Автор: Курбатова Галина Васильевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: г.Железногорск-Илимский
Наименование материала: Обобщение педагогического опыта
Тема: "Первая встреча с музыкой в классе специального фортепиано"
Раздел: дополнительное образование
Первая встреча с музыкой
в классе специального фортепиано.
«От нашего первого шага, от того. Кто нам открыл прекрасный мир музыки,
полный чудес и тайн, зависит наша жизнь в этом мире, наше отнощение к
нему». А. Эшпай
Эти слова, сказанные композитором, очень точно говорят о той
ответственности, которая ложится на плечи педагога с момента появления на
занятии маленького ученика. «Вырастить из ученика музыканта-
профессионала- трудная задача, но куда сложнее сберечь в человеке
личность, сформировать правильно его душу (к сожалению, порой уже
частично испорченную чьим-то неумением или равнодушием».
Знакомство с музыкой и музыкальной грамотой идет параллельно. В этот
период «ребёнок должен усвоить и запомнить большое количество
всевозможных названий и понятий, что порой утомляет и отталкивает
начинающего ученика от занятий музыкой». Поэтому, по словам
В.А.Сухомлинского, «то, что ребёнок должен запомнить, прежде всего
должно быть интересным».
Я хочу в этой публикации обобщить свой опыт проведения начальных
уроков в подготовительном классе, который оформился благодаря многим
методикам, открытым урокам, мастер-классам, курсам повышения
квалификации за мой долгий, педагогический стаж (более 40 лет).
1.Начинаю со знакомства с учеником.
2.Знакомство с инструментом (читаю наизусть стихотворение «Пианино и
рояль» из сб.Хереско «Музыкальные картинки»), затем с ребёнком
заглядываем «в душу» инструмента. Для этого поднимаем крышку
инструмента и разглядываем струны, оказывается они разные: толстые,
средние и тонкие. Слушаем звуки, которые педагог играет на этих струнах.
Далее предлагаю ребёнку послушать, а затем сыграть вместе со мной ( беру
его ручку в свою и играю его 3-м пальчиком) стих. «Море и кашалот»
(сб.Хереско «Музыкальные картинки»), по слогам, на одних черных
клавишах: «Вот из тёмных вод,
Поднимается с волною кашалот
А вокруг тепло, светит солнышко,
Стайки птичек летят в вышину.(
далее играем вниз с этого же звука)
Ночью звёздочки, днём ни облачка
Ветерок чуть колышет волну.
Но кашалоту всё равно
Он уплывёт опять на дно».
Ребёнок ассоциирует голос низкого, «толстого» звука с толстой струной, а
высокого, «тонкого» звука - с тонкой струной. Он не только слышит, но и
видит как рука движется вправо вместе с кашалотом со дна морского на
поверхность и далее продолжает своё движение вправо - «стайки птичек
летят в вышину». И, наоборот, звуки становятся ниже и толще при движении
руки вниз, влево, когда кашалот опускается на дно морское. Так мы
познакомились с темой: «Высокие и низкие звуки». Для закрепления темы,
можно с помощью любимой игрушки, которую он принесёт на следующий
урок, показывать направление движения звуков вверх или вниз, когда
педагог будет играть звукоряд. Или ученик карандашом показывает
направление движения мелодии (подниматься или опускаться по цветной
лесенке-октаве, которую я ставлю на пюпитр), педагог поступенно играет, а
ученик следует в этом же направлении за педагогом.
Далее, прошу ребенка закрыть глазки и сказать, что я делаю? В это время
стучу по столу, или шуршу бумагой, или играю на инструменте, или пою.
Ребёнок с легкостью отвечает на мой вопрос. Я удивленно спрашиваю: «Как
же ты узнал? Ведь у тебя глазки были закрыты или как в сказке «Крошечка-
Хаврошечка» о другом глазке я забыла?» Как правило, ребёнок с радостью
дает правильный ответ,-«Я же слушал, у меня же есть уши…» Ребенок
самостоятельно определил главную задачу музыканта –«слушать и
слышать». Прошу выучить к следующему уроку стих. «Море и кашалот» и
нарисовать картинку к этому стишку.
