Автор: Карпинская Юлия Андреевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: «Тверское суворовское военное училище МО РФ»
Населённый пункт: Тверь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Внеурочное мероприятие с интеграцией военной составляющей «С песней через три войны»
Раздел: дополнительное образование
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ТВЕРСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ
МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий отделом
воспитательной работы
С. Потапчук
«___»_____________2020 г
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Внеурочное мероприятие с интеграцией военной составляющей
«С песней через три войны»
Авторы:
Карпинская Ю.А., педагог- организатор учебного курса
Боганич С.С., воспитатель учебного курса
Тверь
2020
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
1. Актуальность методической разработки
Жизнь
общества
сегодня
ставит
серьезнейшие
задачи
в
области
воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны грамотные,
здоровые,
мужественные,
смелые,
инициативные,
дисциплинированные,
ответственные люди, которые были бы готовы учиться, работать на благо
своего Отечества и, в случае необходимости, без раздумий и колебаний встать
на его защиту.
В
русской
культуре
и
истории
заключена
огромная
база
для
патриотического воспитания. Герои прошлых лет не раз доказывали свою
любовь к Родине своими доблестными поступками, когда на первое место они
ставили общее благо в обмен на свою жизнь. Рассказы о таких исторических
эпизодах и героях прошлого оставляют неизгладимый след в сознании
подростка.
Задача педагога, работая в этом направлении, воспитать чувство долга
перед государством, семьей и Родиной, привить любовь к родной природе и
уважение к окружающим, ответственное отношение к своей малой Родине и
окружающим людям.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось
одной из важнейших задач современной школы, педагоги и психологи
единодушны в том, что именно детство и юность - самая благодатная пора для
привития священного чувства любви к Родине.
Сегодня для России идея патриотизма выходит на первый план, это то,
что сплачивает и объединяет людей разных вероисповеданий и возрастов,
различного
уровня
образования,
жителей
нашей
огромной
страны.
Историческая память важна и необходима - во все времена и в любом
государстве, особенно в трудные, переломные моменты истории. Она всегда
живет в народе и проявляется только в годы испытаний. Именно такой период
переживает сегодня Россия, окружённая не совсем дружественными соседями в
Европе. Именно в это время, когда пытаются переписать нашу историю,
принизить роль советского народа в победе над фашизмом, вопросы
патриотического воспитания, исторической памяти вышли на первый план. В
последние десятилетия происходит утрата духовно-нравственных и социальных
ценностей: теряется уважение к истории, забываются свои корни. Отсюда
беспринципность, безнравственность, поклонение западным идеалам. Особенно
тревожно, за современное поколение молодежи, слишком много негативной
информации им приходится осмысливать и противостоять ей. И в этом
молодым
людям
может
помочь
правильно
выстроенная
система
патриотического воспитания.
Патриотизм - это любовь к большой и малой Родине, готовность
выполнить конституционный долг, это социальная толерантность, общественно
значимое поведение и деятельность. Патриотизм выступает в единстве с
духовностью, гражданственностью и социальной активностью личности.
Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его
боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа позволит понять
подросткам, кто является истинным патриотом и пророком в своём Отечестве.
Восстановление и сохранение национальных начал и основ жизни, традиций
патриотизма, верности идеалам Отечества поможет душевно и духовно
очиститься. Для того, чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем,
достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет.
Патриотизм - это, прежде всего, состояние духа, души. Взрослея, подростки
спрашивают о семейной чести, о патриотических делах родителей, дедушек и
бабушек, об участии прадедов в Великой Отечественной войне, размышляют
над прошлым и настоящим своей Родины. Это хорошие уроки мужества для
подрастающего поколения.
Военно-патриотическое воспитание на протяжении многих лет является
одним из приоритетных направлений воспитательной работы Тверского
суворовского военного училища.
"Растить достойных патриотов своей страны" - под таким девизом
работает педагогический каждого учебного курса.
В настоящее время работа педагога приобретает новый смысл - у нас
общая ответственность перед историей и будущим. Все мы на своих местах
работаем над единой целью – чтобы наше Отечество в будущем было сильным,
независимым и способным противостоять любым внешним и внутренним
вызовам и угрозам.
А для того, чтобы эта цель была достигнута, мы должны воспитать
поколения молодых людей, которые будут искренне любить своё Отечество,
гордиться его славной историей, сделают всё, чтобы наша обороноспособность
была на недосягаемом уровне, будут стремиться служить и работать во благо
России и каждого её гражданина.
