Автор: Красильникова Ирина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ АШИ
Населённый пункт: с.Антипаюта,Тазовский район, Тюменская область
Наименование материала: Рабочая программа
Тема: Окружающий мир 1-4 классы " Школа России"
Раздел: начальное образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Антипаютинская школа-интернат среднего общего образования
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
на заседании МО заместитель директора по УВР директор МКОУ АШИ
__________/Костив.Е.И./ ____________/Калячкина Т.В./ ________________/Молотов М.И./
Протокол № Приказ №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
НА 2020-2021 УЧЕБНЫЙ ГОД
по
окружающему миру
для
(предмет)
1-4
класса
учитель
(класс)
Красильникова Ирина Анатольевна
2 часа
270 часов
кол-во часов в неделю
кол-во часов в год
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования, примерной программы УМК «Школа России» научный руководитель А.А.Плешаков, Москва «Просвещение» 2011г.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет природоведческие,
обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для
целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и
эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия
российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и
культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В
основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии,
географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-
научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего
школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей,
идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского
общества как важнейшее национальное достояние
России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего
развития личности.
Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру
природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать
своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значимость курса состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке,
природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале
природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента
экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить
опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Данный курс имеет в начальной школе
значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует культурно-ценностные ориентации младшего
школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности. Особенность курса состоит в том, что в нем
заложена содержательная основа для реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
Реализуемый УМК:
1. Плешаков А. А. Окружающий мир. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч.– М. : Просвещение, 2014.
2. Плешаков А. А. Окружающий мир. 2 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч.. – М. : Просвещение, 2015.
3. Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч.. – М. : Просвещение, 2016.
4. Плешаков А. А. Крючкова Е.А.
Окружающий мир. 4 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч.– М. : Просвещение, 2017.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 1
класс – 66 ч (33 учебные недели), 2 - 4 классы – по 68 ч (34 учебные недели).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Программа первых лет обучения построена таким образом, что знания второго года обучения базируются на основе ранее
полученных знаний, дополняя и углубляя их.
В первом классе выделяется несколько содержательных линий.
Первую из них составляет ознакомление с природой (природа, неживая природа, живая природа, растения, животные и др.) Дети
учатся распознавать растения и животных своей местности. В качестве другой содержательной линии курса выделено ознакомление с
изменениями природы, начиная с природы России и заканчивая природой края, где живут учащиеся.
В связи с тем, что ребенок еще до школы знаком с сезонной цикличностью жизни природы, сезонные изменения являются сквозной
линией первых двух лет обучения. Изучение учебного материала по каждому времени года идет по единому плану: неживая природа —
растения — животные (насекомые, рыбы, птицы, звери) труд человека — образцы поведения в природе.
Однако во втором классе учащиеся уже осознают, что различие природных объектов, особенности протекания сезонных изменений
обусловлены вращением Земли и ее движением вокруг Солнца.
Приоритетными задачами курса первого класса является формирование в сознании учащихся единого образа окружающего мира
систематизация и расширение представлений детей об объектах природы, развитие интереса к познанию. Основные способы познания первого
года обучения — наблюдение и проведение опытов* рассчитанных на включение всех органов чувств.
Еще одна содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка (правилами
гигиены, правила поведения на воде, безопасное поведение дома, на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми и т. д.).
Во втором классе все знания, полученные в первом, систематизируются и углубляются на основе знакомства с источниками информации
об окружающем мире. Дети уже умеют читать и общаться со взрослыми. Способ познания может быть расширен за счет работы с
адаптированными научными источниками, справочной литературой, наглядными пособиями, а также первичных умений «собирать»
информацию самостоятельно устно (в беседах с информированными взрослыми — родителями, педагогами школы, агрономами, экологами, на
уроках информатики и т. д.) и письменно (общение посредством переписки с активом клуба «Мы и окружающий мир»).
Важнейшая роль в развитии ребенка в течение всех четырех лет обучения предмету отводится социализации — усвоению им
нравственных норм и правил, образцов поведения в природе, обществе, так необходимых для развития положительных качеств личности.
Необходимой частью развития является воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символике. Задача первых двух лет
обучения — вызвать у детей интерес к изучению родного края, дать первоначальные представления о Родине, познакомить с терминами
«государство», «гражданин», «законы страны», «Красная книга Российской Федерации», «Красная книга края», «государственные символы:
флаг, герб, гимн», «права и обязанности гражданина».
