Напоминание

"Площадь треугольника"


Автор: Ольга Андреевна Шайдулина
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 П.КАРЫМСКОЕ"
Населённый пункт: Карымское
Наименование материала: Урок математики система Занкова 4 класс
Тема: "Площадь треугольника"
Раздел: начальное образование





Назад




Учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МОУ «СОШ №2 п.Карымское»

Забайкальский край

Шайдулина Ольга Андреевна

Урок математики

Тема: «Площадь произвольного треугольника» 4 класс

(Система Л.В.Занкова)

Цель:

1)

Закрепить знание структуры первого шага учебной деятельности и умения выполнять УУД, входящие в его структуру (личностные,

регулятивные, познавательные, коммуникативные).

2)

Построить алгоритм нахождения площади прямоугольного треугольника и сформировать первичное умение его применять.

3)

Закрепить алгоритм нахождения площади прямоугольного треугольника (общий случай) через выполнение заданий разных видов.

Этап урока

Сценарий урока

УУД

1. Мотивация

(самоопределение)

к учебной

деятельности.

Организационный

момент.

- Добрый день! Посмотрите внимательно на экран и скажите – что здесь лишнее и почему?

( Карточки в разброс со словами: слагаемое, множитель, делимое, площадь, вычитаемое,

ча частное.)

- - Почему вы решили, что слово «площадь» лишнее?

- Кто из вас может сказать, что такое «площадь»? И встречались ли мы в жизни с этим

в- словом и где?

- Площадь каких фигур мы знаем, как найти?

- Можно ли узнать площади других фигур?

- Вы готовы это выяснить? Тогда должны приступить к изучению следующей темы?

- Каким способом вы будете изучать новую тему?

1) сначала надо понять, что мы не знаем;

2) затем самим построить новый способ действия.

-Как определить, что вы не знаете?

- самоопределение (Л);

- смыслообразование (Л);

- целеполагание (Р);

-планирование

учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками (К)

1)

1. надо повторить то, что необходимо для открытия нового знания;

2)

2. выполнить пробные действия;

3)

3. определить своё затруднение;

4)

подумать и найти причину затруднения.

- Итак, мы

продолжим изучение площади и познакомимся с новой формулой для

нахождения площади.

2. Актуализация

знаний и фиксация

затруднения в

деятельности.

2.1- Сегодня на уроке мы с вами будем проектировщиками. Вы знаете, кто такие

проектировщики?

- Проектировщик - это инженер, выполняющий для строительно-

монтажных компаний две ключевые функции - подбор и обоснование основных

технических решений и оформление их в виде документации, пригодной для

использования другими инженерами, прорабами, проверки экспертом.

- Значит мы с вами будем разрабатывать проект для строительства жилого дома.

- Наша задача спроектировать каркас дома.

- Заказчик заказал дом размером 8 на 6 м. Нам для начала нужно узнать общую площадь

дома для расчета закупаемого товара. Кто знает как найти площадь дома?

- Хорошо! Молодцы, запишем в тетрадь число, классная работа и запишем формулу по

которой найдем площадь.

- Применим для вычисления. Запишем выражение 6*9=54 м.кв.

- Значит материал будем высчитывать исходя из площади дома. Но каждому дому нужна

крыша. Длина крыши 10 м высота 4 м. Как найти площадь крыши, если она имеет форму

треугольника равнобедренного. Как это сделать?

S = a · b S = ?

- В чем затруднение? (не знаем, как найти площадь треугольника)

- Определим тему урока (Площадь треугольника).

- анализ, синтез, сравнение,

обобщение,

классификация

(П);

-

извлечение

необходимой

информации из текстов (П);

-

использование

знаково-

символических средств (П);

- осознанное и произвольное

построение

речевого

высказывания (П);

- подведение под понятие (П);

-

выполнение

пробного

учебного действия (Р);

-

фиксирование

индивидуального затруднения

в пробном действии (Р);

-

волевая

саморегуляция

в

ситуации затруднения (Р);

- выражение своих мыслей с

достаточной

полнотой

и

точностью (К);

- аргументация своего мнения

и позиции в коммуникации(К);

- учёт разных мнений (К)

- Давайте вспомним, что такое равнобедренный треугольник. Правильно.

- На столах у вас лежит макет крыши дома. Это равнобедренный треугольник.

- Давайте перегнем его пополам. Что мы видим?

- Правильно. У нас получилось два прямоугольных треугольника.

