Напоминание

Психологическая готовность к школе


Автор: Агафонова Светлана Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ п. Эгвекинот"
Населённый пункт: п. Эгвекинот Чукотский АО
Наименование материала: Статья
Тема: Психологическая готовность к школе
Раздел: начальное образование





Назад




1
Психологическая готовность к школе
Все, у кого есть дети «предшкольного» возраста знают: готовность к школе – одна из самых волнующих тем. И не зря. Потому что, от того, как сложится школьная жизнь у ребёнка, во многом зависит его будущее. Когда дети поступают в школу, они обязательно проходят собеседование, иногда - тестирование. Педагоги проверяют знания, навыки, умения ребёнка, в том числе умения считать и читать. Задача школьного психолога совсем иная – выявить психологическую готовность к школьному обучению. Психологическую готовность к школе желательно определить за год до предполагаемого поступления, так как в этом случае есть время изменить то, что нуждается в коррекции. К сожалению, многие родители думают, что готовность к школе заключается только в умственной готовности. Поэтому они, не жалея сил, водят своего ребёнка на развитие памяти, внимания, мышления. Однако, готовность к школе имеет ряд и других параметров. Самым важным компонентом школьной готовности психологи считают мотивационную готовность, наличие мотивации к учебной деятельности. При этом отличают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Если спросить ребёнка, хочет ли он в школу, то большинство ответит: «хочу». Но это «хочу» будет разным. Внешняя мотивация связана с внешней атрибутикой, например, «хочу портфель, как у брата» или «хочу красивый пенал». Внутренняя мотивация связана с непосредственным желанием учиться, обретать знания. Надо сказать, что в первом классе успешнее учатся дети с внешней мотивацией, так как их желания реализуются, а серьёзной нагрузки на интеллект пока нет. Еще одним компонентом школьной готовности психологи выделяют волевую готовность. Это означает умение ребёнка
действовать

по команде
,
в соответствии

с

установленным образцом
. Ребёнок
должен уметь следовать заданным правилам
, пренебрегая своими непосредственными желаниями. Важным компонентом является также и коммуникативная готовность. Ребёнок должен иметь навыки взаимодействия как со взрослыми (учителями), так и со сверстниками. В общении со взрослыми ребёнок должен осознавать контекст общения и уметь действовать исходя из этого контекста. Например, знать, когда можно вставать во время урока и следовать этому; спрашивать учителя по делу, а не п о п у с т я к а м и т а к д а л е е . Общение со сверстниками должно заключаться в двух навыках:  во-первых, ребенок
должен уметь договариваться
, кооперироваться с другими детьми;  во-вторых, ребенок должен достаточно спокойно себя чувствовать в условиях конкуренции, ведь школьная жизнь - это соревнование! Очень важна речевая готовность ребенка. Ребёнок должен уметь общаться в диалоге, уметь задавать вопросы, отвечать на вопросы, иметь навык пересказа. Чем может помочь школьный психолог в подготовке ребёнка? *Во-первых, психолог может провести полную диагностику готовности ребёнка к школе; *Во-вторых, психолог может помочь развить все высшие психические функции (мышление, внимание, память, воображения) до уровня, необходимого для того, чтобы приступить к занятиям в школе;
2 *В-третьих, психолог может скорректировать речевую, мотивационную, коммуникативную и волевую сферы. *В-четвёртых, психолог может помочь минимизировать тревогу ребёнка, неизбежно возникающую перед глобальными изменениями в жизни. Зачем все это нужно? Чем увереннее и спокойнее начнётся для Вашего ребёнка школьная жизнь, чем лучше ребёнок сможет адаптироваться к школе, учителям и одноклассникам, тем больше шансов, что у ребёнка не будет проблем ни в начальной школе, ни в последующем обучении. Бессмысленно говорить подростку, что необходимо учиться, если он с детства усвоит, что школа - это тяжелая повинность, не приносящая ни малейшего удовольствия. Если мы хотим, чтобы наши дети выросли образованными, уверенными в себе, счастливыми людьми, то мы должны создать для этого необходимые условия. Школа - важнейшее звено в этой работе.
Елена

Евгеньевна

Кравцова
- директор Института Психологии им. Л.Выготского, доктор психологических наук, профессор кафедры проектирующей психологии, автор многочисленных научных публикаций и монографий: «Важно понимать, что
готовность

