Автор: Агафонова Светлана Михайловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ п. Эгвекинот" Населённый пункт: п. Эгвекинот Чукотский АО Наименование материала: Статья Тема: Психологическая готовность к школе Раздел: начальное образование
1
Психологическая готовность к школе
Все, у кого есть дети «предшкольного» возраста знают: готовность к школе –
одна из самых волнующих тем. И не зря. Потому что, от того, как сложится школьная
жизнь у ребёнка, во многом зависит его будущее. Когда дети поступают в школу, они
обязательно проходят собеседование, иногда - тестирование. Педагоги проверяют
знания,
навыки,
умения
ребёнка,
в
том
числе
умения
считать
и
читать.
Задача
школьного
психолога
совсем
иная
–
выявить
психологическую
готовность
к
школьному обучению.
Психологическую
готовность
к
школе
желательно
определить
за
год
до
предполагаемого поступления, так как в этом случае есть время изменить то, что
нуждается в коррекции.
К сожалению, многие родители думают, что готовность к школе заключается
только в умственной готовности. Поэтому они, не жалея сил, водят своего ребёнка на
развитие памяти, внимания, мышления.
Однако, готовность к школе имеет ряд и других параметров. Самым важным
компонентом школьной готовности психологи считают мотивационную готовность,
наличие
мотивации
к
учебной
деятельности.
При
этом
отличают
внешнюю
и
внутреннюю
мотивацию.
Если
спросить
ребёнка,
хочет
ли
он
в
школу,
то
большинство
ответит:
«хочу».
Но
это
«хочу»
будет
разным. Внешняя мотивация
связана с внешней атрибутикой, например, «хочу портфель, как у брата» или «хочу
красивый
пенал». Внутренняя
мотивация
связана
с
непосредственным
желанием
учиться, обретать знания. Надо сказать, что в первом классе успешнее учатся дети с
внешней мотивацией, так как их желания реализуются, а серьёзной нагрузки на
интеллект пока нет.
Еще одним компонентом школьной готовности психологи выделяют волевую
готовность. Это означает умение ребёнка действовать
по команде , в соответствии
с
установленным образцом . Ребёнок должен уметь следовать заданным правилам ,
пренебрегая своими непосредственными желаниями.
Важным компонентом является также и коммуникативная готовность. Ребёнок
должен
иметь
навыки
взаимодействия
как
со
взрослыми
(учителями),
так
и
со
сверстниками.
В
общении
со
взрослыми
ребёнок
должен
осознавать
контекст
общения и уметь действовать исходя из этого контекста. Например, знать, когда
можно вставать во время урока и следовать этому; спрашивать учителя по делу, а не
п о
п у с т я к а м
и
т а к
д а л е е .
Общение со сверстниками должно заключаться в двух навыках:
во-первых, ребенок должен уметь договариваться , кооперироваться с другими
детьми;
во-вторых, ребенок должен достаточно спокойно себя чувствовать в условиях
конкуренции, ведь школьная жизнь - это соревнование!
Очень
важна речевая готовность ребенка. Ребёнок должен уметь общаться в
диалоге,
уметь
задавать
вопросы,
отвечать
на
вопросы,
иметь
навык
пересказа.
Чем может помочь школьный психолог в подготовке ребёнка?
*Во-первых, психолог может провести полную диагностику готовности ребёнка к
школе;
*Во-вторых,
психолог
может
помочь
развить
все
высшие
психические
функции
(мышление,
внимание,
память,
воображения)
до
уровня,
необходимого
для
того,
чтобы приступить к занятиям в школе;
2
*В-третьих,
психолог
может
скорректировать
речевую,
мотивационную,
коммуникативную и волевую сферы.
*В-четвёртых, психолог может помочь минимизировать тревогу ребёнка, неизбежно
возникающую перед глобальными изменениями в жизни.
Зачем все это нужно? Чем увереннее и спокойнее начнётся для Вашего ребёнка
школьная жизнь, чем лучше ребёнок сможет адаптироваться к школе, учителям и
одноклассникам, тем больше шансов, что у ребёнка не будет проблем ни в начальной
школе,
ни
в
последующем
обучении.
Бессмысленно
говорить
подростку,
что
необходимо учиться, если он с детства усвоит, что школа - это тяжелая повинность, не
приносящая ни малейшего удовольствия.
Если мы хотим, чтобы наши дети выросли образованными, уверенными в себе,
счастливыми людьми, то мы должны создать для этого необходимые условия. Школа -
важнейшее звено в этой работе.
Елена
Евгеньевна
Кравцова -
директор
Института
Психологии
им.