- Площадь прямоугольного треугольник мы можем с вами найти?

3. Постановка

учебной задачи

- Какие правила нахождения площади вы уже знаете?

- Запишем формулу прямоугольного треугольника.

- Почему оно не помогло вам?

- Значит, какого правила нахождения площади мы не знаем?

- Какую цель вы перед собой поставите?

- Сформулируйте тему нашего урока?

(учитель фиксирует на доске тему урока.)

- анализ, синтез, сравнение,

обобщение, аналогия (П);

- осознанное и произвольное

построение

речевого

высказывания (П);

- подведение под понятие (П);

-определение

основной

и

второстепенной информации

(П);

-постановка

и

формулирование

проблемы

(П);

-волевая

саморегуляция

в

ситуации затруднения (Р);

- выражение своих мыслей с

достаточной

полнотой

и

точностью (К);

-планирование,

прогнозирование (Р)

4. Построение

проекта выхода из

затруднения.

- Вспомните, как вы выводили новые правила на предыдущих уроках и составьте план

своих действий:

1)

Работа с моделями фигур.

2)

Запись фигур по группам.

3)

Составление эталона.

4)

Формулировка правила.

-Какие гипотезы вы можете выдвинуть?

-Какая из них приведет к положительному результату?

- смыслообразование (Л);

- анализ, синтез, сравнение,

обобщение,

аналогия,

классификация (П);

- познавательная инициатива

(Р);

- выдвижение гипотез и их

обоснование (П);

-

поиск

необходимой

Исследование (работа в паре) - практическая работа

- Вернемся к макету нашей крыши (измерить стороны ( нижнюю сторону треугольник (5

см), высоту треугольника (4 см) их нужно перемножить и произведение поделить

пополам).

– А площадь одного прямоугольного треугольника? S = (a · b) : 2 =(5*4:2=10 кв.см)

- У нас с вами сколько таких треугольников?

- правильн! 2

- Значит площадь данного треугольника сколько будет? 10*2= 20 см.кв.

- У нас с вами план крыши в каком масштабе?

- Правильно 1:100.

- Так какова площадь крыши нашего дома? 20м.кв.

– Сформулируйте формулу нахождения площади треугольника с помощью

математических терминов. (Проговаривание формулы учащимися «Нужно сначала найти

площадь прямоугольного треугольника, для этого надо найти произведение длин сторон,

образующих прямой угол и разделить полученную величину на 2, а затем площади

прямоугольных треугольников сложить»»)

– Давайте проверим правильность наших выводов.

-Составьте алгоритм нахождения площади треугольника:

1.Измерить длину сторон, образующих прямой угол.

2. Перемножить их.

3. Разделить на 2 .

4. Посмотреть, что данный треугольник имеет два равных прямоугольных треугольника.

5. Площади этих треугольников нужно сложить

ФИЗМИНУТКА

информации (П);

-

использование

знаково-

символических средств (П);

-

моделирование

и

преобразование

моделей

разных типов (П);

- установление причинно-

следственных связей (П);

- самостоятельное создание

способов

решения

проблем

творческого

и

поискового

характера на основе метода

рефлексивной

самоорганизации (П);

- осознанное и произвольное

построение

речевого

высказывания (П);

- построение логической цепи

рассуждений (П);

- построение логической цепи

рассуждений,

доказательство (П);

-

нравственно-этическое

оценивание

усваиваемого

содержания (Л);

-

осознание

ответственности за общее

дело (Л);

-

следование

в

поведении

моральным

нормам

и

этическим требованиям (Л);

- выражение своих мыслей с

достаточной

полнотой

и

точностью (К);

-

формулирование

и

аргументация своего мнения и

позиции в коммуникации (К);

-

учёт

разных

мнений,

координирование

в

сотрудничестве

разных

позиций (К);

-

инициативное

сотрудничество в поиске и

выборе информации (К);

-планирование,

прогнозирование (Р);

5. Первичное

закрепление с

проговариванием

во внешней речи

Выполнение стр. 28 № 54 с

комментированием у доски в громкой речи 1в.

(3х4):2=6кв.см

площадь

треугольника

АКД,

2в.

