Напоминание

Технологии познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы


Автор: Борматова Наталья Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ Старогорносталевская СОШ
Населённый пункт: с.Старогорносталево Здвинского района Новосибирской области
Наименование материала: статья
Тема: Технологии познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование





Назад




Технологии познавательной деятельности на уроках русского

языка и литературы

Одно из необходимых условий успешной работы школы в режиме

развития - высокая степень профессионализма учителей. Учитель обязан

приложить немало усилий, чтобы жизнь ребенка в школе была интересной,

радостной ,успешной и трудной. «Учение всегда было и остается трудом, но

трудом,

полном

мысли»,

-

писал

К.Д.Ушинский.

Именно

учителю

предоставлена возможность научить ребенка самостоятельно, глубоко,

системно и последовательно мыслить. Тем более, что происходящие в

обществе преобразования ставят перед школой задачи, которые направлены

на

обеспечение

самоопределения

личности

путем

создания

условий

саморазвития творческой индивидуальности,

развития способностей и

умений,

формирования

характера,

моральной

ответственности

и

целенаправленной социализации личности.

Развитие интеллекта школьников, творческого потенциала детей,

обеспечение

саморазвития

личности,

по

моему

мнению,

должны

обеспечиваться технологически в учебном процессе. Задача состоит в

изменении условий обучения так, чтобы большинство учащихся обучалось

на уровне усиливающихся познавательных интересов, а не по принуждению.

Ребёнок должен быть заинтересован, чтобы творчески мыслить, уметь

сравнивать, сопоставлять факты, события, анализировать поступки. Решению

этих задач отвечают личностно – ориентированные технологии. В своей

работе я использую элементы технологии полного усвоения знаний,

разноуровневого обучения, коллективного взаимообучения. Они позволяют

приспособить

учебный

процесс

к

индивидуальным

особенностям

школьников, разумному уровню сложности содержания общения.

Технология полного усвоения знаний в традиционной классно-урочной

системе не может быть адаптирована полностью, но элементы ее вполне

приемлемы и дают результаты.

Например, это категории целей познавательной деятельности:

Знание: ученик запоминает, воспроизводит конкретную учебную

единицу;

Понимание: ученик преобразует учебный материал из одной формы

выражения в другую (объясняет, интерпретирует, кратко излагает);

Применение: ученик демонстрирует применение изученного материала

в конкретных условиях (например, по образцу);

Анализ: ученик вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между

ними.

Технология равноуровнего обучения подразумевает разделение основной

массы учащихся по уровню обучаемости. Эта технология для меня очень

привлекательна, т.к. гарантирует результат освоения базовых знаний всеми

учащимися и одновременно с возможностями для

каждого ученика

реализовать свои склонности и способности на продвинутом уровне.

К сожалению, в наших условиях внедрение данной технологии полностью

невозможно

из-за

малочисленности

классов,

но

внутриклассную

дифференциацию я провожу. Задания подбираю по уровням (базовому и

вариативному) с учетом познавательного интереса учащихся.

Хорошо работает на уроках технология коллективного взаимообучения. Она

позволяет развивать у обучающихся самостоятельность и коммуникативные

умения. Каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном

темпе. Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за

результаты коллективного труда.

Каждый ребенок может оценить свои возможности и способности. Кроме

всего, работа с несколькими партнерами увеличивает число ассоциативных

связей, а значит, обеспечивает более прочное усвоение.

При подготовке к урокам учитываю

систему восприятия окружающей

действительности детьми, среди которых выделяются:

1.

Аудиалы – воспринимают информацию с помощью слуха;

2.

Визуалы – с помощью зрения;

3.

Кинестетики – в ощущениях.

С помощью «ключей глазного доступа» определяю в своем классе

особенности восприятия информации учениками: взгляд вверх, вправо, влево

– визуал; горизонтально вправо и влево – аудиал; вниз влево, вправо –

кинестетик.

