Автор: Сащенко Наталия Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Сетоловская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Почепского района Брянской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тема:"И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово!"
Раздел: среднее образование
Внеклассное мероприятие,
посвящённое родному русскому языку
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
А.А.Ахматова
Разработала : учитель русского языка
и литературы МБОУ «Сетоловская
средняя общеобразовательная школа»
Почепского района ,Брянской области
Сащенко Наталия Александровна
2020 г.
Внеклассное мероприятие, посвященное родному русскому
языку
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово. А.А.Ахматова
Цели:
1.
Рассказать о роли языка в жизни человека и в жизни общества.
2.
Прививать любовь и бережное отношение к родному языку
3.
Воспитывать культуру речи.
1 Стихотворение Алексея Емельянова «Родной язык» (аудиозапись)
(СЛАЙД 1)
1. Ведущий. (СЛАЙД 2)Здравствуйте дорогие гости , учителя и ученики
нашей школы
В этом учебном году у нас появился новый предмет– « русский родной
язык», который знакомит нас с интересными страницами о русском языке .
2.Ведущий.СЛАЙДВсе мы знаем , что ежегодно ,21 февраля
отмечается ,Международный день родного языка, он был учрежден в 1999
году решением 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО и
празднуется с 2000 года.
1 . Ведущий. И сегодня, накануне этого праздника, мы будем говорить об
истории возникновения языка, о его чистоте, о том, как важно и необходимо
совершенствовать свою речь, говорить и писать на нашем родном русском
языке грамотно.
2. Ведущий. (СЛАЙД)
Великий, могучий, правдивый, свободный,
Народной живительной силы родник!
1. Ведущий. (СЛАЙД)
Тебе посвящаем наш праздник сегодня
Наш гордый, наш русский, родной наш язык
2.Ведущий (СЛАЙД).Каждый народ - это своя неповторимая культура,
история, традиции, образ жизни. И, конечно же, язык. Сберечь его – очень
важная задача
1.Ведущий. СЛАЙДБез языка не существовал бы мир. Как рыба не может
жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы
думаем, общаемся, творим. В разных странах мира люди сегодня говорят на
6000 языках.
А всегда ли это было так?
2.Ведущий. (СЛАЙД )Согласно Библейскому преданию, после всемирного
потопа все люди разговаривали на одном языке. Люди захотели построить в
Вавилоне башню до самых небес , навсегда оставив о себе памятник.
1Ведущий. (СЛАЙД )В наказание за такое суетное и гордое предприятие
Бог смешал языки так, что люди перестали понимать друг друга и поневоле
должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название
«Вавилон», что значит «смешение». Вот это событие и называется
«вавилонским столпотворением». Так, согласно этому преданию, произошли
разные народы, говорящие на разных языках.
2Ведущий.(СЛАЙД )А интересно, как относились к языку в давние
времена? Перенесёмся на минуту в Древнюю Грецию и послушаем
разговоры двух людей: философа Ксанфа и его слуги – первого баснописца,
мудрого, красноречивого Эзопа.
Звучит музыка Древней Греции
(Сценка «Эзоп, Ксанф и язык)
«- Я велел тебе, Эзоп, купить на базаре самую дорогую в мире вещь. Где она?
- Вот, мой господин. Это – язык!
- Почему язык? Неужели ты считаешь, что это самая дорогая в мире вещь?
- Да, мой господин, разве может быть в мире что-нибудь дороже языка?
Язык – это первые слова ребёнка: «мама», «солнце», «цветок». Язык даёт
нам возможность понимать друг друга. Язык – это целый мир.
- Ну хорошо! Я велел тебе купить и самую дешёвую вещь в мире.
- Вот она, мой господин!
- Снова язык?!?
- Да. Язык – самая дешёвая вещь в мире. Язык может служить вражде и
ненависти, любви и доброте .быть орудием клеветы».
1.Ведущий.(СЛАЙД )Трудно не согласиться с Эзопом. Подаренная нам
природой возможность говорить обязывает ко многому. Статья 25
Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый имеет право на
пользование родным языком, на свободный выбор языка,общения,
воспитания, обучения и творчества»,
2.Ведущий.Общение! Высший дар, которым наделено человечество. И
самую важную роль здесь играет речь, устная и письменная. Но ведь её не
было бы, не научись люди оформлять звуки в виде букв. Потом возникла
необходимость в систематизации этих букв, и появились алфавит (по-
гречески) и азбука (по-русски). Наша страна приобрела алфавит более 2000
лет тому назад
1Ведущий. (СЛАЙД ) Наверное, у многих людей никогда не возникало
мысли о том, что такое язык, кто его придумал, почему возникла
необходимость его создания, как он появился на свет, какие события
сопровождали создание и развитие языка. Но ведь зная истоки, а так же
историю его развития, глубже понимаешь сам язык, его графическое
воплощение, его звучание и музык. И его возникновению мы обязаны
просветителям славянского народа – братьям Кириллу и Мефодию.
