Напоминание

Влияние русских народных игр на детей старшего дошкольного возраста


Автор: Туркина Евгения Константиновна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ Д/С №51
Населённый пункт: город Сыктывкар
Наименование материала: Доклад из опыта работы
Тема: Влияние русских народных игр на детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

« Центр развития ребёнка- детский ад № 116». Г. Сыктывкара

Доклад

Влияние русских народных игр на детей старшего

дошкольника возраста.

Из опыта работы

Музыкального руководителя

Туркиной Е.К.

Сыктывкар 2017

План:

I.

Теоретическая часть:

I.1 Актуальность и значение темы;

II.

Практическая часть:

II.1Роль и задачи русских народных подвижных игр, на развитие

старшего дошкольного возраста;

II.2Психолого-педагогические особенности развития детей старшего

дошкольного возраста;

II.3Значение подвижных игр для развития личности ребёнка;

II.4Особенности организации проведения русских подвижных игр с

детьми старшего дошкольного возраста;

II.5

Методика разучивания и проведения подвижных игр с детьми

среднего и старшего дошкольного возраста.

III.

Результаты опыта работы.

IV.

Перспективы на будущее.

V.

Библиография.

VI.

Приложение 1

VII.

Приложение 2

I.

Теоретическая часть.

I.1.

Актуальность и значение темы.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что подвижная игра -

незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об

окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки,

ценных морально-волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует

в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования

физической

культуры.

В

педагогической

науке

подвижные

игры

рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка.

Глубокий смысл подвижных игр - в их полноценной роли в физической и

духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа.

Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом,

способствующим как развитию физических и умственных способностей, так

и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей

общества.

Повышение уровня музыкальной культуры нашего общества, к сожалению,

трудноразрешимая задача. Народ, который издревле от рода к роду бережно

передавал фольклорное музыкальное искусство, почти потерял потребность в

нём. А ведь известно, что не заложено в душу с детства, потом

невосполнимо. Семья, детский сад, школа, возможные сферы приобщения

детей к прекрасному, таинственному миру музыки, глубоко проникающему в

чувства

и

сознание

ребенка.

Но,

родители,

в

подавляющем

своём

большинстве, оторваны от корней народного музицирования; в дошкольных

учреждениях ещё до сих пор осуществляется лишь подготовка элементарных

музыкальных номеров к праздникам в ущерб певческим и музыкально-

ритмическим умениям, развитию творческих навыков; а низкий уровень

музыкального

образования

создаёт

не

просто

малоподготовленного

слушателя, а порой и человека с испорченным вкусом. Поэтому так

необходимо на занятиях музыки вспомнить об истоках музыкальной

культуры.

Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В

них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его

интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества.

Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой

проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость

найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает

окружающий мир, но и преображает его.

Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей

дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания,

а, следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к

осторожности и этим увлекают детей.

Природа музыкального фольклора имеет импровизационную основу и

сочетает в себе музыку, поэзию и пластику движений. Всё это, вследствие

индивидуальности

оттенков

переживаний

и

мироощущения

человека,

открывало дорогу бесчисленным и богатым вариациям существующих тем,

мелодий, фигур хороводов и т.д. Всё это близко эмоциональной, жаждущей

двигательной активности, натуре ребёнка. Его личность развивается и

формируется в деятельности. Игра является фундаментальной её основой.

Народная педагогика

посредством организации игровой деятельности

передавала молодому поколению сложившиеся в течение веков трудовые,

нравственные и эстетические идеалы, понятия об окружающем мире и

взаимоотношениях поколений.

Через игры формировалось детское художественно- образное мышление.

Они способствовали развитию самостоятельности, творческой активности.

Народные игры в какой-то степени и по сей день являются школой

жизненного опыта, накопленного предыдущими поколениями, школой

усвоения обычаев и традиций национальной культуры.

Нужно помнить, что игры достигают положительных результатов лишь

тогда, когда они исполнят своё главное назначение - доставят детям

удовольствие и радость, а не будут нудной тренировкой.

