Напоминание

подготовка детей к школе, грамматика


Автор: Мельникова Александра Николаевна
Должность: учитель логопед
Учебное заведение: ГБУ СРЦН Ровесник
Населённый пункт: г. Сосенский
Наименование материала: учебная программа
Тема: подготовка детей к школе, грамматика
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное учреждение

Калужской области

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Ровесник»

ПРИНЯТО

на заседании

Совета специалистов,

протокол от__________№___

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

ГБУ КО СРЦН

«Ровесник»

от____________№___

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

по подготовке детей к школе

«АБВГдейка»

Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации: 8 месяцев

Автор-составитель:

Мельникова Александра Николаевна,

Учитель - логопед

г. Сосенский, 2020г.

Пояснительная записка.

Дополнительная образовательная программа «АБВГДейка» программа

имеет социально-педагогическую направленность и способствует развитию

мотивации ребѐнка к познанию и творчеству,

созданию условий для

всестороннего развития личности ребѐнка.

Программа

является

модифицированной

и

составлена

на

основе

авторской Е.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников

элементам грамоты».

Программа опирается на федеральный Закон «Об образовании» и

соответствует ФГОС.

В Программе используется системный, комплексный, личностный и

деятельный

подход

к

развитию

детей.

При

системном

подходе

рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и

деятельности. Комплексный подход требует взаимодействия разных наук

(психолингвистики, педагогики, языкознания).

Теоретический

подход

основывается

на

представлении

о

закономерностях речевого развития дошкольников. При личностном подходе

рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических

особенностей. Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие

детей.

Данная программа представляет систему, обеспечивающую полноценное

овладение фонетическим строем русского языка, развитие фонематического

восприятия, лексико-грамматических категорий языка, что обуславливает

формирование коммуникативных способностей, речевого развития ребёнка

дошкольного возраста, как основы успешного овладения чтением и письмом.

Новизна Программы:

использование интерактивных методов совместной деятельности

направленных на интеллектуальное развитие;

индивидуальность и занимательность содержания образовательного

процесса;

использование информационных компьютерных технологий в

образовательном процессе.

комплексное взаимодействие модулей программы, с присутствием

единого игрового сюжета;

использование разнообразных видов игр: дидактические, игры-

соревнования, ситуативные, подвижные, направленных на формирование

мыслительных операций: фонематический анализ и синтез, представление,

абстрагирование, сравнение (сравнение слов по их звуковому составу,

соотнесения различных типов слов между собой, подбору слов, имеющих

определенную звуковую структуру, и т. п.).

Актуальность программы.

Программа является одним из этапов подготовки детей к обучению в

школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты.

Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со

звуками,

буквами,

словами,

которые

помогут

детям

сформировать

мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу,

овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой

моторики и зрительно-двигательной координации.

Данная программа педагогически целесообразна,

так как при её

реализации дети получают достаточный запас знаний, умений и навыков,

необходимый для подготовки к школе.

Цели программы: формирование грамматических навыков как одного из

важнейших компонентов речевых умений.

Задачи программы:

Образовательные:

- познакомить с буквами и звуками,

- научить дифференциации букв и звуков,

- научить звукобуквенному анализу,

- научить звукослоговому анализу,

- научить преобразовать слоги и слова,

- формировать умение отвечать на вопросы,

- ставить вопросы, пересказывать прочитанное,

- научить правилам письма предложения,

- дать понятие об обозначение мягкости на письме,

- способствовать формированию грамматических средств языка и

навыков словообразования,

- способствовать формированию правильного произношения звуков.

Развивающие:

- развивать слуховое и зрительное восприятия,

- развивать фонетический слух,

- развивать такие психические процессы, как память, внимание,

мышление, волевые качества личности,

- развивать графические навыки,

- развивать артикуляционную моторику,

- развивать лексико-грамматический строй речи,

- развивать словарь ребенка,

- совершенствовать навыки звукового анализа при решении кроссвордов

и отгадывании загадок,

- способствовать правильному развитию речи.

Воспитательные:

- воспитывать внимание к звуковой стороне речи, формированию

фонематического восприятия,

- воспитывать чувство уважения к сверстникам и взрослым,

- воспитывать адекватную самооценку.

Программа рассчитана на детей 6-7 лет, не посещающих дошкольные

образовательные учреждения в силу разных причин. В группу могут входить

дети разного пола, дети с ограниченными возможностями здоровья, но с

сохранным интеллектом, а также с ОНР разного уровня в количестве до 8

человек.

Срок реализации программы составляет 8 месяцев. Подготовка детей к

школе начинается с 1 октября и длится до 30 мая на базе образовательного

учреждения ГБОУ КО СРЦН «Ровесник», г. Сосенский.

Занятия проводятся в групповой форме два раза в неделю по двум

разделам.

Продолжительность занятий 30 минут.

Планируемые результаты:

-различать на слух и в произношении все звуки родного языка;

-определять место звука в слове и соотносить их с буквами;

-знать буквы русского алфавита;

-понимать и использовать в речи термины «звук», «буква», «слог»,

«предложение»;

-различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и

глухие согласные звуки, обозначать их на схеме соответствующим цветом;

-определять

ударный

слог,

ударную

гласную

и

обозначать

соответствующим значком;

-писать слова, предложения условными обозначениями;

-внимательно слушать литературные произведения;

-называть персонажей,

-основные события; -отвечать на вопросы учителя по содержанию,

-делать элементарные выводы;

-пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;

-составлять элементарный рассказ по серии картинок;

-обсуждать нравственные стороны поступков людей;

-участвовать в коллективных разговорах;

-использовать принятые нормы вежливого речевого общения.

