Автор: Мефед Светлана Александровна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ-детский сад №1 п.г.т. Погар
Населённый пункт: п.г.т. Погар, Брянская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев»
Раздел: дошкольное образование
«Источники способностей
и дарований детей —
на кончиках их пальцев»
В.А. Сухомлинский
Как
часто
приходится
слышать
от
учителей:
«Интеллект
моих
первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи простых
явлений, разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем
их мире. Вот только не развита рука… Пишут медленно, неуверенно». Родители
первоклассников тоже порой приходят в отчаяние: «Непонятно: чем больше строк
исписывает в своей тетради, тем хуже становиться каллиграфия. Строчки не видит,
интервалов не соблюдает между буквами, да и буквами не назовёшь те
бесформенные каракули...»
Встает вопрос: в достаточной ли мере развита рука ребенка? Можно ли ее
готовить к школе лучше и основательнее?
Письмо первоклассника — это продукция (плохая или хорошая) работы
мелких
мышц руки,
руководимых мозгом.
Мелкие
мускулы детской
руки
развиваются в упражнениях. И труд, и упражнения — это не обязательно письмо.
Рисование, которым любят заниматься дошкольники, игры, включающие в дело
руку, самообслуживание, участие мальчиков и девочек в домашних делах,
ежедневная зарядка, пальчиковая гимнастика — вот краткий перечень тех
упражнений, которые можно организовать в каждой семье.
А для развития мелкой моторики и подготовки руки к письму очень полезна
методика, разработанная Т.В. Фадеевой.
Упражне
ние 1.
Ладошки лежат на столе. Дети
поднимают пальцы по одному сначала
на
одной
руке,
затем
на
другой.
Повторяют это упражнение в обратном
порядке.
2
Упражнени
е 2.
Ладошки лежат на столе. Дети
поочередно поднимают пальцы сразу
на обеих руках, начиная с мизинца.
Упражнени
е 3.
Дети
зажимают
ручку
или
карандаш
средним
и
указательным
пальцами. Сгибают и разгибают эти
пальцы, следя за тем, чтобы ручка
(карандаш)
не
опускался
ниже
большого пальца.
Упражне
ние 4.
На
столе
лежит
10-15
карандашей
или
счетных
палочек.
Одной рукой надо собрать их в кулак,
беря по одной штуке, затем так же по
одной положить на стол (выполнять, не
помогая второй рукой).
Упраж
нение 5.
Учащиеся
зажимают
ручку
вторыми фалангами указательного и
среднего пальцев и делают «шаги» по
поверхности стола.
3
Упраж
нение 6.
Один
конец
ручки
зажимают
средним
и
указательным
пальцами
правой руки. При этом другой конец
направлен
от
груди.
Нужно,
перевернув ручку, вложить ее в левую
руку
свободным
концом.
Затем
очередным переворотом вкладывают
ручку в правую руку и т. д.
Упра
жнение 7.
Это
упражнение
напоминает
перекатывание мячика в руках. Дети,
представив себе, что у них в ладошках
мячик,
делают
движения,
имитирующие поворачивания мячика в
разные стороны.
Занимайтесь с ребенком обязательно ежедневно, но недолго. Определите
заранее вместе с ним ту «норму», которую ему предстоит выполнить. Зная заранее о
небольшом и вполне определённом объёме работы, ребенок спокойно возьмется за
нее и постарается выполнить как можно лучше.
Развитый мозг ребенка и неразвитая рука шестилетки — это вполне
закономерное при современном образе жизни явление, которое не должно повергать
в панику педагогов и родителей. Слабую руку ребенка-дошкольника можно и
необходимо развить. Это первейшая забота родителей, которые готовят своих детей
к поступлению в школу.
Учитель-логопед
Мефед С.А.
п.г.т. Погар