(6*2):2=6кв.см

площадь

треугольника АВС

-

Сделайте вывод о нахождении площади прямоугольного треугольника

- анализ, синтез, сравнение,

обобщение,

аналогия,

классификация (П);

- извлечение

необходимой

информации (П);

-

моделирование

и

преобразование

моделей

разных типов (П);

-

выполнение

действий

по

алгоритму(П);

- осознанное и произвольное

построение

речевого

высказывания (П);

- построение логической цепи

рассуждений (П);

- доказательство (П);

- выражение своих мыслей с

достаточной

полнотой

и

точностью (К);

-

формулирование

и

аргументация своего мнения в

коммуникации (К);

-

учёт

разных

мнений,

координирование

в

сотрудничестве

разных

позиций (К);

- использование критериев

для

обоснования

своего

суждения (К);

-

осознание

ответственности за общее

дело (Л);

-

следование

в

поведении

моральным

нормам

и

этическим требованиям (Л);

-контроль, оценка, коррекция

(Р);

6.

Самостоятельная

работа с

самопроверкой по

эталону.

-Самостоятельная

работа

с

последующей

взаимопроверкой

консультантами,

назначаемыми учителем на данном этапе работы:

Сейчас наша команда проектировщиков разделится на группы и расчитает сколько

материалов нужно на строительство нашего дома.

1 группа (площадь 1 блока) : длина 50 см, ширина 25 см.

50*25=750 кв.см

2 группа (площадь 1 листа ондулина ): длина 200 см., ширина 95см.

95*200=19000кв.см

-Сделайте вывод.

- анализ, синтез, сравнение,

обобщение,

аналогия,

классификация (П);

-

извлечение

из

текстов

упражнения

необходимой

информации (П);

- подведение под понятие (П);

-

выполнение

действий

по

алгоритму (П);

- осознанное и произвольное

построение

речевого

высказывания (П);

- выражение своих мыслей с

достаточной

полнотой

и

точностью (К);

- использование критериев для

обоснования своего суждения

(К);

-контроль,

коррекция,

выделение

и

осознание

качества и уровня усвоения

(Р);

-самоопределение (Л)

7. Включение в

систему знаний и

-Решите задачу №27 по учебнику

П. – за 6ч. – 24 км. - ? км/ч

-

нравственно-этическое

оценивание

усваиваемого

повторение.

В. – за 6 ч. - ? км.- ? в 3 раза больше, чем

24:4=4км/ч

4*3=12км/ч

12*6=72км

Или 24*3=72км

-Сделайте вывод.

содержания (Л);

- анализ, синтез, сравнение,

обобщение,

аналогия,

классификация (П);

-

понимание

задания,

извлечение

необходимой

информации(П);

-

моделирование,

преобразование модели (П);

-

выполнение

действий

по

алгоритму (П);

- построение логической цепи

рассуждений (П);

- доказательство (П);

- осознанное и произвольное

построение

речевого

высказывания (П);

- контроль, коррекция, оценка

(Р);

- выражение своих мыслей с

достаточной

полнотой

и

точностью (К);

-

учёт

разных

мнений,

координирование

в

сотрудничестве

разных

позиций (К);

- адекватное использование

речевых средств для решения

коммуникационных задач (К);

-

следование

в

поведении

моральным

нормам

и

этическим требованиям (Л).

8. Рефлексия

учебной

деятельности на

уроке.

- Что нового вы узнали на уроке? Какое открытие сделали?

- Какое затруднение у вас возникло в начале урока? В чём была причина затруднения?

- Какую цель перед собой поставили?

- Каким способом действовали?

-

рефлексия

способов

и

условий действия (П);

- контроль и оценка процесса

и результатов деятельности

- Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию.

- Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?

- Трудна профессия проектировщика? Математика для этого нужна?

-А сейчас оцените свою работу на сегодняшнем уроке. Разместите себя на лесенке

успешности. Лесенка успешности.

- Какие затруднения остались? Над чем надо ещё поработать?

- Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг?

Домашнее задание.

Измерить длину и ширину вашего дома, комнаты или квартиры и найти площадь.

(П);

-

самооценка

на

основе

критерия успешности (Л);

-

адекватное

понимание

причин

успеха/неуспеха

в

учебной деятельности;

- выражение своих мыслей с

достаточной

полнотой

и

точностью (К);

-

формулирование

и

аргументация своего мнения,

учёт разных мнений (К);

-

использование критериев

для

обоснования

своего

суждения (К);

-

планирование

учебного

сотрудничества (К);

-

следование

в

поведении

моральным

нормам

и

этическим требованиям( Л);

-смыслообразование (Л).



В раздел образования