Формами аттестации является:

- викторины;

- анкеты;

- диагностика по окончанию реализации программы;

- итоговое открытое занятие, в виде праздника – развлечения.

Учебно-тематический план

п/п

Название раздела, тема

Количество часов

Всего

Теория

практика

1

Вводное занятие

30 мин

15 мин

15 мин

2

Диагностика

30 мин

5 мин

25 мин

3

Речевые и неречевые звуки

30 мин

15 мин

15 мин

4

Звуки природы, бытовые звуки.

30 мин

15 мин

15 мин

5

Предложение. Знакомство с условным

обозначением слов в предложении.

30 мин

10 мин

20 мин

6

Составление предложений из 2-3 слов

выкладывание схемы при помощи условных

обозначений (полосок).

30 мин

10 мин

20 мин

7

Понятие «слово».

30 мин

15 мин

15 мин

8

Слог. Деление слов на слоги.

30 мин

15 мин

15 мин

9

Понятие предлог

30 мин

15 мин

15 мин

10

Составление предложений из 2 – 3 слов с

предлогом выкладывание схемы при помощи

условных обозначений (полосок).

30 мин

10 мин

20 мин

11

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные.

Обозначение цветами.

30 мин

15 мин

15 мин

12

Гласный звук а. Буквы А, а.

30 мин

15 мин

15 мин

13

Гласный звук о. Буквы О, о.

30 мин

15 мин

15 мин

14

Гласный звук у. Буквы У, у.

Чтение букв.

30 мин

15 мин

15 мин

15

Дифференциация

звуков «А,У».

30 мин

10 мин

20 мин

16

Гласный звук и. Буква И.

30 мин

15 мин

15 мин

17

Графические упражнения (рисование по

клеточкам)

30 мин

10 мин

20 мин

18

Гласный звук ы. Буквы ы.

30 мин

15 мин

15 мин

19

Выделение гласных звуков в начале и в конце

слова.

30 мин

15 мин

15 мин

20

Выделение гласных звуков в середине слова.

30 мин

15 мин

15 мин

21

Звуковой анализ и синтез звукосочетаний из 2-

3-4 гласных звуков.

30 мин

15 мин

15 мин

22

Звуки м, мь, Буквы М, м.

30 мин

15 мин

15 мин

23

Звуки н, нь , Буквы Н, н

30 мин

15 мин

15 мин

24

Графические упражнения (рисование по

клеточкам)

30 мин

10 мин

20 мин

25

Звуки х, хь, , Буквы Х, х.

30 мин

15 мин

15 мин

26

Звуки к, кь, , Буквы К, к.

30 мин

15 мин

15 мин

27

Составление слов из слогов.

30 мин

5 мин

35 мин

28

Звуковой анализ и синтез слов, состоящих из 3

звуков.

30 мин

29

Звуки т, ть, , Буквы Т, т.

30 мин

20 мин

20 мин

30

Звуки п, пь, , Буквы П, п.

30 мин

20 мин

20 мин

31

Составление рассказа из предложений

схематично.

30 мин

10 мин

20 мин

32

Звуки в, вь, , Буквы В, в.

30 мин

15 мин

15 мин

33

Звуки г, гь. Буквы Г, г.

30 мин

15 мин

15 мин

34

Звуки б, бь. Буквы Б, б.

30 мин

15 мин

15 мин

35

Преобразование слов путем добавления в их

начало согласных звуков.

30 мин

10 мин

20 мин

36

Звуковой анализ и синтез слов, состоящих из 4-

5 звуков. (согласные и гласные)

30 мин

10 мин

20 мин

37

Звуки д, дь. Буквы Д, д.

30 мин

15 мин

15 мин

38

Звук jэ. Буквы Е, е.

30 мин

15 мин

15 мин

39

Звук ф, фь. Буквы Ф, ф. Дифференциация в-ф.

30 мин

20 мин

20 мин

40

Звуки с, сь. Буквы С, с.

30 мин

15 мин

15 мин

41

Звуки з, зь. Буквы З, з.

30 мин

10 мин

20 мин

42

Дифференциация

звуков «З, З'», «С,

С'». Буквы «С,З».

30 мин

10 мин

20 мин

43

Звук j. Буквы Й, й.

30 мин

15 мин

15 мин

44

Самомассаж пальцев (кистей) рук

шестигранным карандашом (массажным

мячиком-ёжиком) с речевым сопровождением.

30 мин

10 мин

20 мин

45

Звуки л, ль. Буквы Л, л.

30 мин

15 мин

15 мин

46

Звук и буква ш.

30 мин

15 мин

15 мин

47

Звуки р, рь. Буквы Р, р.

30 мин

15 мин

15 мин

48

Дифференциация сонорных звуков. Звуковой

анализ и синтез слов, состоящих из 4 звуков.

30 мин

10 мин

20 мин

49

Буква Ж. Дифференциация звуков ш-ж.