2.Ведущий :К сожалению, в русском языке огромное количество
заимствованных слов. Вот вы, наверное, думаете, что слово «огурец»
русское? Ошибаетесь, оно пришло в наш язык из греческого, так же как и
«грамота», «кровать», «парус», «свекла», «фонарь».
1.Ведущий : Слово «ябеда», которое у нас знает каждый малыш, пришло из
скандинавского языка, слово «деньги» - из тюркских языков.
2.Ведущий :В начале XIX века в язык иностранные слова.активно вошли
А в начале XXI века приходится бороться за его чистоту. Что же случилось
с нашим языком за два века? Во-первых, у многих слов появилось другое
значение. Раньше под словом «тачка» подразумевалась безобидная тележка
для перевозки груза. Теперь «тачкой» называют машину.
2 Ведущий.Прежде в ящик складывали полезные вещи, а сейчас в него
смотрят.
Из тарелок ели, на худой конец, в них что предполагали, прилетали
инопланетяне. Но трудно представить, что теперь тарелка – это
телевизионная антенна.
Что делать? Прогресс. Бабки прежде были старые, ворчливые, стали – новые,
зелёные, хрустящие, деньги.
1.Ведущий.Многие наши современники настолько обленились, что для
выражения своих чувств употребляют только два слова : «У, блин» или «У,
клёво». Ещё совсем недавно люди по своей наивности думали, что блины –
это сорт выпечки, употребляемый в пищу.
2Ведущий.Теперь любой младенец с помощью этого выражения выскажет
вам все накопившиеся отрицательные эмоции.
2.ВедущийЛюбой здравомыслящий человек употребит слово «клёво», когда
у людей хороший клёв на рыбалке, ему радостно.
1.Ведущий Самое главное в нашей жизни – это быть «крутым». Были раньше
крутыми берега, склоны, спуски, но «крутые люди» до 90-х годов XX века не
попадались.
2.Ведущий. Особенно «крутизна» занимает умы нашей молодёжи. Их
деятельной жизни может позавидовать любой наш предок. Они постоянно
«тащатся», «прикалываются», «наезжают», «обламываются», «вырубаются
1.Ведущий :Не счесть на земле языков и наречий,
Они существуют, наверное, вечно.
Но нам всех дороже наш русский язык,
Ведь каждый из нас к нему с детства привык.
2Ведущий :Но вот незадача, мы русские, вроде,
Однако чего не услышишь в народе:
Слова искажают, коверкают речь.
Мы вас попытаемся предостеречь.
Сценки о жаргонизмах
Сценка №1.
1-ый -Привет!
2-ой – Привет!
1-ый – Всё? Отстрелялся?
2- ой - Сдал. А Васька блин, пролетел мимо, ему не удалось содрать. Лепил,
блин, такую чепуху.
1-ый — А я тоже не могу врубиться в эту математику. Было бы клёво
получить «3». Она, блин, говорит, иди, блин, отвечать, а у меня ,прикинь,
глаза на лоб.
2–ой - Ну, ладно,
1-ый- Что ладно, тебе что, параллельно что ли?
2. -ой - Да харэ наезжать, погнали лучше в столовку..
Ведущий 2:
Вы поняли, о чём шла речь? На каком языке говорили мальчики?
К сожалению, обращаясь друг с другом, мы часто забываем о богатстве и
красоте русского языка, правильная речь стала редкостью.
Сценка №2.
Доктор: Проходите, молодой человек, в кабинет. Почему же вы не
здороваетесь?
Вася: Чао!
Доктор: На что жалуетесь?
Вася: Колбасит меня что-то, горло дерёт, башка болит.
Доктор: Температуру измеряли?
Вася: Да я градусник вчера кокнул!
Докто: А как лечились вчера?
Вася: В лёжке был, думал копыта откину, всё достало.
Доктор: Да … Тяжёлый случай. Но только лекарствами здесь не поможешь.
У вас ко всему прочему ещё и язык болит.. Его тоже срочно нужно лечить.
Идём –те в процедурный кабинет.
1Ведущий : Меня так колбасит, тебе параллельно…
Откинешь копыта… Да…случай смертельный!
2ВедущийПоди разберись, где тут правда, где ложь,
Без переводчика и не поймешь.
