Автор: Щелина Надежда Викторовна
Должность: учитель русского языка и чтения
Учебное заведение: ГБОУ СО
Населённый пункт: г.Маркс Саратовская область
Наименование материала: программа
Тема: ПРОГРАММА по патриотическому и гражданскому воспитанию « Мой город. Мой край. Моя Родина» для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам (5-9 классы)
Раздел: среднее образование
Российская Федерация
Министерство образования Саратовской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Саратовской области
«Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным
программам г.Маркса»
_______________________________________________________________________
«___» _________2019 г. __________ 413090, Саратовская область,
№ _____ от «___» _________2019 г. г. Маркс, пр. Ленина, 11
тел., факс 8(845-67) 5-16-65
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
на заседании педагогического совета приказом директора ГБОУ СО
ГБОУ СО «Школа-интернат АОП г. Маркса» «Школа-интернат АОП г. Маркса»
протокол №____
от «____» _______ 20__ года № ____ от «____» _______ 20__ года
председатель педсовета
___________ Ларина Н. А. ___________ Ларина Н.А.
ПРОГРАММА
по патриотическому и гражданскому воспитанию
« Мой город. Мой край. Моя Родина»
для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам
(5-9 классы)
Разработала: Щелина Надежда Викторовна
учитель русского языка и чтения
высшей квалификационной категории
1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы……………………………………………….……………………..……. 3
2. Нормативно-правовая база………………………………………............................................. 4
3. Пояснительная записка …………………………………………..……………………...…….
3.1.Актуальность гражданско-патриотического воспитания детей …………………….. 5-6
3.2. Цели, задачи, принципы и подходы к реализации программы…………………….... 6
3.3. Принципы построения программы.…............................................................................. 6-7
3.4. Участники реализации программы……………………………….…………................ 7-8
3.5. Социальное взаимодействие в рамках реализации программы……………………… 8
3.6.Методы формирования гражданско-патриотических качеств личности……………. 8
3.7. Виды деятельности и формы занятий………………………………………………… 8-11
3.8. Условия реализации программы………..……………………………………………… 11
3.9. Календарь традиционных школьных праздников, акций, встреч…………………… 11-12
3.10. Совместная деятельность образовательной организации, семьи по гражданско-
патриотическому воспитанию обучающихся……………………………………………… 13
3.11. Мероприятия по реализации программы…………………………………… ............. 13-16
3.12. Мониторинг эффективности программы……………………………………………... 16-18
3.13. Прогнозируемые результаты реализации программы………………………………. 18
4.Литература…………………………………………………………………………………. 19
2
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название образовательного
учреждения
ГБОУ СО «Школа-интернат АОП г. Маркса»
Адрес организации
Г. Маркс, пр. Ленина, д. 11.
Телефон, факс
Электронный адрес
Тел., факс 8(84567) 5-16-65
Автор-разработчик
программы
Щелина Надежда Викторовна
Исполнители программы
Педагогический коллектив, воспитанники
ГБОУ СО
«Школа-интернат АОП г. Маркса», родители
Кем принята программа
Педагогическим советом ГБОУ СО «Школа-интернат АОП
г.Маркса»
Цель программы
воспитания
Развитие у детей гражданственности, патриотизма как
важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей,
готовность к активному проявлению в различных сферах
жизни общества.
Формирование духовно и физически здорового человека,
неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного
города, края и страны.
Задачи программы
воспитания
-
Развитие
духовно-нравственной
личности,
разумно
сочетающей личные интересы с общественными.
-
Воспитание чувства долга и ответственности, готовности к
защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье,
родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего
народа.
-
Формирование
умений
и
потребности
сохранять
и
приумножать богатства природы региона.
- Пробуждение интереса к истории своей семьи, своего
поселка, города. Развитие нравственных взаимоотношений в
семье.
- Привитие интереса и уважения к героическому прошлому
нашей Родины, чувства гордости за него.
- Формирование ценностного отношения к культурному
наследию своей страны.
Сроки реализации
программы
2017 – 2022 гг. – 5 лет (5, 6, 7, 8. 9 классы)
Главные ожидаемые
результаты
- Осознание учащимися того, что настоящий гражданин
любит свою родину, изучает и преумножает её историко-
культурное и духовное наследие, верен гражданскому долгу,
гордится Родиной, готов защищать свое Отечество.
- Формирование устойчивого интереса к историческому
прошлому своей семьи, малой родины и России;
- Привить
уважение к прошлому и настоящему своего
народа,
традициям,
культуре,
старшим
поколениям,
родителям; уважение к труду, человеку труда.
- Общее развитие личности, усвоение норм человеческого
общения, чувственное восприятие мира.
3
2.
НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ БАЗА
Программа гражданско-патриотического воспитания разработана в соответствии с
нормативно-правовыми документами Российской Федерации:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Конвенция ООН о правах ребенка.
Декларация прав ребенка;
Конституция РФ;
Государственная
программа
“Патриотическое
воспитание граждан Российской
Федерации на 2016 –2020 годы”.
