Напоминание

"Весёлая наука для детей"


Автор: Татаринова Юлия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: г. Тулун
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Весёлая наука для детей"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер-класс с педагогами по экспериментированию

"Весёлая наука для детей".

Цель: повысить уровень профессиональной компетентности у

педагогов

по

организации

экспериментально-исследовательской

деятельности с детьми.

Задачи:

- Актуализировать знания педагогов о методе экспериментирования;

- Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в

воспитательно

-

образовательном

процессе

опытно–экспериментальной

деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников.

-Продемонстрировать современные приёмы, формы организации детского

экспериментирования в условиях детского сада и дома.

-Развивать творческие способности участников мастер-класса.

-Активизировать самостоятельную работу.

Участники мастер-класса: педагоги ДОУ, родители.

Содержание

1. Приветствие. Введение в тему.

2. Практическая часть.

3. Рефлексия.

Ход мастер-класса:

1. Приветствие. Введение в тему.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы рады вас видеть на своём мастер-

классе: «Весёлая наука». Он будет посвящен опытам, которые можно и

нужно проводить с детьми для всестороннего развития личности каждого

ребёнка.

Мы приветствуем гостей,

Дорогих своих коллег!

Всех знакомых, незнакомых

И серьезных, и веселых!

Вы садитесь тихо как?

Вот так!

А здороваетесь как?

Вот так!

Настроение какое?

Вот такое!

А чтобы у нас всё сегодня получилось, предлагаю создать всем вместе

радостное, цветное настроение. (Опыт «Краски молоке»).

Дети, как и мы любят всё таинственное, загадочное и необычное.

Поэтому опыты просто необходимы, это вызывает любопытство и интерес

детей к познавательной деятельности.

Сегодня мы с вами побудем детьми и отправимся в интересное

путешествие, которое озадачит вас и даст возможность самим убедиться на

практике

в

необычных

свойствах

обычных

предметов,

явлений,

их

взаимодействий между собой, понять причину происходящего и приобрести

тем самым практический опыт.

Наше совместное путешествие в страну простых детских фокусов, опытов

и экспериментов начинается.

Но чтобы нам приступить к нашему необычному путешествию в мир

весёлой науки, давайте скажем, что такое эксперимент. (Участники

отвечают)

Эксперимент -

это

научно

поставленный

опыт

или

наблюдение

исследуемого явления в учитываемых условиях, которые позволяют следить

за ходом явления и воспроизводить его многократно при повторении этих

условий.

- Молодцы! Мы вспомнили понятие «эксперимент» и приступаем к

путешествию.

2. Практическая часть

Сегодня мы хотим в форме сказки показать вам некоторые виды

экспериментирования с разными материалами, а так же как при помощи

совместной деятельности найти ответы на многие детские вопросы.

Вы, наверное, помните лягушонка из произведения С. В. Михалкова

«Упрямый лягушонок». Сегодня мы расскажем вам, что же с ним произошло

дальше. Приглашаем Вас в сказку-действие.

Так как лягушонок был очень любопытным, то захотел вновь

отправиться в путешествие. Но на этот раз он решил далеко от пруда не

уходить, а понаблюдать за красотой этого мира рядом с домом.

Выглянув из пруда, он увидел, что вокруг плавает много загадочных

цветов, которых он раньше не замечал. Это были кувшинки. А так как было

утро и солнышко начало восходить, то лягушонок смог увидеть, как

распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт 1. «Волшебные цветы»

Оборудование: цветы из белой бумаги с длинными лепестками, которые

закручены к центру при помощи карандаша, тазик с водой.

Опустите

кувшинки

на

воду.

Что

происходит?

(Лепестки

цветов

«распускаются»). Почему?

Вывод. Бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки

«распускаются».

Вдруг лягушонок увидел, что на поверхности воды, то появлялись, то

исчезали маленькие существа. Оказалось, что это рыбки, которые резвились

на солнышке.

Опыт 2. «Танцующий виноград»

Оборудование: стаканы с минеральной водой, виноградинки.

Наливаем

в

стакан

минеральную

воду,

бросаем

в

него

несколько

виноградинок.

Почему виноград падает на дно стакана? (Он тяжелее воды, поэтому тонет).

Что происходит на дне? Почему виноград всплывает и снова падает? Что

тяжелее и почему?