Закон об образовании в Российской Федерации в 2020 году претерпел
некоторые
изменения,
и,
по
единодушному
мнению,
экспертов
международного
уровня,
максимально
эффективно
регламентирует
все
знаковые направления системы образования.
Итак, как же раскрыто понятие «воспитание» в новой редакции Закона об
образовании?
«Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности,
создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в
российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма,
гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному
наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде.»
Нашему
государству
необходимо
воспитать
новое
поколение,
выращенное на примерах жизнеописания героев разных эпох и времён, которые
являются
гордостью
нашего
народа
и
страны.
Образы
таких
героев
представлены в период в проведённом классном часе «С песней через три
войны». Для проведения мероприятия взят определённый, сравнительно
недавний период истории нашей страны (XX
– XXI
века) от Великой
Отечественной войны до настоящего времени.
В своей работе мы использовали комплекс мероприятий, направленных
на закрепление желания посвятить свою жизнь защите Отечества, на выбор в
будущем высших военных заведений для суворовцев. В качестве форм,
используемых при проведении мероприятий: встречи с ветеранами Великой
Отечественной войны, с ветеранами боевых действий, служившими в горячих
точках: Афганистане, Чечне, участников других локальных войн. Кроме того,
до начала пандемии на учебном курсе регулярно проводились экскурсии,
выезда в войсковые части Твери и области, а также в Музей Победы. Всё это,
безусловно, пробуждает в воспитанниках интерес к изучению истории России,
её славного прошлого и настоящего.
Актуальность темы.
Современный
период,
когда
общество
озабочено
нестабильной
экономикой, налаживанием рыночных связей, постоянно возникающими
политическими
катаклизмами,
характеризуется
разрушением
социальных
связей,
падением
нравственных
устоев.
В
этом
же
списке
проблемы
патриотического воспитания молодежи.
Патриотизм не возникает на голом месте, патриотами не рождаются, ими
становятся в непростом процессе развития, становления личности. В настоящее
время важно, чтобы наши воспитанники и их сверстники в школах страны не
забывали и ценили то, что создали их предки в тяжелых исторических и
экономических условиях. Военно-патриотическое воспитание является одной
из приоритетных государственных задач современного времени.
Патриотическое и нравственно – эстетическое и правовое воспитание
подрастающего поколения было, есть и будет самой актуальной задачей любого
общества. Данная методическая разработка направлена на решение задач,
связанных
с
идеологическим
воспитанием
подрастающего
поколения,
пробуждением интереса к истории нашей страны, с увековечиванием памяти о
подвигах русских воинов – защитников Отечества, к уважению оставшихся в
живых ветеранов - Победителей.
Внеурочное
мероприятие
«С
песней
через
три
войны»
кроме
вышеперечисленного можно рассматривать, как один из этапов реализации
училищного проекта «Никто не забыт. Ничто не забыто».
Данная методическая разработка может быть использована в работе
воспитателями суворовских военных училищ, кадетских корпусов, кадетских
классов, классными руководителям старших классов общеобразовательных
школ, вожатыми в детских лагерях отдыха (особенно при проведении смен
патриотической
направленности
и
смен
поисковых
отрядов),
а
также
педагогами системы дополнительного образования.
Обоснование интеграции на отдельных этапах мероприятия.
Представленное занятие может быть интегрированным, с привлечением
преподавателей
истории,
литературы,
преподавателей
кафедры
дополнительного образования. Такая интеграция позволит сделать занятие
более интересным, увлекательным, повысить активность и вовлеченность
воспитанников. Данное внеурочное занятие обобщает полученные ранее на
уроках истории или на занятиях государственно – правового информирования
знания,
развивает
творческие
способности
обучающихся,
расширяет
познавательную деятельность, общий кругозор, интерес к истории России,
событиям и битвам Великой Отечественной войны. Способствует повышению
информированности
воспитанников
о
чести
и
достоинстве
защитника
Отечества в период Великой отечественной войны 1941-1945гг., в период
локальных воин. Содействует формированию важности принятия решений во
имя защиты своего государства, а также ориентирует суворовцев на выбор
военных
специальностей,
сохранение
в
будущей
профессии
воинских
традиций.
2.
Целесообразность использованных технологий.