Например: в классе преобладают аудиалы, следовательно, таблица, опора,

алгоритм – неуместны при объяснении нового материала, т.к. ребята лучше

воспринимают информацию на слух. Следовательно, более эффективным

будет чтение, проговаривание, повторение правила вслух, а для некоторых

детей – визуалов можно предложить работу по опорному конспекту. Если же

в классе преобладают кинестетики, то им необходимо сложить, собрать тот

материал, который станет источником знаний.

Стараюсь развивать все виды памяти: аудиальную память помогают

развивать зарифмованные стихотворные правила, произнесенные учителем с

выделением ключевых понятий, а затем с повтором их и соблюдением

интонации учителя. При развитии визуальной памяти лучше всего работать с

опорами и таблицами, кинестическую память можно развивать, проводя

немой диктант в движении с последующим повторением.

Конечно, сложно подготовить урок для класса, где есть и аудиалы, и

визуалы,

и

кинестетики.

Поэтому

урок

должен

быть

личностно

ориентированным, и созданы условия для познавательной активности

учащихся.

Средствами достижения этой цели, я считаю, является:

Использование

разнообразных

форм

и

методов

организации

познавательной деятельности;

Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе

класса;

Стимулирование

учащихся

к

высказываниям,

использование

различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

Использование дидактического материала;

Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и

по процессу его достижения;

Поощрение стремления находить свой способ работы;

Создание обстановки для самовыражения ученика.

Методы, которые я использую на уроках.

1.

Метод чтения вслух -

при изучении причт, сказок, мифов,

фантастики,

т.е.

произведений,

где

становится

проблема

героизации: выделение, упрощение, структурирование отдельных

качеств - героических и антигероических.

Перед детьми ставлю проблему, чтобы они ее поняли как свою, чтобы

решение ее стало моментом движения личности.

2.

Метод интроспективного анализа

, который помогает подростку

осмыслить свои проявления в жизни как состояние собственного

«Я». Полезными являются задания на развитие самоуважения,

развитие чувства собственного достоинства. Даю такие темы

сочинений: «Я и моя семья», «Мои успехи», «Поступок, за

который я себя уважаю».

Этот метод обеспечивает развитие у учащихся рефлексии, позволяет

обратиться к себе, своим мыслям и переживаниям.

3.

Метод развития творческого самочувствия,

который включает в

себя игры и задания по развитию произвольной регуляции и

навыков

производного

поведения.

Использую

элемент

«театрализации» и «драматизации». Например, при изучении

произведения Гоголя «Ревизор» и работе над 3 действием

комедии, делю класс на две группы. Одной предлагается «думать

и чувствовать» за городничего, другой – Хлестакова. Такой

метод помогает понять характер Хлестакова, понять внутреннее

состояние городничего и раскрыть цель поведения персонажей

(конкретно по эпизоду)

В целом, дает основу для развития способностей к анализу проблемных

ситуаций.

4.

Метод творческого самовыражения -

это практические занятия,

сочинения.

Например,

творческое

общение

с

природой,

литературой, искусством.

Такой метод развивает в ребенке веру в себя, в свой творческий потенциал.

5.

Метод дискуссии -

этот метод эффективен на уроках литературы.

Обязательно учитываю, что учащиеся действуют по порядку,

которые продиктован их интересами, не настаиваю на своем

мнении, внимательно выслушиваю, что говорит ученик и

ободряю ребят.

Этот метод повышает мотивацию, дает возможности аргументировать свои

идеи, удовлетворяет потребность к самоуважению.

6.

Игровые методы.

Эти методы очень эффективны, так как развивают самопознание, умение

рефлексировать, аккумулировать свое поведение.

Например, в 11 классе провожу ролевую игру по защите рефератов.

Создаем ученый совет, выбираем группу оппонентов и рецензентов. Ученый

совет

оценивает

защиту

рефератов

и

вопросы

оппонента.

