Напоминание

"Экспериментирование в детском саду - начало детской мыслительной деятельности"


Авторы: Богданова Наталия Евгеньевна, Главатских Маргарита Ульяновна
Должность: заведующий, старший воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 51 Кировского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Экспериментирование в детском саду - начало детской мыслительной деятельности"
Дата публикации: 15.09.2020
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экспериментальная деятельность в детском саду-начало детской

мыслительной активности.

«

То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю». (Конфуций)

Экспериментальная деятельность закладывает основы логического мышления, обеспечивает

максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную

готовность к обучению в школе. Эффективный метод, который способствует развитию

познавательной активности детей в ДОУ - метод детского экспериментирования, который

включает в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком. Целью детского

экспериментирования является развитие познавательной активности детей, стремление к

самостоятельному познанию явлений окружающего мира. Задачи, которые ставит педагог при

работе над развитием у детей познавательной активности: развивать психические процессы

(восприятие,

воображение,

память,

мышление);

обеспечить

активное

интеллектуально-

познавательное развитие; активизировать познавательные интересы детей; расширять кругозор

и знания детей о живой и неживой природе, рукотворном мире; учить планировать свою

деятельность, выдвигать гипотезы, делать выводы, устанавливать причинно- следственные

связи. Один из главных этапов этой работы является организация работы по экспериментальной

деятельности.

В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников

целесообразно использовать комплекс разнообразных форм и методов. Их выбор определяется

возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач.

Необходимо помнить,

что у ребенка должна быть возможность выразить свои

впечатления в игре, изобразительной деятельности, слове. Тогда происходит закрепление

впечатлений, постепенно дети начинают ощущать связь природы с жизнью, с собой.

В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагается решение

следующих задач:

- включение детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;

- формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;

- обогащение наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей);

- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности, поддержание у детей

инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском

саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает

влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми

к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной

детской деятельности.

В группе должна быть оборудована стационарная зона опытно-экспериментальной деятельности,

работа в которой проводится детьми самостоятельно.

Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук»,

«Магниты», «Бумага», «Ткань», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».

Основным оборудованием в уголке являются:

- приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;

- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);

- природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.);

- утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и

др.);

- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

- медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки,

резиновые груши и др);

-

прочие

материалы

(зеркала,

воздушные

шары,

масло,

мука,

соль,

сахар,

цветные

и

прозрачные стекла, сито и др).

Все это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса

к исследовательской деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и

узнают, что:

-бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.

- дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.

- пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается, не намокает в воде и т. д.

- стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое

- ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.

-вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.

-воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.

При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования

- безопасность для жизни и здоровья детей;

- достаточность;

- доступность расположения.

Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны

карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разрабатываются условные

обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Материал для проведения опытов в уголке

экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.

Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с

планом работы.

Технология исследовательской деятельности предоставляет возможность ребенку самому

найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Но для этого необходимо не только обеспечить

оборудование для исследования, но и создать проблемную ситуацию, решение которой

приведет к открытию каких-либо закономерностей, явлений, свойств.

Алгоритм организации детского экспериментирования сформировался следующим образом:

1.

ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить;

2.

предлагает различные варианты ее решения;

3.

проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

4.

делает выводы.

Когда технология исследовательской деятельности только вводится, проблема определяется

педагогом, например: «Как заморозить шарик во льду?». Затем выслушиваются различные

варианты ответов, и предлагается их проверить. Выводы корректируются

и заносятся в

дневники наблюдений.

Когда данный алгоритм уже отработан, детям можно предоставить свободу выбора проблем и

способа их решения. На данном этапе особое внимание уделяется индивидуальной работе как с

детьми, испытывающими затруднения, так и заинтересованными детьми.

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные

впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать

собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-

экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.

Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: прогулка – это

замечательное время, когда воспитатели могут постепенно приобщать детей к тайнам природы,

рассказывать о жизни самых различных растений и животных, а у них появляется возможность

экспериментировать в естественных условиях.

Наблюдения на прогулке, чтение, игра

позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах

материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как

ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека могут быть использованы

следующие методические приемы:

наблюдение на прогулке за движением облаков;

эксперимент «Какая сила у ветра?»;

для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра «Разный ветер»

(холодный, теплый);

чтение и обсуждение отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…» и т.д.

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно

решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и

педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через

различные виды наглядной агитация необходимо убеждать родителей в необходимости

повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка

узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.

Главные задачи во взаимодействии с родителями:

– необходимо установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить

усилия для развития и воспитания детей;

– создать атмосферу общности интересов;

– активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;

– формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание

ребенка.

Для родителей можно создать картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые

можно провести дома.

Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время

года, если воду заморозить в холодильнике).

На

родительском

собрании

предложить

игры,

в

которых

используются

результаты

экспериментирования, например «Секретное донесение» (написать письмо молоком на белой

бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком,

проявив несколькими капельками йода).

Педагоги привлекают родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе.

Родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми

материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием

в домашних условиях.

Ученые

выделяют

деятельность

экспериментирования

как

ведущую

деятельность

дошкольного возраста: "Детское экспериментирование претендует на роль ведущей

деятельности в период, дошкольного развития ребенка".

Содержание опытно-экспериментальной деятельности реализуется во всех видах детской

деятельности.

Окончательный вывод формулирует воспитатель.

