поэтому учащиеся занимаются изучением истории кадетского
движения
и
рассматривают
изменения
символики
России
в
конкретный
исторический период, эти занятия пробуждают у учащихся интерес к народу
с которым живешь, к его культурным, духовным традициям и уважение к
Родине.
Основные дидактические приемы и методические средства, адаптированные
к новой системе и применяемые мной, следующие:
.
на
занятиях
делается
акцент
на
овладение
материалом
на
уроке,
а
не
дома( домашняя работа носит характер повторения);
. участвуют в работе( изучая материал, анализируя его, отвечая на тот или
иной вопрос) все учащиеся на каждом уроке;
.
основное
внимание
при
обсуждении
материла
обращается
не
на
фактологическую основу, а на его анализ, сравнение и осмысление, а также
на обоснование своей точки зрения;
. итоговой формой проверки знаний учащихся являются творческие отчеты,
сочинения, рефераты, презентации, эссе и т. д.
Содержание курса позволяет показать связь и значение символики в истории
страны,
подвести
учащихся
к
важности
и
необходимости
ее
изучения,
способствует развитию интереса. Воспитание уважения к его прошлому и
настоящему.
Большую роль в гражданском образовании и воспитании учащихся играют
уроки обществознания.
В
нашем
общеобразовательном
учреждении
уделяется
много
внимания
Формирование духовно – нравственных ценностей на уроках обществознания
в условиях кадетского корпуса.
Нравственное образование в школе связано с решением главной социальной
функцией образования - передачей опыта, накопленного предшествующими
поколениями людей. Общественные изменения в России в образе жизни
людей привели к усилению значимости материальных ценностей, которые,
как
известно,
исчезают,
уничтожаются,
разрушаются
в
определенные
кризисные
времена.
Единственным
условием
сдерживания
общества
на
гуманистических основах остается мораль.
Говоря
о
нравственном
воспитании,
нельзя
обойти
стороной
вопросы
воспитания гражданских и общечеловеческих качеств у наших учеников.
Если вооружиться современным компетентностным подходом в образовании,
то речь идёт о формировании и развитии ценностно-смысловой компетенции.
Этот
процесс
должен
осуществляться
в
соответствии
с
возрастными
особенностями и на основе принципа активности самих учащихся. Усвоение
учениками идеи любви к семье, к Родине, привитие общечеловеческих норм
нра вс т ве нно с т и
я вля е т с я
ва жне йшим
э т апом
ф о р м и р о в а н и я
гражданственности, воспитания гражданина России.
Важное значение для идейного и нравственного формирования школьников
имеет
не
только
содержание,
но
и
организация
учебного
процесса.
Организация
коллективной
и
групповой
форм
учебной
деятельности
возможна на уроках по всем предметам, но особенно важна данная форма на
уроках
обществознания
при
изучении
тем,
включающих
в
себя
общечеловеческие ценности.
Для
учащихся
8
класса
я
провожу
урок
обществознания
по
теме:
«Психологический климат в семье», является своеобразным открытием. Дети
и не предполагают, что о серьёзных вещах можно говорить так увлекательно
и интересно. Решение основной нравственной проблемы на данном уроке
было
связано
с
морально
этическим
обучением
детей
строить
свои
отношения в окружающем социуме.
Среди
глобальных
мировых
проблем
планеты
современное
мировое
сообщество (международные организации и объединения, ООН) и мировая
пресса
активно
называют
и
выделяют
как
особо
важные
проблемы
нравственности.
И
это
подтверждается
народной
мудростью:
«Ребёнок
учится тому, что видит у себя в дому. Родители - пример тому».
Нравственное образование в школе связано с решением главной социальной
функции образования - передачей опыта, накопленного предшествующими
поколениями
людей.
И
урок
обществознания,
проведенный
в
8
классе,
реализует эту важнейшую функцию полностью. Общественные изменения в
России в образе жизни людей привели к усилению значимости материальных
ценностей, которые, как известно, исчезают, уничтожаются, разрушаются в
определенные
кризисные
времена.
Единственным
условием
сдерживания
общества
на
гуманистических
основах
остается
мораль.
А
мораль
неотделима от семьи и школы.