Автор: Бухарева Маргарита Ивановна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: " Ведение бухгалтерского учета источников формирования активов, выполнение работ по инвентаризации активов и финансовых обязательств организации"
Тема: СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОЦЕССА ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
Раздел: среднее профессиональное
АВТОМАТИЗАЦИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
ЧЕМ ПОЛЕЗНА АВТОМАТИЗАЦИЯ?
Автоматизированная
инвентаризация
позволяет
обеспечить,
тотальный,
без
преувеличения, контроль. Каждая единица в любом подразделении будет на 99,9%
идентифицирована и учтена, причем не так важно, где в настоящее время она
располагается – в производственном цеху, на торговой точке, на складе, в Москве
или во Владивостоке.
Благодаря автоматизации вы сможете исключить человеческий фактор и снизить
число вызванных им погрешностей. Автоматизированная инвентаризация - это
быстрее, дешевле и куда менее рискованно, чем ручной пересчет. Это, пожалуй,
единственный вариант для собственников бизнеса, желающих не просто провести
инвентаризацию для галочки, но сделать все быстро, безошибочно и без
длительных простоев. Очень ценно то, что автоматизированная инвентаризация
может быть проведена практически в любое время. Единственный момент,
который может породить недостачи и расхождение - отсутствие фиксации
перемещения товара.
Говоря о порядке организации проведения инвентаризации, нельзя не упоминать
об автоматизации самого процесса. Можно выделить несколько наиболее
распространенных технологий, применяемых при проведении инвентаризации,
таких как:
Штрихкодирование
Ее суть – нанесение на объекты учета специальных штрих-кодов, считывание при
помощи специального сканера сведений, содержащихся на штрих-кодах, а также
анализ
и
сравнение
автоматически
сформированной
ведомости,
сведений
содержащихся в бухгалтерском учете и фактически выявленных объектов.
RFID идентификация
Наиболее распространенные RFID-метки представляют собой самоклеящиеся
этикетки. Но если на штрих-коде информация хранится в графическом виде, то на
метку данные заносятся и считываются при помощи радиоволн. В системе RFID
для инвентаризации каждый объект учета при поступлении на предприятие
маркируется RFID меткой, метка программируется и в базе данных предприятия
привязывается к конкретному объекту. В дальнейшем именно по коду метки будет
происходить идентификация объекта. В метку может заноситься необходимая
пользовательская информация о дате и времени поступления, типе объекта, месте
расположения.
Проведение инвентаризации при помощи автоматизированных систем, а также
применение средств видео- и фотофиксации позволит:
значительно сократить временные и финансовые затраты
минимизировать неточности
получить наиболее достоверные сведения о фактическом состоянии объектов
инвентаризации
обеспечить своевременный анализ данных об имуществе
повысить качество контроля за состоянием и наличием имущества и увеличить
эффективность его использования.
Инвентаризация — проверка на определенный момент времени фактического
наличия
имущества
(нематериальных
активов,
основных
средств,
товарно-
материальных
ценностей,
денежных
средств,
ценных
бумаг,
расчетов)
и
обязательств предприятия и их соответствия данным бухгалтерского учета.
Инвентаризации подлежат:
все имущество предприятия независимо от его местонахождения;
все виды финансовых обязательств;
производственные
запасы
и
другие
виды
имущества,
не
принадлежащие
предприятию, но числящиеся в бухгалтерском учете (арендованные, находящиеся
на ответственном хранении и т. п.);
имущество, не учтенное по каким-либо причинам.
Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия
имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению; сопоставление
фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка
полноты отражения в учете обязательств.
Методика проведения инвентаризации, порядок документального оформления ее
результатов
определены
Методическими
указаниями
по
инвентаризации
имущества и финансовых обязательств, утвержд. Пр. МФ РФ 13.06.95 г. №49.
Инвентаризация проводится плановая — не реже одного раза в год, внеплановая —
при смене материально ответственного лица, пожарах, хищениях, по требованию
вышестоящих, налоговых и следственных органов, руководства, а также и в других
случаях.
Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем
предприятия,
за
исключением
случаев,
когда
проведение
инвентаризации
обязательно.
Проведение инвентаризации обязательно:
при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании
государственного
или
муниципального
унитарного
предприятия;
перед
составлением
годовой
бухгалтерской
отчетности,
кроме
имущества,
инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года;
при
смене
материально
ответственных
лиц;
при
выявлении
фактов
хищения,
злоупотребления
или
порчи
имущества;
в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций,
вызванных
экстремальными
условиями;
при
реорганизации
или
ликвидации
предприятия
перед
составлением
разделительного
или
ликвидационного
баланса;
в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Данные о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых
обязательств должны быть внесены в инвентаризационные описи или акты
инвентаризации.
За правильность, своевременность, полноту и точность оформления материалов
инвентаризации несет ответственность инвентаризационная комиссия.
Руководитель
предприятия
назначает
постоянно
действующую
инвентаризационную
комиссию,
в
состав
которой
входят
представители
бухгалтерии, другие специалисты.
Состав комиссии утверждается приказом руководителя предприятия.
В
соотв.
с
Методическими
указаниями
по
инвентаризации
имущества
и
финансовых обязательств по имуществу, при инвентаризации которого выявлены
отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости.
В сличительных ведомостях отражаются результаты инвентаризации, т. е.
расхождения
между
показателями
по
данным
бух.
учета
и
данными
инвентаризационных описей.
Суммы излишков и недостач ТМЦ в сличительных ведомостях указываются в
соотв. с их оценкой в бух. учете.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием
имущества и данными бух. учета регулируются в соответствии с Положением по
ведению бух.учета и бух. отчетности в РФ в следующем порядке:
а) излишек имущества приходуется по рыночной стоимости на дату проведения
инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты
предприятия;
б) недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли
относится на издержки производства или обращения (расходы), сверх норм —
покрывается за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд
отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его
порчи списываются на финансовые результаты организации.
В документах, представляемых для оформления списания недостач ценностей и
порчи,
должны
быть
решения
следственных
или
судебных
органов,
подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо заключение о факте порчи
ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих
специализированных организаций (инспекций по качеству и др.).