Автор: Ольга Андреевна Шайдулина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 П.КАРЫМСКОЕ"
Населённый пункт: Карымское
Наименование материала: Урок математики система Занкова 4 класс
Тема: "Площадь треугольника"
Раздел: начальное образование
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОУ «СОШ №2 п.Карымское»
Забайкальский край
Шайдулина Ольга Андреевна
Урок математики
Тема: «Площадь произвольного треугольника» 4 класс
(Система Л.В.Занкова)
Цель:
1)
Закрепить знание структуры первого шага учебной деятельности и умения выполнять УУД, входящие в его структуру (личностные,
регулятивные, познавательные, коммуникативные).
2)
Построить алгоритм нахождения площади прямоугольного треугольника и сформировать первичное умение его применять.
3)
Закрепить алгоритм нахождения площади прямоугольного треугольника (общий случай) через выполнение заданий разных видов.
Этап урока
Сценарий урока
УУД
1. Мотивация
(самоопределение)
к учебной
деятельности.
Организационный
момент.
- Добрый день! Посмотрите внимательно на экран и скажите – что здесь лишнее и почему?
( Карточки в разброс со словами: слагаемое, множитель, делимое, площадь, вычитаемое,
ча частное.)
- - Почему вы решили, что слово «площадь» лишнее?
- Кто из вас может сказать, что такое «площадь»? И встречались ли мы в жизни с этим
в- словом и где?
- Площадь каких фигур мы знаем, как найти?
- Можно ли узнать площади других фигур?
- Вы готовы это выяснить? Тогда должны приступить к изучению следующей темы?
- Каким способом вы будете изучать новую тему?
1) сначала надо понять, что мы не знаем;
2) затем самим построить новый способ действия.
-Как определить, что вы не знаете?
- самоопределение (Л);
- смыслообразование (Л);
- целеполагание (Р);
-планирование
учебного
сотрудничества с учителем и
сверстниками (К)
1)
1. надо повторить то, что необходимо для открытия нового знания;
2)
2. выполнить пробные действия;
3)
3. определить своё затруднение;
4)
подумать и найти причину затруднения.
- Итак, мы
продолжим изучение площади и познакомимся с новой формулой для
нахождения площади.
2. Актуализация
знаний и фиксация
затруднения в
деятельности.
2.1- Сегодня на уроке мы с вами будем проектировщиками. Вы знаете, кто такие
проектировщики?
- Проектировщик - это инженер, выполняющий для строительно-
монтажных компаний две ключевые функции - подбор и обоснование основных
технических решений и оформление их в виде документации, пригодной для
использования другими инженерами, прорабами, проверки экспертом.
- Значит мы с вами будем разрабатывать проект для строительства жилого дома.
- Наша задача спроектировать каркас дома.
- Заказчик заказал дом размером 8 на 6 м. Нам для начала нужно узнать общую площадь
дома для расчета закупаемого товара. Кто знает как найти площадь дома?
- Хорошо! Молодцы, запишем в тетрадь число, классная работа и запишем формулу по
которой найдем площадь.
- Применим для вычисления. Запишем выражение 6*9=54 м.кв.
- Значит материал будем высчитывать исходя из площади дома. Но каждому дому нужна
крыша. Длина крыши 10 м высота 4 м. Как найти площадь крыши, если она имеет форму
треугольника равнобедренного. Как это сделать?
S = a · b S = ?
- В чем затруднение? (не знаем, как найти площадь треугольника)
- Определим тему урока (Площадь треугольника).
- анализ, синтез, сравнение,
обобщение,
классификация
(П);
-
извлечение
необходимой
информации из текстов (П);
-
использование
знаково-
символических средств (П);
- осознанное и произвольное
построение
речевого
высказывания (П);
- подведение под понятие (П);
-
выполнение
пробного
учебного действия (Р);
-
фиксирование
индивидуального затруднения
в пробном действии (Р);
-
волевая
саморегуляция
в
ситуации затруднения (Р);
- выражение своих мыслей с
достаточной
полнотой
и
точностью (К);
- аргументация своего мнения
и позиции в коммуникации(К);
- учёт разных мнений (К)
- Давайте вспомним, что такое равнобедренный треугольник. Правильно.
- На столах у вас лежит макет крыши дома. Это равнобедренный треугольник.
- Давайте перегнем его пополам. Что мы видим?
- Правильно. У нас получилось два прямоугольных треугольника.
