Автор: Смирнова Алина Александровна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №103"
Населённый пункт: Республика Татарстан, г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: среднее образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Смирнова Алина Александровна
учитель биологии первой квалификационной категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №103»
г.Казань
Дитя требует деятельности беспрестанно,
а утомляется не деятельностью, а ее однообразием.
К.Д. Ушинский
В последнее время отмечают падение интереса учащихся к изучению
естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают
знания о Земле как о природном теле, они формируют правильное восприятие
окружающего мира. Они играют значительную роль и в формировании личности
в целом. Падение интереса к изучению естественнонаучных дисциплин вызвано в
первую
очередь
применением
довольно
старых
наглядных
материалов,
однообразным использованием учебников, таблиц, схем. Одним из способов
повышения интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла, углубления
знаний учеников по этим предметам является использование современных
информационных технологий, в частности компьютерных, на различных стадиях
учебного процесса.
В трактовке И.В. Роберта под информационными технологиями понимаются
“программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе
микропроцессорной техники, современных средств и систем телекоммуникаций
информационного
обмена,
аудио-,
видеотехники
и
т.п.,
обеспечивающие
операции
по
сбору,
продуцированию,
накоплению,
хранению,
обработке,
передаче информации”.
1
Информационные технологии предоставляют возможность:
- сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного
восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым
концептуальным инструментарием;
- вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся
способностями и стилем учения;
- значительно усилить как глобальный аспект обучения, так и в большей мере
отвечающий местным потребностям.
Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что
они
позволяют
создать
неизмеримо
более
яркую
мультисенсорную
интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными
возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика.
Преимущества информационных технологий по сравнению с традиционными
многообразны.
Кроме
возможности
более
иллюстративного,
наглядного
представления материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним
можно отнести и многообразие организационных форм в работе учащихся,
методических приемов в работе учителя. В отличие от обычных технических
средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить
обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные,
творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые
знания, работать с различными источниками информации.
Выделяют
следующие
типы
уроков
по
способу
использования
информационных технологий (по Козленко А.Г.).
1. Уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме –
один компьютер на учительском столе + проектор;
2. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме – урок в
компьютерном классе без выхода в Интернет;
3. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном
режиме – урок в компьютерном классе с выходом в Интернет.
2
При
внедрении
информационных
технологий
в
учебный
процесс
предпочтительней
уроки,
на
которых
компьютер
используется
в
демонстрационном
варианте.
Поскольку
использование
компьютера
в
индивидуальном режиме невозможно из-за отсутствия навыков работы на
компьютере и недостаточность материального обеспечения.
Уроки биологии отличаются сложностью используемого оборудования. И
поэтому использование компьютерных обучающих программ на уроках биологии
актуальны, прежде всего, из-за возможности наблюдения таких биологических
процессов и явлений, которые либо невозможно провести в классе, либо
невозможно наблюдать и трудно представить, понять.
Дети с образным мышлением потому тяжело усваивают биологию, что они без
“картинки” вообще неспособны понять процесс, изучить явление. Развитие их
абстрактного, логического мышления происходит посредством образов. А
ученики
с
теоретическим
типом
мышления
нередко
отличаются
формализованными
знаниями.
Для
них
компьютерные
программы
с
видеосюжетами,
возможностью
“управления”
процессами,
подвижными
графиками, схемами - дополнительное средство развития образного мышления.
Оба вида мышления одинаково важны для изучения биологии.
Из разнообразных типов компьютерных средств использовались мною в
основном электронные учебные пособия, выполненные в программе создания
презентаций PowerPoint. При составлении презентаций я большее внимание
уделяю иллюстративному материалу. Надо отметить, что используемый в
обучении учебник по биологии недостаточно снабжен иллюстрациями или они
слишком мелкие и не понятные. Текстовая часть презентации представляет собой
только основные мысли по теме или термины для обязательного запоминания.
Затем информационные технологии стала вводить на обобщающих уроках, когда
важно
не
только
систематизировать
знания
и
умения
учащихся,
но
и
акцентировать внимание на важнейших моментах изучаемой темы, необходимых
для изучения последующих тем или курсов биологии.
3
В образовательном процессе компьютер может быть как объектом изучения,
так и средством обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения
содержания
обучения,
т.е.
возможны
два
направления
использования
компьютерных технологий в процессе обучения. При первом – усвоение знаний,
умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютерных технологий, к
формированию умений их использования при решении разнообразных задач. При
втором – компьютерные технологии являются мощным средством повышения
эффективности
организации
учебно-воспитательного
процесса.
Ученики,
используя компьютер при изучении текстового материала, находят ответы на
поставленные мной вопросы; конспектируют в тетрадь основные понятия;
заполняют заранее подготовленные таблицы; создают единую логическую
структуру, схемы изучаемого материала и т. п.
После работы с компьютером
подводят итоги, отвечают на вопросы,
возникшие в результате деятельности. Ученики используют компьютер при
изучении
биологических
процессов,
фундаментальных
экспериментов:
зарисовывают схему, делают рисунок опыта; вносят изменения в параметры
опыта;
записывают
результаты;
преобразовывают
условия
протекания
биологического процесса (уменьшить температуру, содержание кислорода,
влажность и т. д.) и вносят данные в таблицу; составляют, зарисовывают график
протекания процесса и т. п.
Рассмотренные приемы выхода на проблемные ситуации хорошо работают
в “сильных” классах при изучении нового материала. Но с ещё большим успехом
применяются и в “слабых” классах при закреплении пройденного, изученного
материала. Включение проблемных ситуаций чрезвычайно активизирует у всех
без исключения ребят и память, и речь, и мышление. ИПК широко используется и
во внеурочное время. Учащиеся средних и старших классов используют
возможности ИПК при выполнении реферативных заданий, докладов, сообщений,
презентаций по различным темам. При проведении внеклассной работы по
предмету тоже не обойтись без использования информационных технологий:
4
обрабатывается собранная в ходе эксперимента информация, подготавливаются
электронные таблицы, диаграммы и документы в текстовом редакторе.
5