Автор: Трухина Любовь Михайловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОБУ СОШ№7 Населённый пункт: город Тында Амурской области Наименование материала: Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению Тема: кружок "Вежливые ребята" Раздел: начальное образование
Пояснительная записка
Курс «Вежливые ребята» реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности в 1 классе.
Программа составлена в соответствии с ФГОС второго поколения.
Цель курса – формирование у детей навыков эффективной адаптации в обществе;
развитие навыков общения и культуры поведения первоклассников, совершенствование их нравственных качеств,
ориентация на общечеловеческие ценности.
Задачи:
обучение навыкам общения и сотрудничества;
формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;
развитие коммуникативных умений в процессе общения;
введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.
Воспитательные идеи программы:
Старайся делать добро!
Бойся обидеть человека!
Люби и прощай людей!
Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!
Познай мир и себя!
Не ленись и не ищи оправдания собственным слабостям!
Общая характеристика курса. Известно, что воспитанность – качество личности, определяющее, прежде всего
в повседневном поведении человека его отношении к другим людям. В основе такого отношения лежит уважение и
доброжелательность к каждому человеку. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его
мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к окружающей среде.
Информацию о моральных нормах, требованиях идеалах общества ребёнок получает и в детском саду, и в школе.
Сведения об окружающем мире, общественных явлениях он черпает в процессе участия в разнообразных видах
деятельности, общения со своими сверстниками и взрослыми, из телепередач, самостоятельно прочитанных книг и
журналов, из наблюдений за окружающей жизнью и событиями. Проанализировать факты, сопоставить неизвестные с
ранее известными, осмыслить поступившие сведения младшему школьнику легче под руководством учителя на
специальных занятиях, которые необходимы потому, что для нравственного развития человека важна не просто
стихийная информация, а осознанная, т. е. знания.
Чтобы дети начальной школы ни сейчас, ни в дальнейшем, перейдя на среднюю ступень обучения, не оказались
потенциальными сторонами конфликта, я решила организовать внеклассную работу со своими учениками. Это и
послужило основанием для разработки программы «Вежливые ребята»
Данная программа нацелена, в первую очередь, на развитие коллективизма, сплочение классного и родительского
коллективов через подготовку и проведение совместных дел; на развитие творчества и инициативы младших
школьников. Её реализация предусматривает организацию совместных дел с детьми и родителями моего класса.
Актуальность и социальная значимость данной программы состоит в том, что она призвана помочь растущему
человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития.
Практическая значимость данной программы состоит в том, что отношение к окружающей действительности
формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с
младшего возраста.
Основными
методами
реализации
программы
являются
изучение
речевого
этикета,
приучение
школьников
к
выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой
деятельности, решения проблемных ситуаций.
Объем нагрузки:
Участники рабочей программы: учащиеся 1В класса.
Сроки реализации программы: один учебный год.
Рассчитана на 33 часа: 1 занятие в неделю.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
N п\п Содержание программы
Всего
часов
Теория
Практика
1.
Вводное занятие
1
1
-
2.
Я среди людей
6
3
3
3.
Речевой этикет
6
2
4
4.
Культура поведения
12
6
6
5.
В мире сказок.
6
-
6
6.
Заключительное занятие
2
-
2
Итого:
33
12
21
Содержание курса:
1раздел (1ч.)
Вводное занятие .
Знакомство с планом работы на год.
2 раздел (6ч.)
Я среди людей.
Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе.
Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к человеку. Анализ проблемных ситуаций. Речь –
важнейшее средство общения.
Товарищество и дружба в традициях русского народа. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе.
Взаимовыручка и взаимопомощь.
3раздел ( 6ч.)
Речевой этикет.
Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого общения. Речь и отношение человека к людям. Зачем людям нужны
правила вежливости и этикета. основные правила вежливости в общении. Знакомство с правилами знакомства,
представления и обращения. Разыгрывание ситуаций. Знакомство с правилами приветствия и прощания, извинения и
просьбы, благодарности и отказа.
4 раздел ( 12ч.)
Культура поведения .
Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи
в семье. Русские традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к
маленьким. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте,
в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке. Искусство делать подарки.
5 раздел (6ч.)
В мире сказок.
Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание
сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках – мечты людей.