Письмо Минобрнауки РФ от 30.06.2005 № 03-1230 «Об организации работы в
образовательных учреждениях по изучению и использованию государственных
символов России»;
Методические
рекомендации
Минобразования
России
о
взаимодействии
образовательного учреждения с семьей (приложение к письму Минобразования
России от 3101.2001 г. № 90/30-16).
Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015г. №996-р г. Москва «Стратегия
развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
4
«Историческое значение каждого
человека измеряется его заслугами Родине,
а
человеческое достоинство – силою его
патриотизма».
Н.Г. Чернышевский
3.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
3.1.Актуальность программы
Представлена Программа патриотического и гражданского воспитания обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, которая направлена на коррекцию познавательных
процессов
и
социальную
адаптацию,
а
также
является
средством
гуманизации
воспитательного процесса, фундаментальным принципом введения личности воспитанников
в поле родной культуры, в духовную атмосферу родного города Маркса Саратовской
области.
Многомерные трансформации в обществе последних десятилетий в значительной мере
ослабили внимание к таким явлениям, как социально-духовные и нравственные ценности в
подростковой среде. Вместе с тем длительный процесс модернизации российской школы в
итоге затронул не только организацию учебной деятельности, но и коренным образом
изменил отношение к содержанию феномена воспитания в современной школе. Сегодня под
воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий
для развития личности ребенка, его духовно- нравственного становления и подготовки к
жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и
обучающихся в целях эффективного решения общих задач.
Патриотическое воспитание – это сложная система социально-педагогической
деятельности, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению с
целенаправленной подготовкой молодого человека к созидательному труду на благо
Отечества, с его социализацией, формированием и развитием духовно-нравственной
личности, способной любить свой край, свой город, свою Родину, постоянно ощущать связь
с ней, защищать ее интересы, сохранять и преумножать лучшие традиции своего народа, его
культурные и религиозные ценности, постоянно стремиться к обеспечению безопасности
личности, общества и государства.
Героические события отечественной истории, истории Саратовской области и города
Маркса, выдающиеся достижения наших соотечественников и земляков в области политики,
экономики, науки, культуры, религии, спорта и других областях еще сохранили качества
нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса
мероприятий по патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся с ОВЗ.
Патриотическое воспитание обучающихся является одной из основных задач
образовательной организации, так как дети с ограниченными возможностями здоровья
(далее ОВЗ) – это сложный своеобразный контингент.
Обучающиеся, которые испытывают трудности в обучение, как правило,
плохо
ориентированы во многих вопросах. Обращает внимание на себя бедность их жизненного
опыта, недостаточная осведомленность, в вопросах касающихся своей семьи, собственной
личности. Обучающиеся не могут рассказать о составе семьи, месте работе родителей и
характере их деятельности – это объясняется дефицитом общения детей с ограниченными
возможностями со взрослыми, так как родители зачастую имеют низкий интеллектуальный
уровень. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья характеризуются
значительным снижением критичности и самокритичности, повышенной внушаемостью. В
связи с этим могут попасть под отрицательное влияние, не понимая необходимости
сопротивления ему. Нарушение самокритичности в значительной степени затрудняет
возможность их самовоспитания, которое требует не только правильной и осознанной
5
самооценки, но и волевых усилий для преодоления собственных недостатков. Для таких
детей характерны и значительные нарушения, в развитие воли. В процессе воспитания
школьников с ОВЗ должны сочетаться настойчивая работа по формированию у них
личностных качеств, а также с коррекционной работой направленной на исправление
недостатков и характеризующих их качеств и поведения. Недостаток речи и мышления,
нарушения эмоционально – волевой сферы, сниженная самостоятельность, моторная
неумелость приводят к тому, что урок занимает своеобразную личностную позицию в
различных формах деятельности и общения. (В.В.Воронкова)
Система патриотического и гражданского воспитания обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья охватывает деятельность всей образовательной организации на
всех уровнях, начиная со школьного коллектива и заканчивая взаимодействием с органами
государственной власти, также комплекса мероприятий по формированию патриотического
сознания граждан в городе Марксе.
Реализация воспитательной программы «Мой край. Мой город. Моя Родина.» создаст
условия для формирования целостной образовательной среды и целостного пространства
патриотического и гражданского развития обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья.
3.2. Цель программы
Совершенствование и развитие оптимальных условий, обеспечивающих целенаправленное
формирование у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья высокой
социальной активности гражданственности и патриотизма, чувства гордости и верности
своему Отечеству, к своей малой Родине, истории, культуре, традициям народов РФ.
Задачи программы:
1.Развивать у детей с ОВЗ социально - значимые качества личности: любви и привязанности
к своей семье, дому, улице, городу, школе; любовь к Родине, природе, уважительное
отношение к историческим ценностям, через приобщение к музейному искусству, изучение
исторического прошлого, символики своего Отечества.