1Ведущий Ребята, ведь это всего лишь бравада!
Жаргонным наречьем говорить не надо!
На русском писали Тургенев и Горький,
2Ведущий : Есенин, Толстой, Пастернак и не только.
Ты будь с языком осторожней, мой друг!
И вслушайся в речи друзей и подруг!
(Песня о русском языке из репертуара группы «Кляксы»)
1Ведущий :( СЛАЙД) ,Что нужно, чтобы наша речь была грамотной?
Изучать родной язык .Но не так, как это делал герой комедии
ДенисаИвановича.Фонвизина «Недоросль»
(Сценка из Комедии )
Правдин . Так . Любопытно, .Чему вы изволили научиться ?
Митрофан. Всему.
Правдин. Например?
Митрофан (подаёт книгу). Вот, грамматике
Правдин. (взяв книгу) Вижу. Это грамматика. Чтож вы вней знаете?
Митрофан. Много. Существительна да прилагательна..
Правдин. Ну, вот дверь, например, какое имя :существительное или
прилагательное ?
Митрофан. Дверь? Котора дверь?
Правдин.Котора дверь? Вот эта.
МитрофанА. Эта прилагательна
Правдин.Почему же?
Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана дверь
уже шеста неделя стоит ещё не навешена : так та покамест существительна.
Правдин Так, поэтому слово дурак у васприлагательное , потому что оно
прилагается к глупому человеку?
Митрофан.Ведомо
Правдин.Да, в грамматике вы сильны, молодой человек.
2.Ведущий.
Язык наш прекрасный –
Богатый и звучный,
То мощный и страстный,
То нежно-певучий.
1Ведущий
В нём есть и усмешка,
И мягкость, и ласка.
Написаны им
И рассказы, и сказки –
2.Ведущий: Все предметы, изучаемые нами в школе дают нам
возможностьсовершенствовать нашу речь, пополнять словарный запас .На
родном языке можно сочинять и сказки , как это делают пятиклассники.
Отнеситесь к их первому творческому опыту с пониманием, поддержите их.
СДАЙД 14-18) (5 класс Презентация Сборника сказок)
2.Ведущий.Проблемой общества и нашей школыв том числе является
употребление некоторыми людьми и учащимися школы нецензурных слов.
Сквернословие, к сожалению, становится болезнью.
1.ВедущийА знаете ли вы, что в 17 веке, по Соборному уложению царя
Алексея Михайловича,
за матерные слова,
публично произнесенные,
полагалась смертная казнь?
2.Ведущий: А знаменитая мать
Мария из монастыря Фрола и Лавра
говорила, обращаясь к молодому человеку: «Не сквернословь… Потому что,
когда человек говорит плохие слова, от него отлетает ангел». Вот,
оказывается, каким образом избавляли наших предков от желания сказать
словцо! Защиты не будет. Крыла не будет над тобой!
Ведущий 1
.
Как избавиться от сквернословия? Как сберечь чистоту речи? Не говорить
плохих слов самому. А.И. Солженицын говорил: «Пусть это приходит в мир
и даже царит в мире, но не через меня». Не нужно бояться быть белой
вороной. «Все – пусть говорят, а я не буду». Конечно, для этого требуется
мужество.
Над тобой будут смеяться, шутить, если ты в чем-то
превосходишь своих друзей. Попробуйте устоять, не испугаться насмешек,
презрения и даже одиночества.
2. . Ведущий : (СДАЙД)
А как бичуют сквернословие известные поэты.
Ученик чиае стихотворение Эдуарда Асадова « О скверном и святом»
Что в сердце нашем самое святое?
Навряд ли надо думать и гадать.
Есть в мире самое простое
И самое возвышенное – Мать!
Так почему ж большое слово это,
Пусть не сегодня, а давным-давно,
Но в первый раз ведь было кем-то, где-то
В конщунственную брань обращено?
Тот пращур был и тёмный, и дурной
И вряд ли даже ведал, что творил,
Когда однажды взял и пригвоздил
Родное слово к брани площадной.
И ведь пошло же, не осело пылью,
А поднялось, как тёмная река.
Нашлись другие. Взяли, подхватили
И понесли сквозь годы и века…
Пусть иногда кому-то очень хочется
Хлестнуть врага словами, как бичом,
И резкость на язык не просто просится,
А в гневе и частенько произносится,
Но только мать тут всё-таки при чём?
Пусть жизнь сложна, пускай порой сурова.
И всё же трудно попросту понять,
Что слово «мат» идёт от слова «мать»,
Сквернейшее – от самого святого!
