Напоминание

"Развитие потенциала человека в дополнительном образовании"


Автор: Коновалова Татьяна Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: ГАУДО ОЦДОД
Населённый пункт: город Кемерово, Кемеровская область - Кузбасс
Наименование материала: Статья
Тема: "Развитие потенциала человека в дополнительном образовании"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Раскрытие потенциала человека в дополнительном образовании.

Т.Н. Коновалова

методист

ГАУДО ОЦДОД

Данный материал содержит опыт организации воспитательно-образовательного процесса в

Образцовом детском коллективе Кузбасса студии народного пения «Забава» в условиях

учреждения дополнительного образования. При формировании эстетического сознания детей

должны

стать

художественные

ценности

традиционной

национальной

культуры

народа,

источником и фундаментом которого является фольклор. Очень важно возродить преемственность

поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях

старшего поколения. На учебных занятиях проводится идея комплексного подхода в развитии

детей – соединение народного вокала, хореографии, игры на фольклорных музыкальных

инструментах, истории костюма и необходимости психолого-педагогического изучения каждого

ребенка.

Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей»,

«звонкими живыми летописями». В художественно-эстетическом образовании и воспитании

учащегося значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к

народной песенной культуре.

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не

случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис

воспитания подрастающего поколения.

Нарушились традиции,

порвались нити,

которые

связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность

поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях

старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном

процессе ведет к бездуховности. Поэтому главной задачей здесь выступает обогащение детей

знаниями о народном музыкальном фольклоре. Основой при формировании эстетического

сознания детей должны стать художественные ценности традиционной национальной культуры

народа, источником и фундаментом которого является фольклор.

Фольклор – источник знаний о действительности, о человеке и средство формирования

важнейших народных понятий о добре и зле, средство познания родного языка, родной речи через

лучшие образцы народной песни. Фольклор формирует национальное мировоззрение, учит детей

видеть мир глазами своего народа. Существенную роль в этом играет деятельность творческого

коллектива, где проходят теоретические и практические занятия. Работа студии ведется по пяти

общеобразовательным общеразвивающим программам, которые решают следующие задачи:

1.

Воспитать у обучающихся доброжелательность и уважение друг к другу;

2.

Развить у воспитанников интерес, уважение и любовь к русской истории, культуре,

обычаям и традициям;

3.

Ознакомить воспитанников с основными русскими обрядами, праздниками, жанрами

русской народной песни и знаменитыми народными исполнителями;

4.

Способствовать овладению детьми навыками ансамблевого пения;

5.

Развить навыки сольного исполнительства у особо одаренных детей;

6.

Выработать у воспитанников навыки исполнения элементов русского народного

танца;

7.

Научить детей элементарной игре на русских народных инструментах;

8.

Ознакомить воспитанников с народным костюмом, бытовавшим в разных регионах

России;

9.

Воспитать у детей эстетический вкус, исполнительскую культуру и культуру

восприятия музыкальных произведений, умение работать в коллективе, настойчивость и

целеустремлённость в преодолении трудностей учебного процесса, ответственность за творческий

результат.

Реализация этих программ проходит в процессе работы Образцового детского коллективе

Кузбасса студии народного пения «Забава», где проходят теоретические и практические занятия.

На занятиях проводится идея комплексного подхода в развитии детей – соединение народного

вокала, хореографии, игры на фольклорных музыкальных инструментах, истории костюма и

необходимости психолого-педагогического изучения каждого ребенка. И в плане общения в

коллективе, бережное отношение к каждому ребенку.

Процесс обучения осуществляется в согласии с основными дидактическими принципами

педагогики: учета склонностей, индивидуальных способностей, учета возрастных особенностей

ребенка. Цель педагогов, работающих в студии создать условия для развития и реализации

творческого потенциала учащихся в области народной музыкальной культуры и прикладного

творчества.

Важнейшей задачей является развитие творческой личности, знающей свою культуру. В

программах предусмотрены различные виды деятельности: игра, беседа, прослушивание музыки,

пение, работа с музыкально-шумовыми инструментами, разучивание основ народного танца,

театрализация игровых песен, работа над выразительностью речи, посещение выставок, музеев,

участие в концертной деятельности ОЦДОД с целью пропаганды народного творчества.

Обучение строится по направлениям:

1. Вокально-хоровое обучение.

2. Русские народные инструменты фольклорной традиции.

3. Хореография, обучение основам народного танца.

4. Изучение традиций и обрядов русского народа.

Такая работа позволяет развить индивидуальные творческие способности воспитанников,

накопить опыт в процессе восприятия традиционных музыкальных форм, развить полученные

знания и приобретенные исполнительские навыки, научиться анализировать и понимать

органическую целостность народной культуры, оценивать ее значение в выработке своих

жизненных ориентиров в современной действительности.

Возрастные особенности детей, таковы, что игра остается одним из любимейших видов

деятельности. Во время игры используются такие методы обучения:

1. Упражнения по приобретению навыков самостоятельных действий в пении.

2. Упражнения в самостоятельном подборе вариантов игр, танцевальных движений.

3. Творческие задания как метод развития песенного, музыкально-игрового творчества.

