Напоминание

Окружающий мир "Морские обитатели"


Автор: Миняева Татьяна Юрьевна
Должность: воспитаталь
Учебное заведение: МБДОУ 50
Населённый пункт: Иркутск
Наименование материала: разработка занятия
Тема: Окружающий мир "Морские обитатели"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Открытое занятие «Морские обитатели»

Цель: Создать условия для закрепления знаний детей о морях, океанах и об

обитателях морских глубин.

Задачи:

1.

Закреплять знания детей о морских обитателях, об их особенностях, о

приспособлении к жизни в водной среде;

2.

Активизировать словарный запас, развивать логическое мышление.

3.

Формировать

навык

полных

ответов

на

вопросы,

развивать

речь,

наблюдательность, память, внимание;

4.

Воспитывать потребность детей в общении с живой природой, повышать интерес

к познанию ее законов.

Предварительная работа:

1.

Беседы на тему: «Морские обитатели», «Моря и океаны», «Растительный и

животный мир»;

2.

Рассматривание иллюстрации, энциклопедий «Живая природа», «Тайны живой

природы», «Животные морей и океанов»

3.

Чтение и разучивание стихотворений, разгадывание загадок.

4.

Презентации: «Морские чудеса», «Подводное царство», « Вода на земле»,

«Обитатели морей и океанов», «Ознакомление с природой морей и океанов»,

«Знакомство с Чёрным морем».

Работа с родителями:

1.

Сбор материала об обитателях морей и океанов;

2.

Оформление рисунков редких рыб и животных;

3.

Консультации: «Круговорот

воды

в природе»,

«По морям

и

океанам»,

«Интересные факты о морях и океанах».

Ход занятия:

I.

В : Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.

Ребята, а вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправимся в

путешествие, но в какое, вы сейчас догадаетесь сами, отгадав загадку.

Его не вычерпать ложкой,

И не засыпать песком,

На нём не сделать дорожки,

Чтобы пройти пешком.

Оно бескрайнее, синее,

И ветры его стерегут,

А корабли красивые,

По водной глади идут.

(Море)

II. В: Но. прежде чем отправится в путешествие, я хочу узнать, что вы знаете про

моря и океаны.

- Какие океаны вы знаете? (Тихий, Индийский, Атлантический, Северный

Ледовитый).

- Какие моря вы знаете? (Средиземное, Черное, Азовское, Красное, Мертвое,

Белое).

В: Их очень много, существует около 90 морей.

В: А какая вода в море, можно ли ее пить? (Соленая)

- Я хотела бы узнать, а все ли моря одинаково соленые?

Д: Нет, в Мертвом море очень много соли, в нем нет животного и растительного

мира: и все предметы не тонут, а остаются на поверхности. А остальные моря

обитаемые и там есть жизнь.

В: Ребята. А кто-нибудь из вас знает, почему Черное море называют черным.

Д: Объяснений существует много, но одна из легенд гласит, что Черным его

назвали древние греки. В очень давние времена они решили приплыть к берегам

Крыма, чтобы поселиться в нем. Они плыли на своих кораблях и попали в жуткий

шторм. Во время шторма море превращается в бушующую стихию: дует сильный

ветер, волны поднимаются выше многоэтажных домов, небо затягивает тучами. В

такие дни цвет морской волны действительно кажется черным. Поэтому с тех пор

море зовется Черным.

В: Ребята, посмотрите, а это что такое?

Д: Это кораллы – живые существа, располагаются они на мелководье,

разрастаясь, кораллы образуют целые поля, мешая проплывать яхтам и кораблям.

Есть такое понятие – коралловые рифы.

В: Молодцы, а сейчас мы с вами поиграем.

III. Игра «Камень, звезда».

На слово «камень», дети присаживаются на корточки, наклоняются, обхватывают

руками колени, на слово «звезда», дети встают руки вверх в стороны.

Цель: развивать слуховое внимание, быстроту реакции.

В: Молодцы, ребята, а сейчас мы с вами отправимся в путешествие. Закрываем

глаза. 1, 2, 3 – замрем,

В мир подводный попадем.

Сейчас начнутся чудеса,

Нужно лишь открыть глаза.

В: Вот мы и на морском дне.

IV. В: Сейчас вам нужно отгадать загадки о морских обитателях и рассказать все

что вы знаете о них.

В: Может плавать в океане,

Может ползать по саванне

Панцирь в клетку, как рубаха…

Кто же это? (Черепаха)

Д: Это — самые необычные обитатели моря. У них на спине овальный панцирь,

большая голова на короткой шее, а ноги похожи на ласты. В воде они очень

подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно-медленно. Если их

перевернуть на спину, то они так и останутся лежать, потому что сами

перевернуться не смогут. Про медлительного человека говорят: «ползет

как….» (черепаха).

В: В мяч играет, веселится

И в воде всегда резвится.

Плавает он, и ныряет,

И людей в воде спасает.

(Дельфин)

Д: Дельфины — это морские животное. Водятся в морях и океанах. Питаются, как

правило, ракообразными, моллюсками, рыбой. Дельфины не могут долгое время

находиться под водой, поэтому они периодически всплывают на поверхность, за

воздухом.

В: Властелин семи морей,

В океане всех сильней.

Он плывёт – вода бурлит.

Эта чудо-рыба -… (кит).

Д: Это самое большое животное в мире. Многие думают, что это рыба, хотя на

самом деле – нет. Кит кормит своих детёнышей молоком. У одних есть зубы, а у

других нет. У беззубых вместо зубов – усы. Когда кит плавает, в море виден

фонтанчик воды.