3.На следующем уроке, вместе с ребенком мы рисуем любую его руку в
тетрадке по специальности. И подписываем обозначения пальчиков, которые
обозначаются в музыке цифрами. Затем предлагаю ребенку соединить
ладошки и похлопать каждым пальчиком 1-1,2-2,3-3,4-4,5-5. Затем читаю
стишок «Пять пальцев»: «Пять пальцев на руке твоей, назвать по имени
сумей.
1-й палец боковой – называется, большой.
2-й твой пальчик-указчик старательный, не зря называют его указательный.
3-й пальчик-посредине, поэтому средний дано ему имя.
4-й палец- безымянный, неповоротливый он и упрямый.
Совсем как в семье, братец младший-любимец. По счёту он пятый, зовётся
мизинец».
Даю задание для закрепления пальчиков вразброс: похлопать одними 1-1,
похлопать 3-3, похлопать 5-5 и т. д. Затем можно соединить ладошки в
замочек и спрятать один из пальчиков под ладошкой, а ребенок должен
сказать, какой пальчик потерялся. Обычно эта игра очень нравится деткам.
Повторяем стих. «Море и кашалот», объясняем понятие «клавиатура» и
играем по слогам, снизу- вверх на крышке инструмента: одним 3-м
пальчиком левой руки до середины клавиатуры и от середины клавиатуры
вверх,3 пальчиком правой руки, по черным клавишам. Обращаем внимание
ребёнка на слоги длинные и короткие, такие же звуки играем и на клавиатуре
- длинные и короткие, одномоментно читаем по слогам стих. «Море и
кашалот». Когда мы говорим о высоких и низких звуках-мы говорим о
мелодии. Когда мы говорим о длинных и коротких звуках- мы говорим о
ритме. Мелодию- мы поём, а ритм- хлопаем. Все звуки мы будем записывать
кружочками. Короткие звуки - будем закрашивать кружочки, а длинные
звуки - будем оставлять кружочки беленькими. Для начала споем попевку
или «Василёк, или «Петушок», или «Конь». Прохлопаем со слогами.
Послушаем звуки, а затем, заранее приготовленные мною кружочки будем
закрашивать или оставлять беленькими. Каждую попевку сначала нужно
пропеть, одновременно хлопая в ладоши, затем смотрим на кружочки поем и
отмечаем галочкой (V)длинный звук.
Другое задание: глазки закрываем слушаем звуки: их направление вниз или
вверх и какие они-короткие или длинные, или присутствуют и короткие и
длинные. Сначала два звука слушаем с закрытыми глазками, затем
прибавляем по одному звуку.
Повторяем пройденные понятия, выше – ниже. Вспоминаем стих. «Море и
кашалот». «Дно морское» -низкие звуки, низкий регистр (окраска звука):
«В крайних слева бас гудит, будто он всегда сердит».
«В крайних справа звук высок – словно птичий голосок» (
вспоминаем звуки из
стих. «Море и кашалот» где птички летели в вышину)- это высокий регистр
«
В средних клавишах как раз –тот же голос, что у нас». (
Поём звуки среднего
регистра)
Далее работа с карточками. Раскладываем на клавиатуре в левой части, в
низком регистре карточки с изображением животных с низким голосом:
слон-слонёнок, медведь- медвежонок слева от двух черных клавиш, это нота
«До». А в правой части кдавиатуры:
кот-котёнок, мышь-мышонок. Голосок у мышей очень тоненький, карточки с
их изображением разместим в самом верхнем, высоком регистре, слева от
двух черных клавиш. Средний голос у кошек, также расположим карточки
слева от двух черных в середине. Поиграть с ребенком, попросить карточки
верхнего регистра, он подает карточки с изображением мышей; нижнего
регистра-подает карточки с изображением слонов и медведей; спросить
какие карточки какого регистра остались. На следующем уроке будет уже
легко объяснить понятие «октава» и какие названия октав входят в каждый
регистр. Я занимаюсь вот таким образом. Думаю, что чем- то могла быть
полезной для вас. Хочется закончить словами гениального пианиста ХХ века
И.Гофмана: «Никакое правило или совет, данные одному, не могут подойти
никому другому, если эти правила и советы не пройдут сквозь сито его
собственного ума и не подвергнутся при этом таким изменениям, которые
сделают их пригодными для данного случая»
27.09.2020 Курбатова Г.В.
преподаватель по классу фортепиано