Автор: Габитова Марина Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СОШ №138
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Роль семьи в развитии коммуникативных навыков ребёнка
Раздел: полное образование
Роль семьи в развитии коммуникативных навыков ребёнка
В современном мире актуальным является вопрос об умении
детей общаться. Развитие технологий способствовало тому, что
дети утрачивают умения навыков общения. Большую часть
времени ребята общаются в чатах и социальных сетях. Общение
«вживую» заменяется на он-лайн. Смещение акцентов породило
проблему того, что коммуникативные навыки у детей не развиты.
Конечно, понимая возникшую проблему, мы сразу обращаем
взоры в сторону школы. Кто-то с уверенностью заявляет: «Пусть
образование усилит работу над этим вопросом!» Несомненно,
образовательная программа учитывает сформировавшиеся
дифициты и принимает в работу. Но давайте не будем снимать
ответственность и с семьи. Семья –это тот социальный институт,
который заинтересован в результате. Роль семьи значима в
анализируемом вопросе, пожалуй, порой больше, чем школа.
Давайте разберемся, как дома члены семьи могут помочь
развить навыки общения ребенка. Ключевым является слово
«Общение». Родители (старшие члены семьи) должны ежедневно
уделять время разговорам с ребенком. Темы разговора могут быть
самые разные, начиная от вопросов о настроении и самочувствии и
заканчивая обсуждением важных событий. Посмотрели фильм –
поделитесь впечатлениями, услышали о каком-то важном событии
– спросите мнение ребенка на происходящее и так далее. Следует
обращать внимание на то, как строит фразы ребенок, рассказывая о
чем-то. Если предложения односложные и однотипные, то
необходимо задавать наводящие вопросы, которые провоцируют
рассказывать более подробно. Но при этом важно высказывать свое
мнение, строя предложения грамотно. Часто бывает, что родитель
высказывается сам, забыв выслушать ребенка. Нужно давать
возможность делиться мнением обоим общающимся.
Предлагаемый вид общения будет результативен при условии,
что устное общение регулярно. Ребенок, сам того не замечая, будет
развивать свою речь.