ребёнка

к

школе

означает

лишь

только

то,

что

у

ребёнка есть основа для развития
в следующем периоде. Поэтому не надо думать, что эта готовность автоматически позволяет избежать проблем в будущем. Успокоение родителей и педагогов приведёт к тому, что дальнейшего развития не будет. Все учителя знают, что часто дети, которые изначально читают по слогам, делают огромный рывок в развитии чтения. А те, кто читал изначально лучше, например, начинал читать, медленно, по словам, так и продолжают читать дальше. Поэтому ни в коем случае нельзя останавливаться. Необходимо идти всё время дальше. Часто спрашивают: если ребёнку уже 7 лет, а он не готов к школе, то, что полезнее - отдавать в школу таким, какой есть или пытаться подтянуть его к школе дома? Я думаю, что в таких случаях очень важно понимать, что за учительница будет у ребёнка. Готова ли она понять, что у ребёнка есть определенные трудности и что он чего-то не делает не из-за лени или плохого поведения, а именно из-за этих трудностей. Готова ли она какое-то время не спрашивать ребёнка, и вообще отнестись к нему крайне деликатно. Не менее важна позиция родителей. Им необходимо все время поддерживать ребёнка, научиться сопереживать с ребёнком тяжёлые моменты. Если родители смогут удержаться от замечаний и претензий, то все сложности ребенок сможет преодолеть достаточно быстро и легко. Я, вообще, на полном серьёзе считаю, что, прежде всего, необходимо говорить о психологической готовности родителей к тому, что ребёнок пойдет в школу. Это очень важно».
Элеонора Юрьевна Бараль
- директор московской школы №299, заслуженный учитель РФ: «Конечно, очень важно, чтобы ребёнок был готов к школе. А это, прежде всего, интеллектуальные, коммуникативные навыки и общее развитие ребёнка. Но если об
интеллектуальных навыках
родители
как-то задумываются
(учат ребёнка читать и писать, развивают воображение и т.д.), то о
коммуникативных навыках

часто забывают
. А это, тем не менее, очень важный параметр готовности ребёнка к школе. Я считаю, что если ребёнок воспитывается все время в семье, если не посещает специальных мест, где он может научиться общению со сверстниками, то адаптация к школе у такого ребёнка может происходить гораздо тяжелее. Еще более важный фактор готовности к школе, о котором вообще почему-то редко говорят – это
общее развитие
ребёнка. Под общим развитием я понимаю не набор навыков (умение
3 считать и писать), а
богатство внутреннего содержания
ребёнка. Умение радоваться пролетевшей мимо бабочке, интерес к хомяку в классе, любопытство к тому, что написано в книжке – все это составляющие общего развития ребёнка. Это то, что ребёнок выносит из семьи и то, что очень сильно помогает найти своё место в новой школьной жизни. Обеспечить такое развитие своему ребёнку не сложно – надо с ним много разговаривать, искренне интересоваться его мыслями, чувствами, а не только тем, сделал ли он уроки и что ел на обед. Тем не менее, бывает и так, что ребёнок оказывается к школе не готовым. Приговор ли это? Конечно, нет. И вот тут очень важен талант учителя. Учитель должен суметь создать условия для плавного, не мучительного вхождения ребёнка в школьную жизнь. Научить общаться с товарищами, помочь ребёнку найти себя в новой, незнакомой обстановке. Есть и другая сторона – родители.
Если родители

смогут довериться учителю, если не будет разногласий в мнениях, то ребёнку

будет значительно легче.
Иначе получится как в известной пословице: «кто в лес, кто по дрова». А страдает ребёнок. Еще
очень

важно,

чтобы

родители

были

честными с учителями.
Если у ребёнка есть какие-то проблемы, видные родителям, какие-то определённые сложности, то будет правильно рассказать об этом учителю, чтобы он, понимая эти сложности, помог бы ребёнку лучше адаптироваться. Я убежд ен а:
все

вопросы

решаемы

при

правильном

и

плодотворном

сотрудничестве родителей и учителя.
Как я уже сказала, отсутствие стопроцентной готовности ребёнка к школе – не приговор. Это лишь обозначение неких проблемных зон. Разумное поведение родителей, а также чуткость и талант учителя смогут скомпенсировать все сложности и сделать школьную жизнь ребёнка радостной и лёгкой»


В раздел образования