В третьем классе расширяются знания школьников об источниках информации. Учащиеся уже могут быть ознакомлены с устройством
простейших измерительных приборов (лупа, микроскоп — как система увеличительных стекол, песочные часы, часы, термометр, осадкометр,
флюгер) и моделей (географическая карта, план местности, глобус).
Одной из задач всех лет обучения является «открытие» школьниками эксперимента как способа проверки выдвигаемых гипотез. Со-
держание темы «Неживая природа. Тела и вещества» позволит более глубоко раскрыть прежде изученные взаимосвязи неживой и живой
природы. Знания о живой и неживой природе расширяются за счет изучения свойств жидкостей и газов, круговорота воды в природе,
изучения природных сообществ (луга, леса, водоема) и цепей питания.
Следующая содержательная линия курса связана с обучением учащихся простейшим способам ориентации на местности и
формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планет» в
целом.
Полученные ранее учащимися представления о многообразий объектов природы и их изменчивости, о Земле как планете Солнечной
системы дополняются знаниями о природных зонах и природных сообществах Земли. Им предстоит осознать место своего родного края,
своей родины — России на планете Земля.
Программа четвертого класса предусматривает также начальное знакомство школьников с устройством организма человека и с усло-
виями обеспечения его физического здоровья. Большая роль в про* грамме четвертого класса отводится историческому материалу -истории
отечества.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предмет «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных
явлений как компонентов единого мира. Благодаря интеграции естественно- гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии
с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы
позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и
общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, предмет создает прочный
фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
(на весь курс 1 – 4 классы).
1 класс
Введение. (1час)
Мир вокруг нас, его многообразие. Учимся задавать вопросы об окружающем мире. Наша школа. Дорога от дома до школы. Правила и
безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Раздел «Что и кто?» (20 часов)
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды.
Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие (форма, размер, цвет) и красота. Гранит, кремень, известняк. Что растет на
подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника (по выбору учителя). Что это
за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему
виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян. Кто такие насекомые, рыбы,
птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением. Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов
домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение. Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними
животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша родина – Россия. Природа, города, народы России (на примерах по выбору учителя). Знакомство с государственными символами
России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.
Планета земля, ее форма. Глобус – модель земли. Суша и вода на земле. Изображение нашей страны на глобусе.
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 часов)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения. Роль электричества в
быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической
цепи (по усмотрению учителя). Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками живого и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила
ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой. Как путешествует письмо.
Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания, например шоколад, изюм, мед и др. (по усмотрению учителя). Откуда берутся
бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать землю чище.
Раздел «Где и когда?» (11 часов)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели и времена года. Холодные и жаркие районы земли. Перелетные
птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом. Представление о далеком прошлом земли. Динозавры – удивительные животные
прошлого. Как ученые изучают динозавров. Одежда людей в прошлом и теперь. История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей
жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом. Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в
будущем. Зависит ли это от тебя.
Раздел «Почему и зачем?» (22 часа)
Солнце – ближайшая к земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие льва. Луна – естественный спутник земли. Почему на луне не живут
люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека. Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо.
Как беречь уши. Цвета радуги. Почему радуга разноцветная. Объяснение названий растений и животных, например медуница, недотрога,
жук-носорог и др. (по усмотрению учителя). Что эти названия рассказывают о своих хозяевах. Почему в лесу нужно соблюдать тишину.
Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек. Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо
мыть. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну. Зачем нужны автомобили. Устройство
автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего. Поезд и железная дорога. Поезда метро,
пригородные поезда, поезда дальнего следования. Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь. Назначение
судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники земли, их назначение. Космические станции. Экология – наука, которая учит нас бережно
относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – день земли.
2 класс
Раздел «Где мы живем?» (4 часа)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем
(район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России. Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас
природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Раздел «Природа» (20 час)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и
термометр. Что такое погода. Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях. Горные
породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные
растения и уход за ними. Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние
животные. Животные живого
уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для
животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых,
неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила
поведения в природе. Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Раздел «Жизнь города и села» (10 часов)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и
порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их
взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до
керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя). Промышленные предприятия своего
города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе). Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный,
подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города. Магазины города, села (изучается по усмотрению
учителя). Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя). Профессии людей, занятых на
производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя). Сезонные
изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Раздел « Здоровье и безопасность» (9 часов)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные
заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт,
стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя). Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и
безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Меры безопасности в
домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная
безопасность. Правила
безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности. Не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый
человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Раздел «Общение» (7 часов)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей. Школьные товарищи,
друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом.
Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Раздел «Путешествия» (18часов)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности. равнины и горы, холмы,
овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье,
русло); притоки. Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом. Изображение
нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя). Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
3 класс
Раздел «Как устроен мир» (6 часов)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой
природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей. Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир
человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира. Общество. Семья, народ,
государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество. Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология –
наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества.
Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Раздел «Эта удивительная природа» (18 часов)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для
живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды.
Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту. Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы.
Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в
результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы. Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли,
мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в
природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений. Животные, их
разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.) Растительноядные, насекомоядные,
хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в
природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных. Грибы, их
разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы.
Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов. Представление о круговороте жизни и его звеньях
(организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Раздел «Мы и наше здоровье» (10 часов)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние,
вкус, осязание), их значение и гигиена. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах,
обмораживании. Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития
скелета и укрепления мышц. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме.
Гигиена питания. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни
и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.
Раздел «Наша безопасность» (7 часов)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа. Правила и безопасность дорожного
движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице.
Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки,
их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие,
информационно-указательные, знаки сервиса. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт,
стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила
поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы. Ядовитые растения и грибы. Как избежать
отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Экологическая
безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его
устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Раздел «Чему учит экономика» (12 часов)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги. Природные богатства – основа экономики.
Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный
труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей. Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы
добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства.
Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая
промышленность и др. Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги. Семейный бюджет. Доходы и расходы
семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы.
Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна
из важнейших задач общества в XXI веке.
Раздел «Путешествие по городам и странам» (15 часов)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана
памятников истории и культуры. Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные
достопримечательности, знаменитые люди разных стран. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и
культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.). Бережное отношение к культурному наследию
человечества – долг всего общества и каждого человека.
4 класс
Раздел «Земля и человечество» (9 часов)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы.
Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо
– великая «книга» природы. Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты.
Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта. Прошлое и настоящее
глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды –задача всего человечества.
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Раздел «Природа России» (10 часов)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по
физической карте России). Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь,
субтропики. Карта
природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в
разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы
каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного
отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом
равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей. Экскурсия. Лес и человек.
Раздел «Родной край – часть большой страны» (13 часов)
Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате
деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с
оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана
водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае. Природные сообщества (на
примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ.
Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство,
овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для
сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания. Животноводство в нашем крае, его отрасли
(разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних
животных.
Раздел «Страницы всемирной истории» (5часов)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения –
свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина.
Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие
географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание
человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Раздел «Страницы истории Отечества» (20 часов)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования. Века Древней Руси.
Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин
Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси. Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана
Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья –
собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и
нравы страны в XIII – XV вв. Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв.
Россия в XVIII в. Петр I – царь- преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при
Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век русской славы. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в. Россия в XIX –
начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр II. Культура, быт и нравы
России в XIX – начале XX в. Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II – последний император России.
Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.
Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник. Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого
искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир». Преобразования в России в 90-е гг. XX в.
Культура России в XX в. Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа,
семьи.
Раздел «Современная Россия» (11 часов)
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина.
Права ребенка. Государственное устройство России. Президент, Федеральное собрание, Правительство. Государственная символика нашей
страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники. Многонациональный состав населения России. Регионы России. Дальний Восток,
Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России.
Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1класс
№ п/
п
Название раздела
Количество
часов
Тест
Практическая
работа
Экскурсия
Проверочная
работа
1
Введение
1
2
«Что и кто?»
20
1
3
«Как, откуда и куда?»
12
1
4
«Где и когда?»
11
1
5
«Почему и зачем?»
22
1
Итого:
66
2класс
№ п/
п
Название раздела
Количество
часов
Тест
Практическая
работа
Экскурсия
Проверочная
работа
2
«Где мы живём?»
4
1
3
Природа.
20
1
6
1
1
4
Жизнь города и села.
10
1
1
5
Здоровье и безопасность.
9
1
1
6
Общение.
7
1
1
1
7
Путешествие.
