Напоминание

Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста: проблемы и пути решения


Автор: Якушева Ирина Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР -д/с № 2 "Планета детства"
Населённый пункт: г. Альметьевск, Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста: проблемы и пути решения
Раздел: дошкольное образование





Назад




Управление образования Альметьевского муниципального района Республики

Татарстан

«Экологическое образование и воспитание детей

дошкольного возраста:

проблемы и пути решения»

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

« Центр развития ребенка – детский сад № 2 «Планета детства»

г. Альметьевска Республики Татарстан

Татарстан Республикасы Әлмәт шәһәре “Баланың сәләтен үстерү үзәге 2 – нче

“Планета детства” балалар бакчасы муниципаль бюджет мәктәпкәче белем

бирү

учреждениясе”

Подготовила:

воспитатель

Якушева И.П.

г. Альметьевск, 2020 г.

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый

садовник укрепляет корень, от мощности которого, зависит жизнь растения на

протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о

воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание

этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть,

познавать, оценивать окружающий мир.

В.А. Сухомлинский

В

настоящее

время

в

области

экологии

просматриваются

новые

тенденции

и

проблемы,

свидетельствующие

о

необходимости

выхода

экологического

воспитания

на

качественно

новый

уровень.

Низкая

эффективность

предпринимаемых

усилий

приводит

к

необходимости

повышения уровня экологической воспитанности дошкольников.

Дошкольный возраст – самый важный этап в развитии экологической

культуры ребенка. В этот период закладываются основы личности, в том числе

позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте

ребенок

начинает

выделять

себя

из

окружающей

среды,

развивается

эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы

нравственно-экологических

позиций

личности,

которые

проявляются

во

взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней.

Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм

и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней,

активность в решении некоторых экологических проблем. Детский сад является

первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не

случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ

культуры

рационального

природопользования.

Воспитание

заботливого

отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста

закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в

детском саду.

Система экологического образования и воспитания дошкольников:

- создание условий для экологического воспитания детей;

- формирование системы целей и задач экологического воспитания;

- формирование системы знаний о природе в процессе организованной

образовательной деятельности;

- создание экологической тропы и составление рекомендаций работы на ней;

- элементарная поисковая деятельность;

- кружковая работа;

- совместная работа с родителями.

Цель экологического воспитания: формировать у детей осознанное

понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе.

Задачи:

- формировать у детей умения и навыки по уходу за растениями;

-воспитывать

у

детей

заботливое

отношение

к

природе

путем

целенаправленного

общения их с окружающей средой;

- средствами природы воспитывать эстетические и патриотические чувства.

Формы работы с детьми дошкольного возраста:

1.

Познавательные занятия;

2.

Экскурсии на природу;

3.

Трудовая деятельность в уголке природы и на участке;

4.

Наблюдение за растительным и животным миром, трудом взрослых;

5.

Чтение художественной литературы;

6.

Дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры;

7.

Музыкальные и спортивные развлечения;

8.

Опытная деятельность.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении

положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не

только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с

родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители

должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо

правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Например,

сложно объяснять детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не

делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут

вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Однако то, что можно

дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и наоборот.

Нужно выделить основное, что потребует совместных усилий от педагогов и

родителей. Нужно рассмотреть и обсудить полученные результаты и принять

совместное решение относительно окончательного перечня жизненно важных

правил и запретов. Выбрав в качестве образца несколько приемов позитивного

регулирования поведения детей, можно раскрыть их на конкретных примерах.

Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь

тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект

воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические

ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное

влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль

жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они

ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это.

Видя, как формируется у детей заботливое отношение ко всему живому,

родители с готовностью откликаются на все просьбы.

Формы работы с родителями:

1. Ширмы, экологические стенды;

2. Анкетирование, проведение опросов;

3. Круглые столы;

4. Родительские собрания, консультации;

5. Информационные стенды;

6. Семейные гостиные.

Формы работы с педагогами:

1.

Экологическая школа;

2.

Практические семинары;

3.

Передовой педагогический опыт;

4.

Консультации;

5.

Педсоветы;

6.

Творческие группы.

Наиболее распространенными разновидностями такой формы работы

являются

создание

«уголка

природы»,

разведение

комнатных

цветов,

оформление клумбы. Воспитательный эффект будет достигнут только в том

случае, если дети будут не просто наблюдать за животными и растениями, а

принимать активное участие в уходе за ними.

В нашей группе создана

разнообразная

развивающая

среда

экологического

направления,

где

воспитанники вместе с воспитателями и самостоятельно познают окружающий

мир

(

уголок природы, календарь наблюдений, уголок почемучек )

.

Каждую

весну мы сажаем огород, за которым дети ухаживают самостоятельно,

ежедневно они проверяют влажность почвы, рыхлят и поливают растения,

сравнивают на сколько выросли наши растения за определенный промежуток

времени, радуются каждому положительному изменению.

В группе была создана экологическая библиотека. Здесь у нас собраны

разнообразные книги и энциклопедии для детей. Литературу известных детских

писателей природоведов М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова используем на

занятиях, тематических чтениях. Часто разучиваем с детьми стихи о природе.

Экологические

дидактические

игры

помогают

ребенку,

увидеть

неповторимость и целостность, живого организма, экосистемы, осознать

невозможность

ее

нарушения.

В группе есть подборка дидактических

экологических игр и наглядного материала для проведения организованной

образовательной деятельности с детьми, так же иллюстрации детей из

прочитанных произведений.

Большие потенциальные возможности для экологического воспитания

детей заложены в процессе воспитательно – образовательной работы с детьми

на прогулках. Здесь можно проводить целевые прогулки, прогулки по

экологической тропе, экологические рейды и экологические субботники.

Перспектива работы творческой группы:

- Создание экологической тропинки и разработка рекомендаций работы на ней;

- Сбор иллюстрированного материала по теме «Красная книга» и разработка

методических материалов.

Таким образом, видно, что проводимая работа по теме “

Экологическое

образование воспитание детей дошкольного возраста: проблемы и пути решения ”

эффективна.

Ну

а

самое

главное

в

экологическом

воспитании

личная

убежденность педагога, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у

детей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.



В раздел образования