Автор: Гасанова Басират Бадирхановна
Должность: педагог - организатор
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦИ "Эдельвейс" Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: Статья
Тема: «Досуг как средство социализации детей»
Раздел: дополнительное образование
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр детского и юношеского музыкально-хореографического искусства
«Эдельвейс» Приморского района Санкт-Петербурга
«Досуг как средство социализации детей»
Статья
педагога- организатора
Гасановой Басират Бадирхановны
Санкт-Петербург
2020г.
История учит нас тому, что искусство является неотъемлемой частью
человеческой деятельности, что личность человека может полностью
раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участии искусства. В
образовании современного человека наряду с наукой искусство занимает
важное место. Оно помогает формированию его чувств в духе гуманизма и
человеческого
содружества,
развивает
его
творческие
способности.
Театральное искусство как один из наиболее ярких и эмоционально
притягательных видов искусства обращается непосредственно к жизни
человека, к насущным вопросам его бытия и сознания. Это - особый способ
передачи художественно-эстетической информации, и поэтому значение его
в воспитании подрастающего поколения очень велико.
На сегодняшний день процесс становления личности не укладывается в
традиционные
рамки
учебно-воспитательных
учреждений.
Поэтому
происходит усиление роли социально-культурных учреждений, активно
участвующих в процессе организации дополнительного образования детей и
подростков. Одна из ведущих тенденций развития образования связана с
усилением роли досуга в духовной жизни общества и в воспитании
подрастающего поколения.
Исходя из природы досуга как социально – культурного явления в
обществе формировалось и его определение.
Досуг – деятельность в
свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря
которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в
себе
в
основном
те
умения
и
способности,
которые
невозможно
усовершенствовать в сфере трудовой деятельности.
Досуг
является
благоприятной
почвой
для
испытания
детьми,
подростками и юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В
процессе
досуга
ребенку
гораздо
проще
формировать
уважительное
отношение к себе, ведь даже личные недостатки можно преодолеть
посредством
досуговой
активности.
Досуг
в
существенной
степени
2
ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких
качеств, как инициативность, настойчивость, уверенность в себе. Особая
ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку,
подростку, реализовать то лучшее, что в нем есть.
Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности
подростков
в
контактах.
Такие
формы
досуга,
как
самодеятельные
объединения по интересам, массовые праздники – благоприятная сфера для
осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с
другими людьми. Подростки оценивают себя, ориентируясь на социально
принятые критерии и эталоны, ибо самосознание социально по своему
содержанию, по своей сути и невозможно вне процесса общения. Именно в
условиях досуга формируются общности, дающие подросткам и юношеству
возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа.
В сфере досуга подростки более открыты для влияния и воздействия на
них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной
эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.
В процессе коллективного времяпрепровождения происходит упрочение
чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование
трудовой активности, выработка жизненной позиции, освоение норм
поведения в обществе. Иначе говоря, досуг благоприятен для формирования
идеалов и выработки системы ценностных предпочтений.
Досуговое время подрастающего поколения оказывает огромное
влияние
на
познавательную
деятельность
подростков
и
юношества.
Происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания:
расширяется художественный кругозор; постигается процесс технического
творчества; происходит знакомство с историей спорта и так далее; наконец,
осуществляется вооруженность досуговыми видами деятельности.
Одна из важных задач досуга – помочь в выборе профессии. От
первого периода детства до юношеского возраста этот вопрос становится все
актуальней, волнует все возрастные группы подрастающего поколения.
3
Современное дополнительное образование не просто расширяет и
углубляет полученные знания, но прежде всего формирует человека, дает ему
возможность раскрыться, найти себя, попробовать свои силы в разных
областях
творчества,
сделать
жизнь
насыщеннее
и
ярче.
Часто
дополнительное образование дает подростку главные ориентиры в выборе
жизненного
пути,
то
есть
целенаправленно
осуществляет
профориентационную деятельность.
Жизнедеятельность современных подростков и юношества предельно
насыщена, и относительно регламентирована, а потому требует больших
затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне
подростковый
досуг,
осуществляющийся
преимущественно
на
основе
игровой деятельности, помогает снять создавшееся напряжение. Именно в
рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство
утраченных сил, то есть реализуется рекреационная функция.
Более того, заложенное от природы стремление человека к получению
удовольствия
также
преимущественно
реализуется
в
сфере
досуга.
Подростки и юноши получают наслаждение от самых разнообразных
досуговых занятий: игры и победы в ней; узнавание нового и возможность на
этой основе творить.
Таким образом, можно сделать вывод, что главным вкладом культурно-
досуговой деятельности в социализацию личности является вовлечение
индивида в процесс познания культурных ценностей, а также возможность
воздействия учреждений организации досуга на формирование духовно-
нравственного облика личности, ее социальную активность.
4