Практическая часть

2.1 Роль и задачи влияния русских народных подвижных игр на

развитие старшего дошкольного возраста.

Подвижные игры

– наиболее доступный и эффективный метод воздействия

на ребенка при его активной помощи. Преимущество подвижных игр перед

строго дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с

инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует

двигательную активность. Современные дети мало двигаются, меньше, чем

раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и

компьютерным играм. Чтобы поддержать интерес детей к подвижным играм,

они должны их узнать, и задача педагога помочь им в этом.

Задачи:

Формировать детское художественно- образное мышление;

Способствовать развитию самостоятельности, творческой активности;

Формировать чувство такта и культурных привычек в процессе

группового общения с детьми и взрослыми.

Воспитывать интерес и любовь к музыке, потребности в её слушании,

движении под музыку в играх.

2.2Психолого-педагогические особенности развития старшего

дошкольного возраста.

Дошкольное детство - большой и ответственный период психического

развития ребенка. Это возраст первоначального фактического формирования

личности. Как показывают современные исследования, на протяжении

дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все

психические функции, формируются сложные виды деятельности, например

игра, общение с взрослыми и сверстниками, но и закладывается фундамент

познавательных

способностей.

В

личностной

сфере

формируются

иерархическая структура мотивов и потребностей. Активно усваиваются

нравственные формы поведения.

Старший дошкольный возраст очень важен для психического развития, так

как на первое место выходит целенаправленная познавательная деятельность,

в процессе которой происходят существенные изменения в психической

сфере. Постепенно ведущее место в структуре познавательных процессов

начинает занимать мышление.

Развитие мышления оказывает позитивное влияние на развитие смысловой

стороны

речевой

деятельности

дошкольника.

Речевая

деятельность

совершенствуется в количественном и качественном отношении.

В активный словарь детей данного периода развития входят 2500--3000 слов.

В речь

ребенка все

активнее включаются

прилагательные,

наречия,

существительные с обобщенным значением (животные, одежда, транспорт и

др.).

Развитие речи тесно связано с развитием словесно-логических операций.

Дети старшего дошкольного возраста приобретают значительный запас

производных слов. На основе понимания и активного использования этого

словарного запаса формируется способность к обобщению, классификации

предметов, обозначаемых существительными: животные делятся на диких и

домашних, птицы - на зимующих и перелётных.

В дошкольном возрасте развивается словесная память в процессе активного

освоения речи; возникает произвольная память, связанная с возрастанием

регулирующей роли речи, появлением произвольных механизмов поведения

и деятельности.

Существенные

изменения

наблюдаются

в

качественно-количественных

характеристиках

внимания.

Внимание

-

это

форма

организации

познавательной деятельности, направленной на выбранный объект. В

зависимости от характера психической регуляции выделяют непроизвольное

и произвольное внимание. Уровень внимания определяется комплексом

основных характеристик внимания: объем, концентрация, переключение и

распределение; противоположные вниманию состояния - это отвлекаемость,

неустойчивость.

Характерной особенностью внимания детей дошкольного возраста является

доминирование

непроизвольности,

низкой

сосредоточенности

и

концентрации

на

внешних

объектах

вербального

плана.

В

старшем

дошкольном

возрасте

идёт

процесс

совершенствования

внимания:

значительно возрастает объём и устойчивость,

появляются элементы

произвольности.

Воображение детей старшего дошкольного возраста - это психический

познавательный преобразовательный процесс, заключающийся в создании

новых

оригинальных

образов

путем

переработки

воспринимаемого

материала на основе индивидуального опыта. Развитие детскоговоображения

связывается с усложнением сюжетно-ролевой игры, что обуславливает

переход

от

репродуктивного

к

творческому

воображению,

от

непроизвольного к произвольному воображению.

Отличительными

особенностями

старших

дошкольников

являются

познавательная активность, интерес ко всему новому, яркому, высокая

эмоциональность. Поэтому во время занятий должна быть четкая организа-

ция детей, дисциплина, основанная на точном соблюдении заданий, команд,

указаний воспитателя. В то же время детям должны представляться

определенная свобода и самостоятельность действий, стимулирующих их

творчество и инициативу.