- Площадь прямоугольного треугольник мы можем с вами найти?
3. Постановка
учебной задачи
- Какие правила нахождения площади вы уже знаете?
- Запишем формулу прямоугольного треугольника.
- Почему оно не помогло вам?
- Значит, какого правила нахождения площади мы не знаем?
- Какую цель вы перед собой поставите?
- Сформулируйте тему нашего урока?
(учитель фиксирует на доске тему урока.)
- анализ, синтез, сравнение,
обобщение, аналогия (П);
- осознанное и произвольное
построение
речевого
высказывания (П);
- подведение под понятие (П);
-определение
основной
и
второстепенной информации
(П);
-постановка
и
формулирование
проблемы
(П);
-волевая
саморегуляция
в
ситуации затруднения (Р);
- выражение своих мыслей с
достаточной
полнотой
и
точностью (К);
-планирование,
прогнозирование (Р)
4. Построение
проекта выхода из
затруднения.
- Вспомните, как вы выводили новые правила на предыдущих уроках и составьте план
своих действий:
1)
Работа с моделями фигур.
2)
Запись фигур по группам.
3)
Составление эталона.
4)
Формулировка правила.
-Какие гипотезы вы можете выдвинуть?
-Какая из них приведет к положительному результату?
- смыслообразование (Л);
- анализ, синтез, сравнение,
обобщение,
аналогия,
классификация (П);
- познавательная инициатива
(Р);
- выдвижение гипотез и их
обоснование (П);
-
поиск
необходимой
Исследование (работа в паре) - практическая работа
- Вернемся к макету нашей крыши (измерить стороны ( нижнюю сторону треугольник (5
см), высоту треугольника (4 см) их нужно перемножить и произведение поделить
пополам).
– А площадь одного прямоугольного треугольника? S = (a · b) : 2 =(5*4:2=10 кв.см)
- У нас с вами сколько таких треугольников?
- правильн! 2
- Значит площадь данного треугольника сколько будет? 10*2= 20 см.кв.
- У нас с вами план крыши в каком масштабе?
- Правильно 1:100.
- Так какова площадь крыши нашего дома? 20м.кв.
– Сформулируйте формулу нахождения площади треугольника с помощью
математических терминов. (Проговаривание формулы учащимися «Нужно сначала найти
площадь прямоугольного треугольника, для этого надо найти произведение длин сторон,
образующих прямой угол и разделить полученную величину на 2, а затем площади
прямоугольных треугольников сложить»»)
– Давайте проверим правильность наших выводов.
-Составьте алгоритм нахождения площади треугольника:
1.Измерить длину сторон, образующих прямой угол.
2. Перемножить их.
3. Разделить на 2 .
4. Посмотреть, что данный треугольник имеет два равных прямоугольных треугольника.
5. Площади этих треугольников нужно сложить
ФИЗМИНУТКА
информации (П);
-
использование
знаково-
символических средств (П);
-
моделирование
и
преобразование
моделей
разных типов (П);
- установление причинно-
следственных связей (П);
- самостоятельное создание
способов
решения
проблем
творческого
и
поискового
характера на основе метода
рефлексивной
самоорганизации (П);
- осознанное и произвольное
построение
речевого
высказывания (П);
- построение логической цепи
рассуждений (П);
- построение логической цепи
рассуждений,
доказательство (П);
-
нравственно-этическое
оценивание
усваиваемого
содержания (Л);
-
осознание
ответственности за общее
дело (Л);
-
следование
в
поведении
моральным
нормам
и
этическим требованиям (Л);
- выражение своих мыслей с
достаточной
полнотой
и
точностью (К);
-
формулирование
и
аргументация своего мнения и
позиции в коммуникации (К);
-
учёт
разных
мнений,
координирование
в
сотрудничестве
разных
позиций (К);
-
инициативное
сотрудничество в поиске и
выборе информации (К);
-планирование,
прогнозирование (Р);
5. Первичное
закрепление с
проговариванием
во внешней речи
Выполнение стр. 28 № 54 с
комментированием у доски в громкой речи 1в.
(3х4):2=6кв.см
–
площадь
треугольника
АКД,
2в.
