Автор: Гарипова Лейсан Мухаррамовна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ Сабинский детский сад №3
Населённый пункт: РТ, Сабинский район, п.г.т. Богатые Сабы
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Годовой план учителя-логопеда
Раздел: дошкольное образование
Годовой план учебно-методической работы учителя - логопеда
Цель:
- Построение целостной воспитательно-образовательной системы, обеспечивающей
укрепление здоровья детей, их полноценное развитие и достижение прогностических
результатов в сфере коррекции речи.
Задачи логопедической работы:
1. Повышать информационную культуру учителей-логопедов в условиях внедрения ФГОС к
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям
её реализации.
2. Обеспечить эффективное использование современных методов и приёмов в
коррекционной работе учителя-логопеда.
3. Диагностика речевых нарушений.
4. Создание благоприятных условий для развития речевой коммуникации.
5. Сформировать и закрепить правильное, отчётливое произношение нарушенных звуков.
6. Коррекционно-воспитательное воздействие на речь и личность детей в процессе
логопедической деятельности.
7. Совершенствование форм и методов логопедической работы, способствующих наиболее
полному преодолению дефектов речи дошкольников.
8. Профилактика нарушений речи.
9. Комплексное развитие речи дошкольников, направленное на:
- формирование правильного звукопроизношения;
- обогащение и развитие словаря;
- развитие грамматического строя речи;
- формирование связной речи детей.
Организационно-педагогическая работа
№
Наименование мероприятия
Дата проведения
1
Подготовка кабинета к новому учебному году.
До 1 сентября
2
Углубленное обследование всех сторон речи детей.
Уточнение структуры речевого дефекта и оценка
тяжести нарушений разных сторон речи.
Заполнение индивидуальных маршрутных листов и
речевых карт зачисленных детей.
Построение планов индивидуальной коррекционной
работы.
1 - 3-я неделя сентября
3
Составление расписания индивидуальных,
фронтальных и подгрупповых занятий.
сентябрь
4
Оформление документации учителя-логопеда.
Оформление индивидуальных тетрадей детей для
домашних заданий.
сентябрь
5
Диагностика детей.
Сентябрь, Май
6
Подведение итогов. Составление отчета за учебный
год.
Май
Коррекционная работа
1
Проведение фронтальных занятий согласно
циклограмме рабочего времени.
2
Проведение индивидуальных и подгрупповых
занятий согласно циклограмме рабочего времени.
Ежедневно
Методическая работа
1
Участие в ПМП(к) ДОУ (диагностика детей,
имеющих трудности в усвоении программы
детского сада, характеристики и рекомендации).
По плану ДОУ
2
Участие в педсоветах ДОУ.
По плану ДОУ
3
Составление статистических отчетов о состоянии
звукопроизношения детей подготовительных и
старших групп детского сада
Январь
май
4
Участие в конкурсах.
В течение всего
учебного года
5
Изучение новинок специальной литературы (по
коррекционной работе с детьми). Оформление
логопедического уголка.
В течение года
Взаимодействие с воспитателями
1
Характеристика детей логопедической группы и
логопункта (индивидуальные особенности и
сложность речевого дефекта).
3-я неделя сентября
2
Практикум по формированию у детей
артикуляционных позиций.
2-я неделя октября
3
Индивидуальное консультирование воспитателей
по вопросам развития речи детей.
В течении года по
запросу педагога
Взаимодействие со специалистами
1
Для музыкального педагога
Использовать на музыкальных занятиях попевки,
потешки на автоматизацию звуков.
Выполнять упражнения на координацию речи с
движениями и на развитие чувства ритма.
Включать в занятие слушание музыки и другие
упражнения для развития фонематического слуха.
В течение учебного
года
2
Для инструктора по физической культуре
Создание благоприятного эмоционального
состояния у детей посредством активации
двигательной деятельности.
Совершенствовать навыки ходьбы, бега, прыжков.
Развивать равновесие у детей и ориентировку в
пространстве.
В течение учебного
года
3
Для педагога-психолога
Изучение и анализ индивидуальных особенностей
ребенка с целью создания условий для развития
речи.
Профилактика нарушений психофизиологического
здоровья детей.
Развитие эмоциональных и интеллектуальных
ресурсов у ребенка с нарушением речи.
В течение учебного
года
4
Для медицинского работника
Организовывать профилактические осмотры детей
специалистами.
Заносить динамику речевого развития в
медицинские карты.
Участвовать в обследование детей на ПМП(к) ДОУ
В течение учебного
года
Взаимодействие с родителями
1
Участие в родительских собраниях
Концультации для родителей:
«Характерные особенности детей с речевыми
нарушениями».
«Развитие мелкой и артикуляционной моторики».
«Игры и упражнения для речевой активности детей».
«Дышим глубоко-говорим легко»
«Обогащаем словарь детей»
«Развитие связной речи детей в семье»
В течении года
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль-март
Апрель
2
Папки-передвижки, уголок логопеда:
Рекомендации по выполнению артикуляционной
гимнастики.
Выполнение пальчиковой гимнастики «Развиваем
пальчики-развиваем речь».
Что могут сделать родители для развития речи своего
ребенка?
Графомоторные навыки (подготовка руки к письму)
Сентябрь-октябрь
Ноябрь-декабрь
Январь-февраль
Март-апрель
3
Приобрести:
Массажные мячи разных размеров.
Настольно-печатные игры для развития речи и
зрительного восприятия.
Занимательные игрушки для развития тактильных
ощущений.
Игрушки-головоломки.
В течение года
Литература
1.
Иншакова О.Б. Альбом обследования устной речи.
2.
Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду.
3.
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.
4.
Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического
строя речи.
5.
Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
6.
Т.Ю. Бардышева, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, В.В. Коноваленко, О.С. Гомзяк
Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей.
7.
Н.Е. Арбекова Развиваем связную речь.