Авторы: Богданова Наталия Евгеньевна, Главатских Маргарита Ульяновна
Должность: заведующий, старший воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ № 51 Кировского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: "Экспериментирование в детском саду - начало детской мыслительной деятельности"
Раздел: дошкольное образование
Экспериментальная деятельность в детском саду-начало детской
мыслительной активности.
«
То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю». (Конфуций)
Экспериментальная деятельность закладывает основы логического мышления, обеспечивает
максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную
готовность к обучению в школе. Эффективный метод, который способствует развитию
познавательной активности детей в ДОУ - метод детского экспериментирования, который
включает в себя и живое наблюдение, и опыты, проводимые ребенком. Целью детского
экспериментирования является развитие познавательной активности детей, стремление к
самостоятельному познанию явлений окружающего мира. Задачи, которые ставит педагог при
работе над развитием у детей познавательной активности: развивать психические процессы
(восприятие,
воображение,
память,
мышление);
обеспечить
активное
интеллектуально-
познавательное развитие; активизировать познавательные интересы детей; расширять кругозор
и знания детей о живой и неживой природе, рукотворном мире; учить планировать свою
деятельность, выдвигать гипотезы, делать выводы, устанавливать причинно- следственные
связи. Один из главных этапов этой работы является организация работы по экспериментальной
деятельности.
В работе по организации опытно-экспериментальной деятельности дошкольников
целесообразно использовать комплекс разнообразных форм и методов. Их выбор определяется
возрастными возможностями, а также характером воспитательно-образовательных задач.
Необходимо помнить,
что у ребенка должна быть возможность выразить свои
впечатления в игре, изобразительной деятельности, слове. Тогда происходит закрепление
впечатлений, постепенно дети начинают ощущать связь природы с жизнью, с собой.
В процессе организации опытно-экспериментальной деятельности предполагается решение
следующих задач:
- включение детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- формирование способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей;
- обогащение наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей);
- расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности, поддержание у детей
инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском
саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает
влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми
к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной
детской деятельности.
В группе должна быть оборудована стационарная зона опытно-экспериментальной деятельности,
работа в которой проводится детьми самостоятельно.
Материалы данной зоны распределяются по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук»,
«Магниты», «Бумага», «Ткань», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».
Основным оборудованием в уголке являются:
- приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
- природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.);
- утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и
др.);
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки,
резиновые груши и др);
-
прочие
материалы
(зеркала,
воздушные
шары,
масло,
мука,
соль,
сахар,
цветные
и
прозрачные стекла, сито и др).
Все это способствует развитию наблюдательности, любознательности, повышению интереса
к исследовательской деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и
узнают, что:
-бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.
- дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.
- пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается, не намокает в воде и т. д.
- стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое
- ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.
-вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.
-воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования
–
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- достаточность;
- доступность расположения.
Для организации самостоятельной детской деятельности могут быть разработаны
карточки-схемы проведения экспериментов. Совместно с детьми разрабатываются условные
обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Материал для проведения опытов в уголке
экспериментирования меняется в соответствии с планом работы.
Материал для проведения опытов в уголке экспериментирования меняется в соответствии с
планом работы.
Технология исследовательской деятельности предоставляет возможность ребенку самому
найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Но для этого необходимо не только обеспечить
оборудование для исследования, но и создать проблемную ситуацию, решение которой
приведет к открытию каких-либо закономерностей, явлений, свойств.
Алгоритм организации детского экспериментирования сформировался следующим образом:
1.
ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить;
2.
предлагает различные варианты ее решения;
3.
проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
4.
делает выводы.
Когда технология исследовательской деятельности только вводится, проблема определяется
педагогом, например: «Как заморозить шарик во льду?». Затем выслушиваются различные
варианты ответов, и предлагается их проверить. Выводы корректируются
и заносятся в
дневники наблюдений.
Когда данный алгоритм уже отработан, детям можно предоставить свободу выбора проблем и
способа их решения. На данном этапе особое внимание уделяется индивидуальной работе как с
детьми, испытывающими затруднения, так и заинтересованными детьми.