Заранее

определяется критерии оценки. На каждого учащегося имеется оценочный

лист. Дается шкала балов. При выведении оценки учитываются все пункты,

которые должен выполнить ученик в реферате.

Подобные игры помогают освоить новые модели поведения и формы

общения.

В 8 классе на первом уроке «Понятие о синтаксисе и пунктуации»

провожу дидактическую игру «Счастливый случай».

Цель ее: углубить уже имеющиеся знания по разделу, совершенствовать

умения,

связанные

с

опознаванием

основных

синтаксических

и

пунктуационных явлений.

Класс делится на две команды, проводится четыре гейма. В конце урока

обязательна рефлексия:

- Доступна ли для вас цель урока?

- Чем вы обрадовали сами себя, чем вас обрадовал учитель?

Такие типы уроков позволяют ученику использовать свои знания по

предмету в качестве средства общения, они учатся обоснованно выражать

цепочку своих суждений, приводить аргументацию для доказательства

своего мнения.

Активизирую познавательную деятельность учащихся через лингвистические

задачи, лингвистические разминки, игру с сигнальными карточками. Игры на

внимательность так же способствуют достижению этой цели.

Например, называю слова, начинающиеся на пре- и при-, задача учащихся –

хлопнуть в ладоши, если слово начинается с пре- (Прекратить, приготовить,

пригласить, преобразовать и т.д.)

Интересна для ребят игра «Подбери пару». Например, заменить одним

словом следующие словосочетания, записать слова.

1)

Щелкающий звук – (щелчок)

2)

Старый человек небольшого роста – (старичок)

Активизирует познавательную деятельность и исследовательская работа,

когда происходит осмысление теоретического материала в учебнике. Выводы

можно оформить в таблице в форме сравнения и затем сопоставить свое

определение с определением в учебнике.

Для развития мышления и коммуникативной деятельности использую

деятельный тип обучения.

Эффективным является эвристический метод. Усвоение знаний и умений

происходит путем рассуждений, требующих догадки, поиска, находчивости.

Например, эвристические задачи по морфемике и словообразованию:

Задание:

Сколько морфем в следующих парах слов? Охарактеризуйте их.

Вынес и вынесли; белочка и баночка; комочек и замочек; разуверится и

разбежаться,

Задание:

Какие суффиксы выделяется в перечисленных далее словах? Какое значение

они имеют?

1)

Шиповник, виновник, церковник, словник.

2)

Бочка, звездочка, трубочка, юбочка, дочка, одиночка.

Задание:

В каких словах выделяются непроизводная основа, а в каких - производная?

Укажите, из каких морфем состоит производная основа.

Провести, врач, наклейка, засуха, нельзя, золото.

Задание:

Определите морфемный состав следующих слов:

Идемте,

вековечный,

соловей,

женитьба,

грязеводолечебница,

разглагольствовать.

В случае затруднения решения таких задач учащиеся могут обращаться к

словообразовательному словарю, тем самым закрепляя навык работы со

словарём.

При изучении темы «Однокоренные слова и формы одного и того же слова»

стремлюсь к тому, чтобы учащиеся осознали, что при нахождении

однокоренных слов необходимо учитывать значение корня и всего слова в

целом. Такой подход помогает сформировать правильный способ действия:

от значения слова идти к определению его структуры и выбору написания.

Задание:

Одинаковый ли корень в словах ст..ляр и ст..левар? докажите. Составьте

предложение с данными словами и запишите.

Задание:

Объясняя правописание слов хв..стливый,

л..вина,

м..лодушный,

ученик подобрал проверочные слова

хвост, улов, молодость.

Какие

орфографические ошибки допустил ученик в написании слов и почему?

Оцените его ответ.

Задание:

Прослушайте текст, выскажите своё мнение о написании слова рождение.

Маленькая дочка решила поздравить меня с днем рождения. В корне слова

рождение вместо о она написала а.

- А ведь слово рождение пишется через о : ро- ж-д-е-н-и-е. Оно от слова род ,

р-о-д, - сказал я.