Л.Выготского, доктор психологических наук, профессор кафедры проектирующей
психологии,
автор
многочисленных
научных
публикаций
и
монографий:
«Важно
понимать,
что готовность
ребёнка
к
школе
означает
лишь
только
то,
что
у
ребёнка есть основа для развития в следующем периоде. Поэтому не надо думать,
что эта готовность автоматически позволяет избежать проблем в будущем. Успокоение
родителей и педагогов приведёт к тому, что дальнейшего развития не будет. Все
учителя
знают,
что
часто
дети,
которые
изначально
читают
по
слогам,
делают
огромный рывок в развитии чтения. А те, кто читал изначально лучше, например,
начинал читать, медленно, по словам, так и продолжают читать дальше. Поэтому ни в
коем случае нельзя останавливаться. Необходимо идти всё время дальше.
Часто спрашивают: если ребёнку уже 7 лет, а он не готов к школе, то, что
полезнее - отдавать в школу таким, какой есть или пытаться подтянуть его к школе
дома? Я думаю, что в таких случаях очень важно понимать, что за учительница будет
у ребёнка. Готова ли она понять, что у ребёнка есть определенные трудности и что он
чего-то
не
делает
не
из-за
лени
или
плохого
поведения,
а
именно
из-за
этих
трудностей. Готова ли она какое-то время не спрашивать ребёнка, и вообще отнестись
к нему крайне деликатно.
Не
менее важна позиция родителей. Им необходимо все время поддерживать
ребёнка, научиться сопереживать с ребёнком тяжёлые моменты. Если родители смогут
удержаться от замечаний и претензий, то все сложности ребенок сможет преодолеть
достаточно быстро и легко. Я, вообще, на полном серьёзе считаю, что, прежде всего,
необходимо говорить о психологической готовности родителей к тому, что ребёнок
пойдет в школу. Это очень важно».
Элеонора Юрьевна Бараль - директор московской школы №299, заслуженный
учитель РФ: «Конечно, очень важно, чтобы ребёнок был готов к школе. А это, прежде
всего, интеллектуальные, коммуникативные навыки и общее развитие ребёнка. Но
если об интеллектуальных навыках родители как-то задумываются (учат ребёнка
читать и писать, развивают воображение и т.д.), то о коммуникативных навыках
часто забывают . А это, тем не менее, очень важный параметр готовности ребёнка к
школе.
Я
считаю,
что
если
ребёнок
воспитывается
все
время
в
семье,
если
не
посещает специальных мест, где он может научиться общению со сверстниками, то
адаптация к школе у такого ребёнка может происходить гораздо тяжелее. Еще более
важный фактор готовности к школе, о котором вообще почему-то редко говорят – это
общее развитие ребёнка. Под общим развитием я понимаю не набор навыков (умение
3
считать и писать), а богатство внутреннего содержания ребёнка. Умение радоваться
пролетевшей мимо бабочке, интерес к хомяку в классе, любопытство к тому, что
написано в книжке – все это составляющие общего развития ребёнка. Это то, что
ребёнок выносит из семьи и то, что очень сильно помогает найти своё место в новой
школьной жизни. Обеспечить такое развитие своему ребёнку не сложно – надо с ним
много разговаривать, искренне интересоваться его мыслями, чувствами, а не только
тем, сделал ли он уроки и что ел на обед.
Тем не менее, бывает и так, что ребёнок оказывается к школе не готовым.
Приговор ли это? Конечно, нет. И вот тут очень важен талант учителя. Учитель
должен суметь создать условия для плавного, не мучительного вхождения ребёнка в
школьную жизнь. Научить общаться с товарищами, помочь ребёнку найти себя в
новой, незнакомой обстановке. Есть и другая сторона – родители. Если родители
смогут довериться учителю, если не будет разногласий в мнениях, то ребёнку
будет значительно легче. Иначе получится как в известной пословице: «кто в лес,
кто
по
дрова».
А
страдает
ребёнок.
Еще очень
важно,
чтобы
родители
были
честными с учителями. Если у ребёнка есть какие-то проблемы, видные родителям,
какие-то определённые сложности, то будет правильно рассказать об этом учителю,
чтобы
он,
понимая
эти
сложности,
помог
бы
ребёнку
лучше
адаптироваться.
Я
убежд ен а: все
вопросы
решаемы
при
правильном
и
плодотворном
сотрудничестве родителей и учителя. Как я уже сказала, отсутствие стопроцентной
готовности ребёнка к школе – не приговор. Это лишь обозначение неких проблемных
зон.
Разумное
поведение
родителей,
а
также
чуткость
и
талант
учителя
смогут
скомпенсировать
все
сложности
и
сделать
школьную
жизнь
ребёнка
радостной
и
лёгкой»