Автор: Тюрина Любовь Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ Костеревская СОШ №2
Населённый пункт: г.Костерево Владимирская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Самостоятельная работа учащихся на экскурсии "Осенние явления в природе"
Раздел: полное образование
Задания для учащихся на экскурсии «Осенние явления в
природе»
Задание 1-ой группе:
1. Запишите в блокнот названия знакомых деревьев, укажите осенние признаки,
характерные для них.
2. Соберите для гербария листья с различной окраской, опавшие с деревьев и
кустарников.
3. Определите типы их плодов.
Задание 2-ой группе:
1. Запишите в блокнот названия знакомых вам кустарников, укажите признаки
сезонных изменений у них.
2. Соберите для гербария листья с различной окраской, опавшие с деревьев и
кустарников.
3. Определите типы плодов плодово-ягодных растений.
Задание 3-ей группе:
1. Соберите и определите плоды деревьев и кустарников.
2. Запишите в блокнот названия многолетних, двулетних и однолетних
травянистых растений.
Задание 4-ой группе:
1. Запишите в блокнот знакомые вам травянистые растения и выясните, как они
приспособлены к перезимовыванию.
2. Определите типы плодов деревьев.
3. Соберите для гербария листья с различной окраской, опавшие с деревьев и
кустарников.
Задание 5-ой группе:
1. Запишите в блокнот знакомых вам перелётных и зимующих птиц.
2.
Зарисуйте несколько силуэтов летящих птиц.
3.
Распределите птиц по типу питания (насекомоядные/растительноядные).
Admin1. На какие три фазы можно разделить весь осенний период?
2. Какой день называют днём осеннего равноденствия? Почему?
3. Как готовятся к зиме лиственные деревья?
4. Какое значение в жизни лиственных деревьев имеет листопад?
5. Какие изменения в жизни животных происходят осенью?
6. Где чаще всего зимуют насекомые?
7. Какие животные делают на зиму запасы?
8. Найдите опавшие листья осины, берёзы, рябины. Покажите деревья,
листья которых вы собрали.
9. Найдите в лесу шишки сосны сибирской, сосны обыкновенной и ели
сибирской. Посмотрите внимательно, есть ли семена в собранных
шишках. Покажите деревья, шишки которых вы собрали.
Дополнительные задания
1. Обратите внимание, какие изменения в неживой природе произошли в
последние дни.
2. Зарисуйте три разных дерева без листьев, но так, чтобы их можно
было узнать.
3. Определите, когда начала изменяться окраска листьев различных
пород деревьев.
4. Запишите, когда начали опадать листья у тех или других деревьев.
Когда они опали совсем и были ли перед этим заморозки.
5. Сорвите ягоду рябины и разрежьте её пополам. На плод какого
растения она похожа?
6. Понаблюдайте, когда началось отмирание надземной части у
травянистых растений.
7. Запишите, когда были первые заморозки (ледяная корка на лужах),
когда пошёл первый снег.
8. Сделайте и расставьте несколько кормушек для птиц в разных местах:
в лесу, в парке, недалеко от школы или своего дома.
9. Ежедневно насыпайте корм в кормушки (просо, овёс, кусочки
несолёного сала, семена ели и берёзы, а также семена калины
обыкновенной и рябины сибирской).
10. Ведите регулярные наблюдения и делайте записи. Определите, какие
птицы прилетают к вашей кормушке, сколько и в какое время.
11. Понаблюдайте и запишите в тетрадь для наблюдений, каких птиц вы
чаще всего встречаете в своём дворе в осенний период
Игры, которые можно использовать на экскурсии
«Ботаническая эстафета». Играющие садятся в круг, ведущий объявляет, что
все участники игры, начиная с первого, должны назвать по одному растению,
причём каждое следующее слово начинается с последней буквы предыдущего
слова. Можно видоизменить эту игру, прибавив к названию растения место, где
оно растёт.
Подобным образом можно провести «Зоологическую эстафету».
«Проверь свою наблюдательность». На экскурсии руководитель выбирает
наиболее интересный уголок природы и предлагает ученикам внимательно
рассмотреть его, затем повернуться в противоположную сторону и рассказать о
том, что он запомнил.
«Птичьи силуэты». Для этой игры заготавливается несколько карточек с
симметричным изображением птиц. Ведущий показывает силуэты птиц, а
участники должны правильно определить их принадлежность.
«Учись различать запахи». Подбираются душистые листья или плоды,
веточки, грибы, лук. По запаху определяется растение.
«Что знаешь и чего не знаешь». Подготовить несколько рисунков с
изображением животных в несвойственных для них условиях. Объяснить
ошибки.
«Инвентаризация». Подсчитать видовое разнообразие определённого участка.
«Отгадай растение». Раздаются карточки с описанием растений, а учащиеся
по признакам должны определить, о каком растении идёт речь.
«Вспомни увиденное». Задаются вопросы об увиденных по пути растениях и
животных. Кто быстрее и правильнее даст ответ, тот выигрывает.
«Будь внимателен». Ведущий каждому даёт название растения и говорит, где
оно растёт. Если он сказал правильно, то играющий должен сказать «да», а если
неправильно – «нет». Выигрывает тот, кто без ошибок ответил на все вопросы
ведущего.