Автор: Миняева Татьяна Юрьевна
Должность: воспитаталь
Учебное заведение: МБДОУ 50
Населённый пункт: Иркутск
Наименование материала: разработка занятия
Тема: Окружающий мир "Морские обитатели"
Раздел: дошкольное образование
Открытое занятие «Морские обитатели»
Цель: Создать условия для закрепления знаний детей о морях, океанах и об
обитателях морских глубин.
Задачи:
1.
Закреплять знания детей о морских обитателях, об их особенностях, о
приспособлении к жизни в водной среде;
2.
Активизировать словарный запас, развивать логическое мышление.
3.
Формировать
навык
полных
ответов
на
вопросы,
развивать
речь,
наблюдательность, память, внимание;
4.
Воспитывать потребность детей в общении с живой природой, повышать интерес
к познанию ее законов.
Предварительная работа:
1.
Беседы на тему: «Морские обитатели», «Моря и океаны», «Растительный и
животный мир»;
2.
Рассматривание иллюстрации, энциклопедий «Живая природа», «Тайны живой
природы», «Животные морей и океанов»
3.
Чтение и разучивание стихотворений, разгадывание загадок.
4.
Презентации: «Морские чудеса», «Подводное царство», « Вода на земле»,
«Обитатели морей и океанов», «Ознакомление с природой морей и океанов»,
«Знакомство с Чёрным морем».
Работа с родителями:
1.
Сбор материала об обитателях морей и океанов;
2.
Оформление рисунков редких рыб и животных;
3.
Консультации: «Круговорот
воды
в природе»,
«По морям
и
океанам»,
«Интересные факты о морях и океанах».
Ход занятия:
I.
В : Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в
путешествие, но в какое, вы сейчас догадаетесь сами, отгадав загадку.
Его не вычерпать ложкой,
И не засыпать песком,
На нём не сделать дорожки,
Чтобы пройти пешком.
Оно бескрайнее, синее,
И ветры его стерегут,
А корабли красивые,
По водной глади идут.
(Море)
II. В: Но. прежде чем отправится в путешествие, я хочу узнать, что вы знаете про
моря и океаны.
- Какие океаны вы знаете? (Тихий, Индийский, Атлантический, Северный
Ледовитый).
- Какие моря вы знаете? (Средиземное, Черное, Азовское, Красное, Мертвое,
Белое).
В: Их очень много, существует около 90 морей.
В: А какая вода в море, можно ли ее пить? (Соленая)
- Я хотела бы узнать, а все ли моря одинаково соленые?
Д: Нет, в Мертвом море очень много соли, в нем нет животного и растительного
мира: и все предметы не тонут, а остаются на поверхности. А остальные моря
обитаемые и там есть жизнь.
В: Ребята. А кто-нибудь из вас знает, почему Черное море называют черным.
Д: Объяснений существует много, но одна из легенд гласит, что Черным его
назвали древние греки. В очень давние времена они решили приплыть к берегам
Крыма, чтобы поселиться в нем. Они плыли на своих кораблях и попали в жуткий
шторм. Во время шторма море превращается в бушующую стихию: дует сильный
ветер, волны поднимаются выше многоэтажных домов, небо затягивает тучами. В
такие дни цвет морской волны действительно кажется черным. Поэтому с тех пор
море зовется Черным.
В: Ребята, посмотрите, а это что такое?
Д: Это кораллы – живые существа, располагаются они на мелководье,
разрастаясь, кораллы образуют целые поля, мешая проплывать яхтам и кораблям.
Есть такое понятие – коралловые рифы.
В: Молодцы, а сейчас мы с вами поиграем.
III. Игра «Камень, звезда».
На слово «камень», дети присаживаются на корточки, наклоняются, обхватывают
руками колени, на слово «звезда», дети встают руки вверх в стороны.
Цель: развивать слуховое внимание, быстроту реакции.
В: Молодцы, ребята, а сейчас мы с вами отправимся в путешествие. Закрываем
глаза. 1, 2, 3 – замрем,
В мир подводный попадем.
Сейчас начнутся чудеса,
Нужно лишь открыть глаза.
В: Вот мы и на морском дне.
IV. В: Сейчас вам нужно отгадать загадки о морских обитателях и рассказать все
что вы знаете о них.
В: Может плавать в океане,
Может ползать по саванне
Панцирь в клетку, как рубаха…
Кто же это? (Черепаха)
Д: Это — самые необычные обитатели моря. У них на спине овальный панцирь,
большая голова на короткой шее, а ноги похожи на ласты. В воде они очень
подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно-медленно. Если их
перевернуть на спину, то они так и останутся лежать, потому что сами
перевернуться не смогут. Про медлительного человека говорят: «ползет
как….» (черепаха).
В: В мяч играет, веселится
И в воде всегда резвится.
Плавает он, и ныряет,
И людей в воде спасает.
(Дельфин)
Д: Дельфины — это морские животное. Водятся в морях и океанах. Питаются, как
правило, ракообразными, моллюсками, рыбой. Дельфины не могут долгое время
находиться под водой, поэтому они периодически всплывают на поверхность, за
воздухом.
В: Властелин семи морей,
В океане всех сильней.
Он плывёт – вода бурлит.
Эта чудо-рыба -… (кит).
Д: Это самое большое животное в мире. Многие думают, что это рыба, хотя на
самом деле – нет. Кит кормит своих детёнышей молоком. У одних есть зубы, а у
других нет. У беззубых вместо зубов – усы. Когда кит плавает, в море виден
фонтанчик воды.
