Автор: Цеховая Людмила Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ №96
Населённый пункт: город Киров, Кировская область
Наименование материала: методическую разработку
Тема: "Современные образовательные технологии и методики в профессиональной деятельности педагога"
Раздел: дошкольное образование
ПАМЯТКА
для воспитателей ДОУ МКДОУ №96
Цеховая Л.В.
При постановке цели и задач непосредственно образовательной
деятельности помните:
Цель всегда одна.
Задачи
должны
носить
триединый
характер,
т.е.
должны
включать образовательную, развивающую
,
воспитательную
направленность.
При этом самих задач может быть более трех.
Формулирование образовательных задач должно отвечать программным
задачам и обязательно начинаться с глагола.
Выбор нужного глагола зависит от того, какой характер НОД Вы планируете:
по сообщению нового знания, тренировочный или итоговый.
1.Примерные формулировки образовательных задач
НОД по сообщению
нового знания:
«Актуализировать знания детей о …»
«Создать условия для получения детьми знания о …»
«Мотивировать детей к самостоятельному изучению …»
«Дать возможность детям при помощи взрослого узнать о …»
«Сформулировать у детей потребность правильно употреблять в собственной
речи притяжательные местоимения»
Примерные формулировки образовательных задач НОД тренировочного и
итогового характера:
«Актуализировать знания детей о …»
«Расширить
знания
детей
о
…
через
организацию
самостоятельной
экспериментальной деятельности»
«Дать возможность применить на практике полученные знания о…»
«Закрепить в самостоятельной деятельности умение …»
2.
Развивающие задачи
направлены, как правило, на развитие высших
психических функций (мышление, память, воображение, внимание), общей,
мелкой, артикуляционной моторики, просодических компонентов речи (голос,
ритм, темп, интонация), речевого дыхания.
Формулирование развивающих задач должно отвечать программным
задачам и обязательно начинаться с глагола.
В зависимости от того, в какой степени у детей сформирована та функция, над
которой Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:
- если функция не сформирована, то задача будет начинаться со слов
«формировать …», «начать работу по развитию…» и т.д.
- если функция недостаточно сформирована, либо необходимо закрепить какой –
либо навык, то выбор будет следующий -
«продолжать формировать…»,
«продолжать развивать …», «совершенствовать …» и т.д.
3.
Воспитательные задачи
направлены,
как
правило,
на
развитие
личностны
качеств
ребенка,
его
эмоционально
–
волевой
сферы.
Формулирование воспитательных задач должно отвечать программным задачам
и обязательно начинаться с глагола.
В зависимости от того, в какой степени у детей сформировано то качество
(свойство), над которым Вы хотите поработать, будет сделан выбор глагола:
- если качество (свойство) не сформировано, то задача будет начинаться со слов
«формировать …», «воспитывать …» и т.д.
- если качество (свойство) недостаточно сформировано, либо необходимо его
закрепить, то выбор глагола будет следующий «продолжать формировать
…», «продолжать воспитывать …», «совершенствовать …» и т.д.
При планировании хода НОД:
Необходимо соблюдать следующие основные этапы:
- организационный момент;
- актуализацию имеющихся знаний;
- сообщение цели НОД (в доступной для детей форме), для того, чтобы
мотивировать детей активной деятельности в ходе образовательного процесса;
- сообщение нового материала, либо тренировка использования нового материала
в собственной практической деятельности детей (в зависимости от характера
НОД);
- итог НОД.
Включение физминуток в ходе НОД необязательно, если в ходе наблюдается
постоянная смена видов деятельности.
В ходе НОД помните:
В любой момент дети могут предложить Вам такую образовательную и
развивающую ситуацию, которой нет в ВАШЕМ плане. Не упускайте ее.
Вспомните пословицу «Ложка дорога к обеду» и не бойтесь отступить от
конспекта!
Информация, полученная в нужное время, усвоится детьми намного лучше.
Не
торопите
детей
с
ответами!!!!!
Держите
паузу.
Попробуйте
переформулировать свой вопрос, потому что отсутствие детского ответа может
быть из – за неправильно заданного вопроса, а не от незнания.
Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да» или «нет».
Это бессмысленно.
Не спешите отвечать на детские вопросы.
Попробуйте в ответ спросить его: «А как ты думаешь?» и внимательно
выслушать предположение ребенка, а потом вместе с ним или с другими найти
ответ на вопрос в различных источниках или проведя какой – либо эксперимент.
Провоцируйте детей задавать вопросы, особенно на этапе фиксации
затруднения в чем –то. «Вы не знаете? А что же делать, когда чего – то не
знаешь? («Можно спросить у кого – нибудь») Спросите меня!»
При подведении итога НОД помните:
Вопросы не должны быть направлены только на пересказ детьми основных
этапов образовательного мероприятия. «Где мы были?», «Чем занимались?»,
«Кто приходил к нам в гости?» и т.д.
Используйте больше вопросов проблемного характера, типа:
-«Что позволило нам помочь зайчику…….?»,
-«Зачем мы это делали?»,
- «Важно ли то, что вы сегодня узнали?»
- «Для чего это пригодиться в жизни?»
-«Какое задание было для вас самым трудным? Почему?»
-«Какое задание больше всего понравилось? Почему?»
-«Что бы ты хотела сказать ребятам, Маша?»
-«Что нам нужно будет сделать в следующий раз?»
-«Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней игре?» и т.д.
Не хвалите каждый раз всех детей словами «Вы все молодцы!».
Отмечайте конкретные заслуги КАЖДОГО ребенка:
- «Дима, ты очень здорово придумал, как нам перейти через речку»,
- «Мне было очень приятно видеть, как Полина и Саша договорились сами,
кто первым будет рисовать»,
- «Марина замечательно выполнила трудное задание…»,
- «Порадовал сегодня Паша. Хоть у него не очень получилось справиться с
заданием
…,
но
он
показал
настоящий
пример
того,
как
нужно
преодолевать трудности» и т.д.
Получайте удовольствие от общения с детьми и тогда у Вас все обязательно
получится!!!