Автор: Татаринова Юлия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: г. Тулун
Наименование материала: мастер-класс
Тема: "Весёлая наука для детей"
Раздел: дошкольное образование
Мастер-класс с педагогами по экспериментированию
"Весёлая наука для детей".
Цель: повысить уровень профессиональной компетентности у
педагогов
по
организации
экспериментально-исследовательской
деятельности с детьми.
Задачи:
- Актуализировать знания педагогов о методе экспериментирования;
- Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в
воспитательно
-
образовательном
процессе
опытно–экспериментальной
деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников.
-Продемонстрировать современные приёмы, формы организации детского
экспериментирования в условиях детского сада и дома.
-Развивать творческие способности участников мастер-класса.
-Активизировать самостоятельную работу.
Участники мастер-класса: педагоги ДОУ, родители.
Содержание
1. Приветствие. Введение в тему.
2. Практическая часть.
3. Рефлексия.
Ход мастер-класса:
1. Приветствие. Введение в тему.
- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы рады вас видеть на своём мастер-
классе: «Весёлая наука». Он будет посвящен опытам, которые можно и
нужно проводить с детьми для всестороннего развития личности каждого
ребёнка.
Мы приветствуем гостей,
Дорогих своих коллег!
Всех знакомых, незнакомых
И серьезных, и веселых!
Вы садитесь тихо как?
Вот так!
А здороваетесь как?
Вот так!
Настроение какое?
Вот такое!
А чтобы у нас всё сегодня получилось, предлагаю создать всем вместе
радостное, цветное настроение. (Опыт «Краски молоке»).
Дети, как и мы любят всё таинственное, загадочное и необычное.
Поэтому опыты просто необходимы, это вызывает любопытство и интерес
детей к познавательной деятельности.
Сегодня мы с вами побудем детьми и отправимся в интересное
путешествие, которое озадачит вас и даст возможность самим убедиться на
практике
в
необычных
свойствах
обычных
предметов,
явлений,
их
взаимодействий между собой, понять причину происходящего и приобрести
тем самым практический опыт.
Наше совместное путешествие в страну простых детских фокусов, опытов
и экспериментов начинается.
Но чтобы нам приступить к нашему необычному путешествию в мир
весёлой науки, давайте скажем, что такое эксперимент. (Участники
отвечают)
Эксперимент -
это
научно
поставленный
опыт
или
наблюдение
исследуемого явления в учитываемых условиях, которые позволяют следить
за ходом явления и воспроизводить его многократно при повторении этих
условий.
- Молодцы! Мы вспомнили понятие «эксперимент» и приступаем к
путешествию.
2. Практическая часть
Сегодня мы хотим в форме сказки показать вам некоторые виды
экспериментирования с разными материалами, а так же как при помощи
совместной деятельности найти ответы на многие детские вопросы.
Вы, наверное, помните лягушонка из произведения С. В. Михалкова
«Упрямый лягушонок». Сегодня мы расскажем вам, что же с ним произошло
дальше. Приглашаем Вас в сказку-действие.
Так как лягушонок был очень любопытным, то захотел вновь
отправиться в путешествие. Но на этот раз он решил далеко от пруда не
уходить, а понаблюдать за красотой этого мира рядом с домом.
Выглянув из пруда, он увидел, что вокруг плавает много загадочных
цветов, которых он раньше не замечал. Это были кувшинки. А так как было
утро и солнышко начало восходить, то лягушонок смог увидеть, как
распускаются эти прекрасные цветы.
Опыт 1. «Волшебные цветы»
Оборудование: цветы из белой бумаги с длинными лепестками, которые
закручены к центру при помощи карандаша, тазик с водой.
Опустите
кувшинки
на
воду.
Что
происходит?
(Лепестки
цветов
«распускаются»). Почему?
Вывод. Бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки
«распускаются».
Вдруг лягушонок увидел, что на поверхности воды, то появлялись, то
исчезали маленькие существа. Оказалось, что это рыбки, которые резвились
на солнышке.
Опыт 2. «Танцующий виноград»
Оборудование: стаканы с минеральной водой, виноградинки.
Наливаем
в
стакан
минеральную
воду,
бросаем
в
него
несколько
виноградинок.
Почему виноград падает на дно стакана? (Он тяжелее воды, поэтому тонет).
Что происходит на дне? Почему виноград всплывает и снова падает? Что
тяжелее и почему?