Вывод. В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и

выталкивают виноградинки; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а

тяжелый виноград снова опускается на дно.

Лягушонок был очень любопытным, и ему очень хотелось посмотреть,

что там под водой.

Опыт 2. «Кто живёт в реке»

Как же рассмотреть, что там под водой?

Предлагаем вам создать увеличительное стекло.

Оборудование: бумажные стаканчики, мелкие предметы, пищевая плёнка,

вода.

На стаканчик натягиваем пищевую плёнку, а внутрь помещаем мелкие

предметы. На плёнку наливаем воду и рассматриваем предметы на дне

стаканчика.

Вывод: мы рассмотрели приём создания увеличительного стекла.

Но тут вдруг подул ветер, на небе появились тучи, и пошел дождь.

Опыт 3 «Волшебный дождь»

Оборудование: стаканы с водой, пена для бритья, пищевые красители.

В емкость с водой нанести пену для бритья. Взять жидкие пищевые

красители и потихоньку вылить на пену. Что происходит?

Прошло немного времени, и дождь закончился, и на небе появилось цветное

коромысло.

Опыт 4 «Радуга»

Оборудование: салфетки (обычные сухие и влажные) — лучше брать

белые, простой карандаш, линейку, ножницы, фломастеры цветов радуги,

стакан с водой.

Сначала нарезаем салфетки полосками 3-4 см шириной. От края

полоски от ступаем 4-5 см, и фломастерами рисуем небольшие точки (или

полоски), располагая цвета друг за другом как на радуге. Теперь полоску

салфетки погружаем в стакан с водой вниз точками, так, чтобы точки воды

не касались.

И наблюдаем, что получается. Радуга поднимается по салфетке вверх!

Вывод: Бумага, также как и растения имеет волокнистое строение. И вот по

этим волокнам (капиллярам растения) вода поднимается вверх. Чем тоньше

волокно, тем выше и быстрее поднимается вода.

Опыт 4«Радуга в стакане»

1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество

сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.

2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды,

лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати,

сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.

3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем краски и

перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й –

синей.

4.Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы

начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше

всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки

стакана.

5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем

зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое

полосатое «желе», яркое и красивое.

Все вокруг лягушонку было интересно и так весело, и он решил

устроить праздник.

Музыкальная пауза.

Опыт 5

«Поющие бокалы»

Бокал необходимо наполнить водой, а потом можно смоченным в воде

пальцем водить по краю бокала. Получается отличное пение бокала! Высота

звука зависит от толщины стенки бокала и количества в нём воды. Чем

тоньше стекло и чем меньше воды, тем звук выше.

Педагоги пробуют извлечь звук.

Лягушонку понравилось познавать этот огромный и интересный

окружающий мир. Но у него еще осталось очень много вопросов. Он

приглашает Вас в музыкальную лабораторию, чтобы показать, как и из чего

можно извлечь звук.

- «Музыкальная лаборатория» может расположиться в музыкальной зоне

группы, где дети будут совершенствовать свои знания и умения, развивать

интеллектуальные и творческие способности.

- А сейчас мы предлагаем опыты химические, где детям предложим уксус,

йод, кислоту и щёлочь, перекись, спички, свечу, горелки.

- Согласны, что все это опасно и поэтому мы хотим познакомить вас с такой

формой работы с детьми – как использование интерактивной доски.

(Демонстрация химических опытов с использованием интерактивной

доски).

1. «Вулкан дома».

2. «Волшебная пена»

3. «Серебряное яйцо»

4. «Взрыв в пакете»

3. Рефлексия. Составление синквейнов.

Чтобы обобщить материал нашего мастер – класса я предлагаю вам

составить синквейн. Синквейн происходит от франц. слова «пять». Это

стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл.

Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к

рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы с вами говорили

нужно представить в 5 строках.

Схема синквейна:

1строка – существительное – ОДНО ключевое слово, определяющее тему и

содержание синквейна;

2строка

-

два

прилагательных

описание

темы

в

ДВУХ

словах,

характеризующих данное понятие;

3строка – три глагола - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ

словами;

4 строка - форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее

суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора;

5 строка – ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное,

через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с

данным понятием.

Пример:

Открытие

Удивительное. Новое

Учит. Развивает. Ведет

Делает нашу жизнь интереснее.

Радость.



В раздел образования