Напоминание

« Формирование межличностных отношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре»


Автор: Сакашева Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Горно-Алтайск
Наименование материала: статья
Тема: « Формирование межличностных отношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование межличностных отношений дошкольников в сюжетно-

ролевой игре

Сакашева Татьяна Владимировна

МБДОУ «Детский сад № 5 г. Горно-Алтайска»

Ключевые слова:

межличностные отношения; сюжетно-ролевая игра.

Аннотация:

Целью

статьи

является

разработать

проблему

формирования

межличностных

отношений

дошкольников

в

сюжетно-

ролевой игре.

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления

личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об

окружающей жизни. У ребенка формируется отношение к людям, к труду,

вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается

характер. Огромное значение в развитии ребенка принадлежит игре. Игра

является важнейшим видом детской деятельности.

Сюжетно-ролевые

игры

оказывают

большое

влияние

на

межличностные отношения между детьми. Правила, обязательные при

проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое

поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуют тем самым

формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети

учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать

свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и

реализовывать

планы.

Исполняя

различные

роли,

ребенок

начинает

охватывать все стороны различных видов деятельности, что, в свою очередь,

помогает развивать мыслительную способность человека, воспринимать

чужую точку зрения. В сюжетноролевой игре дети вступают в реальные

организационные отношения. В то же время между ними устанавливаются

сложные ролевые отношения.

В связи с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДОУ

изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной

деятельности.

Согласно ФГОС должны быть обеспечены следующие психолого-

педагогические условия:

- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических

для них видах деятельности;

-

возможность

выбора

детьми

материалов,

видов

активности,

участников совместной деятельности и общения.

Игра – это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь

в обществе сверстников. Сущность игры как ведущего вида деятельности

заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни,

особенности

взаимоотношений

взрослых,

уточняют

свои

знания

об

окружающей действительности. Поэтому актуальной является проблема

использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования

его положительных личностных качеств, нравственности и социализации как

члена общества.

Проблемы межличностных отношений в дошкольной игре оказались в

центре внимания с первых лет развития дошкольного воспитания. Педагоги и

психологи отмечали огромное значение игры в дошкольном возрасте.

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме носит коллективный

характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку, но наличие

детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития

сюжетно-ролевых игр. Это самая привлекательная деятельность для детей

дошкольного возраста. Она всегда увлекают детей возможностью «прожить»

хотя бы несколько минут интересно, активно, по-взрослому. Игра дает

возможность

692

применять

уже

имеющиеся

знания

в

новых

обстоятельствах, и дети учатся решать возникающие проблемы не только с

помощью игрушек, но и путем логических находок и рассуждений.

Специфика игровой деятельности такова, что в ней все "понарошку" - и

действия, и пространство, и роли. Ребенку достаточно провести черту, чтобы

обозначить: "Здесь будет детский сад, а здесь, где я стою, - твой дом".

Открыть дверной замок с помощью воображаемого ключа или палочки,

которая его заменяет, налить чай в чашку из кулачка, ребенку ничего не

стоит.

В реальной жизни все эти простые, на наш взгляд, действия ребенок не

всегда может выполнить сам, без помощи взрослого. А игра не требует от

него в этом плане особых умений, так как не связана с получением

определенного практического результата.

В основе метода руководства сюжетно-ролевой игрой лежат принципы

• Воспитатель должен играть вместе с детьми;

• На каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом,

так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ

построения игры;

• на каждом возрастном этапе при формировании игровых умений

необходимо ориентировать детей, как на осуществление игрового действия,

так и на пояснение его смысла партнерам.

Также необходимо применять комплексный метод руководства игрой,

который заключается в оказании педагогической поддержки сюжетных игр и

обеспечении педагогических условий развития игры.

В сюжетно-ролевой игре происходит социализация, всестороннее

развитие ребенка, формируется личность в целом. Ребенок как личность

развивается в реальных взаимоотношениях, которые складываются у него со

сверстниками в ролевой игре под влиянием принятой на себя роли.

Сюжетно-ролевая игра в её типичной форме – это свободный вид

совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по

собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя

соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и

развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия.

Важно, что сюжет и содержание игры они берут из окружающей жизни,

отражают те её моменты, которые привлекли их внимание, вызвали интерес,

произвели особое впечатление. Конечно, всё это возможно лишь при

условии, что дошкольники в достаточной мере с помощью педагога овладели

игровой деятельностью.

Тем самым, игра занимает особое положение в педагогическом

процессе и имеет большое преимущество перед другими видами детской

деятельности.

Стремление дошкольника стать взрослым и взросление заключается в

подчинении своих действий принятым в обществе нормам и правилам

поведения взрослых людей. Именно в дошкольном возрасте происходит

формирование системы взаимоотношений между детьми и взрослыми,

усложняются

виды

детской

деятельности,

формируется

совместная

деятельность детей. Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника

является игра, то сюжетно-ролевая игра становится главной в формировании

социально-коммуникативных навыков у ребенка. Благодаря игре малыши

моделируют поведение и взаимоотношения взрослых людей. При этом на

первом плане у детей — отношения между людьми и смысл их труда.

Выполняя

определенные

роли

в

игре,

мальчики

и

девочки

учатся

действовать, подчиняя свое поведение нравственным нормам. Например,

дети часто играют в больницу. Они берут на себя роли больного и врача.

Причем роль врача всегда более конкурентная, поскольку она несет функцию

выздоровления и помощи. Игра в больницу закрепляет отношения взаимного

уважения доктора и пациента, выполнения его рекомендаций и назначений.

Обычно дети наследуют модель поведения врачей, которых они посещали в

поликлинике либо своих участковых педиатров.

Если понаблюдать за детьми в сюжетно-ролевой игре "Семья" или, как

говорят дети, "в папу и 693 маму", то можно узнать, какая атмосфера царит в

семье детей. При этом в детской игре может проявляться и моральный

климат,

взаимоотношения

между

родителями.

Копирование

ребенком

стандартов поведения родителей говорит о том, что именно они формируют

у ребенка образец отношений в семье. Они должны помнить об этом каждую

минуту.

Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой

практики - это лишение его главного источника развития. Игра — это

единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все

времена и у всех народов. В ней дети знакомятся с такими сторонами

действительности, как действия и взаимоотношения взрослых.

Современное общество требует инициативных молодых людей,

способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую

духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных,

способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.

Список литературы:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации

(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.



В раздел образования