Применяемые технологии на занятии:
-технология личностно-ориентированного обучения,
-педагогика сотрудничества,
-технология коммуникативного обучения,
-технология развивающего обучения,
-ИКТ технология.
Особенности технологии личностно-ориентированного обучения :
воспитатель представил новый материал в словесном, документальном
решении, с использованием видеоматериала, с учетом индивидуальных и
психологических особенностей воспитанников;
при предъявлении суворовцам материала, ставилась конкретная цель,
определяющая организацию работы, предложенный материал расширял
объем знаний и преобразовал личный опыт каждого суворовца;
механизмы восприятия формировались на доступных для обозрения
примерах
(костюмированные
выступления
периода
Великой
Отечественной войны, песни под гитару и видеоряд об Афганской войне
и Чеченской войне);
Особенности технологии педагогики сотрудничества :
данная
технология
реализовывалась
в
условиях
творческого
саморазвития личности, формирования коммуникативных умений;
осуществлялся переход от педагогики требований к педагогике
отношений, педагогике сотрудничества.
Особенности технологии коммуникативного обучения :
в процессе занятия отношения воспитателя и суворовцев
выстраивались
на
основе
сотрудничества,
конструктивного
диалога
и
взаимного доверия;
возможность самостоятельно выражать свои мысли, рассуждать о
поставленных проблемах, находить нестандартные решения, проявить свои
творческие способности.
Развивающее обучение
занятие было направлено на развитие критического мышления и
творческих способностей воспитанников, способствовало усвоению знаний в
ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, стремление
видеть, ставить и разрешать нестандартные ситуации.
использование ИКТ позволили сформировать у современного
обучающегося единую картину мира.
Форма внеурочного мероприятия - литературно-музыкальная гостиная
выбрана неслучайно. Нестандартная форма проведения занятия, оформление
помещения в виде «кострового места» с «горящим костром» (бутафория,
созданная руками суворовцев) помогает не только раскрыть творческий,
коммуникативный потенциал воспитанников, но и вызвать познавательный
интерес к предложенной теме, расширить общую культуру.
Алгоритм работы:
определение героев-защитников Отечества;
обсуждение особенности выбранного временного отрезка, а также
героического пути наших прадедов;
комментирование (поиск ответов на поставленные вопросы);
сопоставление документальных кадров из фильмов, литературных
произведений для погружения в материал и содержание мероприятия;
привлечение мнения экспертов.
4.
Оригинальные методические и педагогические подходы.
Военная составляющая.
Проведение внеурочного занятия «С песней через три войны» в форме
литературно-музыкальной гостиной позволяет воспитанникам расширить
кругозор в рамках обозначенной темы, развить интерес к обсуждаемым
историческим событиям. Через костюмированное представление и правильно
выстроенное видео-сопровождение сюжетной линии, суворовцы более глубоко
погружаются в предлагаемые события, что позволяет вызвать более глубокие
сопереживания происходящему действию.
Занятие помогает целенаправленно ориентировать воспитанников на
выбор военных специальностей, пробуждает интерес к изучению военной
истории
России,
к
сохранению
и
поддержанию
воинских
традиций.
Воспитатель
и
педагог-организатор
в
процессе
проведения
занятия
способствуют
повышению
информированности
суворовцев
о
чести
и достоинстве мужчины - воина в период Великой Отечественной войны 1941-
1945гг., в локальных войнах, военных конфликтах современности.
Ценностно-ориентированный подход.
Воспитанники на занятии выбирали в качестве положительный для себя
примеров героев Великой Отечественной войны, вспомнили в опросе имена
пионеров – героев, своих сверстников. Очень важно, что обучающиеся
вспомнили многих полководцев Великой Отечественной войны, а также
неизвестных солдат, которые защищали нашу Отчизну и её интересы за
пределами СССР (война в Афганистане), противостояли бандформированиям
в период Чеченской войны, когда Отечество было в опасности.
Театрализованный подход.
Воспитанники в оригинальной, доступной для их понимания форме
донесли обозначенные эпизоды истории нашей Родины: исполнили песни
Великой Отечественной войны, песни воинов – «афганцев», послушали, какие
песни пели солдаты, отражающие нападения бандформирований в период
Чеченских
войн.
Это
позволило
суворовцам
расширить
собственное
представление о тяжелых периодах в истории нашего государства и роли
защитников Отечества в становлении сильной и независимой России.
5.
Методические рекомендации по проведению мероприятия.