2.Воспитывать обучающихся с ОВЗ в духе уважения к Конституции Российской Федерации,
законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для реализации
конституционных прав человека, его обязанностей, гражданского долга;
3.Развивать у обучающихся с ОВЗ чувства гордости, глубокого уважения и почитания
символов государства – Герба, Флага, Гимна Российской Федерации, Саратовской области,
города Маркса, другой символики и исторических святынь Отечества;
4.Реализовать программу мероприятий патриотического и гражданского направления с
последующей оценкой качества результативности;
5.Создать условия для усиления патриотической и гражданской направленности СМИ при
освещении событий и явлений общественной жизни в образовательной организации;
6.Обновить содержание патриотического воспитания, расширить спектр активных форм и
методов работы по данному направлению;
7.Разработать
механизмы,
обеспечивающие
координацию
деятельности
урочной
и
внеурочной системы программных мероприятий;
8.Усилить роль семьи в патриотическом воспитании подрастающего поколения
3.3. Принципы построения программы.
К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и
задач гражданско-патриотического воспитания относятся:
принцип научности, гуманизма, демократизма;
принцип участия;
6
принцип гарантии;
принцип комплексного сквозного подхода;
принцип блочного подхода;
принцип приоритетности исторического, культурного наследия России, ее духовных
ценностей и традиций;
принцип системности, преемственности и непрерывности в развитии учащихся;
принцип многообразия форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения
эффективности воспитания.
Организация программы.
Программа составлена на основе принципов системности, научности,
доступности,
толерантности
и
рассчитана
на
четыре
года.
Структура
и
организация
данной
воспитательной программы строится с учётом возрастных категорий обучающихся с ОВЗ, в
связи со специфическими особенностями и задачами духовно нравственного и физического
развития
обучающихся
младшего
школьного
возраста
и
учитывается
степень
подготовленности обучающихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения принимать
решения и действовать самостоятельно.
Нацелена на формирование жизненных компетенций в вопросах гражданственности у
младших школьников, развитие у них навыков общения, поведения и безопасности в
окружающем мире. Правовые и нравственные знания и умения дети получат в ходе
проведения
классных
часов
и
воспитательных
мероприятий
(внутриклассных,
общешкольных, выездных, совместных с родителями и социальными партнёрами школы).
Именно в младшем школьном возрасте обучающиеся охотно вступают в систему
разнообразных межличностных отношений, а в процессе общения со сверстниками и
взрослыми приобретают опыт поведения. В начальных классах закладывается основа
нравственной культуры личности, которая является фундаментом правовой культуры.
Проведение профильных мероприятий по формированию социально-нормативного
поведения позволит осуществлять раннюю профилактику правонарушений, сформировать у
младших школьников осознанное уважение к закону и умение использовать его в жизненных
ситуациях.
Процесс формирования готовности к защите Отечества, воспитания любви и уважения к
малой родине у младших школьников строится с учётом у них пока ещё ограниченного
жизненного опыта, характера и объёма полученных знаний, общих задач обучения и
воспитания. Эффективность его в этот период обусловливается, прежде всего, тесной связью
с выполнением учебных, общеобразовательных задач. Воспитательный эффект всех форм
патриотического
воспитания
будет
зависеть
от
того,
насколько
системно
будут
формироваться знания ребят о своей Родине, о людях живущих рядом, их нравственное,
эмоционально-волевое отношение к деятельности по защите близких. Задача заключается в
том, чтобы, опираясь на высокую эмоциональность, впечатлительность и восприимчивость,
развить у младших школьников чувства восхищения односельчанами, одноклассниками,
людьми, живущими в нашей стране.
3.4.Участники реализации программы:
учащиеся 5-9 классов, педагоги начальных классов, педагоги дополнительного образования,
работники библиотек, работники правовой сферы.
Срок действия программы 5 лет.
Благодаря реализации данной программы, осуществляется максимальное использование
потенциальных возможностей развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья,
что в дальнейшем послужит базой для его социальной адаптации.
Широко используются местные ресурсы: музей, памятные места, библиотека.
7
Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в
деятельности.
Материально-техническая
поддержка программы
Для реализации программы используется краеведческий музей, мультимедийный комплекс,
интерактивная доска, DVD – диски с презентациями и фильмами, школьный сайт.
Методическая поддержка программы
Для реализации программы: используется: литература по истории края, области, книги
стихов местных поэтов, известных людей региона, книги детских писателей по данному
направлению;
используются «Технология развивающего обучения», «Игровая технология», «Личностно
ориентированная технология», «ИКТ – технология» и др.;
обеспечивается знакомство с инновационными технологиями правового, гражданско-
патриотического воспитания;
создание памятки родителям по формированию у ребенка гражданско-патриотических
качеств.
3.5. Социальное взаимодействие в рамках реализации программы
«Мой город. Мой край. Моя Родина.»
На договорных основах образовательная организация сотрудничает с различными системами
социума, что представляет собой: комплекс действий школы ориентированных на всемерное
информирование заинтересованной общественности о школе и перспективах ее развития,
создание положительного образа (имиджа, репутации) школы в местном сообществе,
установление продуктивных и выгодных для школы взаимоотношений школы и социума в
рамках реализации программы по патриотическому воспитанию «Мой город. Мой край. Моя
Родина», обеспечение школе достойной и облегчающей выполнение ею социальных
функций позиции в социальном пространстве.