30 мин

15 мин

15 мин

50

Дифференциация шипящих звуков.

30 мин

15 мин

15 мин

51

Звук jо. Буквы ё.

30 мин

15 мин

15 мин

52

Звук и буквы ц.

30 мин

10 мин

20 мин

53

Игрушки оригами

30 мин

20 мин

20 мин

54

Звук jа. Буква Я,я.

30 мин

15 мин

15 мин

55

Звук ч .Буквы Ч, ч.

30 мин

15 мин

15 мин

56

Звук э. Буквы Э,э.

30 мин

15 мин

15 мин

57

Звук щ. Буква Щ, щ. Дифференциация ш-щ.

30 мин

15 мин

15 мин

58

Звук jу. Буквы Ю,ю.

30 мин

15 мин

15 мин

59

Буква, обозначающая мягкость согласных

звуков ь и твердость согласных ъ

30 мин

15 мин

15 мин

60

Чтение слов (словосочетаний, предложений) по

карточкам для чтения.

30 мин

15 мин

15 мин

61

Разгадывание кроссвордов, ребусов.

30 мин

10 мин

20 мин

62

Диагностика

30 мин

10 мин

20 мин

63

Итоговое занятие.

30 мин

5 мин

25 мин

64

Вводное занятие

30 мин

30 мин

Содержание Программы составляют темы, которые разработаны исходя

из возрастных возможностей детей. Формирование у дошкольников умений и

навыков происходит постепенно: от изучения простого материала - к более

сложному, от упражнений - к творческим заданиям.

Все занятия носят комплексно-комбинированный характер, каждое

включает в себя несколько программных задач и реализацию таких видов

деятельности как: развитие психических функций, словарная работа, развитие

речи, подготовка руки к письму (мелкая моторика, штриховка).

На занятиях детям предлагается как новый материал, так и материал для

повторения и закрепления усвоенных знаний. Исключительно на всех занятиях

дети работают с индивидуальным раздаточным материалом, подобранным в

зависимости от уровня развития ребенка и в соответствии с требованиями

ФГОС.

Каждое занятие – это калейдоскоп игр, своеобразное путешествие в

сказочную страну, которое дошкольники проживают как единое целое. Занятие

обращено главным образом к чувствам детей, педагог выступает как дирижер

сложного и многопланового спектакля, актерами и действующими лицами

которого являются дети.

Такое построение занятия позволяет наиболее гибко распределить

внимание дошкольников, их образную память, чувственное, интуитивное и

образное

мышление,

и

сделать

практически

незаметными

для

детей

дидактические части, которые вплетены в сюжет и составляют единое целое.

Применение разнообразных интересных и доступных методов, приёмов,

игровых

заданий

позволяют

повысить

эффективность

коррекционного

обучения детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи,

активизировать

их

внимание

и

интерес

на

занятии,

сократить

продолжительность

коррекционного

обучения

и

достигнуть

высоких

положительных результатов.

Занятия

по

подготовке

детей

к

овладению

грамотой

носят

общеразвивающий характер, способствуют развитию психических процессов,

активной

мыслительной

деятельности,

повышению

работоспособности,

нравственных и эстетических качеств личности ребенка.

Содержание программы

п/п

Название раздела,

тема

Цель

Форма организации

образовательного

процесса

1

Вводное занятие

Познакомить детей с понятием

школа. Деятельностью в школе.

Картинный материал.

Беседа с детьми .

2

Диагностика

Определить начальные показатели

детей по грамматике.

Диагностический

материал

3

Речевые и неречевые

звуки

Погрузить детей в

мир

звуков,

привлечь их внимание к звуковой

(внешней) стороне речи.

Объяснение понятий:

речевые и неречевые

звуки. Звуки природы,

бытовые шумы.

Работа с

индивидуальными

предметными

картинками.

Дидактическая игра

4

Звуки природы,

бытовые звуки.

Учить передавать звуки природы,

бытовые звуки фонетическими

средствами языка; определять

направление звука.

Развитие силы голоса.

Дидактическая игра

Использование ИКТ

технологий.

5

Предложение.

Знакомство с

условным

обозначением слов в

предложении.

Дать понятие о предложении,

показать, что предложения состоят

из слов, познакомить со схемой

предложения, учить в составлении

простых предложений по картине,

по опорным словам, по схеме,

определять количество слов в

предложении.

познакомить с понятием

«предложение».

Знакомство с условным

обозначением слов в

предложении.

«Светофорчики с

цифрой», конверты с

графическим

изображением

предложения

на каждого ребенка.

Демонстрационные

сюжетные картины.

6

Составление

предложений из 2-3

слов выкладывание

схемы при помощи

условных обозначений

(полосок).

Учить составлять предложения о

действиях игрушки и человека.

Учить составлять предложения из

двух слов с заданным словом.

Составление

предложений из 2 - 3

слов; выкладывание

схемы при

помощи

условных обозначений

(полосок разной длины);

работас графическим

изображением

предложения

по индивидуальным

карточкам. Набор

игрушек.

Раздаточный материал

Составления

предложений

из двух, трех слов. ИКТ

7

Понятие «слово».

Познакомить понятием СЛОВО,

учить выделять из речи слова,

Понятие - короткие и

длинные слова.

воспитывать умение слушать

других детей.

