Автор: Корчевая Алия Хайдаровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР №17
Населённый пункт: Г.о Подольск, мкр Климовск
Наименование материала: Опытно-экспериментальная деятельность.
Тема: "Игры с воздухом" средняя группа.
Раздел: дошкольное образование
Экспериментальная деятельность
«Игры с воздухом»
Средняя группа.
Цель: Дать представление детям о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими;
воздух можно почувствовать и увидеть.
Задачи:
Образовательные:
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;
- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим,
лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение
воздуха;
- знакомить с качественной характеристикой воздуха (лёгкий, невидимый, движется,
ощущаем), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
- способствовать формированию у детей познавательного интереса;
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
- развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
- развивать зрительное и слуховое восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
- воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей
среде,
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его
всеми доступными способами.
- воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
Предварительная работа: показ и рассказ об уголке экспериментальной деятельности;
подвижная игра «Пузырь»; пускание мыльных пузырей.
Словарная работа: лаборатория, эксперимент, опыт, невидимый, прозрачный.
Предполагаемый результат:
-знакомство со свойствами воздуха: можно почувствовать, увидеть, поймать;
-сформировать интерес к экспериментам;
-эмоциональная отзывчивость.
Оборудование: белка, трубочки, стакан с водой, горошины, пакеты, ткань, воздушные
шарики.
Ход занятия.
Воспитатель: Встанем рядышком по кругу,
Скажем: «Здраствуйте» друг другу.
Нам здороваться не лень,
Всем «привет» и «добрый день».
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется.
Доброе утро!
Воспитатель: Дети, к нам в гости кто-то пришёл, а кто, вы узнаете из моей загадки.
Рыжий маленький зверёк,
По деревьям прыг да скок.
Она живет не на земле,
А на дереве, в дупле.
Воспитатель: правильно, это белочка, она пришла к нам в гости.
.
Воспитатель: Посмотрите, что в лапках у белочки? Правильно, воздушный шарик.
Воспитатель: Белочка очень грустная, посмотрите, воздушный шарик у неё сдулся,
загрустил. Как вы думаете почему? Что с ним произошло?
Дети: ответы.
Воспитатель: Сейчас я загадаю загадку, а вы отгадаете и скажете, что должно находиться
внутри воздушного шарика.
Через нос проходит в грудь,
И обратно держит путь,
Он невидимый, но всё же,
Без него мы жить не можем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас.
Дети: ответы.
Воспитатель: Да, это воздух. Шарик нужно надуть воздухом. Для этого мы с вами и
белочкой пройдём в нашу лабораторию, где узнаем много о воздухе, поиграем с ним.
Воспитатель: В каждой лаборатории есть правила:
-нельзя кричать;
-нельзя трогать без разрешения;
-нельзя пробовать на вкус;
-нужно соблюдать осторожность;
-сидеть и работать только на своем месте;
-по наблюдениям делать вывод.
Воспитатель: А сейчас предлагаю вам надеть форму и пройти в нашу научную
лабораторию, где мы поиграем и узнаем об интересных свойствах воздуха.
Опыт№1. ( с полиэтиленовым пакетом)
Воспитатель: Возьмите пакет, что в нём?
Дети: ответы.
Воспитатель:
Давайте пакет сложим в несколько раз. Смотрите какой пакет стал
маленький. Теперь развернём пакет, откроем и наберём в пакет воздуха, закручиваем его.
(показываю). Посмотрите, пакет наполнен воздухом и похож на подушку. Воздух в пакете
занял всё место.
Воздух с вами мы искали,
И в пакет его поймали.
Посмотрели, покрутили,
И на волю отпустили.
Воспитатель: Теперь откройте пакет и выпустите воздух. Пакет опять стал тоненьким и
его можно сложить.
Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, надо воздух поймать.
Опыт№2. «Движение воздуха»
Воспитатель: Дети, а чем мы дышим?
Дети: ответы.
Воспитатель: Правильно, внутри человека есть воздух. Давайте вдохнем воздух через
нос, а выдохнем через рот на ладошку. Что вы почувствовали?
Дети: ответы.
Воспитатель: Мы чувствуем воздух и он движется, но не видим его.
Вывод: воздух невидимый.
Воспитатель: А как же нам увидеть воздух? Давайте с вами поиграем.
Подвижная игра «Пузырь».
Воспитатель: Ребята, мы играли в игру «Пузырь», что мы делали?
Дети: ответы.
Опыт№3. ( с трубочкой)
Воспитатель: Правильно, надували и раздували пузырь. Мы тоже сейчас будем дуть, но
только в стаканчик с водой. На дне стаканчика что-то лежит. Что?
Дети: ответы.
Воспитатель: Вдохнем воздух через носик и выдохнем в соломинку. Что увидели в воде?
Дети: ответы.
Воспитатель: Да, пузырьки – это выходил воздух, который находится внутри нас. По
соломинке воздух выходит, он легкий и поднимается наверх, заставляя горошины
двигаться.
Вывод: воздух мы можем увидеть при помощи трубочки, движения воздуха заставляют
двигаться предметы.
Воспитатель: Дети, посмотрите, у меня есть ткань, похожая на парашют. Она мягкая и
воздушная. А вы знаете, что такое парашют?
Дети: ответы.
Воспитатель: Парашют раскрывается над головой, наполняется воздухом. Сейчас мы с
вами парашют наполним воздухом. Вставайте в круг, беритесь за петли на краях ткани.
Готовы?
Физкультминутка «Парашют».
Дружно мы все встали в круг,
Будем делать парашют.
Друг за другом мы идём,
Парашют в руках несём.
Руки вверх мы поднимаем,
Парашют наш надуваем,
Руки вниз мы опускаем,
Вот какой наш парашют,
Лёгким воздухом надут!
Воспитатель: Молодцы ребята, вам понравилось играть с воздухом?
Дети: ответы.
Воспитатель: Давайте вспомним, что мы сегодня узнали про воздух? Воздух прозрачный,
невидимый; воздух находится внутри нас; воздух мы можем поймать в пакет, шарик;
воздух может двигаться и двигать предметы.
Воспитатель: Сейчас я белочке надую шарик воздухом и она не будет больше грустить.
Белочка благодарит вас ребята за игры с ней, и дарит вам воздушные шарики.
Наша опытная деятельность подошла к концу. Вы были все внимательны и активны.