Автор: Мельникова Елена Александровна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рабочая программа элективного курса "Трудные случаи грамматики английского языка"
Раздел: среднее образование
Комитет по образованию г. Барнаула
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СОШ №89 с углубленным изучением отдельных предметов»
Рассмотрено на заседании МО:
Протокол № 4
от «27» августа 2019г
Согласовано:
Зам. директора по НМР
«28» августа 2019г
Утверждаю:
Директор школы
«29» августа 2019г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного учебного предмета
«Трудные случаи грамматики английского языка»
(34 часа)
11 класс
Составитель: Мельникова Е.А.,
учитель английского языка
1
Пояснительная записка
Становление глобальной мирохозяйственной системы с присущим ей
усилением межнационального взаимодействия в
социокультурной, политической и деловой сферах предопределяет возрастающее значение владения иностранным языком для ведения
полноценной жизни. Знание английского языка сегодня становится неизбежным условием развития успешной карьеры, достижения высоких
академического и научных степеней, а также просто получения высокого уровня общего образования. Владение иностранным языком, а в
еще большей степени именно английский языком имеет большое прикладное значение. Мы все чаще выезжаем за рубеж и принимаем в
нашей стране все большее число иностранных туристов. Возможность беспрепятственного общения с людьми из других стран открывает
новые горизонты для развития человека. Английский язык, окончательно зарекомендовавший себя в качестве международного языка,
позволяет преодолеть последние препятствия для взаимодействия индивидов из разных точек мира. Все вместе это требует не столько
корректировки, сколько дополнения академических подходов к изучению английского языка программами и методиками, способствующими
развитию навыков и умений в письменной и устной речи.
Предлагаемая программа курса «Трудные случаи английской грамматики» направлена на усовершенствование грамматической
стороны речевой компетентности учащихся 10 -11 классов средней школы с углублённым изучением английского языка. Особое внимание
уделяется прикладной стороне внедрения грамматического материала, которое проходит в тесной связи с развитием основных видов
коммуникации: устной (монологической, диалогической, описательной и т.п.) и письменной (повествовательной, описательной, письма,
суждения и рассуждения и т.п.). Применение данной методики дает дополнительную возможность для развития функционального языка,
«текучести», естественности речи, что является отличительной особенностью коммуникативно-когнитивного подхода в изучении
иностранного языка. В программе соблюдается четкий баланс устных и письменных упражнений для развития основных грамматических
навыков.
Применяемый комплексный подход к изучению грамматики дает высокие результаты при подготовке учащихся к ЕГЭ в 11 классе по
предмету «Английский язык». Ввиду особенности применяемых методик, учащиеся, выполняя грамматические упражнения, одновременно
совершенствуют основные навыки, необходимые для прохождения остальных (помимо заданий на проверку лексико-грамматических
знаний и навыков) частей экзамена: письменная речь и устная часть экзамена.
Благодаря, исчерпывающему изложению теоретического материала в виде таблиц, наличию многочисленных примеров, которые
сопровождаются красочными фотографиями и рисунками, достигается основная цель данного курса - помочь учащимся понять и освоить
грамматические структуры английского языка.
Важно придерживаться следующего принципа: каждая структура должна быть услышана, затем отработана в устной и, наконец,
закреплена в письменной форме. Основанный на использовании красочных визуальных стимулов, курс побуждает учащихся говорить
прежде, чем писать, и дает возможность закреплять знания посредством выполнения множества увлекательных и полезных заданий. Каждый
раздел курса «Трудные случаи английской грамматики» включает:
Наглядное представление грамматической структуры в виде таблиц, презентаций;
Простое и краткое ее объяснение;
2
Специальные упражнения, выполненные в формате экзамена и демонстрирующие, как каждая грамматическая форма связана с
определенным заданием в экзамене;
Примеры из современного бытового английского языка, а также некоторые выражения для более официального употребления;
Упражнения для закрепления новых структур и приобретения навыков употребления корректных и уместных выражений в
повседневных ситуациях;
Специальные устные и письменные увлекательные задания, которые дают возможность достаточно легко и быстро закрепить
изученный материал.
При изучении данного курса используются материалы следующих пособий:
1.
Вирджиния Эванс «English grammar in Use/ Round-Up 6»
2.
