Напоминание

«Досуг как средство социализации детей»


Автор: Гасанова Басират Бадирхановна
Должность: педагог - организатор
Учебное заведение: ГБУ ДО ЦИ "Эдельвейс" Приморского района
Населённый пункт: Санкт-Петербурга
Наименование материала: Статья
Тема: «Досуг как средство социализации детей»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр детского и юношеского музыкально-хореографического искусства

«Эдельвейс» Приморского района Санкт-Петербурга

«Досуг как средство социализации детей»

Статья

педагога- организатора

Гасановой Басират Бадирхановны

Санкт-Петербург

2020г.

История учит нас тому, что искусство является неотъемлемой частью

человеческой деятельности, что личность человека может полностью

раскрыться и сформироваться лишь при помощи и участии искусства. В

образовании современного человека наряду с наукой искусство занимает

важное место. Оно помогает формированию его чувств в духе гуманизма и

человеческого

содружества,

развивает

его

творческие

способности.

Театральное искусство как один из наиболее ярких и эмоционально

притягательных видов искусства обращается непосредственно к жизни

человека, к насущным вопросам его бытия и сознания. Это - особый способ

передачи художественно-эстетической информации, и поэтому значение его

в воспитании подрастающего поколения очень велико.

На сегодняшний день процесс становления личности не укладывается в

традиционные

рамки

учебно-воспитательных

учреждений.

Поэтому

происходит усиление роли социально-культурных учреждений, активно

участвующих в процессе организации дополнительного образования детей и

подростков. Одна из ведущих тенденций развития образования связана с

усилением роли досуга в духовной жизни общества и в воспитании

подрастающего поколения.

Исходя из природы досуга как социально – культурного явления в

обществе формировалось и его определение.

Досуг – деятельность в

свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря

которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в

себе

в

основном

те

умения

и

способности,

которые

невозможно

усовершенствовать в сфере трудовой деятельности.

Досуг

является

благоприятной

почвой

для

испытания

детьми,

подростками и юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В

процессе

досуга

ребенку

гораздо

проще

формировать

уважительное

отношение к себе, ведь даже личные недостатки можно преодолеть

посредством

досуговой

активности.

Досуг

в

существенной

степени

2

ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких

качеств, как инициативность, настойчивость, уверенность в себе. Особая

ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку,

подростку, реализовать то лучшее, что в нем есть.

Досуг – это зона активного общения, удовлетворяющая потребности

подростков

в

контактах.

Такие

формы

досуга,

как

самодеятельные

объединения по интересам, массовые праздники – благоприятная сфера для

осознания себя, своих качеств, достоинств и недостатков в сравнении с

другими людьми. Подростки оценивают себя, ориентируясь на социально

принятые критерии и эталоны, ибо самосознание социально по своему

содержанию, по своей сути и невозможно вне процесса общения. Именно в

условиях досуга формируются общности, дающие подросткам и юношеству

возможность выступать в самых разнообразных социальных амплуа.

В сфере досуга подростки более открыты для влияния и воздействия на

них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной

эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.

В процессе коллективного времяпрепровождения происходит упрочение

чувства товарищества, возрастание степени консолидации, стимулирование

трудовой активности, выработка жизненной позиции, освоение норм

поведения в обществе. Иначе говоря, досуг благоприятен для формирования

идеалов и выработки системы ценностных предпочтений.

Досуговое время подрастающего поколения оказывает огромное

влияние

на

познавательную

деятельность

подростков

и

юношества.

Происходит узнавание нового в самых разнообразных областях знания:

расширяется художественный кругозор; постигается процесс технического

творчества; происходит знакомство с историей спорта и так далее; наконец,

осуществляется вооруженность досуговыми видами деятельности.

Одна из важных задач досуга – помочь в выборе профессии. От

первого периода детства до юношеского возраста этот вопрос становится все

актуальней, волнует все возрастные группы подрастающего поколения.

3

Современное дополнительное образование не просто расширяет и

углубляет полученные знания, но прежде всего формирует человека, дает ему

возможность раскрыться, найти себя, попробовать свои силы в разных

областях

творчества,

сделать

жизнь

насыщеннее

и

ярче.

Часто

дополнительное образование дает подростку главные ориентиры в выборе

жизненного

пути,

то

есть

целенаправленно

осуществляет

профориентационную деятельность.

Жизнедеятельность современных подростков и юношества предельно

насыщена, и относительно регламентирована, а потому требует больших

затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне

подростковый

досуг,

осуществляющийся

преимущественно

на

основе

игровой деятельности, помогает снять создавшееся напряжение. Именно в

рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство

утраченных сил, то есть реализуется рекреационная функция.

Более того, заложенное от природы стремление человека к получению

удовольствия

также

преимущественно

реализуется

в

сфере

досуга.

Подростки и юноши получают наслаждение от самых разнообразных

досуговых занятий: игры и победы в ней; узнавание нового и возможность на

этой основе творить.

Таким образом, можно сделать вывод, что главным вкладом культурно-

досуговой деятельности в социализацию личности является вовлечение

индивида в процесс познания культурных ценностей, а также возможность

воздействия учреждений организации досуга на формирование духовно-

нравственного облика личности, ее социальную активность.

4



В раздел образования