Напоминание

Применение интерактивных методов обучения на занятиях по дисциплине «Бухгалтерский учет


Автор: Бухарева Маргарита Ивановна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Составление и использование бухгалтерской отчетности
Тема: Применение интерактивных методов обучения на занятиях по дисциплине «Бухгалтерский учет
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Интерактивные методы обучения на занятиях по дисциплине

«Бухгалтерский учет»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение города Москвы "Колледж сервиса и туристической

индустрии"

Важнейшим направлением совершенствования подготовки специалистов

экономического

профиля,

обладающими

профессиональными

и

общими

компетенциями, является активное использование интерактивных методов

обучения на занятиях по дисциплине «Бухгалтерский учет», которая входит в

профессиональный цикл в качестве общепрофессиональной дисциплины.

Интерактивность («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) означает

способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с

чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком).

Основное значение интерактивного обучения состоит в обеспечении

достижения ряда важнейших образовательных целей:

- стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов;

- повышение уровня активности и самостоятельности обучающихся;

- развитие навыков анализа, критичности мышления, взаимодействия,

коммуникации;

- саморазвитие и развитие,

благодаря активизации мыслительной

деятельности и взаимодействию с преподавателем и другими участниками

образовательного процесса.

Таким образом, целью интерактивного обучения является создание

комфортных

условий

обучения,

при

которых

студент

чувствует

свою

успешность,

свою

интеллектуальную

состоятельность,

что

делает

продуктивным сам процесс обучения, получения знаний и навыков.

1

Успех процесса обучения во многом зависит от взаимоотношений

педагога с обучающимися, обучающихся друг с другом, каждого обучающегося

с педагогом, обучающегося с коллективом.

Интерактивное

обучение

предъявляет

особые

требования

к

преподавателю:

- развитость коммуникативных умений, позволяющих найти подход к

каждому обучающемуся, замечать и поддерживать любую инициативу;

- умение организовать учебное пространство, располагающее к диалогу,

полемике, анализу, обсуждению, рефлексии;

- умение работать в сотрудничестве;

- умение резюмировать и приводить в обоснованную систему идеи,

выводы студентов.

Объём часов и разнообразие тем, предусмотренных рабочей программой

по

бухгалтерскому учету,

позволяют

в значительной

мере реализовать

интерактивные методы обучения

не только на практических, но и на

теоретических занятиях.

Выбирая наиболее эффективную и подходящую

формы обучения для изучения конкретной темы, преподаватель может сочетать

несколько методов обучения для решения поставленных задач и применять их

на различных этапах занятия.

Основные этапы проведения интерактивного занятия систематизированы

в таблице 1.

Таблица 1 – Алгоритм проведения интерактивного занятия

Этап проведения

интерактивного занятия

Характеристика видов деятельности педагога

1. Подготовка занятия

Подбор темы, ситуации, формы интерактивного занятия, которая

может быть эффективной для работы в данной группе

2. Вступление

Сообщение темы и цели занятия, инструктаж, сообщение

обучающимся условий и правил работы на занятие

3. Основная часть

Выяснение

позиций

обучающихся,

сегментация

аудитории,

организация коммуникации, интерактивное позиционирование

4. Выводы (рефлексия)

Организация деятельности обучающихся по оценке ими своего

2

состояния, своих эмоции, результатов своей работы на занятии

Принципы работы на интерактивном занятии:

- занятие – не лекция, а общая работа;

- все участники равны независимо от возраста, социального статуса,

опыта;

- каждый участник имеет право на собственное мнение;

- нет места прямой критике личности (подвергнуться критике может

только идея);

- все сказанное на занятии – не руководство к действию, а информация к

размышлению.

Использование интерактивных методов, представленных в таблице 2 по

нашему мнению, способствует лучшему усвоению лекционного материала и

приобретению практических навыков.

Таблица 2 - Использование интерактивных методов при изучении дисциплины

«Бухгалтерский учет»

Наименование разделов и тем

Интерактивный метод

Раздел 1. Основы бухгалтерского учета

1.1.

