Автор: Лысенко Светлана Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с. Большетроицкое Шебекинского городского округа Белгородской области
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ, КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧИ И ПСИХОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ с ОВЗ
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большетроицкая средняя общеобразовательная школа
Шебекинского района Белгородской области»
МАСТЕР – КЛАСС
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ
РИСОВАНИЯ, КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ
РЕЧИ И ПСИХОМОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ У
ДЕТЕЙ с ОВЗ.
Подготовила и провела:
учитель-логопед: Лысенко С.И.
2020г.
«Чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок».
Цель:
Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования как одной
из средств коррекции речи и психомоторных функций у детей через
рисование пальчиками и ладошками.
Задачи:
1.
Формировать умение
организовывать
совместную
творческую
деятельность
с
детьми,
подстраиваясь
под
их
особенности
через
использование нетрадиционной техники рисования.
2. Развивать эмоциональное позитивное общение, умение находить способ
переключить ребенка с одной деятельности на другую ..
3. Апробировать новые нетрадиционные формы работы, как фактор
коррекции речевого позитивного и эмоционального развития ребенка.
Предварительная работа:
Организация пространства для проведения «Мастер — класса».
Подготовка материалов:
-Рабочее место;
-Набор красок: гуашь.
-Альбомные листы
-Салфетки.
-Стаканчики для воды.
Вступительная
часть.
Речь
–
важнейший
психический
процесс,
обеспечивающий любому ребенку взаимодействие с социальным миром,
возможность осмыслить себя и свои действия, выразить свои переживания
другим людям. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей
интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок,
имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически
рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и развитие речи
тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстаёт - отстаёт и
развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы
и даже выше. Таким образом, развитие функции рук и речевой функции
дошкольника взаимосвязано.
Федеральные
государственные
образовательные
стандарты
к
структуре
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования раскрывают новые направления в работе с детьми. Обновление
содержания
дошкольного
образования
предполагает
повышение
его
качества.Несомненно,
это
требует
от
педагогов
профессионализма,
позволяющего
определить
новые
подходы
к
организации
детской
деятельности.
В работе с детьми, где имеется отставание, задержка развития моторной
стороны
речи
нужно
стимулировать
речевое
развитие
детей
путём
тренировки движений пальцев рук. Развитию мелкой моторики рук
способствует использование нетрадиционной техники рисования.
Речь
формируется в деятельности. Наряду с игровой деятельностью большое
значение в развитии речи имеет изодеятельность, так как речь приобретает в
ней действительно практическую направленность, а сенсорно-перцептивные
возможности изодеятельности позволяют в полном объеме использовать её в
коррекционно-развивающей работе с детьми с ТНР. Из опыта работы с
детьми-логопатами по развитию художественно творческих способностей в
рисовании стало понятно, что стандартных наборов изобразительных
материалов и способов передачи информации недостаточно для детей с ТНР,
так как уровень общего развития значительно отстает от возрастной нормы.
У детей с общим недоразвитием речи страдают не только все разделы
речевой функциональной системы, но и многие психические неречевые
функции: зрительное восприятие, внимание, память, воображение, сенсорные
функции развиваются у них с задержкой, отмечается общая моторная
неловкость, недостаточная координированность движений руки и пальцев -
всё то, что необходимо детям для овладения навыками рисования и письма.
Предполагается совмещение коррекции имеющихся у детей нарушений речи
с совершенствованием изобразительных умений и навыков, используя
нетрадиционные техники рисования. Целью занятий является развитие у
детей коммуникативных, языковых интеллектуальных и художественных
способностей в процессе комментированного рисования, формирование
психических процессов, развитие художественно – творческих способностей
и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира
Включение в работу с детьми с ТНР нетрадиционных техник рисования
позволяет : активизировать и расширить словарный запас; установить
грамматические закономерности при описании своих действий. развивать
сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых
предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с
разными
изобразительными
материалами.
осуществлять
стимуляцию
познавательного интереса ребенка (использование предметов, которые
окружают ребенка каждый день в новом ракурсе - можно рисовать
собственной ладошкой, пальчиками, использовать вместо кисточки колосок
или листик березы). развивать наглядно-образное и словесно-логическое
мышление, активизировать самостоятельную мыслительную деятельность
(Чем еще я могу рисовать? Что я могу этим материалом нарисовать?).