Предпочтительно использовать народные игры с пением и движением. Эти игры развивают

интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого

плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру

русская народная песня входит в быт семьи, в которой воспитываются учащиеся. В народных

играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку,

знакомятся с малыми жанрами народного творчества.

Игровая деятельность на занятии позволяет решать следующие задачи:

1. Развитие творческой индивидуальности.

2. Эмоциональное развитие.

3. Воспитание эстетических, патриотических чувств.

4. Развитие музыкальных способностей.

5. Развитие духовной сферы.

6. Развитие самостоятельности, физическое развитие.

7. Развитие умения общаться и взаимодействовать.

Для развития детского голоса используются различные упражнения, в том числе

скороговорки на звуках примарной зоны с движениями, притопами и прихлопами. Проводится

артикуляционная гимнастика по системе Емельянова для подвижного языка, губ, щек, нёба.

Благодаря этим упражнениям у учащихся последующих годов обучения наблюдается правильное

формирование певческих навыков, что сказывается на качестве пения. На первом году обучения

происходит овладение элементарными действиями техники пения. На последующих годах –

развития действий, стабилизация.

Из педагогического опыта известно, что: «Процесс формирования певческих навыков

зависит от индивидуальных особенностей детей, от певческой подготовки, с которой они пришли

в детский певческий коллектив, что влияет на характер становления навыков и качество

результатов обучения. На первом году обучения происходит формирования певческих навыков.

На втором и последующих годах обучения певческие навыки приобретают относительную

устойчивость в чистоте интонирования, в способе звукообразования. Можно отметить, что

степень развития музыкального слуха (мелодического) оказывает влияние на качество тембра

голоса, способ звукообразования. На качество тембра влияет и навык дыхания. Правильное

дыхание способствует чистоте интонирования»

На занятиях используется комплекс упражнений для постановки дыхания. Упражнения

показывает педагог, это взаимодействие, которое помогает освоить необходимые певческие

навыки: «пушинки» - легкий выдох, будто сдуваем пушинку; «муха» или «пчела» - резкий выдох.

Эти упражнения основные, они способствуют умению управлять своим дыханием. «Маленький

хомячок» - надуть щеки, разомкнуть зубы и быстро перекатывать воздух; «трунюшки» - с силой

выдыхаем воздух, копируя отфыркивание лошадей, а также другие упражнения для дыхания. Эти

упражнения для освобождения нижней челюсти.

Процесс формирования певческого голоса труден, т.к. младшие школьники еще не умеют

анализировать поставленную задачу в целом. Но при правильном воспитании их певческая

деятельность

принимает

особый

характер

управляемый,

целенаправленный.

Наиболее

рациональным способом развития памяти является запоминание и частое повторение небольших

заданий, и постепенное их усложнение. Формирование певческих навыков строится на развитии

образного мышления, способности общения. Этот процесс протекает интереснее, если дети

осознают свои ошибки и умеют отличать «хороший» результат от «плохого». С этой целью после

каждого концертного выступления происходит анализ ошибок, почему они были допущены и как

избежать их в будущем. В течение учебного года проводилась диагностика результатов развития

певческого голоса:

у детей сформировалось представление об этнокультурной картине мира,

народных традиций и обрядов;

развивается понимание народной этики и ее роли;

сформировался

более

высокий

уровень

культуры

поведения

и

самореализации на празднике;

выступая с концертными номерами, пропагандируют народное творчество,

лучшие образцы народно-певческой культуры своего края, испытывая чувство уважения и

гордости к искусству своего народа.

Занятия коллектива проходят в Областном центре дополнительного образования детей, что

оказывает огромное влияние на формирование ценностно-ориентационной сферы детей,

являющейся одной из составляющих результата образования.

Приобщение к народному творчеству идет через многие сферы деятельности ОЦДОД:

творческие объединения художественно – эстетической

направленности;

концертные программы;

семейные праздники;

конкурсы и фестивали искусств.

За время обучения учащиеся принимали участие в фестивалях и конкурсах различного

уровня, в которых были достигнуты высокие результаты.

Благотворно влияют на работу Образцового детского коллектива Кузбасса студии

народного пения «Забава» конкурсы и фестивали искусств, профильные смены по фольклору,

открытые выставки детского творчества, где встречаются дети, занятые одним видом творчества,

могут посмотреть творчество других детских коллективов, и почувствовать, что они занимаются

значимым делом. В них укрепляется чувство гордости за свое творчество.

В процессе взаимодействия с педагогом ребенок имеет возможность достигнуть уровня

творческой индивидуальной и коллективной деятельности, воспитать в себе трудолюбие, быть

готовым к постоянной работе, а также привитие доброжелательности и уважения друг к другу.

Особенность взаимодействия в коллективе заключается в том, что оно процесс творческий,

обращенный к эмоциям, внутреннему миру. Педагог направляет действия на решение конкретных

проблем, учитывает интересы детей, пытается создать максимально благоприятную обстановку,

при которой детям было бы интересно работать.

В результате успешного обучения в Образцовом детском коллективе Кузбасса студии

народного пения «Забава» выпускник – это личность, способная оценить и воспроизвести

комплекс традиций, составляющий русскую этническую культуру, музыкально – творческие

способности которой могут реализоваться в применении полученных знаний и навыков, в

дальнейшем обучении.



В раздел образования