М. Вербицкая, М.Манн, С.Тейлор-Ноул «Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку: грамматика и лексика»,
изд-во MACMILLAN, 2013 г.
Использование в изучении английского языка данных пособий представляется целесообразным именно в разрезе решения задач,
стоящих сегодня перед преподавателями средних школ. Цели и задачи настоящих учебных пособий полностью отвечают требованиям
современной системы обучения английскому языку в России, а также требованиям Совета Европы в области преподавания иностранных
языков. Данный курс прекрасно подходит в качестве сопровождающего материала для подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку в 11
классе.
Таким образом, представленную программу курса расширенного изучения грамматики английского языка можно рекомендовать как
хорошее дополнение к основному курсу для занятий английским языком. Система подачи материала и блоки упражнений позволяют решить
те проблемы, которые сегодня существуют в российской системе преподавания иностранных языков в разрезе развития навыков свободного
общения на иностранном языке в стандартных жизненных ситуациях.
Элективный курс «Трудные случаи английской грамматики» рассчитан на 34 часа на весь период обучения в 11 классе. Срок
реализации программы – 1 год.
Новизна данной программы заключается в следующем:
1.
Использование максимально адаптированных к повседневной жизни форм письменной коммуникации, а также тем, по которым
предлагается их отработка;
2.
Активное использование визуального материала, позволяющее быстрое запоминание и воспроизведение правил грамматики
английского языка в выполнении упражнений, направленных на закрепление материала;
Цель и задачи
Основная цель
программы
состоит в формировании учащихся навыка правильного употребления грамматических структур
3
английского языка в различных видах речевой деятельности.
Для достижения данной цели программа ставит следующие задачи:
Предметные задачи:
Начинать, вести/поддерживать и заканчивать различные виды диалогов в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого
этикета;
Расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, формулируя свое мнение, просьбу, а также уметь отвечать на предложение
собеседника согласием или отказом, используя соответствующий лексико-грамматический материал;
Применять правила написания и произношения слов, изученных в основной школе; соблюдать правила ударения в словах и фразах;
Использовать предложения различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное);
Распознавать и употреблять в устной и письменной речи основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний,
реплик-клише речевого этикета);
Знать основные способы словообразования (аффиксации, словосложения, конверсии);
Понимать и использовать явления многозначности слов иностранного языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
Знать и употреблять в устной и письменной речи морфологические формы и синтаксические конструкции английского языка;
уметь употреблять в речи видовременные формы глаголов, модальные глаголы и их эквиваленты, артикли, существительные, степени
сравнения прилагательных и наречий, местоимения, числительные, предлоги;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений и употреблять обороты речи, скрытые образным сближением слов;
Метапредметные задачи
Познакомить учеников с социолингвистическими аспектами формирования тех или иных структур письменной речи в английском
языке (прежде всего, написание письма);
Развить навыки быстрой письменной и устной коммуникации в условиях международного информационного пространства путем
ознакомления с основными устойчивыми словосочетаниями, употребляемыми в устной и письменной речи;
Развить умения планировать свое речевое и неречевое поведение
Развитие коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
Развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации,
обобщение и фиксация информации;
Развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым
словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность
основных фактов;
Умение устанавливать причинно-следственные связи;
Умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на
4
уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы.
Личностные задачи
Формировать осознание важности изучения английского языка как средства общения и познания современного мира;
Воспитывать у учащихся потребность изучения английского языка как средства самореализации и социальной адаптации в
поликультурном и полиэтническом мире в условиях глобализации;
Воспитывать гражданские и патриотические чувства, развивая национальное самосознание и стремление к взаимопониманию между
людьми разных сообществ;
Формировать толерантное отношение к проявлению иной культуры, осознавая значение своей собственной культуры;
Развивать стремление к овладению основами мировой культуры, используя знания английского языка;
Формировать ценности здорового и безопасного образа жизни; обучать правилам индивидуального и коллективного поведения в
чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
Формировать основы экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Формы проведения занятий
Групповые занятия под руководством учителя (обучение в сотрудничестве).
Работа в парах.
Индивидуальные консультации.
Самостоятельная работа.
Формы контроля и подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
(зачет/незачет, без выставления отметок в классный журнал)
Фронтальная и индивидуальная проверка выполненной работы.
