Напоминание

Родительское собрание "Портфолио ученика начальных классов"


Автор: Егорова Ирина Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ НОШ №6
Населённый пункт: Хабаровск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Родительское собрание "Портфолио ученика начальных классов"
Раздел: начальное образование





Назад





ученика начальной школы

МАОУ НОШ «ОТКРЫТИЕ»

г. Хабаровск

Егорова Ирина Михайловна

Девиз работы с портфолио Девиз работы с портфолио ученика начальной школы: ученика начальной школы:

Основной смысл портфеля

Основной смысл портфеля

достижений

достижений



– «показать все, на

что ты способен».

Смещение акцента с того,

Смещение акцента с того,

что

учащийся

не

знает

и

не

умеет, на то, что он знает и

у м е е т

п о

д а н н о й

т е м е

и

данному предмету


"У каждого ученика будет "портфолио", то

есть

индивидуальный

"портфель"

о б р а з о в а т е л ь н ы х

д о с т и ж е н и й

-

результаты

районных,

о бл а с т н ы х

олимпиад, интересные самостоятельные

проекты и творческие работы. Это очень

важно

при

определении

готовности

школьника к углубленному изучению ряда

предметов"





Создание ситуации успеха для каждого ученика,

повышение

с амооценки

и

уверенности

в

собственных возможностях.



Максимальное

раскрытие

индивидуальных

способностей каждого ребенка, создание условий

для

его

самореализации

и

самоактуализации

в

различных

областях

школьной

и

внешкольной

жизни.

► Развитие познавательных интересов учащихся

и формирование готовности к самостоятельному



познанию.



Формирование

установки

на

творческую деятельность , развитие

мотивации

дальнейшего

творческого

роста;




Приобретение

навыков

саморефлексии,

ф о р м и р о в а н и е

у м е н и я

а н а л и з и р о в а т ь

собственные интересы, склонности, потребности и

соотносить их с имеющимися возможностями («я

реальный», «я идеальный»);


ученику

ученику

учителю

учителю
 Формировать Формировать навык навык самоконтроля и самоконтроля и самооценки самооценки  Видеть своё Видеть своё продвижение продвижение   Наглядно видеть процесс Наглядно видеть процесс формирования предметного формирования предметного знания у детей, обеспечивать знания у детей, обеспечивать своевременную и своевременную и целенаправленную целенаправленную коррекцию коррекцию   Сделать отметку Сделать отметку содержательной и для содержательной и для ученика и для родителей ученика и для родителей   Сделать оценку работы Сделать оценку работы оптимистичной оптимистичной

Материал портфолио собирается не один

год, а в течение всего периода обучения.

Портфолио является формой аутентичного

оценивания образовательных результатов

по продукту, созданному учащимся в ходе

учебной, творческой, социальной и других

видов

деятельности.

Таким

образом,

портфолио соответствует целям, задачам и

и д е о л о г и и

п р а к т и к о -

ориентированного обучения.


Как правило, для создания портфолио требуется

Как правило, для создания портфолио требуется

папка

"на

кольцах"

(обычная

или

архивная),

папка

"на

кольцах"

(обычная

или

архивная),

которая

наполнена

файлами

с

перфорацией.

которая

наполнена

файлами

с

перфорацией.

Желательно приобрести разноформатные файлы

Желательно приобрести разноформатные файлы

для хранения документов или работ формата А4,

для хранения документов или работ формата А4,

А5

и

А3.

Дополнительно

можно

вложить

А5

и

А3.

Дополнительно

можно

вложить

разделители,

которые

помогут

структурировать

разделители,

которые

помогут

структурировать

папку по разделам.

папку по разделам.


Жестких требований (государственного образца) на

Жестких требований (государственного образца) на

данный момент не существует. И это радует! Ведь

данный момент не существует. И это радует! Ведь

работа

над

портфолио

-

хорошая

возможность

работа

над

портфолио

-

хорошая

возможность

проявить себя, подойти

творчески к этой задаче,

проявить себя, подойти

творчески к этой задаче,

п р и д у м а т ь

ч т о - т о

с в о е ,

о р и г и н а л ь н о е .

п р и д у м а т ь

ч т о - т о

с в о е ,

о р и г и н а л ь н о е .

Единственное, чего стоит опасаться, так это того,

Единственное, чего стоит опасаться, так это того,

чтобы

портфолио

ученика

начальной

школы

не

чтобы

портфолио

ученика

начальной

школы

не

назывался

"Портфель

моих

достижений"

("Мои

назывался

"Портфель

моих

достижений"

("Мои

достижения"

и

т.п.)

и

чтобы

не

выводился

на

достижения"

и

т.п.)

и

чтобы

не

выводился

на

передний

план

раздел,

документально

передний

план

раздел,

документально

подтверждающий эти достижения

подтверждающий эти достижения

(всевозможные

(всевозможные

грамоты и сертификаты)

грамоты и сертификаты)


Содержит основную информацию (фамилия имя

Содержит основную информацию (фамилия имя

и

отчество;

учебное

заведение,

к л а с с ) ,

и

отчество;

учебное

заведение,

к л а с с ) ,

контактную информацию и фото ученика.

контактную информацию и фото ученика.





Считаю важным дать ребенку самому

Считаю важным дать ребенку самому

выбрать фотографию для титульного листа. Не

выбрать фотографию для титульного листа. Не

стоит

давить

на

него

и

склонять

к

выбору

стоит

давить

на

него

и

склонять

к

выбору

строгого

портрета.

Дайте

ему

возможность

строгого

портрета.

Дайте

ему

возможность

показать себя таким, каким он себя представляет

показать себя таким, каким он себя представляет

и хочет представиться другим.

и хочет представиться другим.