В: Слушайте следующую загадку

Гроза всех рыб из всех морей.

Никто не точит зуб острей.

Вся челюсть – острые ножи.

Ты не боишься? Зря ….дрожи!!!

Ее боится даже кит,

А безопасна - если спит.

Потрогать можно, раз заснула.

Кто эта рыбина? (акула)

Д: Это крупная хищная рыба, которая дышит жабрами. Часто их называют

кровожадными, зубастыми, злыми. Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы

у них – в шесть рядов, и острые, как пила. Кроме того они всё время растут и

постоянно меняются: выпадают, а на их месте растут новые. Кожа этих рыб

покрыта чешуёй и острыми шипами, поэтому даже лёгкое прикосновение к ним

наносит серьёзные раны.

В: Ты со мною не знаком?

Я живу на дне морском,

Голова и восемь ног –

Вот и весь я – (осьминог).

Д: Осьминог получил свое название за количество ног. Их ровно восемь. Когда-то

очень-очень давно число восемь называли по-другому - «осемь», поэтому люди

стали называть это удивительное животное «осьминог». Тело осьминога

напоминает с виду большую грушу с отходящими от нее длинными отростками -

щупальцами, на которых имеются присоски. Осьминог имеет способность

изменять окраску, поэтому его иногда очень трудно различать на фоне дна или

подводных скал.

В: Средь морской травы играет,

В тёплой плещется воде,

Да и внешне нам лошадку,

Он напомнит в тишине! (морской конек)

Д: Морской конек – небольшая рыба, одна из самых необычных существ на свете.

Необычная форма тела этого животного напоминает шахматную фигурку коня.

Многочисленные длинные шипы и кожистые выросты, расположенные на теле

конька, делают его незаметным среди водорослей и защищенным от хищников. У

морских коньков деток воспитывает папа. В отличии от других рыб плавают они

вертикально.

В: Вы знакомы с Морячком

Ходит странно он бочком.

Пятерней своей не слаб

Морячок – спешащий (краб)

Д: У краба широкое и короткое тело, покрытое твердым панцирем. У крабов

десять ножек. Передние ножки преобразованы в клешни. Крабы – хорошие

мусорщики, дворники морского дна. Они поедают гниющие остатки рыб,

очищают море.

В: Вот так Чудо. Вот так Диво!

Зонтик жжется как крапива.

Зонтик плавает в воде.

Если тронешь – быть беде! (медуза).

Д: Медузы бывают круглыми, как шар, плоскими, как тарелка, вытянутыми

наподобие прозрачного дирижабля, однако красота большинства медуз бывает

весьма обманчивой. Ведь в большей или меньшей степени, но все медузы

ядовиты. Есть разновидности медуз, соприкосновение с которыми может вызвать

у человека сильные ожоги, боль и серьезные шрамы.

В: Глубоко на дне она

Словно на небе видна.

Но не светит и не греет,

Потому что не умеет. (Морская звезда)

Д: Эти животные – хищники. Питаются звезды моллюсками. Сначала может

показаться, что морские звезды совсем неподвижны. А на самом деле они

постоянно ползут по морскому дну, только очень медленно. Движутся они с

помощью ножек с присосками, ряды которых находятся на нижней стороне лучей.

В: Какие, вы все молодцы, а сейчас давайте немного отдохнем.

Физкультминутка : «Морской мир»

В море бурном, море синем

Быстро плавают дельфины (кистью руки плавные движения)

Не пугает их волна

Рядом плещется она (потирание ладошек).

Проплывает мимо кит и дельфинам говорит: (ходьба гуськом).

Вы дельфины не шумите,

Рыбку быструю ловите:

Раз, два, три, четыре, пять - (ходьба с хлопками в ладоши)

Нужно рыбкам уплывать (кисти рук в замок внутрь и наружу).

Рыбки плавали, плескались (движения руками)

В морской прохладненькой воде.

То погружаются, то сплывают (приседания)

То зароются в песке (дети присели, обхватили колени, наклонили

голову).

В: Мы немножко отдохнули, теперь можно продолжить наше путешествие.

В: Ребята, посмотрите, какие рыбы. Что это за рыба? Кто знает?

Д: - Это рыба-змея, в кромешной темноте у нее светятся глаза, плавники.

- А вот рыба-топор, она может излучать зелено-синий свет особыми органами.

- Рыбу-камбалу совсем не видно на морском дне, она прячется, меняя цвет, и

сливается с морским пейзажем.

- А эти маленькие рыбки называются прилипалами, потому что на спине у них

есть плавники, как присоски, чтобы ездить верхом на других животных. Они не

приносят вреда, а просто, таким образом, перемещаются на большие расстояния.

- А эти рыбки похожи на бабочек или на птиц; это летучие рыбы.

Эта рыба - красивая крылатка, она очень ядовита. Дотронешься - и сразу

погибнешь.

В:Хорошо, ребята, вы знаете подводный мир, но наше путешествие подходит к

концу, и чтобы нам вернуться назад в детский сад, давайте послушаем

стихотворение.

Стихотворение «Подводный мир»

Подводный мир такой красивый,

Что глаз не оторвать, и там,

Какие рыбы и растенья,

Волшебным кажется он нам.

Там жизнь своя, закон подводный,

Негласный, но он есть такой,

Все соблюдают непременно.

Там мир особенный, другой.

( Эдит Сницарук )



В раздел образования