Проверочные тестовые задания в конце каждой четверти (зачет/незачет).
Содержание программы
Части речи в английском языке Классификация.
Имя существительное. Грамматические категории имен существительных.(род, число, падеж). Суффиксы и префиксы существительных.
Артикль. Основные случаи употребления артикля. Отсутствие артикля. Употребление артикля в некоторых устойчивых сочетаниях.
5
Имя прилагательное. Суффиксы и префиксы прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Субстантивированные
прилагательные.
Имя числительное. Количественные и порядковые числительные. Употребление числительных.
Наречие. Образование наречий. Степени сравнения наречий. Место наречий в предложении. Употребление наречий.
Местоимение. Личные местоимения. Притяжательные местоимения. Возвратные местоимения. Указательные местоимения. Вопросительные
местоимения. Относительные и союзные местоимения. Неопределенные местоимения. Отрицательные местоимения. Обобщающие
местоимения.
Глагол. Основные формы глагола. Настоящее время (простое, длительное, перфектное, перфектно-длительное). Прошедшее время (простое,
длительное, перфектное, перфектно-длительное ). Будущее время (простое, длительное, перфектное, перфектно-длительное, будущее в
прошедшем).
Страдательный залог. Образование и употребление страдательного залога.
Модальные глаголы.
Наклонение. Повелительное наклонение. Сослагательное наклонение (формы, образование глагольных форм сослагательного наклонения,
употребление глагольных форм сослагательного наклонения, особые случаи).
Неличные формы глагола. Инфинитив. Герундий. Причастия первое и второе.
Предлоги. Предлоги места, движения и направления, времени.
Фразовые глаголы.
Союзы. Сочинительные и подчинительные союзы.
Синтаксис. Простое предложение. Сложное предложение. Типы придаточных предложений.
Прямая и косвенная речь. Перевод прямой речи в косвенную.
Пунктуация. Употребление знаков препинания в письменной речи.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ:
6
- Продуктивное овладение грамматическими явлениями, которые ранее были усвоены рецептивно, и коммуникативно-
ориентированная систематизация грамматического материала, усвоенного в основной школе.
- Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи изученных ранее коммуникативных и структурных типов
предложений; систематизация знаний о сложносочинённых и сложноподчинённых предложениях, в том числе условных предложениях с
разной степенью вероятности: вероятных, маловероятных и невероятных (Conditional I, II, III).
- Формирование навыков распознавания и употребления в речи предложений с конструкцией I wish … (I wish I had my own room.), с
конструкцией so/such + that (I was so busy that forgot to phone my parents.), эмфатических конструкций типа It’s him who …, It’s time you did
sth.
- Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи глаголов в наиболее употребительных временных формах
действительного залога: Present Simple, Future Simple и Past Simple, Present и Past Continuous, Present и Past Perfect; модальных глаголов и их
эквивалентов.
- Знание признаков формирование и навыков распознавания и употребления в речи глаголов в следующих формах действительного
залога: Present Perfect Continuous и Past Perfect Continuous и страдательного залога: Present Simple Passive, Future Simple Passive, Past Simple
Passive, Present Perfect Passive.
- Знание признаков и навыки распознавания при чтении глаголов в Past Perfect Passive и Future Perfect Passive и неличных форм
глагола (Infinitive, Participle I и Gerund) без различения их функций.
- Формирование навыков распознавания и употребления в речи различных грамматических средств для выражения будущего
времени: Simple Future, Present Continuous, to be going to.
- Совершенствование навыков употребления определённого/неопределённого/нулевого артиклей, имён существительных в
единственном и множественном числе (в том числе исключения).
- Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи личных, притяжательных, указательных, неопределённых,
относительных, вопросительных местоимений; прилагательных и наречий, в том числе наречий, выражающих количество (many/much, few/a
few, little/a little); количественных и порядковых числительных.
- Систематизация знаний о функциональной значимости предлогов и совершенствование навыков их употребления: предлоги во
фразах, выражающих направление, время, место действия; о разных средствах связи в тексте для обеспечения его целостности, например
наречий (firstly, finally, at last, in the end, however, etc.).
Учебно-тематическое планирование на 2019-2020 учебный год
№ п/п
Наименование раздела, темы
Всего
часов
Обязательные результаты обучения
1
Части речи в английском языке. Глагол.