Условное обозначением

слов полосками разной

длины.

Понятие: слова-

действия,

слова-признаки.

Конверты на каждого

ребенка с условным

обозначением коротких

и длинных слов

(полосками разной

длины). Дидактическая

игра

8

Слог. Деление слов на

слоги.

Дать представление о слоге

(части). Упражнять в делении двух-

трехсложных слов на слоги и

соотнесению количества слогов с

цифрой.

Дидактические игры

9

Понятие предлог

Упражнять правильном

употреблении предлогов В, НА,

ПОД, учить выделять эти предлоги

в предложении, закрепить умение

детей составлять предложения с

заданными предлогами по

картинкам и схемам,

правильно употреблять их в речи.

Сюжетные и предметные

картинки,

демонстрационные

схемы,

конверты на каждого

ребенка со схемой

предложения (полосками

разной длины).

10

Составление

предложений из 2 – 3

слов с предлогом

выкладывание схемы

при помощи условных

обозначений(полосок).

Закрепить детей о предлогах.

Познакомить с условным

обозначением предлогов (короткая

полоска). Учить составлять

предложения с предлогами.

Графические схемы

предложений. Конверты

с графическим

изображением

предложения на каждого

ребенка.

11

Звуки и буквы. Звуки

гласные и согласные.

Обозначение цветами.

познакомить с гласными,

согласными буквами.

Уточнить

цветовое

обозначение (красный,

синий, зеленый).

Дифференциация звуков

и букв. Гласные звуки

буквы, их

обозначающие. Работа с

индивидуальными

предметными

картинками.

Дидактические игры с

картинками.

Раздаточный материал.

Моделирование буквы из

красных ниток.

12

Гласный звук а.

Буквы А, а.

Познакомить гласным звуком

[а] и его условным (цветовым)

обозначением. Учить детей

выделять звук [а] в ударной

позиции в начале слова.

Совершенствовать фонематическое

восприятие.

объяснение понятия

«звук» (речевой).

Загадывание загадок о

звуках. Объяснение –

как различить звуки по

месту образования

(чем произносим?).

Индивидуальные

конверты с условными

обозначениями гласных

звуков. Листы бумаги с

нарисованным вверху

листа «Звуковым

смайликом».

13

Гласный звук о.

Буквы О, о.

Познакомить с характеристикой и

нормой произношения звука [о].

Учить соотносить звук с его

символом. Дать понятие о

местонахождении звука в слове.

Индивидуальные

конверты с условными

обозначениями

(символами) гласных

звуков. «Звуковые

веревочки» на каждого

ребенка, рабочие листы

и карандаши красного

цвета на каждого

ребенка.

14

Гласный звук у. Буквы

У, у.

Чтение букв.

Познакомить гласным звуком

[у] и его условным (цветовым)

обозначением. Учить детей

тянуть(петь) звук в сочетании с

движением руки, выделять звук [у]

в ударной позиции в начале слова.

Совершенствовать мелкую

моторику и фонематическое

восприятие.

Игрушки (сюжетная

картина) «Утка с

утятами». «Звуковые

веревочки» на каждого

ребенка, рабочие листы

и карандаши красного

цвета на каждого

ребенка.

Дидактическая игра

Индивидуальные

конверты с условными

обозначениями

(символами) гласных

звуков.

15

Дифференциация

звуков «А,У».

Закрепить знания о гласных звуках

[а-у]. Учить детей анализировать

звуковой ряд состоящий из двух

гласных звуков. Дать понятие о

местонахождении звуков в словах.

Разрезные картинки.

Индивидуальные

конверты с условными

обозначениями

(символами) гласных

звуков. «Звуковые

веревочки» на каждого

ребенка, рабочие листы

и карандаши красного

цвета на каждого

ребенка.

16

Гласный звук и. Буква

И.

Познакомить с характеристикой и

нормой произношения звука [и].

Учить соотносить звук с его

символом. Дать понятие о

местонахождении звука

в звукосочетаниях.

Игрушки. Дидактическая

Игра.

«Звуковые веревочки» на

каждого ребенка,

рабочие листы и

карандаши красного

цвета на каждого

ребенка.

Индивидуальные

конверты с условными

обозначениями гласных

звуков.

17

Графические

упражнения

(рисование по

клеточкам)

Развивать мелкую

моторику рук,

пространственное воображение,

Координацию движений,

усидчивость.

рисование в тетрадях в

крупную клеточку,

простой карандаш.

18

Гласный звук ы.

Познакомить с характеристикой и

«Звуковые веревочки» на

Буквы ы.

нормой произношения звука [ы].

Учить соотносить звук с его

символом. Дать понятие о

местонахождении звука в

звукосочетаниях и слогах.

каждого ребенка,

рабочие листы и

карандаши красного

цвета на каждого

ребенка.

Индивидуальные

конверты с условными

обозначениями гласных

звуков.

19

Выделение гласных

звуков в начале и в

конце слова.

Учить выделять звуки в начале

и в конце слова на слух.

Выделять различной интонацией

(вопросительной и

восклицательной) определенные

гласные

звуки.

Презентационные

материалы. Картинки по

теме

20

Выделение гласных

звуков в середине

слова.

Учить выделять середине слова

и находить правильный ответ в

таблице звуковых символов.

