Автор: Рушанская Екатерина Ивановна
Должность: Учитель химии
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №444
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках химии (из опыта работы учителя химии)"
Раздел: среднее образование
Рушанская Екатерина Ивановна
Учитель химии
ГБОУ СОШ №444 Санкт-Петербурга
Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках химии
(из опыта работы учителя химии)
Задачей современной школы является не только обеспечение высокого уровня образования
учащихся, но и всестороннее развитие их мышления, умений самостоятельно пополнять свои знания.
В процессе изучения предметов естественнонаучного цикла существует много возможностей для
развития умений и навыков, необходимых для исследовательской деятельности. Главная цель
исследовательского обучения - формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески
осваивать новые способы деятельности, активизировать обучение, передать учащимся инициативу в
организации познавательной деятельности.
Функции исследовательской деятельности в обучении:
создание положительной мотивации учения и образования;
развитие интеллектуальной сферы личности;
формирование обще учебных умений и навыков, способствующих развитию личности ребенка:
рефлексивные умения; поисковые умения; навыки оценочной самостоятельности; умения и
навыки работы в сотрудничестве; менеджерские умения и навыки; коммуникативные умения;
презентационные умения и навыки.
Сущность исследовательской деятельности в обучении:
введение общих и частных методов научного исследования в учебный процесс;
актуализация внутри предметных и межпредметных связей;
сотрудничество учителя и учеников.
Условия эффективности данного процесса:
-Ученик должен хотеть проводить исследование.
-Ученик должен суметь это сделать. Для выполнения работы у ученика уже должны быть
сформированы определённые компетентности.
-Ученик должен получить удовлетворение от своей работы.
Наиболее важными
видами исследований учащихся по химии
являются следующие:
Решение качественных химических задач.
Решение химических, физико-химических и химико-технологических проблем.
Поисковая деятельность и написание рефератов.
Самостоятельное прогнозирование и моделирование химических процессов и реакций.
Проектная деятельность.
Возможность применения на уроке исследовательского метода обучения я определяю
следующими критериями:
1.
Наличие базовых знаний учащихся.
2.
Знания, приобретаемые на данном уроке, находятся в зоне ближайшего развития ученика.
3.
Объём новых знаний невелик, так как экономить время на исследовании и торопить учащихся
нежелательно.
4.
У учащихся должен быть навык подобной деятельности.
5.
Учащиеся должны владеть методами научного познания.
На основании изучения уровня познавательного интереса, а также уровня сформированности
исследовательских умений и навыков для приобщения учащихся к исследовательской деятельности я
организую уроки с элементами исследования и уроки-исследования. На уроке с элементами
исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие
исследовательскую деятельность: уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке
умения формулировать цели исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с
источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и т.д.
Я достаточно часто использую учебные задания, требующие от ученика творческой
деятельности. Такие задания направляют учеников к решению проблем, к самостоятельному сбору
материала, к составлению заданий, написанию сочинений и т.д. К ним можно отнести творческие
задания по написанию рефератов, составлению кроссвордов, ребусов, создание электронных
презентаций по определенным темам. Предварительно учащиеся консультируются по правилам
выполнения данной работы, знакомятся с образцами, выполненными другими учениками.
При выполнении практических работ на уроках развиваю комплексное использование
исследовательских умений. Учащиеся могут не только правильно выполнять аналогичные
исследования под руководством учителя, но и планировать работу для проверки самостоятельно
сформулированной гипотезы. Они могут находить рациональный путь исследования проблемы,
которой требует актуализации знаний из различных курсов химии. Умения этого уровня
формируются при выполнении экспериментальных и контрольных работ в ряде тем 9 класса:
«Металлы», «Неметаллы» при выполнении заданий на распознавание веществ.
Наиболее ценным видом творческой деятельности является исследовательская работа,
проведённая учеником самостоятельно. Этот вид исследования встречается в школе достаточно
редко. Причина этого субъективна. Немногие дети имеют способности, а главное желание и время
заниматься творческим исследованием. Задача учителя - выделить школьников, которые проявляют
интерес к предмету, подходят к учителю после урока, чтобы задать интересующие их вопросы,
читают дополнительную литературу. Таких учащихся имеет смысл приобщать к исследовательской
деятельности. Учитель в этом случае выступает в роли консультанта, помогает выбрать объект
исследования, рекомендует литературу и методику исследования, даёт практические рекомендации.
Примерами творческих исследовательских работ, консультантом которых я выступала являются:
«Коррозия металлов», «Белки», «Пищевые добавки».
Исследовательские практикумы являются обязательным компонентом обучения химии.
Выполнение исследовательских практикумов и индивидуальных исследовательских работ по химии
направлено на формирование информационно-коммуникативных компетенций, критичности
мышления. При исследовании состава и качества различных товаров, например, моющих средств,
продуктов питания, газированных напитков и других, учащиеся делают выводы о достоверности
сведений, заявленных в рекламе, подтверждают или опровергают их.
Исследовательская работа активизирует деятельность учащихся, делает восприятие учебного
материала более активным, целостным, эмоциональным и творческим. Исследовательская
деятельность вносит разнообразие в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание,
сообразительность, самостоятельность, повышает интерес к предмету
Опыт показывает, что целенаправленная и систематическая работа по формированию
исследовательских умений учащихся способствует: усилению мотивации учебной деятельности;
изменению качества учебного процесса в связи с использованием технологий научно-
исследовательской деятельности (содружества); повышению интереса учащихся к химии; развитие
самостоятельности в деятельности по приобретению знаний; интеллектуальному росту
обучающихся.