5
Систематизация знаний о частях речи в языке вообще и английском языке в
частности.
Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи глаголов
7
в наиболее употребительных временных формах действительного залога и
модальных глаголов.
2
Прямая и косвенная речь.
1
Систематизация знаний о согласовании времен и правилах перевода прямой
речи в косвенную.
3
Страдательный залог.
2
Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи глаголов
в наиболее употребительных временных формах страдательного залога.
Употребление каузативных конструкций.
4
Наклонение.
2
Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи
систематизация знаний об условных предложениях с разной степенью
вероятности (вероятных, маловероятных и невероятных − Conditional I, II,
III).
Формирование навыков употребления и распознавания в речи предложений с
конструкцией I wish… (I wish I had my own room.), конструкцией so/such +
that (I was so busy that I forgot to phone my parents.); эмфатических
конструкций (It’s him who knows what to do. All you need is confidence and
courage.).
5
Неличные формы глагола.
2
Формирование навыков распознавания и употребление в речи неличных
форм глагола: Participle I и Gerund.
6
Фразовые глаголы.
2
Формирование навыков распознавания и употребление в речи фразовых
глаголов, обслуживающих темы, проблемы и ситуации коммуникативного
общения.
7
Имя существительное.
2
Совершенствование навыков образования употребления имён
существительных в единственном и множественном числе, в том числе
исключений.
8
Артикли.
2
Совершенствование навыков употребления определённого, неопределённого,
нулевого артиклей.
9
Имя прилагательное.
2
Совершенствование навыков образования и употребления прилагательных в
положительной, сравнительной и превосходной степенях, в том числе
исключений.
10
Наречие.
1
Совершенствование навыков образования и употребления наречий в
положительной, сравнительной и превосходной степенях, в том числе
исключений; наречий, выражающих количество (much, many, few, little, very),
имеющих пространственно-временные значения (always, sometimes, often,
never, daily, weekly, already, soon, early, here, there);
8
11
Имя числительное.
1
Совершенствование навыков образования и употребления количественных и
порядковых числительных.
12
Местоимение.
2
Совершенствование навыков образования и употребления всех видов
местоимений.
13
Предлоги.
2
Систематизация знаний о функциональной значимости предлогов и
совершенствование навыков их употребления в речи (во фразах,
выражающих направление, время, место действия).
14
Союзы.
1
Систематизация знаний о союзах, как средствах связи в тексте для
обеспечения его целостности.
15
Синтаксис.
1
Совершенствование навыков распознавания и употребления в речи
изученных ранее коммуникативных и структурных типов предложения;
систематизация знаний о сложноподчинённых и сложносочинённых
предложениях.
16
Пунктуация.
1
Овладение навыками правильного использования пунктуации для
оформления письменных высказываний.
17
Повторение изученных ГЯ
5
Контроль навыков усвоения ГЯ («зачет»/ «незачет»)
Итого:
34
Календарно - тематическое планирование 2019-2020 учебный год
Дата
№
урока
Темы
Изучаемый материал/
Тема урока
Кол-
во
час.
Формы и методы работы на уроке
Домашнее
задание
1 четверть
07.09
1
Части речи в
английском языке.
Глагол. – 5 час.
Части речи. Основные формы глагола.
1
Индивидуальная работа с последующей
взаимопроверкой и фронтальной проверкой
Комментирование.
Теория
14.09
2
Настоящие времена.
1
Работа в парах с последующей фронтальной
проверкой. Комментирование.
Теория
21.09
3
Прошедшие времена.
1
Индивидуальная работа с последующей
взаимопроверкой и фронтальной проверкой.
Теория
28.09
4
Способы выражения будущего
времени.
1
Интерактивная фронтальная работа с
элементами лекции.
Теория
05.10
5
Модальные глаголы.
1
Работа в парах с последующей фронтальной
Теория
9
проверкой.
12.10
6
Прямая и косвенная
речь – 1 час
Прямая и косвенная речь.
1
Индивидуальная работа с последующей
фронтальной проверкой.
Теория
19.10
7
Страдательный залог –
2 час.
Страдательный залог.
1
Интерактивная фронтальная работа с
элементами лекции.
Теория
26.10
8
Страдательный залог. Каузативные
конструкции.
1
Работа в парах с последующей фронтальной
проверкой.