3.6. Методы формирования гражданско-патриотических качеств личности
Методы формирования
сознания
личности (убеждение,
внушение,
беседы,
метод
примера);
Методы
организации
деятельности
и
формирования
опыта
гражданского
поведения (общественное
мнение,
поручение,
создание
воспитывающих
ситуаций,
коллективное творческое дело, метод проектов);
Методы
стимулирования
деятельности
и
поведения (соревнование,
поощрение,
взаимовыручка, создание ситуации успеха).
3.7. Виды деятельности и формы занятий с обучающимися
Система
работы
по
гражданско-патриотическому
воспитанию
учащихся
с
ОВЗ
(интеллектуальными нарушениями) построена на
урочной, внеурочной,
внешкольной
деятельности школы-интерната.
1. Патриотическое воспитание в системе общешкольных мероприятий:
Патриотическое воспитание, направленное на воспитание уважительного отношения к
историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям.
Воспитание чувства гордости за своё Отечество, за символы государства, за свой народ;
долга и ответственности за судьбу Родины и своего народа, за ее будущее, способности
8
проявлять гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности, реализуемое также на
материале
учебников
и
учебных
пособий,
литературных
произведений в
урочной
деятельности.
2.Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности учащихся реализуется через
организацию различных видов деятельности младших школьников, направленных на
освоение знаний об истории, традициях, культуре народов России, своём родном крае, месте
рождения;
содержательному
знакомству
с
историей
своей
семьи,
формирование
уважительного отношения к труду окружающих, стремления посильно участвовать в нем.
В качестве форм патриотического воспитания используются:
- классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы по темам, викторины,
коллективные творческие дела, экскурсии.
3.Патриотическое воспитание во внешкольной деятельности. Внешкольная деятельность
по гражданско-патриотическому воспитанию может включать в себя перечень традиционных
мероприятий, долгосрочных и краткосрочных игр, реализующих задачи гражданско-
патриотического воспитания . Внешкольные мероприятия реализуются в виде тематических
экскурсий, посещения музея, благотворительных, экологических, военно-патриотических
мероприятий, полезных дел и т.д.
Во внеурочной и внешкольной деятельности формируется эмоционально-ценностный и
поведенческий компоненты российской идентичности.
Формы:
1.Беседа -
метод убеждения
Ее задачи: формирование гражданско-патриотических представлений детей; разъяснение
норм и правил поведения в обществе, природе, правил общения; обсуждение и анализ
поступков учащихся класса, жизнедеятельности коллектива.
Материалом для бесед могут служить факты из жизни класса, произведения художественной
литературы; нравственные категории (добро, зло, справедливость, долг, патриотизм,
ответственность, дисциплина и др.); происходящие события (в классе, школе, стране);
вопросы и проблемы, волнующие детей.
2. Классный час
— одна из главных форм воспитательной работы. Это ведущая форма
деятельности, способствующая формированию у школьников системы отношений к
окружающему миру.
Классный час является высшей формой воспитательной работы, ее ядром, т. к. помогает
осмысливать все дела, в которых участвуют дети, приучает видеть за своими действиями и
делами отношение к обществу, людям. Он помогает осознавать социальную направленность
всех дел, переводя их из позиции предметной конкретности («собрать макулатуру»,
«посадить деревья», «вымыть парты и стены») на позицию социальную («помочь природе
(стране)», «украсить землю», «беречь школу»).
3.Информационный час - одна из действенных форм гражданского и патриотического
воспитания
Основное назначение информационного часа - приобщать младших школьников к событиям
и значимым явлениям общественно-политической жизни страны, города, района, села.
Кроме того, информационные часы призваны: расширять знания детей об окружающем
мире; учить работать с периодическими изданиями; воспитывать интерес к происходящим в
стране событиям; формировать привычку читать детскую прессу.
9
4.Устный журнал - это коллективное дело, представляющее собой серию коротких
выступлений (страничек) учащихся на различные темы окружающей жизни и жизни
детского коллектива.
Его назначение в том, чтобы учить детей выступать перед группой; формировать
общественное мнение; расширять кругозор; учить работать с материалами прессы. Сначала
ученики договариваются, на какую тему они будут «выпускать» журнал и какие в нем будут
странички.
Совет дела распределяет странички, исходя из желания микрогрупп.
5. Экскурсия как форма воспитательной работы используется в учебной и внеучебной
деятельности.
Эту форму педагог избирает тогда, когда надо познакомить учащихся с реальной жизнью, с
объектами реального мира в их естественном окружении. В ней происходит и познание, и
активное
взаимодействие
детей
с
предметами,
объектами,
явлениями
природного,
социального, культурного окружения, что, естественно, оказывает большее воздействие на
детей,
нежели ознакомление по книгам. В гражданско-патриотическом воспитании
экскурсии играют особую роль. Благодаря им, дети ближе узнают историю своей страны,
культуру своего народа, его обычаи и традиции. Экскурсии расширяют кругозор детей,
наглядно демонстрируют достижения техники, строительства, помогают школьникам
ощутить себя частью природного, культурного, социального пространства.