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные
впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать
собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-
экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.
Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: прогулка – это
замечательное время, когда воспитатели могут постепенно приобщать детей к тайнам природы,
рассказывать о жизни самых различных растений и животных, а у них появляется возможность
экспериментировать в естественных условиях.
Наблюдения на прогулке, чтение, игра
позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах
материалов, веществ. Например, при ознакомлении детей с таким природным явлением, как
ветер, причинами его возникновения, ролью в жизни человека могут быть использованы
следующие методические приемы:
наблюдение на прогулке за движением облаков;
эксперимент «Какая сила у ветра?»;
для закрепления представлений о движении теплого и холодного воздуха игра «Разный ветер»
(холодный, теплый);
чтение и обсуждение отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…» и т.д.
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно
решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и
педагогом. В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через
различные виды наглядной агитация необходимо убеждать родителей в необходимости
повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, поощрения стремления ребенка
узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, вникнуть в суть предметов и явлений.
Главные задачи во взаимодействии с родителями:
– необходимо установить партнёрские отношения с семьёй каждого воспитанника и объединить
усилия для развития и воспитания детей;
– создать атмосферу общности интересов;
– активизировать и обогащать воспитательские умения родителей;
– формирование у родителей ответственного отношения за природу родного края через воспитание
ребенка.
Для родителей можно создать картотеку элементарных опытов и экспериментов, которые
можно провести дома.
Например, «Цветные льдинки» (лед можно увидеть не только зимой, но и в любое другое время
года, если воду заморозить в холодильнике).
На
родительском
собрании
предложить
игры,
в
которых
используются
результаты
экспериментирования, например «Секретное донесение» (написать письмо молоком на белой
бумаге и подержать его над паром или прогладить утюгом; написать его лимонным соком,
проявив несколькими капельками йода).
Педагоги привлекают родителей к созданию познавательно-развивающей среды в группе.
Родители помогают в оборудовании уголков экспериментирования, пополнении необходимыми
материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием
в домашних условиях.
Ученые
выделяют
деятельность
экспериментирования
как
ведущую
деятельность
дошкольного возраста: "Детское экспериментирование претендует на роль ведущей
деятельности в период, дошкольного развития ребенка".
Содержание опытно-экспериментальной деятельности реализуется во всех видах детской
деятельности.
Окончательный вывод формулирует воспитатель.
В
качестве
лабораторной
посуды
используются
стаканчики
из-под
йогуртов,
из-под
мороженого, пластиковые бутылочки. Наглядно показываем детям возможность вторичного
использования материалов, которые в избытке выбрасываются и загрязняют окружающую
среду. Это очень важный воспитательный момент. Важно, чтобы все было подписано или
нарисованы схемы – обозначения. Можно использовать различные баночки с крышками и
киндер – сюрпризы.
В помощь воспитателю:
ПАМЯТКА
Примерная структура занятия - экспериментирования
Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до
занятия).
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
Уточнение плана исследования.
Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников,
комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
Анализ
и
обобщение
полученных
детьми
результатов
экспериментирования,
фиксация
результата.
Развитие исследовательских способностей ребенка — одна из важнейших задач современного
образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского
поиска значительно прочнее и надежнее для ребенка тех сведений о мире, что получены
репродуктивным путем.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-
действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой
метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является
ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Своими корнями исследовательская деятельность уходит в манипулирование предметами.
Необходимость рассказывать об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и
выводы стимулирует развитие речи у детей дошкольного возраста. Из этого следует, что
усваивается все крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но сделает сам, а
потом еще и расскажет об этом. Вот на этом должно быть основано активное внедрение
детского экспериментирования в практику
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает
ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Содержание опытно-экспериментальной деятельности строится исходя из трех блоков
педагогического процесса, это:
специально-организованное обучение в форме НОД;
2. совместная деятельность взрослого с детьми;
3. свободная самостоятельная деятельность детей.
Форма организации детей может быть:
1. индивидуальная,
2. групповая (с подгруппой),
3. фронтальная (со всей группой),
Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы.
Наблюдения и эксперименты могут быть случайными и плановыми.
