Напоминание

Формирование активного словаря у учащихся с ОВЗ на уроках швейного дела


Автор: Репка Светлана Сергеевна
Должность: учитель профильного труда
Учебное заведение: ГКОУ "Магаданский областной центр образования №1"
Населённый пункт: Г. Магадан
Наименование материала: Доклад по саообразованию
Тема: Формирование активного словаря у учащихся с ОВЗ на уроках швейного дела
Раздел: среднее образование





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся

по адаптированным образовательным программам

«Магаданский областной центр образования № 1»

(ГКОУ «МОЦО №1»)

ДОКЛАД

по теме самообразования:

«Формирование активного словаря у учащихся с ОВЗ

на уроках швейного дела».

Подготовила:

Репка С.С.,

учитель профильного труда

г. Магадан, 2020

Формирование активного словаря у учащихся с ОВЗ на уроках швейного

дела.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития детей. Чем богаче и

правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его

возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и

полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.

Речевое

недоразвитие

занимает

значительное

место

в

структуре

интеллектуального дефекта учащихся с ОВЗ. Недостаточно сформированная речь

школьников влияет на становление их социальной адаптации. Одним из

показателей успешной адаптации в обществе является его умение воспринимать и

передавать полученную информацию.

Ученики специальной коррекционной

школы

ограничены в вербальных контактах, не могут общаться с другими

людьми. Задача школы – создать условия для речевого развития учащихся,

которое станет опорой в их дальнейшей социализации. Учителю необходимо

учитывать особенности психического развития детей, что важно для их речевого и

общего развития.

Речь детей с ОВЗ развивается с самого начала на патологической основе.

Отмечается замедленный темп овладения речью и сложность формирования

произношения. Причиной этому является недоразвитие всей психики в целом:

общее моторное недоразвитие, недостаточность координации движения органов

речи, слабое развитие фонематической речи. Наличие дефектов произношения у

школьника с ОВЗ оказывает отрицательное влияние на дальнейшее развитие

мышление

и

речи.

Дефекты

произношения

усугубляют

нарушения

интеллектуального

и

эмоционального

развития

ребенка

влекут

за

собой

неуверенность в своих силах и знаниях, застенчивость, нерешительность, речевую

замкнутость. Проследить недостаточность словарного запаса можно при названии

ими предметов, явлений, последовательности выполняемых действий. Словарный

запас учащихся очень беден. Неумение обобщить предметы по основному

признаку затрудняет понимание таких слов, как «оборудование», «инструмент»,

«материал». Учащиеся могут путать эти понятия.

Поэтому важное место в общей системе речевой работы занимает обогащение

словаря, его закрепление и активизация, так как совершенствование речевого

общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка.

Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем

является важным условием умственного развития, поскольку усвоение словаря

решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий,

развитие содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит

развитие операционной стороны мышления, то есть, овладение лексическим

значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения. Бедность

словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию

ученика. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи

и показателем высокого уровня умственного развития.

Важное место в общей системе речевой работы занимает обогащение словаря,

его закрепление и активизация, так как совершенствование речевого общения

невозможно без расширения словарного запаса учащегося.

В состав пассивного словаря учащегося входит наибольшее количество слов, а

активный словарь намного скуднее. Они могут понимать значение слова, но

никогда не употреблять его по собственной инициативе. Его к этому надо

будировать. Однако в большей степени происходит накопление пассивного

словаря, а переход в активный словарь происходит очень медленно.

Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и

употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет

богатство и культуру речи.

Пассивный словарь – это слова, которые говорящий на данном этапе понимает, но

сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда

относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые

всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышит.