В русле гражданско-патриотического воспитания проводятся экскурсии в музеи, на
выставки, на производство, в природу, по городу и т. д.
6. Путешествие - это разновидность экскурсии.
Оно отличается тем, что может быть реальным и воображаемым, а также отсутствием
экскурсовода. В этой роли в путешествии выступают все участники. Они сами находят
нужный материал, продумывают форму его подачи, разрабатывают маршрут и т. д.
Путешествие, как правило, отличается интересным сюжетом, который разворачивается перед
детьми и героями которого они становятся.
Игры-путешествия - это исследование какого-либо объекта, явления, области знания.
Построенное как «передвижение» детей во времени и пространстве, знакомство с разными
сторонами (проявлениями) данного объекта.
7. Праздник - особая форма воспитательной работы.
Праздник - это коллективное творческое дело яркого, эмоционального характера.
8. Коллективное творческое дело.
В процессе КТД дети приобретают собственный опыт организации коллективной
деятельности.
Учитывая психологические и возрастные особенности учащихся 5-9 классов, используются
следующие формы и методы:
- экскурсии и походы по родному краю (в краеведческий музей, по улицам города, к
памятным историческим местам, к православным храмам);
- коллективные творческие дела;
- праздники, посвящённые памятным датам;
- устные журналы;
- выставки рисунков и поделок;
- викторины и конкурсы;
- конкурсы проектов;
- акции;
- конкурсные игровые программы;
- круглый стол;
10
Данные формы работы помогают детям осмыслить свою роль и место в жизни общества в
плане проявления активности, личной ответственности за результаты своего труда,
сформировать любовь к Родине, ответственность перед близкими людьми, миролюбие,
заботу об окружающей среде.
3.8.Условия реализации программы
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое
пространство. Воспитательная работа строится с учетом возрастных особенностей. При
планировании
работы
учитываются
традиционные,
муниципальные,
региональные,
всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами;
положения муниципальных, региональных, федеральных конкурсах.
Содержание программы предполагает активное использование наглядных и дидактических
материалов в соответствии с тематикой программы:
мультимедиа ресурсы,
использование ТСО, экскурсии, энциклопедии, учебная и художественная литература.
Программа предусматривает использование групповых, коллективных и индивидуальных
форм организации проведения занятий. Групповая работа воспитанников обеспечивает
творческое общение, сплочённость, своевременное исправление допущенных ошибок своим
товарищем. Коллективная форма предусматривает подачу всей группе, где есть возможность
каждому ребенку самостоятельно оценивать свою работу, ее результаты. Коллективная
деятельность как игровой прием способствует активному вовлечению детей в воспитательно-
развивающий процесс. Индивидуальная работа обеспечивает дифференцированный подход к
каждому воспитаннику лично, что подразумевает личностно-ориентированный подход в
воспитании и обучении, который создаёт благоприятные условия для развития наклонностей
и способностей каждого воспитанника. Работа в парах помогает приобрести навыки
сотрудничества и взаимопомощи.
3.9. Календарь традиционных школьных праздников, акций, встреч
Сентябрь
Месячник профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «Безопасная
дорога»
1 сентября – День знаний
День здоровья.
Неделя безопасности«Это должен знать каждый»
День солидарности в борьбе с терроризмом «Нет терроризму!»
Международный День Мира
Школьный проект «Мы умеем творить добро»
Октябрь
Месячник антитеррористической и противопожарной безопасности «Безопасность
жизнедеятельности»
Акция «День пожилого человека» (поздравление с праздником ветеранов);
Международный день школьных библиотек
Акция «Поздравь своего учителя»
Неделя Мужества и Стойкости
Ноябрь
Месячник охраны здоровья, профилактики алкоголизма, курения, наркомании «Спорт
против наркотиков»
Акция «Спорт против наркотиков»
День толерантности. Акция «Уроки доброты» «Мы все живем на планете Земля»
11
День Матери;
День протеста против усиления международной напряженности «Всемирный День
приветствий»
Экологическая операция «Помоги зимующей птице» (изготовление кормушек
подкармливание птиц);
День профилактики вредных привычек;
Декабрь
Месячник
Большой
профилактики (профилактика
СПИДа
и
правонарушений,
безнадзорности, беспризорности).
Месячник «Волшебница зима»
Акция «Мы за здоровый образ жизни»
«Конституция - основной закон государства».
«День героев Отечества»
Проект «Новогодняя елка»; Праздник Новогодней елки»
«Символ нового года» - конкурс на лучшую поделку, новогоднюю открытку.
Январь
Месячник «Здоровый образ жизни»
Рождество
Акция «Международный день «Спасибо»
Акция «Жить – безопасно – здорово!»