Использовать накопленный ранее педагогический опыт, направленный на
выбор воспитанниками будущей профессии – защитника Родины: встречи
с ветеранами Великой Отечественной войны, с ветеранами боевых действий,
служившими в горячих точках – Афганистане, Чечне, других локальных
конфликтах, занятия в форме государственно – правового информирования по
памятным датам в истории России и Дням воинской славы.
Для работы были использованы нарезки документальных фильмов
выбранных периодов, а также музыкальные композиции для более яркого
представления личности героя-защитника Отечества.
Через
анализ
основных
периодов
истории
России
необходимо
содействовать многоаспектному восприятию образов героев; рассматривать
мероприятие с учетом специфики воспитания суворовцев, заинтересованности
их в выборе будущей профессии военнослужащего.
Планировать
проект
видео
–
лекториев
и
других
внеклассных
мероприятий о великих полководцах прошлого с учетом образовательных,
воспитательных и развивающих целей мероприятия.
Развивать навыки представления проекта с учетом требований ФГОС,
с учетом военной составляющей: проявление суворовцами при подаче
материала чувства гордости за историческое прошлое Родины, осознание ими
тех нравственных идеалов, которые сопряжены с чувством патриотизма,
с
ощущением
себя
гражданином
России,
воспитание
чувства
личной
ответственности за судьбу и благополучие своего Отечества.
Цель:
- формирование представления о защитниках Отечества разных лет, о
национальных героях, о причинах и сути их подвига, о примерах исполнения
гражданского и патриотического долга как в прошлом, так и в современной
России;
- утверждение в сознании обучающихся патриотических ценностей,
взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому
России, её историческим традициям;
- повышение престижа государственной и военной службы.
Методическая цель:
применение
технологии
развивающего
обучения
для
развития
творческого потенциала и военной ориентации личности суворовцев в системе
интегрированного занятия.
Целевая аудитория: данное мероприятие может быть проведено для
обучающихся 6-9 классов
Тема мероприятия: «С песней через три войны»
Раздел: Внеурочное мероприятие.
Тип мероприятия: Литературно-музыкальная композиция.
Задачи занятия:
Образовательные:
- повысить познавательный интерес суворовцев к истории своей страны,
воинским традициям прошлого и нынешнего времени;
- развивать критическое мышление.
Развивающие:
- развивать умения работы с историческим пространством и временем,
умение аргументированно вести диалог;
-
развивать
учебно-интеллектуальные
умения
обучающихся:
анализировать,
сравнивать,
классифицировать,
обобщать,
применять
приобретенные знания в новой учебной ситуации;
-
развивать
познавательный
интерес
и
мотивационные
качества
суворовцев, развивать культуру словесного оформления собственного мнения.
Воспитательные:
- формировать активную гражданскую позицию у суворовцев с учетом
военной составляющей;
- способствовать формированию личности, способной к творческой
деятельности;
- воспитание чувства ответственности за порученное дело.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
обучающиеся во время подготовки и проведения данного внеурочного
занятия повторяют исторические события, начиная от Древней Руси и до
настоящего времени, вспоминают литературные произведения, описывающие
эти события; знакомятся с основными воинскими традициями; учатся анализу
существующих мнений о важности событий, происходящих в стране.
Занятие, основано на системно-деятельностном подходе и направлено на
формирование
и
развитие
у
обучающихся
общекультурных,
учебно-
познавательных, информационных и коммуникативных способов действий
(УУД), позволяющих им учиться самостоятельно и стремиться получать
больше дополнительных знаний по данной теме.
Метапредметные:
- сознательно организовывают и регулируют свою учебную деятельность,
осуществляют контроль по результату и способу действия на уровне
произвольного внимания, вносят необходимые коррективы в исполнение и
способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- показывают владение навыками работы в группе, умение слушать
партнера и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию
и координировать ее с партнерами, продуктивно решать конфликты на основе
учета интересов и позиций всех его участников, применяют навыки поиска и
оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
-
развивают
умения
анализировать,
сопоставлять
и
оценивать
содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях
прошлого, раскрывая ее познавательную ценность;
- расширяют опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни
и деяний личностей и народов в истории.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные результаты:
-
осмысливают
социально-нравственный
опыт
предшествующих
поколений, подходят к определению своей позиции и ответственному
поведению в современном обществе;
- ориентируются на выбор военных специальностей, сохранение воинских
традиций, осознание своей роли в будущем, предназначение в собственной
жизни и в жизни своей страны.