Вывод. В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и
выталкивают виноградинки; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а
тяжелый виноград снова опускается на дно.
Лягушонок был очень любопытным, и ему очень хотелось посмотреть,
что там под водой.
Опыт 2. «Кто живёт в реке»
Как же рассмотреть, что там под водой?
Предлагаем вам создать увеличительное стекло.
Оборудование: бумажные стаканчики, мелкие предметы, пищевая плёнка,
вода.
На стаканчик натягиваем пищевую плёнку, а внутрь помещаем мелкие
предметы. На плёнку наливаем воду и рассматриваем предметы на дне
стаканчика.
Вывод: мы рассмотрели приём создания увеличительного стекла.
Но тут вдруг подул ветер, на небе появились тучи, и пошел дождь.
Опыт 3 «Волшебный дождь»
Оборудование: стаканы с водой, пена для бритья, пищевые красители.
В емкость с водой нанести пену для бритья. Взять жидкие пищевые
красители и потихоньку вылить на пену. Что происходит?
Прошло немного времени, и дождь закончился, и на небе появилось цветное
коромысло.
Опыт 4 «Радуга»
Оборудование: салфетки (обычные сухие и влажные) — лучше брать
белые, простой карандаш, линейку, ножницы, фломастеры цветов радуги,
стакан с водой.
Сначала нарезаем салфетки полосками 3-4 см шириной. От края
полоски от ступаем 4-5 см, и фломастерами рисуем небольшие точки (или
полоски), располагая цвета друг за другом как на радуге. Теперь полоску
салфетки погружаем в стакан с водой вниз точками, так, чтобы точки воды
не касались.
И наблюдаем, что получается. Радуга поднимается по салфетке вверх!
Вывод: Бумага, также как и растения имеет волокнистое строение. И вот по
этим волокнам (капиллярам растения) вода поднимается вверх. Чем тоньше
волокно, тем выше и быстрее поднимается вода.
Опыт 4«Радуга в стакане»
1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество
сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.
2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды,
лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати,
сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.
3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем краски и
перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й –
синей.
4.Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы
начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше
всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки
стакана.
5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем
зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое
полосатое «желе», яркое и красивое.
Все вокруг лягушонку было интересно и так весело, и он решил
устроить праздник.
Музыкальная пауза.
Опыт 5
«Поющие бокалы»
Бокал необходимо наполнить водой, а потом можно смоченным в воде
пальцем водить по краю бокала. Получается отличное пение бокала! Высота
звука зависит от толщины стенки бокала и количества в нём воды. Чем
тоньше стекло и чем меньше воды, тем звук выше.
Педагоги пробуют извлечь звук.
Лягушонку понравилось познавать этот огромный и интересный
окружающий мир. Но у него еще осталось очень много вопросов. Он
приглашает Вас в музыкальную лабораторию, чтобы показать, как и из чего
можно извлечь звук.
- «Музыкальная лаборатория» может расположиться в музыкальной зоне
группы, где дети будут совершенствовать свои знания и умения, развивать
интеллектуальные и творческие способности.
- А сейчас мы предлагаем опыты химические, где детям предложим уксус,
йод, кислоту и щёлочь, перекись, спички, свечу, горелки.
- Согласны, что все это опасно и поэтому мы хотим познакомить вас с такой
формой работы с детьми – как использование интерактивной доски.
(Демонстрация химических опытов с использованием интерактивной
доски).
1. «Вулкан дома».
2. «Волшебная пена»
3. «Серебряное яйцо»
4. «Взрыв в пакете»
3. Рефлексия. Составление синквейнов.
Чтобы обобщить материал нашего мастер – класса я предлагаю вам
составить синквейн. Синквейн происходит от франц. слова «пять». Это
стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл.
Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к
рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы с вами говорили
нужно представить в 5 строках.
Схема синквейна:
1строка – существительное – ОДНО ключевое слово, определяющее тему и
содержание синквейна;
2строка
-
два
прилагательных
–
описание
темы
в
ДВУХ
словах,
характеризующих данное понятие;
3строка – три глагола - описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ
словами;
4 строка - форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее
суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора;
5 строка – ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное,
через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с
данным понятием.
Пример:
Открытие
Удивительное. Новое
Учит. Развивает. Ведет
Делает нашу жизнь интереснее.
Радость.