Индивидуальные

конверты с условными

обозначениями гласных

звуков. Специально

разработанные таблицы

звуковых символов

гласных звуков.

21

Звуковой анализ и

синтез звукосочетаний

из 2- 3-4 гласных

звуков.

Учить анализу и синтезу

звукосочетаний из двух, а затем из

трех и из четырех гласных звуков

типа АУ, АОУ, выделению

начального гласного.

Дать понятия по

звуковому анализу и

синтезу звукосочетаний

из 2-3-4 гласных звуков.

Звуковой анализ и синтез

слогов и слов, состоящих

из 2-4 звуков (согласного

и гласного).

Словесные упражнения и

игры на закрепление

полученных знаний.

Использование ИКТ,

игровые технологии.

22

Звуки м, мь, Буквы М,

м.

Закрепить "согласный звук". Учить

детей правильно произносить и

различать звуки «м» и «мь»,

выделять нужный согласный

звук в слогах.

Развивать слуховое и зрительное

внимание, логическое мышление,

Фонематические представления,

мелкую моторику.

Работа с

индивидуальными

сюжетными картинками.

Конструирование

печатных букв из разных

элементов: палочек,

шнурка, пластилина.

Дидактическая игра.

23

Звуки н, нь , Буквы Н,

н

Познакомить согласными звуками

[н – н’].

Упражнять в определении места

звука в словах в трѐх позициях – в

начале слова, в середине, в конце.

Иллюстрации к сказке

"Три поросенка".

Рабочие листы и

карандаши красного,

синего и зеленого цвета

на каждого ребенка.

24

Графические

упражнения

(рисование по

клеточкам)

Развивать мелкую

моторику рук,

пространственное воображение,

Координацию движений,

усидчивость.

рисование в тетрадях в

крупную клеточку,

простой карандаш.

25

Звуки х, хь, , Буквы Х,

х.

Познакомить согласными звуками

[х– х’]. Учить интонационно

выделять звуки в словах.

Составление

коллективного

рассказа по сюжетной

картине про хомяка, с

использованием слов с

согласными звуками [х–

х’]. Карточки для чтения,

звуковые паровозики.

Обвести контур буквы,

заштриховать её.

26

Звуки к, кь, , Буквы К,

к.

Познакомить согласными

звуками [к – к’]. Упражнять в

определении места звука в словах;

учить самостоятельно придумывать

слова, в которых встречаются

звуки [к – к’], развивать навыки

словообразования путѐм замены

звука.

Кукла. Д/и.

Рабочие листы и

карандаши красного,

синего и зеленого

цвета на каждого

ребенка.

27

Составление слов из

слогов.

Продолжать учить детей делить

слова на слоги. Учить составлять

слоги в единое слово.

Слова, поделенные на

слоги. Игра

28

Звуковой анализ и

синтез слов,

состоящих из 3 звуков.

Выкладывание схемы

слов при помощи

условных знаков

(квадратов разного

цвета).

Упражнять в анализе и синтезе

звукосочетаний и слогов,

состоящих из трех звуков.

Цифры на каждого

ребенка. Рабочие листы

и карандаши красного,

синего и зеленого

цвета на каждого

ребенка.

29

Звуки т, ть, , Буквы Т,

т.

Познакомить согласными

звуками [т – т’]. Учить

самостоятельно придумывать

слова, в которых встречаются

звуки [т – т’].

Игрушки в названиях

которых есть звуки [т –

т’]. Рабочие листы и

карандаши красного,

синего и зеленого цвета

на каждого ребенка.

Флажки, карандаши

синего и зеленого цвета

на каждого ребенка для

практической работы.

Дидактическая игра.

Использование ИКТ.

30

Звуки п, пь, , Буквы П,

п.

Познакомить с понятием

"согласный звук".

Развивать слуховое восприятие,

Фонематический анализ, память.

Познакомить с понятиями мягкий,

твердый звук. Знакомство с

условным (цветовым)

обозначением твердых согласных

(синий цвет) и мягких согласных

(зеленый цвет) звуков.

Объяснить, как

различать

Твердые и мягкие

Согласные звуки,

Определять твердость–

мягкость первого звука в

слове.

Объяснение понятий

согласный, твердый,

мягкий звук,

соотношение их с

буквой.

Знакомство с условным

(цветовым)

обозначением

Твердых согласных

(синий цвет) и мягких

согласных (зеленый

цвет) звуков

Игрушки котята.

Произношение твердых

и мягких согласных

звуков

31

Составление рассказа

из предложений

схематично.

Продолжать учить детей составлять

схемы предложений.

Чтение небольшого

рассказа. Составление

рассказа из схематичных

предложений.

32

Звуки в, вь, , Буквы В,

в.

Познакомить согласными звуками

[в – в’]. Упражнять в звуковом

анализе и синтезе слогов типа

«ВА», «ВИ».Упражнять а звуковом

анализе слова «ВАТА».

Игры и игровые приемы

по определению позиции

звука в слове. Рабочие

листы и карандаши

красного, синего и

зеленого цвета на

каждого ребенка для

практической работы.

33

Звуки г, гь. Буквы Г, г.

Познакомить согласными

звуками [г – г’]. Упражнять в

определении места звука в словах в

трѐх позициях – в начале слова, в

середине, в

конце.