(6*2):2=6кв.см
площадь
треугольника АВС
-
Сделайте вывод о нахождении площади прямоугольного треугольника
- анализ, синтез, сравнение,
обобщение,
аналогия,
классификация (П);
- извлечение
необходимой
информации (П);
-
моделирование
и
преобразование
моделей
разных типов (П);
-
выполнение
действий
по
алгоритму(П);
- осознанное и произвольное
построение
речевого
высказывания (П);
- построение логической цепи
рассуждений (П);
- доказательство (П);
- выражение своих мыслей с
достаточной
полнотой
и
точностью (К);
-
формулирование
и
аргументация своего мнения в
коммуникации (К);
-
учёт
разных
мнений,
координирование
в
сотрудничестве
разных
позиций (К);
- использование критериев
для
обоснования
своего
суждения (К);
-
осознание
ответственности за общее
дело (Л);
-
следование
в
поведении
моральным
нормам
и
этическим требованиям (Л);
-контроль, оценка, коррекция
(Р);
6.
Самостоятельная
работа с
самопроверкой по
эталону.
-Самостоятельная
работа
с
последующей
взаимопроверкой
консультантами,
назначаемыми учителем на данном этапе работы:
Сейчас наша команда проектировщиков разделится на группы и расчитает сколько
материалов нужно на строительство нашего дома.
1 группа (площадь 1 блока) : длина 50 см, ширина 25 см.
50*25=750 кв.см
2 группа (площадь 1 листа ондулина ): длина 200 см., ширина 95см.
95*200=19000кв.см
-Сделайте вывод.
- анализ, синтез, сравнение,
обобщение,
аналогия,
классификация (П);
-
извлечение
из
текстов
упражнения
необходимой
информации (П);
- подведение под понятие (П);
-
выполнение
действий
по
алгоритму (П);
- осознанное и произвольное
построение
речевого
высказывания (П);
- выражение своих мыслей с
достаточной
полнотой
и
точностью (К);
- использование критериев для
обоснования своего суждения
(К);
-контроль,
коррекция,
выделение
и
осознание
качества и уровня усвоения
(Р);
-самоопределение (Л)
7. Включение в
систему знаний и
-Решите задачу №27 по учебнику
П. – за 6ч. – 24 км. - ? км/ч
-
нравственно-этическое
оценивание
усваиваемого
повторение.
В. – за 6 ч. - ? км.- ? в 3 раза больше, чем
24:4=4км/ч
4*3=12км/ч
12*6=72км
Или 24*3=72км
-Сделайте вывод.
содержания (Л);
- анализ, синтез, сравнение,
обобщение,
аналогия,
классификация (П);
-
понимание
задания,
извлечение
необходимой
информации(П);
-
моделирование,
преобразование модели (П);
-
выполнение
действий
по
алгоритму (П);
- построение логической цепи
рассуждений (П);
- доказательство (П);
- осознанное и произвольное
построение
речевого
высказывания (П);
- контроль, коррекция, оценка
(Р);
- выражение своих мыслей с
достаточной
полнотой
и
точностью (К);
-
учёт
разных
мнений,
координирование
в
сотрудничестве
разных
позиций (К);
- адекватное использование
речевых средств для решения
коммуникационных задач (К);
-
следование
в
поведении
моральным
нормам
и
этическим требованиям (Л).
8. Рефлексия
учебной
деятельности на
уроке.
- Что нового вы узнали на уроке? Какое открытие сделали?
- Какое затруднение у вас возникло в начале урока? В чём была причина затруднения?
- Какую цель перед собой поставили?
- Каким способом действовали?
-
рефлексия
способов
и
условий действия (П);
- контроль и оценка процесса
и результатов деятельности
- Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию.
- Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?
- Трудна профессия проектировщика? Математика для этого нужна?
-А сейчас оцените свою работу на сегодняшнем уроке. Разместите себя на лесенке
успешности. Лесенка успешности.
- Какие затруднения остались? Над чем надо ещё поработать?
- Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг?
Домашнее задание.
Измерить длину и ширину вашего дома, комнаты или квартиры и найти площадь.
(П);
-
самооценка
на
основе
критерия успешности (Л);
-
адекватное
понимание
причин
успеха/неуспеха
в
учебной деятельности;
- выражение своих мыслей с
достаточной
полнотой
и
точностью (К);
-
формулирование
и
аргументация своего мнения,
учёт разных мнений (К);
-
использование критериев
для
обоснования
своего
суждения (К);
-
планирование
учебного
сотрудничества (К);
-
следование
в
поведении
моральным
нормам
и
этическим требованиям( Л);
-смыслообразование (Л).