2.3 Значение русских подвижных игр для развития личности ребенка.

Сегодня мы чаще всего обращаемся к опыту наших предков, к истокам

народного воспитания и образования, поскольку именно там мы находим

ответы на многие трудные вопросы сегодняшнего дня. Предпочтение в

процессе поиска новых средств, факторов и методов организации воспитания

отдаётся тем из них, которые интегральны, многофункциональны по своему

характеру,

способствуют

самореализации,

самовыражению

личности,

интересны детям, органически вписываются в современные

учебно-

воспитательные системы.

Нормы

и

правила

воспитания,

выработанные

народной

педагогикой,

проверены временем. В них сосредоточена веками формировавшаяся

народная мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности.

Одним из таких средств воспитания

является народная игра. Она -

уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку каждого века,

у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть

свои любимые игры.

В практике широко используются игры ролевые, дидактические, подвижные

игры с пением и др. Но среди всего многообразия игр следует выделить

особо подвижные игры, в которых все играющие вовлекаются в активные

двигательные действия. Эти игры обусловлены сюжетом и правилами игры

и направлены на достижение определённой условной цели, поставлено перед

детьми и взрослыми, или самими играющими.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики.

Испокон веков в них отражался образ жизни людей, их быт, труд,

национальные устои, представления чести, смелости, мужестве, желание

обладать

ловкостью,

быстротой,

выносливостью,

красотой

движений,

проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку.

Народная подвижная игра, выполняя различные функции (развивающую,

познавательную,

развлекательную,

диагностическую,

корректирующую),

служит средством приобщения детей к народной культуре. Подвижная игра-

естественный

спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций,

обладающий великой воспитательной силой.

2.4. Особенности организации проведения русских подвижных игр с

детьми старшего дошкольного возраста.

В русских селах и городах среди молодежи были широко распространены

игры подвижного характера. Без них не обходился ни один даже самый

скромный

народный

праздник.

В

игру

вовлекались

целые

группы

подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. В

связи с тем, что игры, как правило, проводились на улице, на свежем воздухе,

это способствовало укреплению здоровья.

Бытовавшие

в

народе

подвижные

игры

возникали

свободно,

продолжительность их не была регламентирована; элементарные правила

между играющими, требования к выполнению двигательных заданий

складывались по общему уговору участников игры, которые всякий раз сами

устанавливали, где и как будут играть, куда можно убегать, сколько человек

надо

поймать

водящему,

как

можно

выручать

пойманных

и

т.

п.

Устанавливались и правила выбора водящих (назначение по желанию

играющих, с помощью считалок и т. п.), а также придумывались наказания

проигравшему (часто довольно трудные и с современной точки зрения

недопустимые).Воспитательное значение народных подвижных игр огромно.

К.Д.Ушинский

писал,

что

воспитание,

созданное

самим

народом

и

основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой

нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или

заимствованных

у

другого

народа.

К.Д.Ушинский

также

считал

необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот

богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и

могущественное воспитательное средство.

По мнению А.П.Усовой, игры, которые дети заимствуют друг от друга,

младшее поколение от более старшего, созданы народом, так же как и

народные песни, сказки. Именно по этому признаку они и называются

народными.

На огромное воспитательное значение народных подвижных игр указывали

все, кто, так или иначе, сталкивался с ними в своей научной и

педагогической деятельности.

Прежде всего, необходимо обратиться к трудам Е. А. Покровского. Этот

выдающийся ученый отмечал, что в жизни русского народа различного вида

игры и игрища с древнейших времен занимали видное место. Он один из

немногих обращал внимание на такую особенность народных игр, как

отражение в них истории той или иной нации. В старину особенно много

было игрищ с оттенком языческого культа, таковы, например, празднование

Костромы, Ярилы и др., сопровождавшиеся большею частью шумным,

крикливым весельем, песнями и играми. Начиная с ранней весны, вплоть до

глубокой осени в русских деревнях при каждом народном или храмовом

празднике народ издавна водил хороводы, сопровождаемые особого рода

песнями и играми. Е. А. Покровский подчеркивал, что подвижные игры

имеют

большое

воспитательное

значение,

так

как

требуют

«самого

обширного участия всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным

движением тела и его членов здесь соединяется смело задуманный план,

быстрота решения, осмотрительность при его выполнении, присутствие духа

в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении

плана к строго намеченной цели. Большинство такого рода игр производится

на чистом воздухе, на широких пространствах, при усиленных движениях и

ясно,

что

игры

такого

рода,

бесспорно,

содействуют

наилучшему

благосостоянию и развитию организма».