Игрушка-крокодил.

Рабочие листы и

карандаши красного,

синего и зеленого цвета

на каждого ребенка.

34

Звуки б, бь. Буквы Б,

б.

Познакомить согласными

звуками [б – б’]. Упражнять в

определении места звука в словах в

двух позициях - в начале слова и в

конце, соотносить с картинкой.

Развивать внимание и графические

навыки.

Д/и. Рабочие

листы и карандаши

красного, синего и

зеленого цвета на

каждого ребенка.

35

Преобразование слов

путем добавления в

их начало согласных

звуков.

Учить преобразовывать слова.

Развивать словарь существительны

х.

Звуковой анализ и синтез

слов, состоящих из 3

звуков.

Карточки-схемы на

каждого ребенка.

36

Звуковой анализ и

синтез слов,

состоящих из 4-5

звуков. (согласные и

гласные)

Помочь детям звуковой

анализ слова, состоящего из

четырех звуков.

Научить выкладывать (рисовать)

схемы слов при помощи условных

Обозначений (квадратов разного

цвета).

Предметные картинки на

каждого ребенка.

Рабочие листы и

карандаши красного,

синего и зеленого цвета

на каждого ребенка для

практической работы.

37

Звуки д, дь. Буквы Д,

д.

Познакомить согласными

звуками [д– д’].

Учить самостоятельно выбирать

слова, в которых встречаются

звуки [д– д’].

Упражнять в звуковом анализе и

синтезе слогов типа «ДА», «ДИ».

Игрушки-собаки. Чтение

рассказа. Рабочие листы

и карандаши

красного, синего и

зеленого цвета на

каждого ребенка.

38

Звук jэ. Буквы Е, е.

Познакомить с новой буквой Е,

отметить особенности этой

Познакомить детей со

звуком [е] и буквой ,

буквы – обозначает два звука [й э];

учить читать слоги с буквой Е и

слова; продолжать учить звуковому

анализу слова, делению слова

на слоги; воспитывать интерес к

чтению, устойчивое внимание.

учить детей находить эту

букву в трех позициях,

продолжать заменять и

наращивать буквы в

словах, формировать

быструю реакцию на

слово.

Практическая часть:рабо

чие листы и карандаши

красного, синего

и зеленого цвета на

каждого ребенка

для практической

работы.

Набор предметных

картинок на каждого

ребенка.

Демонстрационное

пособие.

39

Звук ф, фь. Буквы Ф,

ф. Дифференциация в-

ф.

Познакомить

согласными

звуками [ф – ф’].

Упражнять в

звуковом анализе и

синтезе слогов типа

«ФА», «АФ», «ФИ».

Работа с

индивидуальными

Предметными картинкам

и.

Вырезание буквы по

контуру. Д/и.

Использование ИКТ.

40

Звуки с, сь. Буквы С,

с.

Познакомить согласными

звуками [с – с’]. Выкладывание

схемы слов при помощи условных

обозначений (квадратов разного

цвета). Упражнять в звуковом

анализе и синтезе слогов типа

«СА», «АС», «СИ».

Упражнять а звуковом анализе слов

«НОС», «СОВЫ».

Игрушка-снеговик.

Работа с

индивидуальными

предметными

картинками,

выкладывание схемы

слов при помощи

условных обозначений(к

вадратов разного цвета),

преобразование слов

путем добавления

в их

начало согласных

звуков.

Добавление

и определение

последнего согласного

звука в слова типа: кот,

билет и т.д.

41

Звуки з, зь. Буквы З, з.

Познакомить согласными

звуками [з– з’].

Упражнять в звуковом анализе и

синтезе слогов типа «ЗА», «ЗИ».

Упражнять а звуковом анализе

слова «ЗИМА».

Дидактические игры

Рабочие

листы и карандаши

красного, синего и

зеленого цвета на

каждого ребенка для

практической работы.

42

Дифференциация

звуков «З, З'», «С,

С'». Буквы «С,З».

Учить дифференцировать звуки и

буквы, правильно произносить

звуки [С], [Сь] - [З] , [Зь].

Закреплять навык

составление звуко-

слоговых схем на

примере слов

«зима, зонт».

рабочие листы и

карандаши синего и

зеленого цвета на

каждого ребенка для

практической работы.

43

Звук j. Буквы Й, й.

Закрепить о согласном

звуке [й]. Дифференцировать

понятия « звук- буква», выделять

звук в словах, определять его.

Знакомство с буквой. Упражнять в

чтении слогов, слов, печатании

слогов.

Познакомить детей со

звуком [й] и буквой Й,

учить детей сравнивать

на слух слова, читать

слова.

Рабочие листы и

карандаши синего и

зеленого цвета на

каждого ребенка для

практической работы.

44

Самомассаж

пальцев (кистей) рук

шестигранным

карандашом

(массажным

мячиком-ёжиком) с

речевым

сопровождением.

Закрепить пальцев рук.

Совершенствовать мелкую

моторику, согласованность

движений рук. Развивать ловкость,

зрительное внимание, память.

работа с применением

предметов

(шестигранных

карандашей, массажных

мячиков-ёжиков).

Речевые игры (картотека

речевых

игр).

45

Звуки л, ль. Буквы Л,

л.