- Нет, папочка, это от слова рад , понимаешь – радость .Я ведь поздравляю

тебя с радостью. (По В. Киселёву)

При изучении раздела «фонетика» подчеркиваю, что один и тот же корень

(кроме корней с чередующимися буквами) может по-разному звучать, но

пишется всегда

одинаково.

Если это

положение хорошо осознается

учащимися, то они смогут научиться сравнивать звучание и написание корня

и делать из этого орфографические выводы.

Задание:

Сравните звучание корня кос – в словах косит [кос

,

]

, косьба [каз

,

]

, косовица

[кас].

Сделайте

выводы

о

произношении

данного

корня

в

разных

однокоренных словах и о его написании.

Задание:

Приведите примеры однокоренных слов, где бы корень –вод (вода). Звучал

как [вод], [вад], [вот]. Сделайте вывод.

Задание:

Сравните звучание и написание корней в словах сторожил

и старожил.

Составьте и запишите с каждым словом предложение. Сделайте вывод.

При изучении раздела «Лексика» учащиеся должны прийти к выводу, что

подбор однокоренных слов – это один из способов разъяснения лексического

значения слова.

Задание:

Заполните третью графу таблицы.

Слово

Значение слова

Однокоренные слова

Краткий

Недолгий, короткий

Кроткий

Смирный, покорный

Задание: запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. Объясните

значение и написание однокоренных слов.

Чтобы пр..дать чему – то новый смысл, необязательно пр..дать старый.

(Ф. Кривин)

К восьмому классу учащиеся в основном овладевают умением определять

значение морфем в слове, сравнивать значение корней в сопоставляемых

словах.

Это умение я беру за основу анализа иноязычных слов, объединяемых по

принципу родства. При этом реализуется многоаспектный подход к слову и

как

результат

лучше

осмысляется

значение

родственных

слов

(семантический

анализ),

их структурные

особенности

(морфемный

и

этимологический анализ), грамматическая характеристика (морфологический

анализ), правописание и особенности стилистического употребления. А

кроме того, пополняется словарный запас учеников.

Примеры

заданий,

нацеливающих

на

семантико-словообразовательный

анализ группы родственных слов, иноязычных по происхождению.

Задание: Заполните таблицу примерами.

Греческие или латинские

элементы

Их значение

Примеры

Микр

малый

Оном, оним

имя

Терм

тепло

Хрон

время

Мобил

подвижный

Экв

равный

Слова для справки: микроклимат, микрон, микрофон; синоним, антоним,

омоним; термометр, терморегуляция; хронология, синхронным; анахронизм,

хронометр; мобильный, мобилизация; экватор, адекватный, эквилибрист.

Задание: являются ли однокоренными слова: налог, эпилог, пролог, диалог,

залог? Докажите, пользуясь словарем.

Задание: какие слова с латинским элементом рект («управлять») вы знаете?

Запишите их, выделяя общую часть слова.

Для справки: директор, ректор, корректор, коррективы, корректный.

Задание: запишите сначала слова, в основе которых лежит латинский корень

– ман – (рука). Объясните значение, происхождение и написание других

слов. Пользуйтесь школьным словарем иностранных слов.

Интерес к учебной деятельности резко возрастает, если учащиеся включены

в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению,а по

внутреннему побуждению. Поэтому на своих уроках в определенную его

часть ввожу игру. Цель – помочь серьезный, напряженный труд сделать

занимательным и интересным для учащихся. Кроме того, игры – упражнения

развивают память, внимание, сообразительность и общий кругозор.

I.

Игра «Переводчик»

1.Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных)

синонимами?

1)

Доктор прописал пациенту инъекцию. 2) Разъяренная вьюга замела

тропинки. 3) Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак. 4)

Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

2.Кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими?

1) При проверке было выявлено немало дефектов.

2) Он пишет мемуары.

3) Ваши аргументы убедительны.

4) Все работали с энтузиазмом.

