Автор: Коновалова Татьяна Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: ГАУДО ОЦДОД
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область - Кузбасс
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие потенциала человека в дополнительном образовании"
Раздел: дополнительное образование
Раскрытие потенциала человека в дополнительном образовании.
Т.Н. Коновалова
методист
ГАУДО ОЦДОД
Данный материал содержит опыт организации воспитательно-образовательного процесса в
Образцовом детском коллективе Кузбасса студии народного пения «Забава» в условиях
учреждения дополнительного образования. При формировании эстетического сознания детей
должны
стать
художественные
ценности
традиционной
национальной
культуры
народа,
источником и фундаментом которого является фольклор. Очень важно возродить преемственность
поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях
старшего поколения. На учебных занятиях проводится идея комплексного подхода в развитии
детей – соединение народного вокала, хореографии, игры на фольклорных музыкальных
инструментах, истории костюма и необходимости психолого-педагогического изучения каждого
ребенка.
Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей»,
«звонкими живыми летописями». В художественно-эстетическом образовании и воспитании
учащегося значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к
народной песенной культуре.
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не
случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис
воспитания подрастающего поколения.
Нарушились традиции,
порвались нити,
которые
связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность
поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях
старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном
процессе ведет к бездуховности. Поэтому главной задачей здесь выступает обогащение детей
знаниями о народном музыкальном фольклоре. Основой при формировании эстетического
сознания детей должны стать художественные ценности традиционной национальной культуры
народа, источником и фундаментом которого является фольклор.
Фольклор – источник знаний о действительности, о человеке и средство формирования
важнейших народных понятий о добре и зле, средство познания родного языка, родной речи через
лучшие образцы народной песни. Фольклор формирует национальное мировоззрение, учит детей
видеть мир глазами своего народа. Существенную роль в этом играет деятельность творческого
коллектива, где проходят теоретические и практические занятия. Работа студии ведется по пяти
общеобразовательным общеразвивающим программам, которые решают следующие задачи:
1.
Воспитать у обучающихся доброжелательность и уважение друг к другу;
2.
Развить у воспитанников интерес, уважение и любовь к русской истории, культуре,
обычаям и традициям;
3.
Ознакомить воспитанников с основными русскими обрядами, праздниками, жанрами
русской народной песни и знаменитыми народными исполнителями;
4.
Способствовать овладению детьми навыками ансамблевого пения;
5.
Развить навыки сольного исполнительства у особо одаренных детей;
6.
Выработать у воспитанников навыки исполнения элементов русского народного
танца;
7.
Научить детей элементарной игре на русских народных инструментах;
8.
Ознакомить воспитанников с народным костюмом, бытовавшим в разных регионах
России;
9.
Воспитать у детей эстетический вкус, исполнительскую культуру и культуру
восприятия музыкальных произведений, умение работать в коллективе, настойчивость и
целеустремлённость в преодолении трудностей учебного процесса, ответственность за творческий
результат.
Реализация этих программ проходит в процессе работы Образцового детского коллективе
Кузбасса студии народного пения «Забава», где проходят теоретические и практические занятия.
На занятиях проводится идея комплексного подхода в развитии детей – соединение народного
вокала, хореографии, игры на фольклорных музыкальных инструментах, истории костюма и
необходимости психолого-педагогического изучения каждого ребенка. И в плане общения в
коллективе, бережное отношение к каждому ребенку.
Процесс обучения осуществляется в согласии с основными дидактическими принципами
педагогики: учета склонностей, индивидуальных способностей, учета возрастных особенностей
ребенка. Цель педагогов, работающих в студии создать условия для развития и реализации
творческого потенциала учащихся в области народной музыкальной культуры и прикладного
творчества.
Важнейшей задачей является развитие творческой личности, знающей свою культуру. В
программах предусмотрены различные виды деятельности: игра, беседа, прослушивание музыки,
пение, работа с музыкально-шумовыми инструментами, разучивание основ народного танца,
театрализация игровых песен, работа над выразительностью речи, посещение выставок, музеев,
участие в концертной деятельности ОЦДОД с целью пропаганды народного творчества.
Обучение строится по направлениям:
1. Вокально-хоровое обучение.
2. Русские народные инструменты фольклорной традиции.
3. Хореография, обучение основам народного танца.
4. Изучение традиций и обрядов русского народа.
Такая работа позволяет развить индивидуальные творческие способности воспитанников,
накопить опыт в процессе восприятия традиционных музыкальных форм, развить полученные
знания и приобретенные исполнительские навыки, научиться анализировать и понимать
органическую целостность народной культуры, оценивать ее значение в выработке своих
жизненных ориентиров в современной действительности.
Возрастные особенности детей, таковы, что игра остается одним из любимейших видов
деятельности. Во время игры используются такие методы обучения:
1. Упражнения по приобретению навыков самостоятельных действий в пении.
2. Упражнения в самостоятельном подборе вариантов игр, танцевальных движений.
3. Творческие задания как метод развития песенного, музыкально-игрового творчества.
Предпочтительно использовать народные игры с пением и движением. Эти игры развивают
интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого
плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру
русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются учащиеся. В народных
играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку,
знакомятся с малыми жанрами народного творчества.