Познакомить детей с согласными

звуками [л – л’]. Упражнять в

звуковом анализе и синтезе слогов

типа «ЛА», «ЛУ».

Упражнять, в звуковом анализе

слова «ЛУНА».

Иллюстрации к

Мультфильму.

Рабочие листы и

карандаши красного,

синего и зеленого цвета

на каждого ребенка для

практической работы.

46

Звук и буква ш.

Познакомить согласным

звуком [ш].

Упражнять в выделении из загадок

слов со звуком [ш].

Познакомить с

шипящими звуками (Ш,

Ж). Дифференциация

шипящих звуков.

47

Звуки р, рь. Буквы Р,

р.

Познакомить детей с согласными

звуками [р – р’]. Упражнять в

интонационном выделении звуков

[р – р’] в словах; в определении

места звука в словах.

работа с

индивидуальными

предметными

картинками.

ИКТ

48

Дифференциация

сонорных звуков.

Звуковой анализ и

синтез слов,

состоящих из 4 звуков.

Закрепить о механизме

образования звуков и

их акустических особенностях.

Формировать навыки

различения звуков.

Закрепить навыки

звуко – слогового анализа.

Упражнять в звуковом анализе

слова «ЛИСА»,

"РЫБА".

Игра.

Звуковые схемы для

звуко - слогового

анализа слов

Флажки синего и

зеленого цвета.

49

Буква Ж.

Дифференциация

звуков ш-ж.

Познакомить согласным

звуком [ж].

Упражнять в подборе

и назывании слов

звуком [ж]. Развивать внимание,

Выкладывание

схемы слов при помощи

условных обозначений

(квадратов разного

цвета). Закрепление

мелкую моторику.

полученных

знаний.

50

Дифференциация

шипящих звуков.

Учить детей звуки Ж и Ш.

Выделять их в словах и

предложениях.

Формировать фонематическое

восприятие на основе чёткого

различия звуков по признакам:

глухие – звонкие.

Развивать чувство ритма, слуховое

восприятие, фонематический слух,

внимание, память.

Набор предметных

картинок с

изображением слов, где

встречаются буквы ж и

ш. Использование

ИКТ.

51

Звук jо. Буквы ё.

Познакомить гласным звуком [йо];

буквой "Ё". Упражнять в

определении места звука в словах, в

чтении слогов, слов, печатании

слогов, слов с ранее изученными

буквами.

Познакомить детей с

гласным звуком [йо] и

буквой Ё, учить детей

выкладывать слова из

разрезной азбуки.

Работа с

индивидуальными

предметными

картинками.

Карточки для чтения.

Моделирование буквы

методом обрывания.

52

Звук и буквы ц.

Закрепить знания о согласном

звуке [Ц], познакомить с

понятием "согласный

глухой, всегда твердый звук".

Знакомство с буквой.

Учить читать открытые, закрытые

слоги со звуком Ц.

Обогащать предметный словарь

со звуком Ц, развивать мелкую

моторику рук, пространственную

ориентацию на плоскости, память,

внимание, мышление

Познакомить детей с

глухим согласным

звуком [ц] и буквой Ц,

продолжать учить детей

определять место звука в

трех позициях, учить по

схемам выкладывать все

гласные буквы.

Практическая часть:

рабочие листы и

карандаши синего и

зеленого цвета на

каждого ребенка для

практической работы. Д/

и .

Демонстрационное

пособие "Звук-буква

«Ц».

53

Игрушки оригами

Учить детей мастерить игрушки в

технике оригами.

Развивать глазомер, мелкую

моторику рук, воображение,

внимание. Воспитывать

усидчивость, аккуратность,

самостоятельность.

Поделки из цветной

бумаги

54

Звук jа. Буква Я,я.

Дать представление детям о звуке

[йа], познакомить с буквой

Я, развивать фонематический слух,

умение определять первый и

последний звук в слове, учить

детей читать слоги и слова с буквой

Познакомить детей со

звуком [йа] и буквой Я,

учить детей

преобразовывать слова,

составлять небольшие

предложения с этими

Я, формировать навык печатания

буквы Я.

словами, определять

мягкость и твердость

этой буквы в словах,

учить выделять

заданный звук в

словах, развивать

внимание, память,

воображение и мелкую

моторику рук.

Рабочие листы и

карандаши красного

цвета на каждого

ребенка для

практической работы.

55

Звук ч .Буквы Ч, ч.

Упражнять детей в

умении

выделять звук [Ч] на фоне слова и

из слова, отбирать картинки,

придумывать слова с заданным

звуком. Закреплять умение

определять позицию звука в слове.

Продолжать формировать

звукослоговой анализ и синтез

слов. Упражнять в составлении

предложений по опорным словам.

Познакомить детей с

глухим согласным

звуком [ч] и буквой Ч,

учить детей приводить

примеры слов с этим

звуком в трех позициях,

развивать внимание к

звуковой и смысловой

стороне слова.

Рабочие листы и

карандаши красного, и

зеленого цвета на

каждого ребенка

для

практической

работы.

Демонстрационное

пособие.

56

Звук э. Буквы Э,э.

Закрепить

о гласном

звуке [Э], об условном

обозначении гласных

(красный квадрат),

упражнять в

нахождении в

окружающей

обстановке предметов

, в названиях которых

звучит звук.