Содержание,

функции,

предмет

и

метод

бухгалтерского учета

Метод

«Кластер»,

Блиц-игра

«Разгадывание кроссворда»

1.2. Бухгалтерский баланс, счета и двойная запись

Метод

«Кластер»,

Метод

«Логическая цепочка»

1.3

Документация

хозяйственных

операций,

инвентаризация ценностей, оценка и калькуляция

Работа в малых группах

Раздел 2. Организация и порядок бухгалтерского учета имущества организаций

2.1. Учет денежных средств, финансовых вложений,

расчетных и кредитных операций

Лекция

с

заранее

объявленными

ошибками, Деловая игра

2.2. Учет материально-производственных запасов

Метод «Кластер», Дебаты

2.3. Учет затрат на производство

Метод проектов

2.4. Учет готовой продукции и ее реализации

Дебаты

2.5. Учет труда и его оплаты

Лекция

с

заранее

объявленными

ошибками, Метод дискуссии, Блиц-

игра «Цепочка слов»

2.6. Учет основных средств и НМА

Метод «Кластер», Метод дискуссии

2.7. Учет фондов и резервов

Метод проектов, Метод «Case-study»

2.8. Учет финансовых результатов

Метод проектов, Метод «Case-study»

3

2.9. Бухгалтерская отчетность организаций

Интерактивная

лекция,

Демонстрация

слайдов,

Мозговой

штурм,

С целью активизации внимания студентов и вовлечения их в процесс усвоения

знаний на занятиях по бухгалтерскому учету по изучению ряда тем проводятся

лекции с заранее запланированными ошибками.

Например, по завершении изучения кассовых операций студентам объявляется

тема

следующего

занятия

«Учет

расчетов

с

подотчетными

лицами»,

сообщается, что в лекции по данной теме будет сделано определенное

количество ошибок различного типа

и даются ссылки на источники для

предварительного ознакомления с заявленной темой. Такими источниками

могут быть нормативные документы.

Перед началом лекции группа делится на подгруппы по 3–5 человек,

сидящих рядом друг с другом. Изложение материала делится на несколько

вопросов, например:

1. Порядок выдачи денег подотчетным лицам.

2. Оплата командировочных, представительских и хозяйственно-операционных

расходов;

3. Проверка и обработка авансовых отчетов, запись в учетные регистры.

После ознакомления с теоретическим материалом по каждому вопросу дается

2–3 минуты на обсуждение материала в подгруппе и вынесение заключения:

имеются ли ошибки и сколько их сделано в данном вопросе. По каждой

подгруппе на доске фиксируется количество выявленных ошибок.

Представителям каждой подгруппы предлагается озвучить все выявленные ими

ошибки и записать их на доске. Можно предложить другим подгруппам

опровергнуть заявленные факты или обосновать последствия этих ошибок,

давая возможность показать студентам уровень владения темой.

Преподаватель должен иметь перечень допущенных ошибок на бумаге,

который он по просьбе студентов обязан предъявить в конце лекции. Это

4

обеспечит доверие аудитории к преподавателю. Лекцию-провокацию лучше

всего проводить в аудитории с одинаковым уровнем подготовки студентов по

изучаемой теме. Среднее количество ошибок на 1,5 часа лекции от 7 до 9. В

заключении необходимо указать правильные ответы и поощрить подгруппы, в

которых отмечен наибольший процент правильных ответов.

Одна из задач, стоящих перед преподавателем бухгалтерского учета на

теоретических занятиях -

научить студентов работать с информацией,

представленной в устной и письменной форме,

выделять главное, помочь

обучающимся

в

развитии

навыка

преобразования

сложной,

объёмной

информации в более компактную и визуально удобную. Решить данную задачу

можно, используя метод «Кластер», который в учебной деятельности называют

так же графическим способом организации материала.

Кла

́

стер

(англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение

нескольких

однородных элементов, которое может рассматриваться как

самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами.

Использование кластеров применяется при изучении таких тем как «Учет

основных средств и нематериальных активов», «Содержание, функции, предмет

и метод бухгалтерского учета». Образцы заданий по составлению кластеров

представлены в Приложении 1 и Приложении 2.