В: Слушайте следующую загадку
Гроза всех рыб из всех морей.
Никто не точит зуб острей.
Вся челюсть – острые ножи.
Ты не боишься? Зря ….дрожи!!!
Ее боится даже кит,
А безопасна - если спит.
Потрогать можно, раз заснула.
Кто эта рыбина? (акула)
Д: Это крупная хищная рыба, которая дышит жабрами. Часто их называют
кровожадными, зубастыми, злыми. Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы
у них – в шесть рядов, и острые, как пила. Кроме того они всё время растут и
постоянно меняются: выпадают, а на их месте растут новые. Кожа этих рыб
покрыта чешуёй и острыми шипами, поэтому даже лёгкое прикосновение к ним
наносит серьёзные раны.
В: Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног –
Вот и весь я – (осьминог).
Д: Осьминог получил свое название за количество ног. Их ровно восемь. Когда-то
очень-очень давно число восемь называли по-другому - «осемь», поэтому люди
стали называть это удивительное животное «осьминог». Тело осьминога
напоминает с виду большую грушу с отходящими от нее длинными отростками -
щупальцами, на которых имеются присоски. Осьминог имеет способность
изменять окраску, поэтому его иногда очень трудно различать на фоне дна или
подводных скал.
В: Средь морской травы играет,
В тёплой плещется воде,
Да и внешне нам лошадку,
Он напомнит в тишине! (морской конек)
Д: Морской конек – небольшая рыба, одна из самых необычных существ на свете.
Необычная форма тела этого животного напоминает шахматную фигурку коня.
Многочисленные длинные шипы и кожистые выросты, расположенные на теле
конька, делают его незаметным среди водорослей и защищенным от хищников. У
морских коньков деток воспитывает папа. В отличии от других рыб плавают они
вертикально.
В: Вы знакомы с Морячком
Ходит странно он бочком.
Пятерней своей не слаб
Морячок – спешащий (краб)
Д: У краба широкое и короткое тело, покрытое твердым панцирем. У крабов
десять ножек. Передние ножки преобразованы в клешни. Крабы – хорошие
мусорщики, дворники морского дна. Они поедают гниющие остатки рыб,
очищают море.
В: Вот так Чудо. Вот так Диво!
Зонтик жжется как крапива.
Зонтик плавает в воде.
Если тронешь – быть беде! (медуза).
Д: Медузы бывают круглыми, как шар, плоскими, как тарелка, вытянутыми
наподобие прозрачного дирижабля, однако красота большинства медуз бывает
весьма обманчивой. Ведь в большей или меньшей степени, но все медузы
ядовиты. Есть разновидности медуз, соприкосновение с которыми может вызвать
у человека сильные ожоги, боль и серьезные шрамы.
В: Глубоко на дне она
Словно на небе видна.
Но не светит и не греет,
Потому что не умеет. (Морская звезда)
Д: Эти животные – хищники. Питаются звезды моллюсками. Сначала может
показаться, что морские звезды совсем неподвижны. А на самом деле они
постоянно ползут по морскому дну, только очень медленно. Движутся они с
помощью ножек с присосками, ряды которых находятся на нижней стороне лучей.
В: Какие, вы все молодцы, а сейчас давайте немного отдохнем.
Физкультминутка : «Морской мир»
В море бурном, море синем
Быстро плавают дельфины (кистью руки плавные движения)
Не пугает их волна
Рядом плещется она (потирание ладошек).
Проплывает мимо кит и дельфинам говорит: (ходьба гуськом).
Вы дельфины не шумите,
Рыбку быструю ловите:
Раз, два, три, четыре, пять - (ходьба с хлопками в ладоши)
Нужно рыбкам уплывать (кисти рук в замок внутрь и наружу).
Рыбки плавали, плескались (движения руками)
В морской прохладненькой воде.
То погружаются, то сплывают (приседания)
То зароются в песке (дети присели, обхватили колени, наклонили
голову).
В: Мы немножко отдохнули, теперь можно продолжить наше путешествие.
В: Ребята, посмотрите, какие рыбы. Что это за рыба? Кто знает?
Д: - Это рыба-змея, в кромешной темноте у нее светятся глаза, плавники.
- А вот рыба-топор, она может излучать зелено-синий свет особыми органами.
- Рыбу-камбалу совсем не видно на морском дне, она прячется, меняя цвет, и
сливается с морским пейзажем.
- А эти маленькие рыбки называются прилипалами, потому что на спине у них
есть плавники, как присоски, чтобы ездить верхом на других животных. Они не
приносят вреда, а просто, таким образом, перемещаются на большие расстояния.
- А эти рыбки похожи на бабочек или на птиц; это летучие рыбы.
Эта рыба - красивая крылатка, она очень ядовита. Дотронешься - и сразу
погибнешь.
В:Хорошо, ребята, вы знаете подводный мир, но наше путешествие подходит к
концу, и чтобы нам вернуться назад в детский сад, давайте послушаем
стихотворение.
Стихотворение «Подводный мир»
Подводный мир такой красивый,
Что глаз не оторвать, и там,
Какие рыбы и растенья,
Волшебным кажется он нам.
Там жизнь своя, закон подводный,
Негласный, но он есть такой,
Все соблюдают непременно.
Там мир особенный, другой.
( Эдит Сницарук )