Теория
Итого:
8
2 четверть
09.11
1
Повторение изученных
ГЯ – 1 час.
Повторение изученных ГЯ
1
Индивидуальная работа
16.11
2
Наклонение – 2 час.
Наклонение. Повелительное
наклонение.
1
Интерактивная фронтальная работа с
элементами лекции.
Теория
23.11
3
Сослагательное наклонение I, II, II
типа.
1
Индивидуальная работа с последующей
фронтальной проверкой.
Теория
30.11
4
Неличные формы
глагола – 2 час.
Неличные формы глагола. Инфинитив.
1
Работа в парах с последующей фронтальной
проверкой. Комментирование.
Теория
07.12
5
Герундий. Причастия первое и второе.
1
Индивидуальная работа с последующей
фронтальной проверкой.
Теория
14.12
6
Фразовые глаголы – 2
час.
Фразовые глаголы.
1
Интерактивная фронтальная работа с
элементами лекции.
Теория
21.12
7
Фразовые глаголы.
1
Работа в парах с последующей фронтальной
проверкой. Комментирование.
Теория
28.12
8
Повторение изученных
ГЯ - 1 час.
Повторение изученных ГЯ.
1
Индивидуальная работа
Теория
Итого:
8
3 четверть
18.01
1
Имя существительное
- 2 час.
Имя существительное.
1
Интерактивная фронтальная работа с
элементами лекции.
Теория
25.01
2
Множественное число имен
существительных.
1
Работа в парах с последующей фронтальной
проверкой. Комментирование.
Теория
01.02
3
Артикли – 2 час.
Артикли (обзор).
1
Интерактивная фронтальная работа с
элементами лекции.
Теория
08.02
4
Употребление артиклей с именами
собственными.
1
Индивидуальная работа с последующей
фронтальной проверкой.
Теория
10
15.02
5
Имя прилагательное –
2 час.
Имя прилагательное. Степени
сравнения.
1
Интерактивная фронтальная работа с
элементами лекции.
Теория
22.02
6
Субстантивированные прилагательные.
1
Работа в парах с последующей фронтальной
проверкой. Комментирование.
Теория
29.02
7
Наречие – 1 час.
Наречие. Степени сравнения наречий.
1
Интерактивная фронтальная работа с
элементами лекции.
Теория
07.03
8
Имя числительное – 1
час.
Имя числительное. Употребление
числительных.
1
Интерактивная фронтальная работа с
элементами лекции.
Теория
14.03
9
Повторение изученных
ГЯ - 1 час.
Повторение изученных ГЯ.
1
Индивидуальная работа.
21.03
10
Повторение изученных
ГЯ - 1 час.
Повторение изученных ГЯ.
1
Индивидуальная работа.
Теория
Итого:
10
4 четверть
04.04
1
Местоимения – 2 час.
Местоимения. Личные и
притяжательные местоимения.
1
Интерактивная фронтальная работа с
элементами лекции.
Теория
11.04
2
Местоимения вопросительные,
неопределенные, возвратные.
1
Индивидуальная работа с последующей
фронтальной проверкой.
Теория
18.04
3
Предлоги – 2 час.
Предлоги места, движения и
направления, времени.
1
Работа в малых группах с последующей
фронтальной проверкой. Комментирование.
Теория
25.04
4
Устойчивые предложные сочетания.
1
Индивидуальная работа с последующей
фронтальной проверкой.
Теория
02.05
5
Союзы – 1 час.
Сочинительные и подчинительные
союзы.
1
Интерактивная фронтальная работа с
элементами лекции.
Теория
09.05
6
Синтаксис – 1 час.
Типы придаточных предложений.
1
Интерактивная фронтальная работа с
элементами лекции.
Теория
16.05
7
Пунктуация - 1 час.
Употребление знаков препинания в
письменной речи.
1
Интерактивная фронтальная работа с
элементами лекции.
Теория
23.05
8
Повторение изученных
ГЯ – 1 час.
Повторение изученных ГЯ
1
Индивидуальная работа
Итого:
8
Год:
34
Список литературы:
1.
Вирджиния Эванс «English grammar in Use/ Round-Up 6»
2.
М. Вербицкая, М.Манн, С.Тейлор-Ноул «Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку: грамматика и лексика»,
11
изд-во MACMILLAN, 2013 г.
12