В

качестве

лабораторной

посуды

используются

стаканчики

из-под

йогуртов,

из-под

мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показываем детям возможность вторичного

использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую

среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или

нарисованы схемы – обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и

киндер – сюрпризы.

В помощь воспитателю:

ПАМЯТКА

Примерная структура занятия - экспериментирования

Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до

занятия).

Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

Уточнение плана исследования.

Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников,

комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

Анализ

и

обобщение

полученных

детьми

результатов

экспериментирования,

фиксация

результата.

Развитие исследовательских способностей ребенка — одна из важнейших задач современного

образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского

поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены

репродуктивным путем.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-

действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой

метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является

ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Своими корнями исследовательская деятельность уходит в манипулирование предметами.

Необходимость рассказывать об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и

выводы стимулирует развитие речи у детей дошкольного возраста. Из этого следует, что

усваивается все крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам, а

потом еще и расскажет об этом. Вот на этом должно быть основано активное внедрение

детского экспериментирования в практику

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает

ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Содержание опытно-экспериментальной деятельности строится исходя из трех блоков

педагогического процесса, это:

специально-организованное обучение в форме НОД;

2. совместная деятельность взрослого с детьми;

3. свободная самостоятельная деятельность детей.

Форма организации детей может быть:

1. индивидуальная,

2. групповая (с подгруппой),

3. фронтальная (со всей группой),

Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы.

Наблюдения и эксперименты могут быть случайными и плановыми.

Хочется, остановится на особенностях при организации и проведении исследовательской

деятельности с детьми дошкольного возраста.

Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один раз в

неделю: с детьми среднего возраста по 15-20 минут, с детьми старшего возраста по 25 – 30

минут. Во время занятия проводятся один – два эксперимента.

Структура проведения игры – экспериментирования:

1. Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

2. Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми; подведение итогов,

вывод;

3. Фиксация результатов;

4. Вопросы детей.

6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.

7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.

Чего

нельзя

делать

?

1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.

2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может

развиваться без участия взрослого.

3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.

4. Нельзя запрещать без объяснения.

5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.

6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.

7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и

терпение.

8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним.

Педагоги должны придерживаться также следующим правилам в данной работе:

- не следует строго регламентировать продолжительность опыта: как и в игре, ребенок

занимается с увлечением, не следует его прерывать только потому, что время истекло

- не следует строго придерживаться заранее намеченного плана: можно разрешать детям

варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели

занятия и не наносит вреда живым организмам. Если воспитатель будет радоваться открытиям

своих подопечных, будет одобрять их попытки мыслить самостоятельно, то в группе создастся

творческая атмосфера, способствующая умственному развитию детей

- дети не могут работать, не разговаривая: лишение детей возможности общаться друг с другом

не только затрудняет усвоение материала, но и наносит ущерб личности в целом. Потребность

поделиться своими открытиями, выяснить, нет ли у других чего-либо нового и интересного,

является естественной потребностью любого творческого человека независимо от возраста.

Однако при этом надо чутко улавливать грань между творческим общением и нарушением

дисциплины

- необходимо учитывать право ребенка на ошибку: невозможно требовать, чтобы ребенок совершал

только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения

- не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов в поисковой деятельности:

необходимость регистрировать увиденное, является дополнительной нагрузкой для ребенка.

- соблюдение правил безопасности — это предмет особого внимания, т. к. дошкольники, в силу

возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и

предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают об этом, поэтому

обязанность за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.

Педагогам в дошкольных учреждениях важно понимать и помнить:

- В детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и исследовательской

деятельности, между жизнью и обучением. Эксперименты — не самоцель, а только способ

ознакомления детей с миром.

- В детском саду детям приходится давать порциями: опыт, который в школе можно провести на

одном уроке, в детском саду разбивается на ряд мелких наблюдений и проводится как серия

опытов.

«То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю».

(Конфуций)

АМЯТКА

по экспериментальной работе с детьми.

Ученые

выделяют

деятельность

экспериментирования

как

ведущую

деятельность

дошкольного возраста: "Детское экспериментирование претендует на роль ведущей

деятельности в период, дошкольного развития ребенка".

Материалы распределяются по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук»,

«Магниты», «Бумага», « Ткань», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».

Основным оборудованием в уголке являются:

- приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;

- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);

- природный материал ( камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др);

- утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др);

- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;

- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

- медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки,

резиновые груши и др);

-

прочие

материалы

(зеркала,

воздушные

шары,

масло,

мука,

соль,

сахар,

цветные

и

прозрачные стекла, сито и др).

Алгоритм организации детского экспериментирования сформировался следующим образом:

5.

ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить;

6.

предлагает различные варианты ее решения;

7.

проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

8.

делает выводы, фиксирует.

-бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.

- дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.

- пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается, не намокает в воде и т. д.

- стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое

- ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.

-вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.

Примерная структура занятия - экспериментирования

Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до

занятия).

Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

Уточнение плана исследования.

Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.

Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников,

комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.

Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один

раз в неделю: с детьми среднего возраста по 15-20 минут, с детьми старшего возраста по

25 – 30 минут. Во время занятия проводятся один – два эксперимента.

Чего

нельзя

делать

?

1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.

2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может

развиваться без участия взрослого.

3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.

4. Нельзя запрещать без объяснения.

5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.

6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.

7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие

и терпение.

8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним.

Обязанность за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.



В раздел образования