Планируемые результаты программы
Реализация программы «Вежливые ребята» будет способствовать:
- формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему социуму;
- развитию этических и нравственных норм поведения в социуме;
В результате прохождения программы «Азбука нравственности» к концу 1 класса обучающиеся должны знать:
1. Заповеди поведения.
2. Правила вежливости.
3.Отличия понятий «этика» и «этикет».
Уметь:
1.
Верить в свои силы и возможности, уметь признавать такое право за другими;
2.
Вести себя достойно и культурно в общественных местах;
3.
Поддержать разговор при общении со сверстниками, членами семьи;
4.
Заботиться о животных, птицах;
5.
Организовывать труд и отдых дома;
6.
Соблюдать порядок на рабочем месте;
7.
Жить по составленному режиму дня.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:
Личностные универсальные учебные действия.
- ориентация в нравственном поведении как собственных поступков, так и поступков своих товарищей;
- знания основных моральных норм и стремление к их выполнению;
- развитие этических норм: вины, совести как регуляторов морального поведения;
- понимание чувств других людей, воспитание чувства сопереживания им;
Обучающийся получит возможность для формирования:
- способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы,
чувства;
- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на
помощь и обеспечения благополучия;
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- сотрудничать с учителем при знакомстве с новой темой;
- адекватно воспринимать обоснованную критику учителя, товарищей, родителей, других людей;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- корректировать действия после его завершения, исправлять ошибки для создания более совершенного результата;
Познавательные учебные действия.
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения поставленной задачи с использованием
дополнительной литературы, включая электронные носители;
- составлять сообщения в устной и письменной форме;
- анализировать объекты изучения с существенными и несущественными признаками.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалоговой речью;
- адекватно реагировать на различные точки зрения среди товарищей, в том числе с несовпадающими с его
собственными;
- учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству;
- уметь формировать свою позицию и точку зрения;
- приходить к общему решению задач в совместной деятельности среди одноклассников.
Результативность реализации программы
Обобщённый результат реализации данной программы внеурочной деятельности фиксируется в портрете ученика,
закончившего 1 класс:
- любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
- любящий свой край, свою Родину;
-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение;
- выполняющий правила здорового образа жизни для себя и окружающих;.
Воспитательный результат от реализации программы внеурочной деятельности «Вежливые ребята»
- непосредственное духовно – нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в программе курса;
- влияние приобретённых духовно – нравственных качеств на процесс развития личности ребёнка.
Формы и виды деятельности
игровая;
познавательная;
сюжетно - ролевые игры;
просмотр мультфильмов;
создание выставок;
конкурсы и викторины;
праздники;
экскурсии и походы;
классные часы
семейный клуб;
Формы учета оценки планируемых результатов
1.
Опрос
2.
Наблюдение
3.
Диагностика:
нравственной самооценки;
этики поведения;
отношения к жизненным ценностям;
нравственной мотивации.
4.
Анкетирование учащихся и родителей
5.
Пополнение портфолио детей.
6.
Создание видео-фото альбома.
Используемая литература:
1.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В.
Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010.
2.
Горский
В.А.
Примерные
программы
внеурочной
деятельности.
Начальное
и
основное
образование.
М.,
Просвещение, 2010.
3.
Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости», М., 1998;
4.
Камычек Я. «Вежливость на каждый день», М., 2005;
5.
Смолка К., «Правила хорошего тона», М., 2009;
6.
Максимовский М., «Этикет делового человека», М., 1998;
7.
Дорохов А. «О культуре поведения», М., 1998;
8.
Карнеги Д. «Как завоевывать друзей»;
Календарно-тематическое планирование курса
Раздел
программы
№ п/п
Тема занятия
Содержание, методические приемы
Кол-во
часов
Дата
1
2
3
4
5
6
Вводное
занятие
1
Давайте
познакомимся.
Знакомство с планом работы на год. Игра-тест
«Какой я?»
1
Я среди
людей
(6 ч)
2
Кто я и как выгляжу?
Понятия «я», «внешний вид». Отличие людей друг
от друга по внешнему виду. Аккуратность,
опрятность, бережливость – уважение человека к
себе. Личная гигиена.
1
3
Что в нашем имени?
