Напоминание

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ


Автор: Смирнова Алина Александровна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №103"
Населённый пункт: Республика Татарстан, г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Раздел: среднее образование





Назад




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Смирнова Алина Александровна

учитель биологии первой квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная русско-татарская школа №103»

г.Казань

Дитя требует деятельности беспрестанно,

а утомляется не деятельностью, а ее однообразием.

К.Д. Ушинский

В последнее время отмечают падение интереса учащихся к изучению

естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают

знания о Земле как о природном теле, они формируют правильное восприятие

окружающего мира. Они играют значительную роль и в формировании личности

в целом. Падение интереса к изучению естественнонаучных дисциплин вызвано в

первую

очередь

применением

довольно

старых

наглядных

материалов,

однообразным использованием учебников, таблиц, схем. Одним из способов

повышения интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла, углубления

знаний учеников по этим предметам является использование современных

информационных технологий, в частности компьютерных, на различных стадиях

учебного процесса.

В трактовке И.В. Роберта под информационными технологиями понимаются

“программно-аппаратные средства и устройства, функционирующие на базе

микропроцессорной техники, современных средств и систем телекоммуникаций

информационного

обмена,

аудио-,

видеотехники

и

т.п.,

обеспечивающие

операции

по

сбору,

продуцированию,

накоплению,

хранению,

обработке,

передаче информации”.

1

Информационные технологии предоставляют возможность:

- сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного

восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым

концептуальным инструментарием;

- вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся

способностями и стилем учения;

- значительно усилить как глобальный аспект обучения, так и в большей мере

отвечающий местным потребностям.

Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что

они

позволяют

создать

неизмеримо

более

яркую

мультисенсорную

интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными

возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика.

Преимущества информационных технологий по сравнению с традиционными

многообразны.

Кроме

возможности

более

иллюстративного,

наглядного

представления материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним

можно отнести и многообразие организационных форм в работе учащихся,

методических приемов в работе учителя. В отличие от обычных технических

средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить

обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные,

творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые

знания, работать с различными источниками информации.

Выделяют

следующие

типы

уроков

по

способу

использования

информационных технологий (по Козленко А.Г.).

1. Уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме –

один компьютер на учительском столе + проектор;

2. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме – урок в

компьютерном классе без выхода в Интернет;

3. Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном

режиме – урок в компьютерном классе с выходом в Интернет.

2

При

внедрении

информационных

технологий

в

учебный

процесс

предпочтительней

уроки,

на

которых

компьютер

используется

в

демонстрационном

варианте.

Поскольку

использование

компьютера

в

индивидуальном режиме невозможно из-за отсутствия навыков работы на

компьютере и недостаточность материального обеспечения.

Уроки биологии отличаются сложностью используемого оборудования. И

поэтому использование компьютерных обучающих программ на уроках биологии

актуальны, прежде всего, из-за возможности наблюдения таких биологических

процессов и явлений, которые либо невозможно провести в классе, либо

невозможно наблюдать и трудно представить, понять.

Дети с образным мышлением потому тяжело усваивают биологию, что они без

“картинки” вообще неспособны понять процесс, изучить явление. Развитие их

абстрактного, логического мышления происходит посредством образов. А

ученики

с

теоретическим

типом

мышления

нередко

отличаются

формализованными

знаниями.

Для

них

компьютерные

программы

с

видеосюжетами,

возможностью

“управления”

процессами,

подвижными

графиками, схемами - дополнительное средство развития образного мышления.

Оба вида мышления одинаково важны для изучения биологии.

Из разнообразных типов компьютерных средств использовались мною в

основном электронные учебные пособия, выполненные в программе создания

презентаций PowerPoint. При составлении презентаций я большее внимание

уделяю иллюстративному материалу. Надо отметить, что используемый в

обучении учебник по биологии недостаточно снабжен иллюстрациями или они

слишком мелкие и не понятные. Текстовая часть презентации представляет собой

только основные мысли по теме или термины для обязательного запоминания.

Затем информационные технологии стала вводить на обобщающих уроках, когда

важно

не

только

систематизировать

знания

и

умения

учащихся,

но

и

акцентировать внимание на важнейших моментах изучаемой темы, необходимых

для изучения последующих тем или курсов биологии.

3

В образовательном процессе компьютер может быть как объектом изучения,

так и средством обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения

содержания

обучения,

т.е.

возможны

два

направления

использования

компьютерных технологий в процессе обучения. При первом – усвоение знаний,

умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютерных технологий, к

формированию умений их использования при решении разнообразных задач. При

втором – компьютерные технологии являются мощным средством повышения

эффективности

организации

учебно-воспитательного

процесса.

Ученики,

используя компьютер при изучении текстового материала, находят ответы на

поставленные мной вопросы; конспектируют в тетрадь основные понятия;

заполняют заранее подготовленные таблицы; создают единую логическую

структуру, схемы изучаемого материала и т. п.

После работы с компьютером

подводят итоги, отвечают на вопросы,

возникшие в результате деятельности. Ученики используют компьютер при

изучении

биологических

процессов,

фундаментальных

экспериментов:

зарисовывают схему, делают рисунок опыта; вносят изменения в параметры

опыта;

записывают

результаты;

преобразовывают

условия

протекания

биологического процесса (уменьшить температуру, содержание кислорода,

влажность и т. д.) и вносят данные в таблицу; составляют, зарисовывают график

протекания процесса и т. п.

Рассмотренные приемы выхода на проблемные ситуации хорошо работают

в “сильных” классах при изучении нового материала. Но с ещё большим успехом

применяются и в “слабых” классах при закреплении пройденного, изученного

материала. Включение проблемных ситуаций чрезвычайно активизирует у всех

без исключения ребят и память, и речь, и мышление. ИПК широко используется и

во внеурочное время. Учащиеся средних и старших классов используют

возможности ИПК при выполнении реферативных заданий, докладов, сообщений,

презентаций по различным темам. При проведении внеклассной работы по

предмету тоже не обойтись без использования информационных технологий:

4

обрабатывается собранная в ходе эксперимента информация, подготавливаются

электронные таблицы, диаграммы и документы в текстовом редакторе.

5



В раздел образования