создаются условия для преодоления общей моторной неловкости, развития
мелкой моторики руки (за счет использования различных изобразительных
материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но
не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением.
Основные приемы работы с детьми с ТНР: показ приемов изображения,
словесное объяснение, обследование предмета, анализ работы, сличение
работы с образцом, сравнение комментирование действий, использование
речи взрослого в качестве образца вопросы к детям, сочетание словесного
объяснения с показом приемов изображения или с воспроизведением их
изображения детьми (движение карандашом в воздухе, кистью без краски
или без клея — на бумаге). самостоятельный поиск решения на поставленное
задание.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность
состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого
результата. Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование
позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее,
развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Дети
неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства,
переживания, настроение.
К нетрадиционным
техникам
рисования
относятся:
отпечатывание,
кляксография, штампование, рисование ладонью и пальцами, рисование
крупами и т. д.
Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник не
утомляют наших деток, у них сохраняется активность, работоспособность на
протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания, что
особенно важно для детей с РДА. Так же такая техника рисования развивает
воображение.
К сожалению не всем нашим деткам доступно рисование кистью.
Одной из нетрадиционных техник которую мы часто используем в работе
–рисование ладошками и пальчиками.
Давайте попробуем с вами нарисоватьладошками и пальчикамицветы.
Методика рисования: рисунок у детей получается в результате того, что
ребенок окунает пальчик в краску, наносит на ладошку и делает оттиск на
белую бумагу. Чтобы изменить цвет, следует вымыть ладошку или вытереть
влажной салфеткой и поменять краску.
Учитывая особенности детей (диагнозов), можно использовать технику
рука в руке или предоставить ребенку свободу творчества( по физическим
возможностям детей). Главная задача вызвать эмоциональный отклик и
мотивировать
ребенка
продолжить
рисование
и
закончить
работу.
Обязательно эмоционально похвалить каждого ребёнка.
Рисование ладонью и пальчиками.
Понадобится:
-Гуашь
-Кисть
-Влажные салфетки
-Баночки для воды
Педагоги и дети раскрашивают своюладошку и самостоятельно по
наглядному примеру педагога выполняют задание -эта техника очень
сближает взрослых и детей. Раскрасив руку ребенка в зелёный цвет(развитие
тактильных ощущений) прикладываем ее к листу бумаги и делаем отпечаток
– это будет кустик.
Можно включить
фантазию и делать из отпечатков животных. Эта
техника
развивает
воображение,
творчествопри
совместной
работе
с
ребенком, предлагать ему варианты: кого ты хочешь сделать жирафа или
мишку? Какого цвета, размера? И т.д.(По физиологическим возможностям
ребенка).
Можно закрепить знания цветов, помогает стимулировать ощущения,
поступающие от отдельных частей тела ребенка(Наносить краску на руки с
помощью кисти или пальчика ощутить массажные движения и фактуру
краски.) Пополнить пассивный словарь ребенка, проговаривая с ним каждую
деталь(А давай нарисуем кустик; тычинку; лепестки и т.д), закрепить знание
частей растений).
Заключительная часть.
Систематически выполняя пальчиками различные упражнения, дети
достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает
благоприятное влияние на развитие речи. Поэтому я рекомендую шире
использовать
разнообразные
игры
и
упражнения,
направленные
на
формирование тонких движений пальцев рук.
Я хочу поблагодарить, участников мастер – класса, надеюсь, что вы
узнали для себя что-то новое и интересное.
Уважаемые педагоги и учащиеся! Наш мастер-класс подошел к концу.
замечательные работы, выполненные в нетрадиционной технике.
Ребята, давайте продемонстрируем свои работы и сделаем фотографию
на память.
Рефлексия.
Какие новые способы рисования Вы узнали? Какие вопросы возникли
после проведения мастер – класса? Что понравилось?
Я хочу поблагодарить, участников мастер – класса, надеюсь, что вы
узнали для себя что-то новое и интересное.
До новых встреч!