Февраль
Месячник гражданско-патриотического воспитания «Моё Отечество»
Военно-спортивные соревнования
Конкурс рисунков и плакатов «День защитника Отечества»
«Международный день родного языка»
День Святого Валентина «Подари частичку своего сердца»
Март
Месячник духовно-нравственного воспитания «Спешите делать добро»
Декада «Всё во имя прекрасных женщин»;
Апрель
Месячник природоохранительной и экологической деятельности «Цвети, Земля»
Акция «Основы личной безопасности»
День птиц
Международный день детской книги
Всемирный день авиации и космонавтики
Май
Месячник героико-патриотического воспитания
«Поклонимся великим тем годам!»
Субботник
9 Мая – День Победы
Акция «Георгиевская ленточка»
Международный день семьи
День здоровья
«Звенит звонок последний»
12
3.10.Совместная деятельность образовательной организации, семьи по гражданско-
патриотическому воспитанию обучающихся.
Гражданско-патриотическое воспитание личности начинается в семье. Ценности
семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет, имеют непреходящее значение для
человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в
обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
В качестве форм работы с семьей по патриотическому воспитанию младших школьников
выступают: родительские собрания гражданско-патриотической направленности; помощь в
организации
и
проведении
внеклассных
мероприятий; привлечение
родителей
к
организации экскурсий, походов, праздников; совместных внеклассных мероприятий
(выставки, конкурсы, экскурсии).
Участие в различных соревнованиях, спортивных праздниках вместе с родителями
сплачивает семьи, и цепочка школа-семья-педагог становится сильнее, крепче, авторитетнее
в глазах младших школьников.
Каждый из представленных выше компонентов деятельности взрослого по патриотическому
воспитанию младших школьников включает следующие направления:
«Моя семья», целью которого является развитие у детей интереса к истории своей
родословной, бережного отношения к семейным традициям, чувства гордости за своих
предков;
«Мой родной край», целью которого является изучение истории родного края,
его настоящего и будущего, культуры, быта, традиций.
«Моя Родина - Россия» - изучение истории, культуры, быта, традиций Отечества,
формирование у младших школьников уважительного отношения к своей Родине,
гордости за нее, сопричастности к ее истории.
Воспитание патриотов своей Родины – ответственная, сложная и одна
из приоритетных воспитательных задач современной школы. Планомерная,
систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие
усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки
могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы
по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
3.11.Мероприятия по реализации программы.
№
Мероприятия
Участники.
1.
Участие в школьных, муниципальных, региональных мероприятиях,
проводимых в рамках программы.
5-9 кл.
2.
Участие в конкурсах, фестивалях, реализующих программы
патриотического воспитания.
5-9 кл.
3.
Создание фото, видеоархива мероприятий.
Классный
рук-ль,
родители
4.
Создание и обновление мобильных стендов «Наша Родина – Россия», «Нам
дороги эти позабыть нельзя»
Кл.рук-ль,
уч-ся
5.
Организация и проведение выставок детского рисунка, плакатов, листовок,
буклетов по гражданско-патриотическому воспитанию.
5-9 кл.
6.
Организация традиционных встреч:
с ветеранами ВОВ;
с тружениками тыла;
с участниками интернациональных войн.
5-9 кл
7.
Вовлечение учеников класса в детский школьный патриотический клуб
«Юнноармеец»
6-9 кл.
13
8.
Проведение мероприятий по изучению Государственной символики России,
своего города, области.
5-9 кл.
9.
Экскурсии по памятным местам города Маркса.
5-9 кл.
10.
Проведение акций «В гостях у ветерана ВОВ», приглашение на встречи
ветеранов педагогического труда.
5-9 кл.
11.
Участие в общешкольных мероприятиях, посвященных Дню защиты детей,
Дню матери, Дню защитника Отечества, празднованию 1 мая, 9 мая, Дню
памяти и скорби.
5-9 кл.
12.
Изучение государственной системы РФ, значение ее Конституции, гимна,
государственной символики, прав и обязанностей гражданина России.
5-9 кл.
13.
Поведение единых уроков, классных часов:
Награды России.
Гражданин России.
Защитники Родины.
Улицы нашего города.
Семейная хроника.
Герои – волжане.
Мои права и обязанности.
История той войны.
Человек счастлив, пока у него есть Родина.
Спеши делать добро и др.
5-9 кл.
14.
Показ фильмов, видеороликов в рамках организации программы.
5-9 кл.
15.
Проведение общешкольных и классных мероприятий разных форм: час
общения, диспут, литературный вечер, урок мужества, заочное
путешествие, устный журнал, деловая игра, спортивные игры, военно-
патриотические игры, праздники.
5-9 кл.
16.
Организация книжных выставок по военно-патриотическому воспитанию.
Изучение произведений на уроках чтения. Организация написания писем,
поздравительных открыток ветеранам.
5-9 кл.
17.
Организация совместных мероприятий с городским музеем и городской
библиотекой.
5-9 кл.
18.
Систематическое проведение учений и тренировок по ГО и ЧС.
5-9 кл.
19.
Осуществление мониторинга результативности реализации программы.