На основе анализа национальных игр он пришел к выводу, что характер

народа, бесспорно, накладывает свой заметный отпечаток на многие

проявления

общественной

и

частной

жизни

людей.

Этот

характер

сказывается также и на детских играх, отражаясь в них тем резче и

отчетливее, чем с большим увлечением и непринужденностью играют дети, а

значит с большею свободою для Проявления своего национального

характера.

Подвижные игры он рассматривал как наиболее естественную форму

физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и

психологическим особенностям. Детские подвижные игры, взятые из

сокровищницы

народных

игр,

отвечают

национальным

особенностям,

выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как

фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного

формирования личности.

Ф. Лесгафт указывал, что в национальных играх ребенок приобретает

знакомство с привычками и обычаями только известной местности, семейной

жизни, известной среды, его окружающей. Он считал подвижные игры

ценнейшим средством всестороннего воспитания личности ребенка, развития

у

него

нравственных

качеств:

честности,

правдивости,

выдержки,

дисциплины, товарищества. Одним из первых П. Ф. Лесгафт предложил

использовать подвижные игры в воспитании детей. Известны его слова: «Мы

должны воспользоваться играми, чтобы научить их (детей) владеть собой». В

игре надо «научить их сдерживать свои расходившиеся чувствования и

приучить, таким образом подчинять свои действия сознанию».

На большое значение народных подвижных игр указывали не только ученые,

педагоги,

но

и

общественные

деятели.

Так,

А.Н.Соболев

(священнослужитель, участник Владимирской ученой архивной комиссии)

отмечал, что «игры имеют громадное значение для детей по удовольствию,

которое они им доставляют. В игре дети живут; все житейское отстоит от них

в это время, их самодеятельность, творчество проявляются здесь во всей

силе; в игре вырастает весь облик играющих с их вкусами, наклонностями,

умственным складом и дарованиями. Процесс игры приводит в движение все

существо играющего: как физическое, так и духовное. Начиная играть, дети

хотят именно играть, т.е. приятно провести время, и эта приятность игры

побуждает иногда детей играть до полного утомления, до тех пор, пока есть у

них какие-нибудь силы для игры. Деревенские детские игры не в пример

разнообразнее и веселее городских. Что ни год, то прибавляются к ним

новые, изобретаемые самими же играющими; подсказывает их жизнь. И

здесь

зачастую

проявляется

острая

наблюдательность

малышей,

обнаруживается природная русская сметка, еще не придавленная никакими

тяготами житейскими».

На необходимость обратить внимание на народные игры в воспитании детей

указывала педагог Е. Н. Водовозова. Она рекомендовала заимствовать игры у

своего народа и разнообразить их сообразно с русской жизнью. Подвижная

игра должна научить сообразительности и находчивости.

Главное условие этих игр — развить фантазию ребенка настолько, чтобы

потом он сам, без помощи воспитателя, мог изобретать подобные игры.

Большое значение использованию русских народных подвижных игр

придавала А. П. Усова. Она отмечала, что, прежде всего, игры служат

несомненным доказательством таланта народа и поучительным примером

того, что хорошая детская игра представляет собой образец высокого

педагогического мастерства; поразительна не только та или иная отдельная

игра, но также и то, как народная педагогика прекрасно определила

последовательность игр от младенческих лет до зрелости.

Интересным примером игры-обряда, во время исполнения которой пелись

песни с обязательным упоминанием Лады (органического соединения

аграрного божества и покровительницы брака, содержащим имя Лады),

может служить общеизвестная игра «А мы просо сеяли».