Наиболее эффективными формами работы с кластерами, по нашему

мнению, являются: работа в составе малой группы с последующим конкурсом

на лучший кластер, составленный по заданному преподавателем главному

термину;

работа в составе учебной группы при участии преподавателя,

выступающего в качестве ведущего, помогающего группе составить кластер.

Развитию

активности

обучающихся

на

лекционных

занятиях

способствует применение метода проекта в основе которого лежит развитие

познавательных, творческих навыков студентов, умений самостоятельно

конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном

пространстве, развитие критического мышления.

5

Например, изучая тему «Учет финансовых результатов» студенты

должны

ознакомиться

с

понятиями

«доходы»,

«расходы»,

«прибыль»,

«убыток», классификацией доходов и расходов, изучить нормативные акты,

регулирующие учет доходов и расходов, прибыли и убытка.

Для организации интерактивности на занятии обучающихся делят на

малые

группы

по

3-4

человека.

Студентам

предлагается

работа

над

информационным проектом.

Цель

обучающихся

собрать

(найти)

информацию

с

использование

информационно-справочной

системы

«Консультант плюс» об интересующих вопросах, проанализировать ее и

систематизировать.

Основными источниками получения информации по

рассматриваемой теме являются нормативные акты. Основной функцией

преподавателя на данном занятии является консультационно-координирующая

функция. Для того, чтобы проследить как идет работа над проектом, педагогом

организуется не только итоговый, но и текущий и промежуточный контроль.

Результатом работы каждой группы является макет по изучаемой теме.

Повысить интерактивность студентов преподаватель может с помощью

метода «Логическая цепочка»,

главное назначение которого в развитии

логического

мышления

обучающихся

через

организацию

лексической

коммуникации, рефлексивной деятельности, смыслотворчества. Применение

данного метода эффективно при актуализации опорных знаний или проверке

усвоения нового материала.

Рассмотрим

применение

данного

метода

на

примере

темы

«Бухгалтерский баланс, его содержание и строение» в рамках которой

изучается классификация имущества.

Требования к реализации метода:

1. Оптимальное количество участников — до 30 чел.

2. Необходимое оборудование: карточки-звенья (компоненты) логической

цепочки.

3. Продолжительность — 10—15 мин.

6

Для реализреализации метода:

1. Педагог знакомит обучающихся с условиями реализации метода:

каждому из студентов предлагается на выбор одна из карточек со словом или

словосочетанием, касающимся учебного материала по теме «Бухгалтерский

баланс, его содержание и строение». Обладатель карточки является одним из

звеньев логических цепочек, которые необходимо выстроить, организовав

взаимодействие

с

другими

участниками.

Карточки-звенья

необходимо

выстроить в определенной логике, обосновав ее. На карточке, с которой

начинается

логическая

цепочка,

указано

обобщающее

словосочетание

«Бухгалтерский баланс», дающее название всей логической цепочке.

В качестве слов и словосочетаний на карточках можно указать

следующее: внеоборотные активы; оборотные активы; капитал и резервы;

обязательства;

кредиторская

задолженность;

дебиторская

задолженность;

уставный капитал; добавочный капитал; основные средства; нематериальные

активы;

расчеты

по

налогам

и

сборам;

кредиты

и

займы;

целевое

финансирование; нераспределенная прибыль; материально-производственные

запасы;

материалы;

готовая

продукция;

незавершенное

производство;

денежные средства; касса; расчеты с покупателями и заказчиками и т.д.

Участникам

раздается

по

одной

карточке

(карточки

перевернуты

надписями вниз, перемешаны и располагаются на папке, которую педагог

проносит по аудитории). Преподаватель предлагает участникам организовать

коммуникацию между собой (выстроить логические цепочки), в результате

которой необходимо построить 2 логические цепочки: одну — «Актив»,

другую — «Пассив». Педагог корректирует и стимулирует это взаимодействие,

стремясь к меньшим затратам времени и конструктивности взаимодействия.

После того как логические цепочки построены, участники (начинают те, кто

первыми выстроили логическую цепочку) поочередно объявляют их названия и

называют в логической последовательности все звенья цепочки, а затем

объясняют логику расположения звеньев. Педагог либо соглашается с

7

предложенными вариантами, либо перестраивает логические цепочки по

своему сценарию, объясняя логику их построения. На завершающем этапе

осуществляется рефлексия состоявшегося взаимодействия.