Игровая деятельность на занятии позволяет решать следующие задачи:
1. Развитие творческой индивидуальности.
2. Эмоциональное развитие.
3. Воспитание эстетических, патриотических чувств.
4. Развитие музыкальных способностей.
5. Развитие духовной сферы.
6. Развитие самостоятельности, физическое развитие.
7. Развитие умения общаться и взаимодействовать.
Для развития детского голоса используются различные упражнения, в том числе
скороговорки на звуках примарной зоны с движениями, притопами и прихлопами. Проводится
артикуляционная гимнастика по системе Емельянова для подвижного языка, губ, щек, нёба.
Благодаря этим упражнениям у учащихся последующих годов обучения наблюдается правильное
формирование певческих навыков, что сказывается на качестве пения. На первом году обучения
происходит овладение элементарными действиями техники пения. На последующих годах –
развития действий, стабилизация.
Из педагогического опыта известно, что: «Процесс формирования певческих навыков
зависит от индивидуальных особенностей детей, от певческой подготовки, с которой они пришли
в детский певческий коллектив, что влияет на характер становления навыков и качество
результатов обучения. На первом году обучения происходит формирования певческих навыков.
На втором и последующих годах обучения певческие навыки приобретают относительную
устойчивость в чистоте интонирования, в способе звукообразования. Можно отметить, что
степень развития музыкального слуха (мелодического) оказывает влияние на качество тембра
голоса, способ звукообразования. На качество тембра влияет и навык дыхания. Правильное
дыхание способствует чистоте интонирования»
На занятиях используется комплекс упражнений для постановки дыхания. Упражнения
показывает педагог, это взаимодействие, которое помогает освоить необходимые певческие
навыки: «пушинки» - легкий выдох, будто сдуваем пушинку; «муха» или «пчела» - резкий выдох.
Эти упражнения основные, они способствуют умению управлять своим дыханием. «Маленький
хомячок» - надуть щеки, разомкнуть зубы и быстро перекатывать воздух; «трунюшки» - с силой
выдыхаем воздух, копируя отфыркивание лошадей, а также другие упражнения для дыхания. Эти
упражнения для освобождения нижней челюсти.
Процесс формирования певческого голоса труден, т.к. младшие школьники еще не умеют
анализировать поставленную задачу в целом. Но при правильном воспитании их певческая
деятельность
принимает
особый
характер
управляемый,
целенаправленный.
Наиболее
рациональным способом развития памяти является запоминание и частое повторение небольших
заданий, и постепенное их усложнение. Формирование певческих навыков строится на развитии
образного мышления, способности общения. Этот процесс протекает интереснее, если дети
осознают свои ошибки и умеют отличать «хороший» результат от «плохого». С этой целью после
каждого концертного выступления происходит анализ ошибок, почему они были допущены и как
избежать их в будущем. В течение учебного года проводилась диагностика результатов развития
певческого голоса:
у детей сформировалось представление об этнокультурной картине мира,
народных традиций и обрядов;
развивается понимание народной этики и ее роли;
сформировался
более
высокий
уровень
культуры
поведения
и
самореализации на празднике;
выступая с концертными номерами, пропагандируют народное творчество,
лучшие образцы народно-певческой культуры своего края, испытывая чувство уважения и
гордости к искусству своего народа.
Занятия коллектива проходят в Областном центре дополнительного образования детей, что
оказывает огромное влияние на формирование ценностно-ориентационной сферы детей,
являющейся одной из составляющих результата образования.
Приобщение к народному творчеству идет через многие сферы деятельности ОЦДОД:
творческие объединения художественно – эстетической
направленности;
концертные программы;
семейные праздники;
конкурсы и фестивали искусств.
За время обучения учащиеся принимали участие в фестивалях и конкурсах различного
уровня, в которых были достигнуты высокие результаты.
Благотворно влияют на работу Образцового детского коллектива Кузбасса студии
народного пения «Забава» конкурсы и фестивали искусств, профильные смены по фольклору,
открытые выставки детского творчества, где встречаются дети, занятые одним видом творчества,
могут посмотреть творчество других детских коллективов, и почувствовать, что они занимаются
значимым делом. В них укрепляется чувство гордости за свое творчество.
В процессе взаимодействия с педагогом ребенок имеет возможность достигнуть уровня
творческой индивидуальной и коллективной деятельности, воспитать в себе трудолюбие, быть
готовым к постоянной работе, а также привитие доброжелательности и уважения друг к другу.
Особенность взаимодействия в коллективе заключается в том, что оно процесс творческий,
обращенный к эмоциям, внутреннему миру. Педагог направляет действия на решение конкретных
проблем, учитывает интересы детей, пытается создать максимально благоприятную обстановку,
при которой детям было бы интересно работать.
В результате успешного обучения в Образцовом детском коллективе Кузбасса студии
народного пения «Забава» выпускник – это личность, способная оценить и воспроизвести
комплекс традиций, составляющий русскую этническую культуру, музыкально – творческие
способности которой могут реализоваться в применении полученных знаний и навыков, в
дальнейшем обучении.