Кл.рук-ль
Направления реализации программы
Россия – моя Родина. Воспитание патриотических чувств через содержание изучаемых
учебных предметов, организуемую в рамках избранного направления деятельность
Традиции русского народа. Освоение учащимися традиций своего народа, развитие
творческой деятельности по ее возрождению, сохранению и развитию через изучение
народных обычаев, традиций, ремесел и т. п. Воспитание потребности в изучении истории
родного края, других регионов страны, шедевров народной и мировой культуры
Родной край. Изучение учащимися традиций и культуры якутского народа, истории своей
малой родины. Воспитание любви к природе, потребности в ее защите от негативных
воздействий, изучение природы родного края. Воспитание толерантности..
Формирование у учащихся стремления к созидательно-преобразующей, социально значимой
деятельности. Воспитание потребности заботиться о чистоте, уюте, порядка в доме и школе,
в поселке.
14
Мир семьи. Утверждение традиционных нравственных ценностей в сознании детей через
духовное возрождение семьи,
изучение и овладение опытом предыдущих поколений,
соединение воспитательного потенциала семьи и школы, изучение своей родословной.
Истории семьи.
Я – гражданин. Формирование правовой культуры. Воспитание патриотизма и гражданской
активности.
Модель реализации программы
Класс
Направление
Тема
Форма
5
Россия - моя
Родина
Символика РФ: герб, флаг, гимн
Классный час
Моя малая Родина. История моего
города в истории нашей страны
Классный час
О чем расскажет название моей
улицы
Конкурс исследовательских
работ
Спешите делать добро
Классный час
История нашей школы
Творческий проект
6
Традиции
русского народа
Русский национальный костюм
Внеклассное мероприятие
Русские народные традиции
Внеклассное мероприятие
Русские народные игры
Классное мероприятие
Русские народные праздники:
"Масленица", "Пасха"
Участие в школьном
мероприятии
Паспорт слова «любовь»
Творческий проект, участие
в конкурсе
Проектная работа «Ах, война, что
ты подлая сделала!»
Творческий проект
7
Родной край
Изучение культуры народов
Поволжья.
Творческий проект
Литературно-музыкальная
композиция Д.Алтаузен «Девочка
играла возле дома»
Участие в акции,
посвященной 75-летию ВОВ
Уроки мужества
Просмотр фильмов
Толерантность
Классный час
История Маркса
Интеллектуальная
викторина
8
Мир семьи
Пионерское прошлое наших
родителей
Конференция родители –
дети
Поздравим своих мам
Классный вечер
15
История семейной фотографии
Классный час
Уроки мужества
Классный час, просмотр
фильмов
Профессии наших родителей.
Встречи с родителями
9
Я - гражданин
Права и обязанности гражданина
РФ.
Классный час
Правовая культура "Если бы я был
президентом".
Деловая игра
Долг Родине
Круглый стол, встреча с
работниками военкомата.
Героическая летопись. 9 мая
Внеклассное мероприятие
Участие в акции «Свеча памяти»
май ежегодно
Участие в акции «Бессмертный
полк» на Параде Победы
май ежегодно
3.12. Мониторинг эффективности программы:
анкетирование обучающихся;
определение уровня воспитанности;
диагностика уровня развития познавательного интереса школьников;
описание и фиксация данных на бумажном и электронном носителях;
анализ анкет, опросников, проведенных мероприятий и т.д.;
решении задач, поставленных Программой патриотического и гражданского воспитания
обучающихся с ОВЗ, особое значение придается педагогическому мониторингу, так как без
непрерывного отслеживания результатов работы по патриотическому воспитанию и
результатов воздействия воспитательного процесса на личность школьника трудно оценить
эффективность работы образовательной организации в данном направлении.
Мониторинг в школе представлен двумя уровнями:
1.Индивидуальный, персональный – осуществляет учитель, классный руководитель (это
ежедневное наблюдение, динамика развития каждого обучающегося и классного коллектива
по патриотическому, гражданскому воспитанию).
2.Внутришкольный – осуществляет зам. директора по учебно-воспитательной работе
(отслеживает динамику развития класса и школы, объединения дополнительного
образования по учебным четвертям, по данному направлению)
Определение результатов работы по патриотическому, гражданскому воспитанию в
коррекционной школе VIII вида (профессор Российской академии государственной службы
доктор философских наук В. И. Лутовинов).
Для определения оценки результатов работы по патриотическому воспитанию, необходимо
осуществить анализ важнейших сторон, направлений этой деятельности. Анализ
основывается на определенной методике, включающей в себя следующие моменты:
16
1.Составление краткого плана анализа состояния патриотического воспитания и его
результатов;
2.Сбор информации о состоянии патриотического воспитания и его результатах, об
эффективности проводимых мероприятий;
3.Обработку данных: группировка результатов деятельности с выделением признаков
положительного и отрицательного характера;
4.Анализ эффективности работы непосредственных организаторов патриотического
воспитания;
5.Анализ и оценка действенности воспитательной работы с обучающимися (число
мероприятий, степень охвата участников, классификация мероприятий по видам);
6.Определение выводов о состоянии и его результатах, формулирование конкретных задач и
мер по их дальнейшему улучшению;
7.Графическое представление основных результатов анализа (диаграммы таблицы, схемы);
8.Информирование о данных анализа состояния патриотического воспитания и его
результатах.