Здесь

можно

поместить

любую

информацию,

которая

Здесь

можно

поместить

любую

информацию,

которая

интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:

интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:

"Мое имя"

"Мое имя"

- информация о том, что означает имя, можно написать о

- информация о том, что означает имя, можно написать о

знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка

знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка

редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том,

редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том,

что она означает.

что она означает.


"Моя семья

"Моя семья
" "
- здесь можно рассказать о каждом члене семьи

- здесь можно рассказать о каждом члене семьи

или составить небольшой рассказ о своей семье.

или составить небольшой рассказ о своей семье.


"Мои друзья"

"Мои друзья"
- -
фотографии друзей, информация об их интересах,

фотографии друзей, информация об их интересах,

увлечениях.

увлечениях.


"Мои увлечения

"Мои увлечения

" - небольшой рассказ о том, чем увлекается

" - небольшой рассказ о том, чем увлекается

ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной

ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной

секции, учебе в музыкальной школе или других учебных

секции, учебе в музыкальной школе или других учебных

заведениях дополнительного образования.

заведениях дополнительного образования.


"Моя школа"

"Моя школа"

- рассказ о школе и о педагогах.

- рассказ о школе и о педагогах.


"Мои

любимые

школьные

предметы

"Мои

любимые

школьные

предметы
" "
-

небольшие

заметки

о

-

небольшие

заметки

о

любимых

школьных

предметах,

построенные

по

принципу

"мне

любимых

школьных

предметах,

построенные

по

принципу

"мне

нравится...,

потому

что...".

Также

неплох

вариант

с

названием

нравится...,

потому

что...".

Также

неплох

вариант

с

названием

"Школьные

предметы".

При

этом

ребенок

может

высказаться

о

"Школьные

предметы".

При

этом

ребенок

может

высказаться

о

каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.

каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.


Все мероприятия, которые проводятся вне

Все мероприятия, которые проводятся вне

рамок

учебной

деятельности

можно

отнести

к

рамок

учебной

деятельности

можно

отнести

к

общественной работе (поручениям). Может быть,

общественной работе (поручениям). Может быть,

ребенок играл роль в школьном спектакле, или

ребенок играл роль в школьном спектакле, или

читал

стихи

на

торжественной

линейке,

или

читал

стихи

на

торжественной

линейке,

или

оформил стенгазету к празднику или выступал на

оформил стенгазету к празднику или выступал на

утреннике… Вариантов очень много. Оформлять

утреннике… Вариантов очень много. Оформлять

этот

раздел

желательно

с

использованием

этот

раздел

желательно

с

использованием

фотографий и кратких сообщений на тему.

фотографий и кратких сообщений на тему.



В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы:

В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы:

рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа

рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа

(поделка),

нужно

поместить

ее

фотографию.

Родителям

(поделка),

нужно

поместить

ее

фотографию.

Родителям

необходимо

предоставить

полную

свободу

ребенку

при

необходимо

предоставить

полную

свободу

ребенку

при

наполнении этого раздела!

наполнении этого раздела!

Важно! Если работа принимала участие в выставке

Важно! Если работа принимала участие в выставке

или

участвовала

в

конкурсе,

также

необходимо

дать

или

участвовала

в

конкурсе,

также

необходимо

дать

информацию об этом мероприятии: название, когда, где и

информацию об этом мероприятии: название, когда, где и

кем проводилось.

кем проводилось.





Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией.

Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией.

Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти

Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти

эту

информацию.

Если

проводилось

Интернет-порталом,

эту

информацию.

Если

проводилось

Интернет-порталом,

сделать распечатку тематической странички

сделать распечатку тематической странички





В

начальной

школе

дети

принимают

активное

участие

в

В

начальной

школе

дети

принимают

активное

участие

в

экскурсионно-познавательных

программах,

ходят

в

театр,

на

экскурсионно-познавательных

программах,

ходят

в

театр,

на

выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или

выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или

похода

предложить

ребенку

творческое

домашнее

задание,

похода

предложить

ребенку

творческое

домашнее

задание,

выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но

выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но

и получит возможность выразить свои впечатления

и получит возможность выразить свои впечатления


З д е с ь

р а з м е щ а ю т с я

З д е с ь

р а з м е щ а ю т с я

г р а м о т ы ,

с е р т и ф и к а т ы ,

г р а м о т ы ,

с е р т и ф и к а т ы ,

дипломы, благодарственные

дипломы, благодарственные

письма,

а

также

итоговые

письма,

а

также

итоговые

аттестационные

ведомости.

аттестационные

ведомости.

Причем в начальной школе не

Причем в начальной школе не

с л е д у е т

р а з д е л я т ь

п о

с л е д у е т

р а з д е л я т ь

п о

важности

успехи

в

учебе

важности

успехи

в

учебе

(похвальный

лист)

и

успехи,

(похвальный

лист)

и

успехи,

например, в спорте (диплом).

например, в спорте (диплом).

Лучше выбрать расположение

Лучше выбрать расположение

не

в

порядке

значимости,

а,

не

в

порядке

значимости,

а,

например, в хронологическом

например, в хронологическом

порядке.

порядке.


В самом начале, когда ребенок только начинает

работать

над

составлением

портфолио,

без

помощи родителей ему не обойтись. Но по мере

того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к

минимуму. Старайтесь с самого начала построить

работу

ребенка

таким

образом,

чтобы

он

сам

п р и к л а д ы в а л

о п р е д е л е н н ы е

у с и л и я

к

формированию портфолио. В процессе работы

неизбежно

происходит

процесс

осмысления

своих

достижений,

формирование

личного

отношения

к

полученным

результатам

и

осознание своих возможностей.



В раздел образования