5) В газете появилось сообщение о футбольном матче.

II. Игра «Соколиный глаз»

Кто найдет в тексте больше иноязычных слов?

Снился Святославу мутный сон

В стольном граде в тереме высоком.

И, собрав бояр, поведал он,

Что узрел во мраке вещим оком.

III. Игра «Перевертыш»

Заменить в предложении подлежащее так, чтобы глагол-сказуемое

приобрел переносное значение.

Загорелась дача. Гаснет свеча. Собака воет. Цыган пляшет. Девочки

шепчутся. Малыш улыбается. Дети играют. Отец спит.

IV. Игра «Эрудит»

1)

По толкованию лексического значения угадать слова.

2)

Объяснить разницу в значении слов: адреса – адресант, дипломат –

дипломант, описка – отписка, сытый – сытный, поступок – поступок,

поглотить – проглотить.

V. Игра «Корректор»

1.Найдите ошибку в выборе слова.

1)

После теплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли.

2)

В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты.

3)

Из передовой бригады он ушел в отсталую.

4)

В центре города построен памятник герою.

2. Найдите лишнее слово.

1) Петя ушиб колено ноги.

2) Собрание будет в декабре месяце.

3) Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

4) Он написал свою автобиографию.

VI. Игра «Шеренга»

Расставьте синонимы в порядке возрастания признака.

Свирепый, жестокий, лютый, безжалостный, бессердечный, злой (враг).

Оскорбительный, обидный, резкий, грубый, бестактный (поступок)

VII. Игра «Снежный ком»

Первый

играющий

придумывает

нераспространенное

предложение.

Каждый

следующий

должен

придумать

одно

слово,

обязательно

повторяющее всю фразу целиком.

Союзы, частицы не считаются новыми словам. Тот, кто пропустил слово

или переставил местами, выходит из игры.

Побеждает тот, кто остался последним.

VIII. Игра «Четвертый лишний»

В каждом ряду из четырех элемента нужно назвать лишний – тот, у

которого нет качества, характерного для всех остальных.

Ворота, чернила,

Столы, ножницы.

Столы.

Остальные

слова

не

имеют

единственного числа.

Крик,

кричать,

квакать,

кукарекать.

Крик. Остальные слова – глаголы.

Лебедь,

воробей,

ворона,

попугай.

Ворона. Остальные слова мужского рода.

Ночь, дочь, рожь, мышь.

Рожь. Не имеет множественного числа.

Это лишь немногие примеры игр, которые я использую на уроке. Но хорошие

результаты дидактическая игра дает только в сочетании с другими методами.

Одним из таких методов является клоус - тестирование.

Цели данной работы: умение видеть тему текста, видеть ключевые слова,

связь предложений в тексте; развитие мышления, творческих способностей

учащихся.

Для данной работы берется оригинальный целостный текст. (Границы

передают смысл текста, единую речевую ситуацию) в тексте пропускаются

ключевые слова, вместо…учащиеся должны вписать слово не только

подходящее по смысл в предложении, но и соответствующее всему тексту.

Оценка работы трехуровневая.

I.

Уровень – противоречие ближайшему контексту (падеж, окончания)

II.

Уровень – противоречие соседнему или отдельным предложениям

(логические ошибки)

III.

Уровень – противоречие смыслу текста в целом. (Это самый главный

уровень)

По окончании работы выявляется число недопустимых противоречий.

Рефлексия (проводится в письменном виде):

1-й.

Уровень – предметный (что я понял о языке)

2-й.

Уровень – операционный (что я понял о способах действия, о

приемах, методах)

3-й.

Уровень – личностная рефлексия (что я понял о себе, как о

говорящем, как об ученике).

Такая работа эффективна в течение года. В конце года виден результат.

Учащиеся производят самооценку своей деятельности.

Я считаю, что моя педагогическая концепция актуальна в педагогическом

процессе, ведь в простых истинах заложена программа учительского труда,

его общественная польза и значимость.



В раздел образования