Напоминание

кружок "Вежливые ребята"


Автор: Трухина Любовь Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ№7
Населённый пункт: город Тында Амурской области
Наименование материала: Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению
Тема: кружок "Вежливые ребята"
Раздел: начальное образование





Назад







Пояснительная записка
Курс «Вежливые ребята» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе. Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения.
Цель курса
– формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе; развитие навыков общения и культуры поведения первоклассников, совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.
Задачи:
 обучение навыкам общения и сотрудничества;  формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;  развитие коммуникативных умений в процессе общения;  введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Воспитательные идеи программы:
 Старайся делать добро!  Бойся обидеть человека!  Люби и прощай людей!  Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!  Познай мир и себя!  Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!
Общая характеристика курса.
Известно, что воспитанность – качество личности, определяющее, прежде всего в повседневном поведении человека его отношении к другим людям. В основе такого отношения лежит уважение и доброжелательность к каждому человеку. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к окружающей среде. Информацию о моральных нормах, требованиях идеалах общества ребёнок получает и в детском саду, и в школе. Сведения об окружающем мире, общественных явлениях он черпает в процессе участия в разнообразных видах деятельности, общения со своими сверстниками и взрослыми, из телепередач, самостоятельно прочитанных книг и журналов, из наблюдений за окружающей жизнью и событиями. Проанализировать факты, сопоставить неизвестные с ранее известными, осмыслить поступившие сведения младшему школьнику легче под руководством учителя на
специальных занятиях, которые необходимы потому, что для нравственного развития человека важна не просто стихийная информация, а осознанная, т. е. знания. Чтобы дети начальной школы ни сейчас, ни в дальнейшем, перейдя на среднюю ступень обучения, не оказались потенциальными сторонами конфликта, я решила организовать внеклассную работу со своими учениками. Это и послужило основанием для разработки программы «Вежливые ребята» Данная программа нацелена, в первую очередь, на развитие коллективизма, сплочение классного и родительского коллективов через подготовку и проведение совместных дел; на развитие творчества и инициативы младших школьников. Её реализация предусматривает организацию совместных дел с детьми и родителями моего класса. Актуальность и социальная значимость данной программы состоит в том, что она призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Практическая значимость данной программы состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с младшего возраста. Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.
Объем нагрузки:
Участники рабочей программы: учащиеся 1В класса. Сроки реализации программы: один учебный год. Рассчитана на 33 часа: 1 занятие в неделю.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа


N п\п Содержание программы

Всего

часов

Теория

Практика
1. Вводное занятие 1 1 - 2. Я среди людей 6 3 3 3. Речевой этикет 6 2 4 4. Культура поведения 12 6 6 5. В мире сказок. 6 - 6 6. Заключительное занятие 2 - 2
Итого:

33

12

21

Содержание курса:

1раздел (1ч.)

Вводное занятие
. Знакомство с планом работы на год.
2 раздел (6ч.)

Я среди людей.
Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения. Товарищество и дружба в традициях русского народа. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе.
Взаимовыручка и взаимопомощь.
3раздел ( 6ч.)

Речевой этикет.
Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и прощания, извинения и просьбы, благодарности и отказа.
4 раздел ( 12ч.)

Культура поведения
. Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке. Искусство делать подарки.
5 раздел (6ч.)

В мире сказок.
Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей.
Планируемые результаты программы
Реализация программы «Вежливые ребята» будет способствовать: - формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему социуму; - развитию этических и нравственных норм поведения в социуме; В результате прохождения программы «Азбука нравственности» к концу 1 класса обучающиеся
должны знать:
1. Заповеди поведения. 2. Правила вежливости.
3.Отличия понятий «этика» и «этикет».
Уметь:
1. Верить в свои силы и возможности, уметь признавать такое право за другими; 2. Вести себя достойно и культурно в общественных местах; 3. Поддержать разговор при общении со сверстниками, членами семьи; 4. Заботиться о животных, птицах; 5. Организовывать труд и отдых дома; 6. Соблюдать порядок на рабочем месте; 7. Жить по составленному режиму дня.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:

Личностные универсальные учебные действия.
- ориентация в нравственном поведении как собственных поступков, так и поступков своих товарищей; - знания основных моральных норм и стремление к их выполнению; - развитие этических норм: вины, совести как регуляторов морального поведения; - понимание чувств других людей, воспитание чувства сопереживания им;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы, чувства; - осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечения благополучия;
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - сотрудничать с учителем при знакомстве с новой темой; - адекватно воспринимать обоснованную критику учителя, товарищей, родителей, других людей; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; - корректировать действия после его завершения, исправлять ошибки для создания более совершенного результата;
Познавательные учебные действия.