А вот еще одна игра этого периода жизни русского народа, но уже из

детского фольклора — горелки. О ней мы читаем у С. К. Якуба: «Русские

историки прошлого века прямо связывали горелки с обычаями славян-

язычников. Ежегодно в самый длинный день летнего солнцестояния (23

июня) у славян был праздник Ярилы (а позднее — Купалы), посвященный

Солнцу. К вечеру наши далекие предки — славяне сходились на берегах рек,

зажигали костры для ночных игрищ, прыгали через огонь и купались, "чтобы

встретить в чистоте восходящее светило". В ту же ночь происходило и

"умыкивание" девиц. В самой древней нашей летописи — "Повести

временных лет" — так говорится об этом: "Схожахуся на игрища, на

плясанье, и нався бесовская игрища, и ту умыковаху жены собе"«. Эти слова

относятся к более древнему виду горелок, где парень может ловить только

девушку.

О происхождении самого название игры — «горелки» — свидетельствует

русский историк, известный собиратель народных сказок А. Н.Афанасьев.

Вот что он пишет по этому поводу: «Горелки начинаются с наступлением

весны, когда славилась богиня Лада, когда сама природа вступает в свой

благодатный союз с богом-громовиком и земля принимается за свой род.

Очевидно, игре этой принадлежит глубокая древность».

В зимние святки, на праздничных посиделках исполнялась и игровая песня

«Дрема», также связанная с календарными праздниками, правила поведения

в которых унаследованы от древних язычеких времен. Можно предположить,

что Дрема здесь — образ Солнца, которое будят, слегка, шутливо укоряют,

ждут от него тепла:

Будет, Дремушка, дремать, Полно, Дрема, стыдно спать. Встань!

На святки же «водили Козу», которая всех веселила своими выходками.

Может быть, частью драматических сценок с этим персонажем является игра,

где козонька должна показать, как скачут старушки, старички, девушки,

молодцы и, наконец, сама коза, т.е. веселится народ, ждет весну.

Христианизация Руси и введение новой веры способствовало формированию

особого

христианского

пантеона

святых

и

созданию

христианских

праздников на основе языческих. Так, зимние святки были заменены

рождественской неделей, а весенние — пасхальной, что отразилось на

характере игр и развлечений как молодежи, так и малых детей. Например,

для святочных посиделок характерны были подвижные игры, в частности

жмурки. Водящему завязывали глаза и отводили к двери; потом к нему

подбегали, хлопали полотенцем, кушаком, рукавицей, ладонью, пока он не

поймает себе замену. «Бытовая» — постоянный набор святочных игр. В него

входили: «Кострома», «Столб», «Цепочка», «Товар забирать», «Выскочка»,

«В короли», «Мост мостить».

А вот на Масленицу распространено было катание молодежи с ледяных гор.

В

Юрьевском

уезде

Владимирской

губернии

молодежь

каталась

на

Масленице с горы на скамьях и буках — низеньких соломенных корзинах,

специально

подмороженных.

Во

многих

русских

селениях

Тверской

губернии всю зиму катались с естественных гор только дети-мальчики.

Весной и летом бытовали разные игры с мячом. Одним из примеров такой

игры была лапта. В.Г.Григорьев пишет, что без этой подлинно народной

игры трудно представить себе жизнь мальчишек и девчонок послевоенной

поры и многих более старших поколений. Упоминание об этой игре есть уже

в древних русских летописях. Да и среди предметов, найденных при

раскопках древнего Новгорода, есть немало мячей и сама лапта (палка-бита),

давшая название игре. Значит, более тысячи лет живет эта игра в народе.

Детские народные подвижные игры отражали не только обрядовые традиции,

носили не только отголоски религиозных верований, а также показывали

социальную жизнь различных слоев населения.

Замечательные игры «Красочки», «В горшки» являются ролевой имитацией

купли-продажи на ярмарке, в торговой лавке, где разворачивается диалог

покупателя и продавца, и финалом игры, как правило, является бег.

