Напоминание

"Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках химии (из опыта работы учителя химии)"


Автор: Рушанская Екатерина Ивановна
Должность: Учитель химии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №444
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках химии (из опыта работы учителя химии)"
Раздел: среднее образование





Назад




Рушанская Екатерина Ивановна

Учитель химии

ГБОУ СОШ №444 Санкт-Петербурга

Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках химии

(из опыта работы учителя химии)

Задачей современной школы является не только обеспечение высокого уровня образования

учащихся, но и всестороннее развитие их мышления, умений самостоятельно пополнять свои знания.

В процессе изучения предметов естественнонаучного цикла существует много возможностей для

развития умений и навыков, необходимых для исследовательской деятельности. Главная цель

исследовательского обучения - формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески

осваивать новые способы деятельности, активизировать обучение, передать учащимся инициативу в

организации познавательной деятельности.

Функции исследовательской деятельности в обучении:

создание положительной мотивации учения и образования;

развитие интеллектуальной сферы личности;

формирование обще учебных умений и навыков, способствующих развитию личности ребенка:

рефлексивные умения; поисковые умения; навыки оценочной самостоятельности; умения и

навыки работы в сотрудничестве; менеджерские умения и навыки; коммуникативные умения;

презентационные умения и навыки.

Сущность исследовательской деятельности в обучении:

введение общих и частных методов научного исследования в учебный процесс;

актуализация внутри предметных и межпредметных связей;

сотрудничество учителя и учеников.

Условия эффективности данного процесса:

-Ученик должен хотеть проводить исследование.

-Ученик должен суметь это сделать. Для выполнения работы у ученика уже должны быть

сформированы определённые компетентности.

-Ученик должен получить удовлетворение от своей работы.

Наиболее важными

видами исследований учащихся по химии

являются следующие:

Решение качественных химических задач.

Решение химических, физико-химических и химико-технологических проблем.

Поисковая деятельность и написание рефератов.

Самостоятельное прогнозирование и моделирование химических процессов и реакций.

Проектная деятельность.

Возможность применения на уроке исследовательского метода обучения я определяю

следующими критериями:

1.

Наличие базовых знаний учащихся.

2.

Знания, приобретаемые на данном уроке, находятся в зоне ближайшего развития ученика.

3.

Объём новых знаний невелик, так как экономить время на исследовании и торопить учащихся

нежелательно.

4.

У учащихся должен быть навык подобной деятельности.

5.

Учащиеся должны владеть методами научного познания.

На основании изучения уровня познавательного интереса, а также уровня сформированности

исследовательских умений и навыков для приобщения учащихся к исследовательской деятельности я

организую уроки с элементами исследования и уроки-исследования. На уроке с элементами

исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие

исследовательскую деятельность: уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке

умения формулировать цели исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с

источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и т.д.

Я достаточно часто использую учебные задания, требующие от ученика творческой

деятельности. Такие задания направляют учеников к решению проблем, к самостоятельному сбору

материала, к составлению заданий, написанию сочинений и т.д. К ним можно отнести творческие

задания по написанию рефератов, составлению кроссвордов, ребусов, создание электронных

презентаций по определенным темам. Предварительно учащиеся консультируются по правилам

выполнения данной работы, знакомятся с образцами, выполненными другими учениками.

При выполнении практических работ на уроках развиваю комплексное использование

исследовательских умений. Учащиеся могут не только правильно выполнять аналогичные

исследования под руководством учителя, но и планировать работу для проверки самостоятельно

сформулированной гипотезы. Они могут находить рациональный путь исследования проблемы,

которой требует актуализации знаний из различных курсов химии. Умения этого уровня

формируются при выполнении экспериментальных и контрольных работ в ряде тем 9 класса:

«Металлы», «Неметаллы» при выполнении заданий на распознавание веществ.

Наиболее ценным видом творческой деятельности является исследовательская работа,

проведённая учеником самостоятельно. Этот вид исследования встречается в школе достаточно

редко. Причина этого субъективна. Немногие дети имеют способности, а главное желание и время

заниматься творческим исследованием. Задача учителя - выделить школьников, которые проявляют

интерес к предмету, подходят к учителю после урока, чтобы задать интересующие их вопросы,

читают дополнительную литературу. Таких учащихся имеет смысл приобщать к исследовательской

деятельности. Учитель в этом случае выступает в роли консультанта, помогает выбрать объект

исследования, рекомендует литературу и методику исследования, даёт практические рекомендации.

Примерами творческих исследовательских работ, консультантом которых я выступала являются:

«Коррозия металлов», «Белки», «Пищевые добавки».

Исследовательские практикумы являются обязательным компонентом обучения химии.

Выполнение исследовательских практикумов и индивидуальных исследовательских работ по химии

направлено на формирование информационно-коммуникативных компетенций, критичности

мышления. При исследовании состава и качества различных товаров, например, моющих средств,

продуктов питания, газированных напитков и других, учащиеся делают выводы о достоверности

сведений, заявленных в рекламе, подтверждают или опровергают их.

Исследовательская работа активизирует деятельность учащихся, делает восприятие учебного

материала более активным, целостным, эмоциональным и творческим. Исследовательская

деятельность вносит разнообразие в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание,

сообразительность, самостоятельность, повышает интерес к предмету

Опыт показывает, что целенаправленная и систематическая работа по формированию

исследовательских умений учащихся способствует: усилению мотивации учебной деятельности;

изменению качества учебного процесса в связи с использованием технологий научно-

исследовательской деятельности (содружества); повышению интереса учащихся к химии; развитие

самостоятельности в деятельности по приобретению знаний; интеллектуальному росту

обучающихся.



В раздел образования