Познавательные:
- овладевают целостными представлениями о качествах личности героев;
используют информацию, полученную ранее;
- сравнивают, выделяют причины и следствия, строят логические
рассуждения, умозаключения и делают выводы;
- работают с текстом, таблицей, схемой, графиками, иллюстрациями и др.
Регулятивные:
- самостоятельно планируют пути достижения поставленных целей;
- определяют способы действий в рамках предложенных условий
и требований;
- учитывают ориентиры, данные руководителями мероприятия при
освоении нового материала.
Коммуникативные:
-
планируют
цели
и
способы
взаимодействия
друг
с
другом,
формулируют,
аргументируют
и
отстаивают
своё
мнение;
участвуют
в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют
способность к взаимодействию.
Базовые
сведения:
информационный
исторический
материал,
охватывающий
период
Великой
Отечественной
войны
1941-1945
гг.,
Афганской и Чеченских войн, современных локальных войн.
Необходимые ресурсы и оборудование:
кадры документальных и художественных фильмов, костюмы ВОВ,
музыкальное сопровождение, интерактивная доска; проектор, атмосферных
бутафорский «костёр».
Формы работы на занятии: индивидуальная, работа в группах.
Интеграция: интеграция предмета «история» и курса «литература» на
отдельных этапах.
Основные понятия:
защитник Отечества, герои России, подвиг,
самопожертвование, дружба, ответственность.
Военная составляющая:
Образы героев, чьи имена дошли до нас через время, были представлены
в различные периоды истории нашей страны – от Великой Отечественной
войны, до горьких Чеченских событий. В своей работе мы продолжили
комплекс мероприятий, направленных на выбор будущей профессии –
защитника Родины, а также формирование готовности к выполнению
воинского долга.
Рассмотренные в данной разработке методы и приемы действительно
усилили интерес воспитанников к теме изучения истории своей страны, малой
Родины, истории своей семьи, а также активизировали познавательную
деятельность учащихся.
Воспитанники расширили познавательную деятельность, общий кругозор,
интерес к историческим событиям. Через костюмированное представление
наглядно узнали традиции и некоторые условия быта и особенности костюма
русского воина – защитника Отечества. Воспитанники ориентированы на
выбор военных специальностей по окончании училища, сохранение воинских
традиций.
Список литературы
1.
Гуськов,
Ю.В.
Военно-патриотическое
воспитание
как
фактор
оптимизации отношений государства и гражданского общества / Ю.В.
Гуськов. - М.: МПСИ, 2010. - 311 c.
2. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании. -
М.: Центр педагогического образования, 2016. - 112 c.
3. Лутовинов, В. И. В патриотизме молодежи - будущее России / В.И.
Лутовинов. - М.: Фонд Андрея Первозванного, 2013. - 208 c.
4. Макаренко, А.С. Воспитание гражданина / А.С. Макаренко. - М.:
Просвещение, 2012. - 304 c.
5. Патриотизм - источник героизма, боевых и трудовых подвигов народа
России. - М.: Бослен, 2015. - 336 c.
6.
Российский
патриотизм.
Истоки,
содержание,
воспитание
в
современных условиях. - М.: Планета, 2010. - 336 c.
Сценарий классного часа
«С песней через три войны»
Организационный этап (подготовительный):
Подбор
информации
и
подготовка
мультимедийной
презентации.
Подготовка помещения и оборудования для проведения мероприятия.
Подготовка помещения к работе.
Приветствие, приём доклада ЗКВ.
Этап мотивации и целеполагания:
Вступительное слово, определение темы, совместное целеполагание,
организация групп и пояснения по порядку работы (задачи: мобилизовать
внимание,
настроить на работу,
обозначить
проблему,
активизировать
познавательную деятельность).
Слайд №1 (заставка «Год Памяти и Славы»)
Воспитатель: Наступивший 2020 год, объявлен в России - Годом Памяти
и
Славы.
О
чем
8
июля
2019
года
Президент
России
подписал
соответствующий Указ. И нам с вами есть о чём помнить и чем гордится…
Педагог-организатор: У каждого из вас отлично развито воображение.
