Автор: Сакашева Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: Горно-Алтайск
Наименование материала: статья
Тема: « Формирование межличностных отношений дошкольников в сюжетно-ролевой игре»
Раздел: дошкольное образование
Формирование межличностных отношений дошкольников в сюжетно-
ролевой игре
Сакашева Татьяна Владимировна
МБДОУ «Детский сад № 5 г. Горно-Алтайска»
Ключевые слова:
межличностные отношения; сюжетно-ролевая игра.
Аннотация:
Целью
статьи
является
разработать
проблему
формирования
межличностных
отношений
дошкольников
в
сюжетно-
ролевой игре.
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления
личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об
окружающей жизни. У ребенка формируется отношение к людям, к труду,
вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается
характер. Огромное значение в развитии ребенка принадлежит игре. Игра
является важнейшим видом детской деятельности.
Сюжетно-ролевые
игры
оказывают
большое
влияние
на
межличностные отношения между детьми. Правила, обязательные при
проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое
поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуют тем самым
формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети
учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать
свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и
реализовывать
планы.
Исполняя
различные
роли,
ребенок
начинает
охватывать все стороны различных видов деятельности, что, в свою очередь,
помогает развивать мыслительную способность человека, воспринимать
чужую точку зрения. В сюжетноролевой игре дети вступают в реальные
организационные отношения. В то же время между ними устанавливаются
сложные ролевые отношения.
В связи с внедрением ФГОС в образовательный процесс ДОУ
изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной
деятельности.
Согласно ФГОС должны быть обеспечены следующие психолого-
педагогические условия:
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических
для них видах деятельности;
-
возможность
выбора
детьми
материалов,
видов
активности,
участников совместной деятельности и общения.
Игра – это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь
в обществе сверстников. Сущность игры как ведущего вида деятельности
заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни,
особенности
взаимоотношений
взрослых,
уточняют
свои
знания
об
окружающей действительности. Поэтому актуальной является проблема
использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования
его положительных личностных качеств, нравственности и социализации как
члена общества.
Проблемы межличностных отношений в дошкольной игре оказались в
центре внимания с первых лет развития дошкольного воспитания. Педагоги и
психологи отмечали огромное значение игры в дошкольном возрасте.
Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме носит коллективный
характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку, но наличие
детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития
сюжетно-ролевых игр. Это самая привлекательная деятельность для детей
дошкольного возраста. Она всегда увлекают детей возможностью «прожить»
хотя бы несколько минут интересно, активно, по-взрослому. Игра дает
возможность
692
применять
уже
имеющиеся
знания
в
новых
обстоятельствах, и дети учатся решать возникающие проблемы не только с
помощью игрушек, но и путем логических находок и рассуждений.
Специфика игровой деятельности такова, что в ней все "понарошку" - и
действия, и пространство, и роли. Ребенку достаточно провести черту, чтобы
обозначить: "Здесь будет детский сад, а здесь, где я стою, - твой дом".
Открыть дверной замок с помощью воображаемого ключа или палочки,
которая его заменяет, налить чай в чашку из кулачка, ребенку ничего не
стоит.
В реальной жизни все эти простые, на наш взгляд, действия ребенок не
всегда может выполнить сам, без помощи взрослого. А игра не требует от
него в этом плане особых умений, так как не связана с получением
определенного практического результата.
В основе метода руководства сюжетно-ролевой игрой лежат принципы
• Воспитатель должен играть вместе с детьми;
• На каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом,
так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ
построения игры;
• на каждом возрастном этапе при формировании игровых умений
необходимо ориентировать детей, как на осуществление игрового действия,
так и на пояснение его смысла партнерам.
Также необходимо применять комплексный метод руководства игрой,
который заключается в оказании педагогической поддержки сюжетных игр и
обеспечении педагогических условий развития игры.
В сюжетно-ролевой игре происходит социализация, всестороннее
развитие ребенка, формируется личность в целом. Ребенок как личность
развивается в реальных взаимоотношениях, которые складываются у него со
сверстниками в ролевой игре под влиянием принятой на себя роли.
Сюжетно-ролевая игра в её типичной форме – это свободный вид
совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по
собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя
соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и
развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия.
Важно, что сюжет и содержание игры они берут из окружающей жизни,
отражают те её моменты, которые привлекли их внимание, вызвали интерес,
произвели особое впечатление. Конечно, всё это возможно лишь при
условии, что дошкольники в достаточной мере с помощью педагога овладели
игровой деятельностью.
Тем самым, игра занимает особое положение в педагогическом
процессе и имеет большое преимущество перед другими видами детской
деятельности.
Стремление дошкольника стать взрослым и взросление заключается в
подчинении своих действий принятым в обществе нормам и правилам
поведения взрослых людей. Именно в дошкольном возрасте происходит
формирование системы взаимоотношений между детьми и взрослыми,
усложняются
виды
детской
деятельности,
формируется
совместная
деятельность детей. Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника
является игра, то сюжетно-ролевая игра становится главной в формировании
социально-коммуникативных навыков у ребенка. Благодаря игре малыши
моделируют поведение и взаимоотношения взрослых людей. При этом на
первом плане у детей — отношения между людьми и смысл их труда.
Выполняя
определенные
роли
в
игре,
мальчики
и
девочки
учатся
действовать, подчиняя свое поведение нравственным нормам. Например,
дети часто играют в больницу. Они берут на себя роли больного и врача.
Причем роль врача всегда более конкурентная, поскольку она несет функцию
выздоровления и помощи. Игра в больницу закрепляет отношения взаимного
уважения доктора и пациента, выполнения его рекомендаций и назначений.
Обычно дети наследуют модель поведения врачей, которых они посещали в
поликлинике либо своих участковых педиатров.
Если понаблюдать за детьми в сюжетно-ролевой игре "Семья" или, как
говорят дети, "в папу и 693 маму", то можно узнать, какая атмосфера царит в
семье детей. При этом в детской игре может проявляться и моральный
климат,
взаимоотношения
между
родителями.
Копирование
ребенком
стандартов поведения родителей говорит о том, что именно они формируют
у ребенка образец отношений в семье. Они должны помнить об этом каждую
минуту.
Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой
практики - это лишение его главного источника развития. Игра — это
единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все
времена и у всех народов. В ней дети знакомятся с такими сторонами
действительности, как действия и взаимоотношения взрослых.
Современное общество требует инициативных молодых людей,
способных найти «себя» и своё место в жизни, восстановить русскую
духовную культуру, нравственно стойких, социально адаптированных,
способных к саморазвитию и непрерывному самосовершенствованию.
Список литературы:
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г.