Обогащение словаря непосредственно связано с пониманием учебного

материала, усвоение его и развитие мышления. На каждом уроке трудового

обучения происходит систематическое

постоянное ознакомление учащихся с

новыми терминами, закрепление и уточнение словаря. Закрепление и уточнение

словаря – эта задача понимается, прежде всего, как помочь учащимся в освоении

значения слов, а так же в их запоминании. Прежде всего, в специальном

закреплении нуждаются слова трудные для них. Развитие речи строится по одному

из

важнейших

принципов

обучения,

в

коррекционной

педагогике

последовательность и систематичность. Между частями учебного материала

прослеживается логическая взаимосвязь, Последующий материал опирается на

предыдущий, имеет линейно – концентрическое расположение. Одни и те же

разделы сначала изучаются в элементарном виде, а через некоторое время

значительно шире.

Сложность предмета «Швейное дело» заключается в большом количестве

профессиональной терминологии. Для запоминания нового термина учащиеся

нуждаются в систематическом его повторении. Для его запоминания и прочтения

на доске имеется специальное место для словаря «ЗАПОМНИ!» куда на каждом

уроке вывешиваются слова для запоминания. Для активизации словаря, в рабочей

тетради каждой ученицы отведено место словарю, где всегда можно найти нужное

слово.

На уроках трудового обучения необходимо продолжать развивать устную

диалогическую речь, которую начали развивать педагоги начальных классов на

своих предметах. Диалогическая речь сложна для учащихся коррекционной школы,

так как требует быстрой смены речевой деятельности, поэтому надо действовать в

режиме «вопрос - ответ». Необходимо выполнять одновременно несколько

действий: слушать, понять учителя, подумать над ответом, следить за ходом

мыслей учителя. На вопросы учителя учащиеся отвечают кратко, иногда

неправильно. Если на уроке присутствуют другие педагоги, ученики часто

теряются, сомневаются в правильности ответа и молчат или отвечают невпопад,

хотя на предыдущем уроке хорошо отвечали на вопросы. Поэтому на уроках я

приучаю учащихся внимательно слушать вопрос, а затем из вопроса, составлять

ответ. Например: Вопрос: «Какое изделие вы, шьете?» Ответ: «Мы шьем ночную

сорочку». Вопрос: «Какие детали имеет ночная сорочка?». Ответ: «Ночная сорочка

имеет перед и спинку». Так же приучаю учениц искать подсказки на доске, то есть

в теме урока, в словарных словах. Например: «Какое задание ты выполнял на

уроке?». Если учащаяся затрудняется с ответом, я предлагаю посмотреть на тему

урока, а далее следует ответ: «Я сегодня выполнял обработку вырезе горловины

подкройной обтачкой». Далее: «Какие новые слова вы узнали на уроке?». Если

ученица не может правильно назвать их, у нее есть возможность прочитать их на

доске в графе «Запомни!». Учитель должен помочь выразить свои мысли

побуждающим вопросом, опорными таблицами, стендами. Научить учащихся

пользоваться опорными таблицами.

В моей мастерской, как и у каждого учителя трудового обучения, имеется стенд

«Анализ образца», который находится перед глазами учениц, где есть наводящие

вопросы в соответствии со спецификой предмета: название изделия, назначение

изделия, ткань, детали, машинные швы, виды отделки. «Отчет о выполненной

работе». Рассказать о проделанной работе, значит воспроизвести в уме весь ход

собственной деятельности. Логика и последовательность изготовления изделия или

какого - либо фрагмента изделия должна быть осмысленным в памяти ученика и

тогда рассказ будет полным, соответствовать изготовлению изделия.

Таким

образом формируется монологическая речь учащегося.

Опорные таблицы, словарные слова помогают ученицам справиться с отчетом о

выполненной работе, анализом образца. Назвать новые слова. Если слово

труднопроизносимое для учениц, я пишу его по слогам. Например: тер – мо – ре-

гу- ля – тор, гор – ло ви – на и. так далее. Ученицы прочитывают слово по слогам

несколько раз. Затем я предлагаю прочитать его каждой ученице медленно, а потом

быстро. Затем повторить самостоятельно полным словом.

Дальнейшее формирование этого вида речи происходит при работе над

операционным планом. Ученицы по ПОК карте называет вид операции, затем

закрепляют

табличку

напротив каждого образца. После того, как план на

изготовление составлен, ученицы прочитывают его снова, тем самым повторяя

новые слова и последовательность выполнения задания.