Представьте себе, что вы находитесь не в мирной Твери 21 века, а в блокадном
Ленинграде. За окном зима 1941 года. Город окружён врагами, но продолжает
сопротивляться, вопреки голоду, пронизывающему холоду в ленинградских
квартирах, вопреки бомбёжкам и проискам вражеских лазутчиков. На окнах
затемнения…
Слайд № 2 («Блокадный Ленинград, квартира»)
(За столом сидит мальчик в телогрейке, пишет письмо отцу на фронт.)
1 суворовец «Дорогой папа! Я теперь не учусь в школе, а работаю
на заводе. У нас в цехе много ребят, мы учимся работать на станках. Наш
мастер дядя Саша говорит, что мы своей работой поможем отстоять
Ленинград от проклятых фашистов. А мама работает тоже, только в другом
цехе, где делают мины.
Я часто вспоминаю, время до войны. Наши походы в лес, посиделки
у костра с гитарой, твой голос и твои песни… Поешь ли ты сейчас, когда так
тяжело? Наверное, ты узнал много новых песен…Надеюсь они тебе помогают
бить врага. Ведь война-это так страшно… Но мы обязательно победим!
С уважением твой сын. 29 декабря 1941 года
(Мальчик опускает голову на стол и засыпает.
Слайд №3 («Землянка»)
За его спиной выходит отец. На фоне кадров из фильма «В бой идут одни
старики» отвечает сыну)
2 суворовец: («Летчик-отец»): Дорогой, Федя! Ты стал уже совсем
взрослым. Да война –это страшно. Враг все наступает… И страшно в первую
очередь за тебя и маму. Но в самые тяжёлые моменты… Как бы тебе
объяснить…
На
войне
устаешь
бояться,
понимаешь?
Иначе
просто
невозможно выжить. Начинаешь воспринимать бои, как работу. Страшную,
тяжёлую, но которую мы должны выполнить, чтобы очистить нашу Родину от
проклятых фашистов. И вот тогда нет ничего лучше, хорошей песни. Но поем
мы уже больше о войне и победе.
Нам очень повезло с командиром. Видел бы ты его…
Слайд №4 (Фрагмент из фильма «В бой идут одни старики»)
Воспитатель: Товарищи суворовцы, вы на несколько минут постарались
представить себе военный 1941 год, и тех людей, которые приближали
долгожданную Победу на фронтах и в тылу.
С помощью песен можно проследить почти всю историю боевых
действий.
Вопросы суворовцам.
1.
Как вы считаете, есть ли песне на войне место? (ответы
суворовцев)
2.
Какие песни пели на фронтах и в тылу во время ВОВ и почему
(ответы детей, сможете их напеть)
Включаются фрагменты фонограмм военных песен, и суворовцы поют по
одному куплету (3 песни).
- «Вставай страна огромная»
- «Эх! Дороги…»
-«Смуглянка»
воспитатель:
- Как вам кажется, какой посыл давали эти песни? (ответы суворовцев)
С помощью песен можно проследить почти всю историю боевых
действий. Недавно мы с вами встречались с Карасевой Галиной Семеновной.
Кто из вас может кратко рассказать о ней? (ответы: Ребенок блокадного
Ленинграда, всю блокаду провела в осаждённом городе. Очень интересный
живой рассказ.). 872 дня и ночи превозмогая голод и холод дети наравне со
взрослыми держали оборону родного города. Многих детей смогли спасти
благодаря дороге «Жизни». Судьба у этих детей блокадного Ленинграда
складывалась по- разному.
Педагог-организатор: Но они выжили! А ведь «Дорогу жизни» ещё и
называли «Дорогой смерти», потому, что много машин с раненными бойцами,
обессилевшими стариками, инвалидами и почти прозрачными от голода
детьми ушли под лёд Ладожского озера…
Итак, мы снова в прошлом. За окном январь 1942 года…
Слайд №5
(Фрагмент гибели летчика из фильма «В бой идут одни
«старики» - «Ребята! Будем жить!»).
(Выбегает Артемка:)
Письмо с фронта! Наверное, от папы… (читает) Этого не может быть!!!
Мой папа не может погибнуть!! (отворачивается и плачет)
(Выходят суворовцы, исполнители песни).
Слайд №6 (Звучит песня «Холода», на слайдах – дети войны)
К печи поленья поднеси,
Оладьи замеси.
Трещат морозы на Руси,
Морозы на Руси.
Трещат морозы на Руси,
Морозы на Руси.
Ах, мама, ты едва жива -
Не стой на холоду...
Какая долгая зима
В сорок втором году!