А вот любимая детская игра «Я садовником родился» открывает совсем

другую жизнь. В ней — влюбленность. Она, видимо, пришла из города не

раньше чем в XVIII в., когда с Петровских ассамблей пошла мода на

галантность, совсем иного типа ритуальность «светских» отношений. Но и

эти игры детям пришлись, кстати, так как построены на любимых ими

принципах: диалогичность и динамика, комичность воображаемых ситуаций,

необходимость быстрой и верной реакции.

Многозвучная, веселая жизнь напоминает о себе криками продавцов,

например, в игре «Съедобное—несъедобное».

Детская фантазия безгранична. Из поколения в поколение, от старших к

младшим передавались подвижные игры и таким образом дошли до наших

дней. Но кроме этого каждое поколение детей придумывало свои подвижные

игры, которые можно было бы определить как современный детский игровой

фольклор, например, игра в «Резиночку», в «Банки» и др.

Таким образом, старший дошкольный возраст играет особую роль в

психическом

развитии

ребенка:

в

этот

период

жизни

начинают

формироваться

новые

психологические

механизмы

деятельности

и

поведения. Возраст 6—7 лет является решающим в процессе становления

личности. В старшем дошкольном возрасте идет интенсивная амплификация

базовых

составляющих

психического

развития,

в

процессе

которой

складывается ведущее личностное образование — детская компетентность.

Дошкольный

возраст

это

период

совершенствования,

развития

личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста

обогащаются индивидуальными параметрами. Старший дошкольный возраст

является наиболее важным периодом для формирования двигательной

активности. Дети 5—7 лет обладают богатым творческим воображением и

стремятся удовлетворить свою биологическую потребность в движениях.

Подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами

представляют собой основу начального этапа формирования гармонически

развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство,

моральную чистоту и физическое совершенство.

Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают

национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания.

Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но

и как средство духовного формирования личности.

2.5 Методика разучивания и проведения русских народных подвижных

игр с детьми старшего дошкольного возраста.

Методика разучивания игр, характеризуется тем, что исполнение музыки

руководителем всегда должно быть выразительным и точным. Нельзя

забывать, что ритмика – средство музыкального воспитания. Общим

требованием является точный, выразительный, правильный показ движений

и лаконичные, образные пояснения. Особое внимание обращается на

развитие самостоятельности детей, их творческих проявлений.

Помимо этого, в процессе обучения широко используются самые

разнообразные методические приёмы, определяемые своеобразием

ритмической деятельности.

В играх развитие сюжета направляет музыка, определяя изменение и

характер движений. Содержание сюжетных игр диктуется названием в

программной музыке, литературным текстом. Например, музыкальная игра

« Ворон» сопровождается русской народной попевкой такого же названия.

Фортепианная обработка Е. Тиличеевой имеет вариационную форму. Каждая

вариация своим звучанием образно передаёт горделивую поступь

сказочного « ворона» в красных сапогах, в позолоченных серьгах», его танец,

постепенно ускоряющийся. Разучивание игры связано с раскрытием

музыкально-поэтического образа, с рассказом о его действиях. Следует

сначала объяснить детям, как выполнить хороводное движение по кругу,

затем дать им возможность, прислушиваясь к музыке, словами песни,

самостоятельно, по-своему изобразить « ворона».

В заключение игры также необходимо объяснение (« ворон» выбирается « по

секрету»). Если ребята плохо выполняют роль водящего, то на последующем

занятии музыкальный руководитель предлагает всем детям быть «воронами»,

упражняя их в характерной передаче образа. Исполняющий эту роль

наиболее интересно поощряется и выступает перед коллективом.

Несюжетные музыкальные игры чаще всего имеют определённые движения.