Обучающийся научится: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поставленной задачи с использованием дополнительной литературы, включая электронные носители; - составлять сообщения в устной и письменной форме; - анализировать объекты изучения с существенными и несущественными признаками.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалоговой речью; - адекватно реагировать на различные точки зрения среди товарищей, в том числе с несовпадающими с его собственными; - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству; - уметь формировать свою позицию и точку зрения; - приходить к общему решению задач в совместной деятельности среди одноклассников.
Результативность реализации программы
Обобщённый результат реализации данной программы внеурочной деятельности фиксируется в портрете ученика, закончившего 1 класс: - любознательный, интересующийся, активно познающий мир; - любящий свой край, свою Родину; -уважающий и принимающий ценности семьи и общества; - готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; - доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение; - выполняющий правила здорового образа жизни для себя и окружающих;.
Воспитательный результат от реализации программы внеурочной деятельности «Вежливые ребята»
- непосредственное духовно – нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в программе курса; - влияние приобретённых духовно – нравственных качеств на процесс развития личности ребёнка.
Формы и виды деятельности

 игровая;  познавательная;  сюжетно - ролевые игры;  просмотр мультфильмов;  создание выставок;  конкурсы и викторины;  праздники;  экскурсии и походы;  классные часы  семейный клуб;
Формы учета оценки планируемых результатов
1. Опрос 2. Наблюдение 3. Диагностика:  нравственной самооценки;  этики поведения;  отношения к жизненным ценностям;  нравственной мотивации. 4. Анкетирование учащихся и родителей 5. Пополнение портфолио детей. 6. Создание видео-фото альбома.
Используемая литература:
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010. 2. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010.
3. Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1998; 4. Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 2005; 5. Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 2009; 6. Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1998; 7. Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1998; 8. Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;


Календарно-тематическое планирование курса
Раздел программы № п/п Тема занятия Содержание, методические приемы Кол-во часов Дата
1

2

3

4

5

6

Вводное

занятие
1 Давайте познакомимся. Знакомство с планом работы на год. Игра-тест «Какой я?» 1
Я среди

людей

(6 ч)
2 Кто я и как выгляжу? Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Личная гигиена. 1
3 Что в нашем имени? Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка», «прозвище». Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. 1 4 Плохо одному Необходимость человека в общении. Речь – важнейшее средство общения. 1 5 Товарищи и друзья Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и дружба в традициях русского народа. 1 6 Как завоевывать друзей Правила общения с товарищами и друзьями. 1 7 Бескорыстие в дружбе Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. 1
Речевой

этикет

(6 ч)
8 Что такое этика и этикет Роль мимики, жестов и позы в общении Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в мимике, жестах, позах человека его характера и отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое настроение». 1
9 О вежливых словах и их применении. Содержание понятий «вежливость» и «этикет». Зачем людям нужны правила вежливости и этикета. Основные правила вежливости в общении. 1 10 Правила знакомства, представления и обращения Знакомство с правилами знакомства, представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. 1 11 Правила приветствия и прощания Знакомство с правилами приветствия и прощания. Моделирование ситуаций. 1 12 Правила извинения и просьбы Знакомство с правилами извинения и просьбы. Разыгрывание ситуаций. 1 13 Правила благодарности и отказа Знакомство с правилами благодарности и отказа. Моделирование ситуаций. 1
Культура

поведения

(12 ч)
14 Отношение к старшим Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Русские традиции отношения к старшим. 1 15 Отношение к учителю Проблемная ситуация: как надо относиться к учителю? Этикет в общении с учителем. 1
16 Отношение к малышам Проблемная ситуация: как надо относиться к малышам? Помощь и забота по отношению к маленьким. 1 17 Как вести себя в школе, на переменах Знакомство с правилами поведения на переменах. Веселые инсценировки. 1 18 Правила поведения в столовой, за столом Знакомство с правилами поведения в столовой, за столом. Ролевая игра «Мы в столовой». 1 19 Правила поведения с гостями, в гостях, приглашение гостей Знакомство с правилами поведения в гостях. Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях». 1 20 Искусство делать подарки Проблемная ситуация: как правильно выбирать и дарить подарки. Разыгрывание ситуаций. 1 21 Как правильно разговаривать по телефону Понятие «тактичность». Знакомство с правилами общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим по телефону» 1 22 Правила поведения в общественном транспорте Знакомство с правилами поведения в общественном транспорте. Ролевая игра «В автобусе». 1
23 Как вести себя в общественных местах Проблемный вопрос: что такое «общественное место»? Знакомство с правилами поведения в общественных местах. 1 24 Правила поведения в театре и кино Знакомство с правилами поведения в театре и кино. Моделирование ситуаций. 1 25 Поведение в библиотеке и музее Знакомство с правилами поведения в библиотеке и музее. Экскурсия в библиотеку. 1
В мире

сказок

(6 ч)
26-27 Добро и зло в сказках Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Главное в сказках – победа добра над злом. Слушание сказок и их обсуждение. 2 28-29 Сказки – волшебство, чудо и правда Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда и она побеждает. 2 30-31 Сказка – ложь, да в ней намек Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа правды над кривдой в сказках. 2
Итоговые

занятия

(2 ч)
32-33 Что мы узнали и чему научились Заочное путешествие по «Школе вежливых наук». Праздник вежливых ребят 2


В раздел образования