Дымятся снежные холмы,
И ночи нет конца.
Эвакуированы мы, -
И нет у нас отца.
Забыл я дом арбатский наш,
Тепло и тишину.
Я брал двухцветный карандаш
И рисовал войну.
Шли танки красные вперед,
Под ливнем красных стрел
Вниз падал черный самолет
И черный танк горел.
Лютей и снежнее зимы
Не будет никогда, -
Эвакуированы мы
Из жизни навсегда.
Педагог-организатор:
Ленинград будет в блокадном кольце до января 1943 года, и полностью
сбросит оковы блокады только 27 января 1944 года.
А мы перенесёмся в Тверь. В Калинин военного времени…
Товарищи суворовцы, кто из вас помнит, когда был освобождён наш
город?
Ответы суворовцев: 16 декабря 1941 года.
Да,
наш
город,
тогда
начал
восстанавливаться
после
страшных
оккупационных дней. Ещё идут страшные бои подо Ржевом… но 3 марта 1943
года и этот город, превращённый в руины, был отбит у фашистов. Война
откатилась на запад… И вот, в 1943 году произошло событие, значимое для
каждого из нас…
Слайд №7 (Видео об образовании СВУ, документальные кадры)
Выходят суворовцы
Слайд №7 (под видео 1943 года)
Первый чтец
Война…Разруха.. Их запомнят люди..
Второй такой в XX веке уж не будет.
И не дома, а города она сметала.
До сей поры земля наша полна металла.
Кто объяснить сумеет на планете,
За что от голода и взрывов гибли дети?
Как можно тысячи людей в печах сжигать,
А после этого суметь спокойно спать?
Кто вдруг решил, что абажур из кожи
Украсит будуар арийца, иль прихожую?
Всё это допустили просто люди…
А мы, как люди, это вечно помнить будем!
Ведь, несмотря на боль потерь и раны,
Ещё живут средь нас седые ветераны!
И кое-кто из них для нынешних мальчишек
Расскажет о былом не хуже фильмов, книжек…
Второй чтец
Они взрослели в 41-м слишком быстро..
Не слышали порой о мести Монте-Кристо,
Но за израненную землю нашу мстили,
И ничего фашистам не простили!
Голодный сорок третий… Сталинград…
И столько обездоленных войной ребят!
Для них родителями вся Россия стала,
Детей нашла, спасла, кормила, не бросала.
Но горя слишком много в СССР, с излишком…
Куда идти войной израненным мальчишкам?
Война окончится – как в мирном мире жить?
Кто их научит жить в семье, писать, дружить?
Науку развивать и защитить свою страну?
Учиться надо воевать, хоть и прошли войну!
Решение Правительством принято тогда:
Чтоб в нескольких освобождённых городах
По типу бывших ранее кадетских корпусов,
Училища создать. Чтоб заменить отцов.
Полуразрушенный Калинин первым стал,
Где обрели бойцы-сироты свой причал.
А офицеры, опалённые в огне боёв,
Им заменили семьи и родных отцов.
Третий чтец
И хоть изранена была войной Россия,
Не бросить выживших детей хватило силы!
Учили по-военному, порой весьма сурово:
Учиться, не дерзить, исполнить, коль дал слово.
Суворовский завет – «Науку побеждать»
Знал каждый. Мог потом на службе применять.
Верны России и суворовскому братству оставались.
Важны не только ведь заслуги, званья и чины…
Важней достоинство хранить своей страны!
Чтобы Россия крепла, расцветала и мужала
Нужна не только мощь крылатого металла.
Важней готовность всю страну закрыть собой,
И если Родина прикажет – принять бой!
Четвертый чтец
Семьдесят пять миновало. Тысячи выпускников…
Училище всё ж устояло в суровой смене веков.
Сегодня в музее мальчишки на фото героев глядят.
Тех, что когда-то вышли из воспитанных здесь ребят.
Кто-то отца увидел, глядя в альбом выпускной.
А кто-то узнал офицеров, убелённых сейчас сединой.
Когда-то, возможно, их дети, узнают на фото отцов,
Что стали примером для многих приятелей -земляков!
Первый чтец
Чем же сегодня живём мы, заветам дедов верны?
Учёба и спорт. Победы, как и раньше, важны.
Всё так же прогулки и танцы, пение и стрельба,
Лыжные гонки и плавание, и, безусловно, борьба!