В таких играх разучивание включает показ, объяснение. Можно

использовать и другие приёмы. Прежде всего, дети слушают музыку, чтобы

почувствовать общее её настроение, характер. Далее им объясняют

построение, форму произведения (так как движения меняются в соответствии

с частями, музыкальными предложениями, фразами). Например,

музыкальная игра « Плетень» русская народная мелодия « Сеяли девушки»,

обр. А Лядова и русская плясовая мелодия по выбору. Разучивание игры

связано с умением различать два музыкальных произведения, контрастных

по характеру, и двигаться в соответствии со спокойным характером « Сеяли

девушки» ровным шагом, отмечая конец музыкальной фразы лёгким

поклоном, и в соответствии с плясовой музыкой двигаться быстрыми

плясовыми движениями. На первом занятии детям даётся задание идти

врассыпную, под музыку (любой марш), а по окончании музыки быстро

вернуться на место и построить плетень.

На втором занятии, музыкальный руководитель предлагает детям двигаться

двумя шеренгами (стоящие напортив друг друга), затем другие две.

Музыкальный руководитель предлагает детям послушать музыку. Под эту

музыку первая шеренга пойдёт вперёд, а потом назад. Играет русскую

народную песню « Сеяли девушки». Дети слушают, затем идут под музыку

вперёд и назад. Музыкальный руководитель уточняет движение, указывая на

то, что надо равняться по стоящим в центре шеренги, что отдельным детям

не надо выдвигаться вперёди шеренги.

На третьем занятии дети разделяются на четыре шеренги. Музыкальный

руководитель предлагает детям первой шеренги подойти ко второй шеренге

и поклониться ей: « Вы будете приглашать вторую шеренгу и плясать,

поклонитесь дружно». Первая шеренга идёт и кланяется. 2 не все дружно

поклонились. Подойти ещё раз и поклониться подружнее. Затем

музыкальный руководитель предлагает всем поплясать, как кто хочет. По

окончании музыки надо построить четыре шеренги.

На четвёртом занятии проверить умения детей. Отмечать конец музыкальной

фразы поклоном, уметь быстро построится в шеренгу, уметь идти ровно, не

выходя из шеренги.

На пятом занятии привлечь внимание детей к разнообразию плясовых

движений.

Такая методика помогает усвоению навыков при активном восприятии

музыки, развитию самостоятельных действий, творческих способностей.

Репертуар лишь средство её реализации.

. Результаты опыта работы.

Анализируя конечный результат опыта работы можно увидеть уверенный

рост влияния русских народных подвижных игр на детей старшего

дошкольного возраста. Это подтверждается следующими фактами:

У

детей

сформировалось

чувство

сопричастности

традициям

и

духовным ценностям Родине;

Повысился уровень музыкальной культуры;

Дети овладели

уважительным отношением к культуре русского

народа;

Двигательный опыт пополнился разнообразными видами движений.

Я считаю, что успехи детей

4. Перспективы на будущее:

- совершенствовать подбор русских народных подвижных игр;

- работать над разнообразием форм, методов и приёмов проведения русских

народных подвижных игр;

- продолжать совершенствование программно-методического обеспечения и

предметно-развивающей среды;

- обеспечить участие родителей в разных формах работы по организации

русских народных подвижных игр.

5. Библиография

1. Зимина А.Н. Народные игры с пением. Практическое пособие для

воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы,

студентов педагогических вузов и колледжей.-М.: « Издательство ГНОМ и

Д», 2000.- 64 с. ( Сценарии детских праздников и развлечений).

2.

Богуславская

З.М.,

Смирнов

Е.О.

Развивающие

игры

для

детей

дошкольного возраста. М., 1991.

3.

Детские подвижные игры народов СССР. М., 1989

4

. Русские народные подвижные игры. М., 1986.

5 .

Миленко В.П. Нужно ли учить детей играть// Дошкольное воспитание.

2005, № 4

6.

Кудрявцев В. Народная подвижная игра как источник духовного и

физического роста в дошкольном возрасте.// Дошкольное воспитание. 1998,

№ 11. С. 64.

7. Немов Р.С. Психология. В 3кн. Кн. 2. Психология образования.-М.:

Просвещение: ВЛАДОС, 2005.-496

8. Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры.- М.: Просвещение,

1986.- 82 с.