18
1
2
2
Итого:
68
5
10
4
2
3 класс
№ п/
п
Название раздела
Количество
часов
Тест
Практическая
работа
Экскурсия
Проверочная
работа
1
Как устроен мир.
6
2
Эта удивительная природа.
18
1
7
1
3
Мы и наше здоровье.
10
2
4
Наша безопасность.
7
2
1
1
5
Чему учит экономика.
12
1
3
6
Путешествия
по
городам
и
странам.
15
1
Итого:
68
5
13
2
4 класс
№ п/
п
Название раздела
Количество
часов
Тест
Практическая
работа
Экскурсия
Проверочная
работа
1
Земля и человечество.
9
1
2
Природа России.
10
1
1
3
Родной край – часть большой
страны.
13
1
1
1
4
Страницы всемирной истории.
5
1
5
Страницы истории Отечества.
20
1
1
6
Современная Россия.
11
1
1
Итого:
68
6
2
1
2
Планируемые результаты освоения учебного предмета
(на весь курс 1 – 4 классы)
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
1 класс
Личностными результатами изучения курса «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» в 1-м классе является формирование
следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать
конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих
нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» в 1-м классе является
формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценкудеятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах
Предметными результатами
Обучающиеся научатся:
называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
объяснять, как люди помогают друг другу жить;
называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
называть основные особенности каждого времени года.
Обучающиеся получат возможность научиться:
оценивать правильность поведения людей в природе;
оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
2 класс
Личностными результатами изучения курса «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» во 2-м классе является формирование
следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать
конкретные поступки, которые можнооценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или
плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих
нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» во 2-м классе является
формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально
предусмотрен ряд уроков).
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один
шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами:
связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
наблюдать за погодой и описывать её;
уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
различать изученные группы растений и животных;
приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
оценивать правильность поведения людей в природе;
уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
3−4-й классы
Личностными результатами
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого
человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или
плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих
нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.
Метапредметными результатами изучения курса «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» в 3-м классе является
формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из
имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий,
справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых
ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения..
Предметными результатами.
приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов
приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
приводить примеры живых организмов
перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
называть основные свойства воздуха как газа, воды как жидкости и полезных ископаемых как твёрдых тел;
доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
по году определять век, место события в прошлом;
отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной
России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
Обучающиеся получат возможность научиться:
оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;
применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.);
объяснять, как человек использует свойства воздуха, воды, важнейших полезных ископаемых;
объяснять, в чём главное отличие человека от животных;
находить противоречия между природой и хозяйством человека, предлагать способы их устранения.
Предметными результатами изучения курса «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» в 4-м классе.
Обучающиеся научатся:
по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы;
верующих разных религий и атеистов.
объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех
людей на Земле в одно человечество;
Обучающиеся получат возможность научиться:
замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и
правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края;
проводить наблюдения природных тел и явлений;
Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Учебники:
1. Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник: 1 класс: В 2 ч.
2. Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник: 2 класс: В 2 ч.
3. Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник: 3 класс: В 2 ч.
4. Плешаков А.А. Окружающий мир: Учебник: 4 класс: В 2 ч.
Рабочие тетради:
1. Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь: 1 класс: В 2 ч.
2. Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь: 2 класс: В 2 ч.
3. Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь: 3 класс: В 2 ч.
4. Плешаков А.А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь: 4 класс: В 2 ч.
Проверочные работы, дополнительная литература:
1.
Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир: Тесты: 1-4 классы.
2.
Крылова О.Н. Типовые тестовые задания по окружающему миру. Итоговая аттестация. 2-4 классы.
3.
Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель. Книга для начальной школы.
4.
Плешаков А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики.
Методические пособия:
1.
Максимова Т.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» к УМК Плешакова А.А. 1-4 классы.
Наглядные пособия:
1.
натуральные живые пособия – комнатные растения;
2.
гербарии; коллекции насекомых;
3.
коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
4.
изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
5.
географические и исторические карты;
Технические средства обучения:
1. Классная магнитная доска.
2. Компьютер.
3. Принтер лазерный.
4. Мультимедийная установка, интерактивная доска.
5. Аудиоцентр.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
1. Компасы.
2. Термометры.
3. Наборы муляжей овощей и фруктов.
4. Набор предметных картинок.
5. Наборное полотно.
6. Модель весов и набор гирь.