Нам нужно много учиться, чтоб Россию не подвести.
Ведь как говорил Суворов- уменьем должны побеждать,
Готовясь к войне, мы в России, мира привыкли ждать.
Второй чтец
От прадедов гордость и силу несём мы в своей крови,
Не отдадим мы без боя ни метра родной земли!
Старшие курсы, как раньше, к Параду чеканят шаг.
Пройдут они в День Победы! И мы тоже мечтаем так!
Быстро годы промчатся. Семь лет быстро пройдут.
Мы будем не раз встречаться в нашем Тверском СВУ!
Вспомним всех, с кем учились. Всем офицерам – поклон!
Педагог-организатор: Прошли годы. Давно закончилась война, СССР
уже восстановил разрушенные города, выросло новое поколение, знавшее о
той страшной войне только по рассказам родителей. Казалось, что больше
никогда слово война не прозвучит набатом над территорией сильного
государства – победителя. Но снова тревожно не спят ночами солдатские
матери. Снова прилетают похоронки на нашу землю...
Слайд 8 (видео война в Афганистане)
Незаживающая рана – Афганистан. Для тех, кто потерял близких, для тех,
чья юность оказалась опалённой войной и жарким афганским солнцем, та
война давно закончилась, но боль утрат – это живая боль, она на всю
оставшуюся жизнь. Смерть близкого человека – это такое страшное
потрясение, такой удар, от которого не всем суждено оправиться. И с гибелью
девятнадцатилетних парней прервалась не одна славянская фамилия… Об этой
теме вам не раз говорили на информированиях, и на классном часе, который
проводился у вас во взводе в прошлом году
Итак, Афганская война… на привалах и в военных лагерях звучали песни
солдат. Приезжали знаменитые актеры, певцы и старались оказать свою
поддержку. Рождались новые песни.
(Исполнение суворовцами песни «Афганистан» под гитару)
Слайд № 9 (видео концертов светских артистов в Афганистане)
Рассказ воспитателя С.С. Боганича о знакомстве в Афганистане с певцом
А. Розенбаумом.
Исполнение воспитателем С.С. Боганичем песни, которую пели в
Афганистане наши солдаты.
Педагог-организатор:
-Прошли года. И вновь на Россией слышен плач солдатских матерей...
Чечня. Напомню только один эпизод той войны, о котором вам тоже ранее
рассказывали…6 рота Псковской дивизии ВДВ…
Суворовец:
29 февраля — 1 марта 2000 года 6-я рота 2-го батальона 104-го
гвардейского парашютно-десантного полка 76-й гвардейской воздушно-
десантной дивизии (Псковской) под командованием гвардии подполковника
М. Н. Евтюхина вступила в бой со значительно превосходящим по
численности отрядом чеченских и арабских боевиков, руководимых Хаттабом,
под Аргуном в Чечне, на рубеже Улус-Керт — Сельментаузен.
Их, как и нас, называли просто: 6 рота. И мы обязаны не подвести и не
уронить честь и достоинство легендарной и несгибаемой 6 роты.
(Суворовцы
под
гитару
исполняют
песню
«Разорвало
тишину»,
посвященную подвигу бойцов 6 роты Псковской дивизии ВДВ…)
Педагог-организатор: Три войны. Такие разные, жестокие. Но всегда
бойцов сопровождала музыка. Помогая, подбадривая и рассказывая о
происходящем. Возможно, скоро мы узнаем о песнях, написанных нашими
военнослужащими в Сирии. И с ней воспеты будут новые имена и новые
герои. А вам пока нужно отлично учиться, чтобы в будущем продолжить
хранить нашу Родину от посягательств противников.
Воспитатель: Время мчится очень быстро, и у многих из вас первые
суворовские погоны сменят погоны курсантов, а потом и офицеров РФ. Но на
всю жизнь вы пронесёте наше суворовское братство и воспоминания о годах,
проведённых в стенах Тверского суворовского военного училища.
Предлагаю в финале сегодняшнего творческого вечера исполнить песню
из фильма «Офицеры», в которой поётся о героях всех войн, в которых
принимала участие наша Родина.
Песня «От героев былых времён»
Педагог-организатор: Спасибо за внимание! На этом наша творческая
встреча закончена. Каждому из вас хочется пожелать мирного неба над
головами, и служить нашему Отечеству так, чтобы мы вами гордились, а наши
потомки написали и о вас красивые песни.