По ряду тем возможно применение дискуссионных методов проведения

занятия (дебаты). Дискуссионные методы – вид групповых методов обучения,

основанных на организованной коммуникации в процессе решения учебных

задач.

Для эффективной реализации данного метода необходимо научить

студентов высказываться по формуле «ПОПС»:

«П» – позиция (Я считаю, что…)

«О» – обоснование (потому что… )

«П» – пример (факты, иллюстрирующие довод) … например…

«С» – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к понятию позиции) …

поэтому…

При изучении дисциплины «Бухгалтерский учет» можно предложить

следующие вопросы для проведения дискуссий:

1.

по теме «Учет труда и его оплаты»:

- «За» или «против» сдельной формы оплаты труда;

- «За» или «против» повременной формы оплаты труда;

2. по теме «Учет основных средств и нематериальных активов»:

- метод уменьшаемого остатка: «за» и «против»;

- линейный метод: «за» и «против»;

- какой метод начисления амортизации наиболее выгодный?

3. по теме «Учет материально-производственных запасов»:

- какой метод оценки материально-производственных запасов при их

выбытии самый оптимальный?

Для того, чтобы сделать учебный процесс не только познавательным, но и

интересным для обучающихся в процессе преподавания бухгалтерского учета

проводятся блиц-игры - кратковременные игровые взаимодействия в процессе

8

обучения, направленные на проверку или закрепление знаний.

Блиц-игры

можно использовать на разных этапах учебного занятия: в начале занятия, в

ходе изложения нового материала, при закреплении знаний.

При изучении темы «Учет труда и его оплаты» используется блиц-игра

«Цепочка

слов».

Для

закрепления

знаний

обучающимся

предлагается

объединить общим термином перечисляемые педагогом слова. Например:

1)

сдельная – повременная – аккордная (заработная плата);

2)

доход – налог – удержание (НДФЛ)

3) доплата – стимул - показатель (премия);

4) документ - учет – работа – время (табель учета рабочего времени)

5) зарплата – выдача – документ (платежная ведомость);

6) льгота – налог - зарплата (налоговый вычет)

7) труд – плата – часть (аванс)

8) продолжительность - период – страховка – взнос (страховой стаж)

9) болезнь – плата – расчет (пособие по временной нетрудоспособности)

10) акт – норма – налог – доход (налоговый кодекс).

Таким образом, обучение с использованием интерактивных методов

является залогом продуктивности и плодотворности в процессе усваивания

дисциплины «Бухгалтерский учет».

С помощью таких методов можно

повысить не только эффективность учебного процесса, но и также обеспечить

положительный климат внутри группы, развивать личностные качества

обучающихся.

Учебные занятия, разработанные с использованием интерактивных

методов, положительно влияют на эмоциональную и коллективную атмосферу

в группе, способствуют более эффективному усвоению учебного материала .

9

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Задание: Дайте названия описанных в кластере способов исправления ошибок

Способы исправления ошибочных записей

Применяется

в

тех

случаях, когда ошибка не

затронула

корреспонденции счетов и

не отразилась на итогах

учетных

записей.

Ошибочный

текст

аккуратно

зачеркивается

одной

чертой,

рядом

ставиться верная запись

за

подписью

лиц,

исправивших ошибку.

Применяется,

когда

в

бухгалтерской проводке и в

учетных

регистрах

указана

правильная

корреспонденция

счетов,

но

преуменьшена

сумма

операции.

Для

исправления такой ошибки на

разность между правильной и

преуменьшенной

суммами

операции

составляют

дополнительную

бухгалтерскую проводку.

Применяется, если не верно

указана

корреспонденция

счетов

или

преувеличена

сумма. Сущность способа

состоит в том, что вначале

ошибочная

проводка

повторяется

в

той

же

корреспонденции счетов, но

запись

производится

красными чернилами и при

расчетах вычитается.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Задание: На основании изученного материала, усовершенствуйте предложенный кластер

Способы

начисления

амортизации

Учет

основных

средств

Пропорциональн

о объему

продукции

Способ

уменьшаемого

остатка

Классификация

Источники

поступления



В раздел образования