Понятия «имя», «фамилия», «отчество», «кличка»,
«прозвище». Отношение по имени к
одноклассникам и друзьям. Имя и отношение к
человеку. Анализ проблемных ситуаций.
1
4
Плохо одному
Необходимость человека в общении. Речь –
важнейшее средство общения.
1
5
Товарищи и друзья
Понятия «товарищ», «друг». Товарищество и
дружба в традициях русского народа.
1
6
Как завоевывать
друзей
Правила общения с товарищами и друзьями.
1
7
Бескорыстие в дружбе
Понятие «настоящий друг». Верность и
бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и
взаимопомощь.
1
Речевой
этикет
(6 ч)
8
Что такое этика и
этикет
Роль мимики, жестов
и позы в общении
Понятия «этика», «этикет». Специфика речевого
общения. Речь и отношение человека к людям.
Понятия «мимика», «жесты», «поза». Отражение в
мимике, жестах, позах человека его характера и
отношения к людям. Игра «Угадай по мимике мое
настроение».
1
9
О вежливых словах и
их применении.
Содержание понятий «вежливость» и «этикет».
Зачем людям нужны правила вежливости и этикета.
Основные правила вежливости в общении.
1
10
Правила знакомства,
представления и
обращения
Знакомство с правилами знакомства, представления
и обращения. Разыгрывание ситуаций.
1
11
Правила приветствия
и прощания
Знакомство с правилами приветствия и прощания.
Моделирование ситуаций.
1
12
Правила извинения и
просьбы
Знакомство с правилами извинения и просьбы.
Разыгрывание ситуаций.
1
13
Правила
благодарности и
отказа
Знакомство с правилами благодарности и отказа.
Моделирование ситуаций.
1
Культура
поведения
(12 ч)
14
Отношение к старшим Семья, родители, родные. Отношение поколений в
семье. Проявления любви и уважения, заботы и
сострадания, помощи в семье. Русские традиции
отношения к старшим.
1
15
Отношение к учителю Проблемная ситуация: как надо относиться к
учителю? Этикет в общении с учителем.
1
16
Отношение к
малышам
Проблемная ситуация: как надо относиться к
малышам? Помощь и забота по отношению к
маленьким.
1
17
Как вести себя в
школе, на переменах
Знакомство с правилами поведения на переменах.
Веселые инсценировки.
1
18
Правила поведения в
столовой, за столом
Знакомство с правилами поведения в столовой, за
столом. Ролевая игра «Мы в столовой».
1
19
Правила поведения с
гостями, в гостях,
приглашение гостей
Знакомство с правилами поведения в гостях.
Разыгрывание ситуаций «Мы в гостях».
1
20
Искусство делать
подарки
Проблемная ситуация: как правильно выбирать и
дарить подарки. Разыгрывание ситуаций.
1
21
Как правильно
разговаривать по
телефону
Понятие «тактичность». Знакомство с правилами
общения по телефону. Ролевая игра «Мы говорим
по телефону»
1
22
Правила поведения в
общественном
транспорте
Знакомство с правилами поведения в общественном
транспорте. Ролевая игра «В автобусе».
1
23
Как вести себя в
общественных местах
Проблемный вопрос: что такое «общественное
место»? Знакомство с правилами поведения в
общественных местах.
1
24
Правила поведения в
театре и кино
Знакомство с правилами поведения в театре и кино.
Моделирование ситуаций.
1
25
Поведение в
библиотеке и музее
Знакомство с правилами поведения в библиотеке и
музее. Экскурсия в библиотеку.
1
В мире
сказок
(6 ч)
26-27
Добро и зло в сказках
Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и
зло в отношениях между людьми. Главное в сказках
– победа добра над злом. Слушание сказок и их
обсуждение.
2
28-29
Сказки – волшебство,
чудо и правда
Волшебство, чудо и правда в сказках. В сказках –
мечты людей. Почему в сказках всегда есть правда
и она побеждает.
2
30-31
Сказка – ложь, да в
ней намек
Лгать, врать, говорить неправду – плохо. Победа
правды над кривдой в сказках.
2
Итоговые
занятия
(2 ч)
32-33
Что мы узнали и чему
научились
Заочное путешествие по «Школе вежливых наук».
Праздник вежливых ребят
2