Большую роль в формировании активного словаря на уроках швейного дела

выполняет учебно – методический комплекс.

Учебно – методический комплекс по швейному делу состоит из:

Учебника «Швейное дело» для 5 – 9 классов, автор Картушина Г.Б.,

Мозговая Г.Г..

Рабочая тетрадь «Швейное дело» для 5,6,7 классов. Составитель Мозговая

Г.Г., Картушина Г.Б.

Содержание учебника по швейному делу отражает его название и построено по

принципу от простого к сложному. Такой принцип подачи учебного материала

позволяет учащимся самостоятельно или с помощью учителя найти нужное слово,

пояснение того или иного значения. Познакомиться с изделием, видами швов,

отделкой,

правилами

снятия

мерок,

расчета

и

построения

чертежа.

С

последовательностью обработки той или иной части изделия и выполнения пошива

изделия

полностью.

Печатная

тетрадь

содержит

большое

количество

разнообразных

заданий:

вписать

слова,

правильно

расставить

цифры

последовательности выполнения задания, ответить на вопросы и другое. Например:

Задание. На рисунке подпиши название деталей и срезов ночной сорочки. Далее:

рассмотри рисунок и впиши в пустые кружки цифры от 1 до 8 в соответствии с

правильным порядком выполнения работы по обработке выреза горловины ночной

сорочки подкройной обтачкой и так далее. Но наиболее успешное усвоение

программного

материала

будет

тогда,

когда

кроме

устной

речи

будет

задействована и письменная речь учащихся. Учащимся предлагается не просто

списать операционный план с доски, а найти его в учебнике и записать в тетрадь.

Важное значение в формировании активного словаря учащихся играют и опорные

слова. Эти слова уже известны учащимся, но переход их из пассивного словаря в

активный происходят с трудом. К таким словам относятся профессиональные

термины, определения которых учащиеся должны знать. Например: Тема урока:

«Обработка нижнего шва ночной сорочки швом вподгибку с закрытым срезом».

Перед тем, как ученицы приступят к выполнению задания, я подробно

рассказываю последовательность с применением профессиональной терминологии

и показываю приемы работы на образце. В процессе объяснения и показа приема

работы, я акцентирую внимание учащихся на сложных словах терминологии и

прошу их повторить. В тоже время эти слова закреплены на доске в разделе

«Запомни!».

Таким образом, на уроках швейного дела идет постоянное, систематическое

развитие всех видов речи детей с ОВЗ. Практическая трудовая деятельность

учащихся улучшается, если ей предшествует специальная речевая подготовка. Они

четче представляют содержание и порядок предстоящей работы, ориентируются в

операционном плане, легче отвечают на вопрос «Какое задание ты выполнил?

Какое задание будешь делать сейчас?» Улучшается и сама устная речь учащихся,

отражая их практическую деятельность.

Вывод: На протяжении всего учебного процесса важна роль коррекционных

средств направленных на создание единой системы «речь – действие - речь» у

учащихся коррекционной школы. С развитием речи качественно изменяется и сам

практическая трудовая деятельность, она становится более осознанной, более

мотивированной.

Литература:

1. Дульнев Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. М.:

Просвещение, 1969.

2. Выгодский Л.С. Проблемы обучения и умственного развития в школьном возрасте / Л.С

Выгодский // Избранные психологические исследования . Мышление и речь. Проблемы

психологического развития ребенка. – М.: Изд – во АПН РСФСР, 1956. – 519с.

3. Мирский С. Л. Особенности профессионального обучения во вспомогательной школе. -

М.: Просвещение, 1966.

4. Мирский С. Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной

школе: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1980.

5. Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в

трудовом обучении. - М.: Педагогика, 1990.

6. Мирский С. Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных

школах. // Дефектология. 1986. N1.

7. Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы.

М., «Просвещение», 1969.



В раздел образования