Для определения результатов патриотического воспитания используются следующие
основные методы: наблюдение, анализ конкретной ситуации, анализ результатов
деятельности, анкетирование, тестирование, метод независимых характеристик, метод
экспертных оценок, сравнительный анализ, классификация, систематизация, шкалирование,
моделирование и др.
Критерием оценки эффективности является понятие патриотически-устойчивая личность.
Основными показателями патриотически-устойчивой личности являются: активность,
проявляющаяся в нравственной деятельности и поведении, готовность к сознательной
актуализации в общении, требований морали, характер потребностно-мотивационной
структуры побуждающей к реализации личностно ценных и общественно значимых целей,
активность и сознательность.
Уровни развития и проявления патриотизма личности
Уровни
Характеристика
Глубокое изучение истории и культуры России. Патриотическая
убежденность и готовность к действиям во имя национальных
Высокий
интересов.
Осознание
личной
ответственности за судьбу
России.
Проявление социальной активности и гражданской зрелости.
Инициатива в патриотической деятельности и целенаправленное
участие в ней.
Восприятие истории Отечества как одного из важнейших предметов в
системе образования и воспитания. Владение содержанием таких
понятий
как «Родина», «патриотизм», «гражданский
долг»,
«мужество». Понимание необходимости защиты интересов Отечества в
Средний
связи с
объективной оценкой политической
ситуации
в мире.
Проявление активности при проведении массовых мероприятий и
17
организации коллективных дел. Высокая ответственность, осознание
гражданского и патриотического долга. Наличие опыта преодоления
моральных, волевых перегрузок патриотической деятельности в ее
различных формах.
Понятия «патриотизм», «гражданский долг» находятся на формально-
вербальном уровне. Слабо развиты представления о гражданском
долге, патриотизме и современном развитии российского общества и
Низкий
его проблемах. Ответственное, но пассивное, без проявления
инициативы выполнение учебных и общественных поручений.
Стремление преодолеть вставшие на пути трудности, но собственными
силами, без поддержки товарищей, сверстников.
Интересы государства и перспективы его развития не занимают
никакого места в жизненных планах, не связываются с жизненными
перспективами. Понимание необходимости защиты интересов
Отечества имеет отвлеченный абстрактный характер. Проявление
равнодушного отношения к учебе в целом и пассивности. Отсутствие
Нулевой
интересов к гуманитарным дисциплинам, в том числе к истории
Отечества. Низкая ответственность при выполнении общественных
поручений или их игнорирование. Отсутствие представления о
гражданском долге и патриотизме. Слаборазвитые морально-волевые
качества. Проявление слабоволия и отступление от намеченной цели
при столкновении с трудностями.
3.13. Прогнозируемые результаты реализации программы.
Основными показателями реализации Программы являются:
Образовательные
Количество победителей различных соревнований, конкурсов, олимпиад.
Характер и число реализованных социальных инициатив и проектов.
Социальные
Динамика правонарушений.
Число учащихся, реально включенных в активную социальную деятельность.
Состояние здоровья детей.
Показатели социальной адаптации.
Психологический комфорт.
Рост уровня социальной защищенности учащихся.
Важнейшими результатами реализации Программы должны стать положительная динамика
роста патриотизма, терпимости в отношениях, выражающаяся в увеличении числа учащихся,
активно и сознательно участвующих в делах и мероприятиях гражданско-патриотической,
интернациональной направленности, отсутствие правонарушений среди учащихся класса.
Оценка эффективности программы
18
Оценка эффективности реализации программы осуществляется на основе мониторинга
(методы: опрос, анкетирование, тестирование) на протяжении всех лет обучения детей.
4. Литература
1.Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М., Айрис-пресс, 2002 г.
2.А.Р. Маллер. Помощь детям с недостатками развития: Книга для родителей.
М: АРКТИ, 2006 .
3.Ветохина, А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
Планирование и конспекты занятий: Методическое пособие для педагогов. / А.Я Ветохина,
З.С. Дмитренко, Е.Н. Краснощекова, С.П. Подопригора, В.К. Полынова, О.В. Савельева. –
СПб.: «ООО Изд. «Детство-пресс», 2010г.
4.Л.И. Акатов. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.
Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2003г.
5.Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. [Текст]:
Методическое пособие. / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2009г.
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов
дефектолог. Ф-тов пед. ин-тов под ред. В.В.Воронковой
7.Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной)
школе – интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИ, 2005.
8.Патриотическое воспитание: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
9.Певзнер М.С. Дети-олигофрены. – М.: Изд-во АПН РСФРС, 1959г.
10.Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных
учреждениях VIII вида: Пособие для учителя / Под ред. Щербаковой А.М.. – М.: ВЛАДОС,
2003
11.Журналы «Коррекционная педагогика», «Завуч», «Дефектология», «Воспитание
школьников».
12.Интернет – ресурс
19
20