Перспективное планирование кружка « Русские народные игры» в

старшей группе

Месяц

занятия

Название занятия

Цели и задачи занятия

Сентябрь

1

Ознакомительное

Познакомить

детей

с

работой кружка « Народные

игры»

Развивать

интерес

к

народным играм

Формировать

художественный вкус

2

«Коршун»

Познакомить детей с новой

игрой.

Воспитывать

дружеские

взаимоотношения

между

детьми

3

«Ловишки»

Учить сочетать движения и

пение;

Побуждать

детей

к

активному участию.

4

Игра по выбору

детей

Закрепить

с

детьми

пройденный материал.

Октябрь

1

«Злой волк»

Формировать

у

детей

интерес

к

игре,

желание

участвовать

в

общем

действии.

2

«Козёл»

Воспитывать

коммуникативные качества;

Стимулировать детей и их

инициативу в игре.

3

«Воробушки»

Учить сочетать движения и

пение;

Воспитывать дружелюбные

отношения в игре.

4

Игра по выбору

детей

Закрепить

с

детьми

пройденный материал.

Ноябрь

1

«Заяц и охотник»

Формировать

активное

доброжелательное

отношение к окружающим;

Развивать

мимическую

выразительность.

2

«Горелки»

Формировать

у

детей

необходимый запас эмоций

м впечатлений.

3

«Двойные горелки»

Побуждать

детей

к

активному участию в игре;

Способствовать

возникновению

партнёрских

взаимоотношений в игре.

4

Игра по выбору

детей

Закрепление

пройденного

материала.

Декабрь

1

«Фока»

Развивать

наблюдательность;

Развивать артикуляционный

аппарат ребёнка.

2

«Лягушка»

Формировать

умение

выражать

эмоциональное

состояние через движения;

Воспитывать

дружеские,

партнёрские

взаимоотношения.

3

«Земледелец»

Формировать

живой

интерес

к

русскому

фольклору;

Развивать у детей память.

4

Игра по выбору

детей

Закрепление

пройденного

материала.

Январь

1

«Жур - журавель»

Познакомить детей с новой

игрой;

Учить

детей

сочетать

движения и пение.

2

«А мы просо… и мы

просо…»

Развивать

у

детей

элементарные

навыки

жестикуляции;

Учить детей использовать в

игре всё пространство.

3

«Дровосек»

Воспитывать

у

детей

коммуникативные качества;

Формировать

у

детей

необходимый запас эмоций.

4

Игра по выбору

детей»

Закрепление

пройденного

материала.

Февраль

1

«Хоровод»

Познакомить детей с новой

игрой;

Учить сочетать движения и

пение.

2

«Плести венок»

Прививать детям интерес к

народным играм;

Воспитывать

коммуникативные качества

детей.

3

«Со вьюном я хожу»

Вызвать

у

детей

положительный

эмоциональный настрой;

Продолжать

развивать

интерес к игре.

4

Игра по выбору

детей

Закрепление

пройденного

материала.

Март

1

«Царев сын»

Развивать

интонационную

выразительность речи;

Воспитывать

доброжелательные

отношения друг к другу.

2

«Мельница»

Побуждать

детей

к

активному участию в игре;

Привлекать

родителей

к

совместной деятельности.

3

«Колечко»

Создать

положительный

эмоциональный настрой;

Развивать

творческую

инициативу;

Развивать выразительность

речи.

4

Игра по выбору

детей

Закрепление

пройденного

материала.

Апрель

1

«Плетень»

Привлекать

родителей

к

совместной деятельности;

Учить

детей

свободно

двигаться.

2

«Кукушка»

Знакомить детей с русским

фольклором;

Уточнять у детей знания о

птицах.

3

«Каравай»

Учить

детей

свободно

двигаться,

используя

всё

окружающее пространство.

4

Игра по выбору

детей»

Закрепление

пройденного

материала.

Май

1

«Заинька»

Учить отождествлять себя с

заданным персонажем;

Поощрять

творческую

инициативу.

2

Игра по выбору

детей

Закрепление

пройденного

материла.

3

«Козлик»

Воспитывать

партнёрские

отношения к игре;

Развивать память.

4

Игра по выбору

детей

Закрепление

пройденного

материала.



В раздел образования