Познакомить с буквой

"Э". Упражнять в

нахождении и

выделении буквы "Э"

среди других букв (по

Познакомить детей со

звуком [э] и буквой Э,

дать понятие, что этот

звук – гласный,

придумывать слова

с этим звуком в трех

позициях, учить

составлять слова –

отгадки на загадки.

рабочие листы и

карандаши красного,

синего и зеленого

цвета на каждого

ребенка для

практической работы.

Моделирование буквы из

пластилина.

Индивидуальные

карточки с буквами.

57

Звук щ. Буква Щ, щ.

Дифференциация ш-

щ.

Закрепить знания о согласном

звуке [Щ]. Знакомство с буквой.

Упражнять в чтении слогов, слов,

печатании слогов, слов с ранее

изученными буквами.

познакомить детей со

звуком

[щ] и буквой Щ, дать

понятие, что звук –

глухой

согласный, продолжать

учить детей читать по

слоговой таблице,

развивать

психические процессы

внимания, памяти,

мышления, формировать

умение соотносить

название буквы с ее

изображением.

работа с

индивидуальными

предметными

картинками.

58

Звук jу. Буквы Ю,ю.

Познакомить гласными звуками

[йу], буквой "Ю". Продолжать

учить выполнять звуковой разбор

слов. Закрепить умение называть

звуки по порядку, давать им

характеристики, закреплять умения

подбирать слова на заданный звук.

ознакомить детей с

гласным звуком [йу] и

буквой Ю, находить звук

в словах в трех

позициях, продолжать

учить детей читать слова

по слоговой таблице.

обвести контур буквы,

заштриховать её.

Рабочие листы и

карандаши красного

цвета на каждого

ребенка для

практической работы.

59

Буква, обозначающая

мягкость согласных

звуков ь и твердость

согласных ъ

Познакомить детей с

разделительными ь и ъ знаками, как

Показателями мягкости и твѐрдости

согласных звуков.

Познакомить детей с

разделительным

твердым и мягким

знаками.

Познакомить детей с

буквой Ь, учить читать

слова с этой буквой.

Практическая часть:

наборы сюжетных

картинок на каждого

ребенка. Д/и

60

Чтение слов

(словосочетаний,

предложений) по

карточкам для

чтения.

Закреплять навыки чтения.

Карточки для чтения на

каждого ребенка.

Использование ИКТ.

61

Разгадывание

кроссвордов, ребусов.

Закреплять

чтения и

печатания слов. Упражнять в

разгадывании кроссвордов,

ребусов.

решение кроссвордов,

ребусов. Использование

ИКТ.

63

Диагностика

Определить динамику развития.

Диагностический

инструментарий

64

Итоговое занятие.

Закрепить пройденный материала

по основным единицам речи:

звук, слово, предложение.

КВН

Методическое обеспечение программы:

конспекты занятий, сценарии развлечений,

художественная литература по тематике,

методическая литература по тематике,

фотоматериалы по тематике,

презентации по тематике, настольные и дидактические игры по тематике,

иллюстрации и картинки по тематике,

наборы открыток по тематике,

видеофильмы по тематике,

магнитные доски,

рабочая тетрадь для выполнения заданий ребенком,

«Слова, звуки, слоги»

Цветные квадратики из картона разных цветов,

Буквы на карточках от А до Я.

Материально-техническое обеспечение программы:

- помещение: учебный кабинет.

- оборудование учебного помещения: столы, стулья для обучающихся, стол и

стул для педагога, стеллаж для хранения дидактических пособий, настенная

доска с набором для крепления картинок, фотографий, рисунков;

- технические средства обучения: ноутбук, мультимедиа

-проектор, акустическая система, диски с музыкальными композициями;

- канцелярские принадлежности,

- материал для конструирования букв.

Список литературы

1. Журова Л.Е, Кузнецова М.И. Азбука для дошкольников. Играем со звуками

и словами. [Текст]: Рабочие тетради №1, / авт.- сост. Л.Е Журова, М.И.

Кузнецова – Изд-во, Вентана-Граф 2012. 80 с.

2. Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве Обучение дошкольников

элементам грамоты» [Текст]: / авт.- сост. Е.В. Колесникова – Москва: Изд-во,

ЮВЕНТА 2007. – 48 с.

3. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 5 лет.

Креминский Д.В. Логопедия для малышей. [Текст]: Уроки феи правильных

звуков. Часть 1. Сонорные звуки/ авт.- сост. Д.В. Креминский

– Москва: Изд-

во, Умные книги 2011. – 41 с.

4. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова «Ступеньки к школе». 3–7 лет. Программа

дошкольного образования. [Текст]: / авт.- сост. Безруких М.М. Филиппова Т.А.

- Издательство: АСТ, 2015.-80 с.

5. Скворцова И. В. Логопедические игры. – Олма Медиа Групп, 2014. -128 с.

Федосова Н. А. От слова к букве. Пособие для детей 5-7 лет. В 2 ч./ Н. А.

Федосова. – 3-е изд., доп. и испр. – М.: Просвещение, 2014. - 111с.

(Преемственность).

6. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Я учусь говорить и читать. [Текст]: Альбом 1 для

индивидуальной работы / авт.- сост. С.П. Цуканова , Л.Л. Бетц - Изд-во



В раздел образования