Неужто вправду за свою любовь,
За то, что родила нас и растила,
Мать лучшего уже не заслужила,
Чем этот шлейф из непристойных слов?
Ну как позволить, чтобы год за годом
Там оскорблялось пламя их сердец?!
И сквернословам всяческого рода
Пора сказать сурово, наконец.
Бранитесь или ссорьтесь, как хотите,
Но не теряйте звания людей.
Не трогайте, не смейте, не грязните
Ни имени, ни чести матерей!
Эдуард Асадов.
А.М.Пугаченков
Будем гордиться своим словарём,
Грязь из него навсегда уберём!
Детям нельзя души матом пятнать,
Это родителям надо понять.
Мат проникает в сердца и умы.
С детства за это ответственны мы.
Наша обязанность в детях беречь
Доброе сердце и чистую речь.
Чтоб сквернословие крепко связать,
Каждый отец должен сыну сказать:
«Речь не грязни и язык не калечь!»
Души чисты там, где чистая речь.
Дан нам язык, чтобы мысль выражать,
А не за тем, чтоб его искажать.
Грубостью женщина губит любовь,
К ней же она не воротится вновь.
Мерзость нечистых речей велика.
Стыд молодца и позор старика.
Чтобы язык не растаял в веках,
Будем беречь чистоту языка.
А.М.Пугаченков.
1.Ведущий: Горько и обидно становится от того, что есть такие ребята,
которые жестоко поступают с языком. Они с детства убивают в себе умение
говорить грамотно, красиво, а слова любят нежность.
2Ведущий: В речи отражается, как в зеркале, Человек и его культура,
богатство души. «Не умея владеть топором, и дерева не срубишь, а ведь
язык – тоже инструмент, музыкальный инструмент, и надобно учиться
легко и красиво владеть им». – писал А.М.Горький
1.Ведущий: Далее мы поговорим о его чистоте в наши дни.
Много слов на земле. Есть дневные слова-
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днем
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова — словно раны, слова – словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Повторять их не смею на каждом шагу,-
Как знамена в чехле, их в душе берегу.
Кто их часто твердит – я не верю тому,
Позабудет о них в огне и дыму.
Он не вспомнит о них на горящем мосту,
Их забудет иной на высоком посту.
Тот, кто хочет нажиться на гордых словах,
Оскорбляет героев бесчисленных прах,
Тех, что в темных лесах и в траншеях сырых,
Не твердя этих слов, умирали за них.
Пусть разменной монетой не служат они,-
Золотым талоном их в сердце храни!
И не делай их слугами в мелком быту –
Береги изначальную их чистоту.
Когда радость – как буря, иль горе – как ночь,
Только эти слова тебе могут помощь!
Ученик 1:
Много языков на свете разных-
Выучить их все не смог бы я,
Все они по-своему прекрасны,
В каждом есть изюминка своя.
Говорят в Париже по-французски,
По-немецки говорит Берлин;
Мне же дорог мой, привычный, русский,
Для меня родной лишь он один.
Мелодичный, гибкий и певучий,
С детства он меня очаровал,
И не зря великим и могучим
Наш язык Тургенев называл.
Развиваясь быстро, динамично,
Впитывая разные слова.
Новое воспринимал отлично,
Но и мудрость предков в нём жива.
Да и только нашей, русской речью
Можно Русь привольную воспеть!
Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!
М. Крюков «Много языков на свете разных»
Родной язык!
Он с детства мне знаком,
На нём впервые я сказала «мама»,
На нём клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нём.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нём ветра в предгорьях наших свищут,
На нём впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зелёною весной…
Но, как родной,
Люблю язык я русский,
Он нужен мне, как небо,
Каждый миг,
На нём живые, трепетные чувства
Открылись мне,
И мир открылся в них.
Я поняла на русском слово «счастье»,
Большое счастье жить в большой стране.
С ним не боюсь я горя и ненастья,
С ним не сгорю я ни в каком огне…
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой…
Забыв родной язык –
Я онемею.
Утратив русский –
Стану я глухой.
(Т. Зумакулова, балкарская поэтесса.)
Ведущий 2
.
Как хорошо, что многие ребята знают и любят свой язык. Наверное, мы не
властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем.
1 Ведущий :Речь – это наше зеркало, и пусть оно не будет грязным.
Черствое, грубое слово, брань обижают, оскорбляют. Давайте уважать друг
друга. Любите, берегите наш язык!
В заключении :Аудиозапись песни о русском языке в исполнении Григория
Гладкова и видеоролик, подготовленный Семёновым Г.Д. для сайта