Хочется, остановится на особенностях при организации и проведении исследовательской
деятельности с детьми дошкольного возраста.
Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один раз в
неделю: с детьми среднего возраста по 15-20 минут, с детьми старшего возраста по 25 – 30
минут. Во время занятия проводятся один – два эксперимента.
Структура проведения игры – экспериментирования:
1. Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
2. Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми; подведение итогов,
вывод;
3. Фиксация результатов;
4. Вопросы детей.
6. Оказывайте необходимую помощь, чтобы у ребенка не пропало желание к экспериментированию.
7. Учите ребенка наблюдать и делать предположения, выводы.
Чего
нельзя
делать
?
1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.
2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может
развиваться без участия взрослого.
3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.
4. Нельзя запрещать без объяснения.
5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.
6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.
7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие и
терпение.
8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним.
Педагоги должны придерживаться также следующим правилам в данной работе:
- не следует строго регламентировать продолжительность опыта: как и в игре, ребенок
занимается с увлечением, не следует его прерывать только потому, что время истекло
- не следует строго придерживаться заранее намеченного плана: можно разрешать детям
варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели
занятия и не наносит вреда живым организмам. Если воспитатель будет радоваться открытиям
своих подопечных, будет одобрять их попытки мыслить самостоятельно, то в группе создастся
творческая атмосфера, способствующая умственному развитию детей
- дети не могут работать, не разговаривая: лишение детей возможности общаться друг с другом
не только затрудняет усвоение материала, но и наносит ущерб личности в целом. Потребность
поделиться своими открытиями, выяснить, нет ли у других чего-либо нового и интересного,
является естественной потребностью любого творческого человека независимо от возраста.
Однако при этом надо чутко улавливать грань между творческим общением и нарушением
дисциплины
- необходимо учитывать право ребенка на ошибку: невозможно требовать, чтобы ребенок совершал
только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения
- не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов в поисковой деятельности:
необходимость регистрировать увиденное, является дополнительной нагрузкой для ребенка.
- соблюдение правил безопасности — это предмет особого внимания, т. к. дошкольники, в силу
возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и
предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают об этом, поэтому
обязанность за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.
Педагогам в дошкольных учреждениях важно понимать и помнить:
- В детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и исследовательской
деятельности, между жизнью и обучением. Эксперименты — не самоцель, а только способ
ознакомления детей с миром.
- В детском саду детям приходится давать порциями: опыт, который в школе можно провести на
одном уроке, в детском саду разбивается на ряд мелких наблюдений и проводится как серия
опытов.
«То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю».
(Конфуций)
АМЯТКА
по экспериментальной работе с детьми.
Ученые
выделяют
деятельность
экспериментирования
как
ведущую
деятельность
дошкольного возраста: "Детское экспериментирование претендует на роль ведущей
деятельности в период, дошкольного развития ребенка".
Материалы распределяются по следующим направлениям: «Песок и вода», «Звук»,
«Магниты», «Бумага», « Ткань», «Свет», «Стекло и пластмасса», «Резина».
Основным оборудованием в уголке являются:
- приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
- природный материал ( камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др);
- утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др);
- технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;
- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;
- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);
- медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки,
резиновые груши и др);
-
прочие
материалы
(зеркала,
воздушные
шары,
масло,
мука,
соль,
сахар,
цветные
и
прозрачные стекла, сито и др).
Алгоритм организации детского экспериментирования сформировался следующим образом:
5.
ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо решить;
6.
предлагает различные варианты ее решения;
7.
проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
8.
делает выводы, фиксирует.
-бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.
- дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.
- пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается, не намокает в воде и т. д.
- стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое
- ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.
-вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.
Примерная структура занятия - экспериментирования
Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
Упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (могут быть организованы до
занятия).
Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
Уточнение плана исследования.
Выбор оборудования, самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования.
Распределение детей на подгруппы, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников,
комментирующих ход и результаты совместной деятельности детей в группах.
Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один
раз в неделю: с детьми среднего возраста по 15-20 минут, с детьми старшего возраста по
25 – 30 минут. Во время занятия проводятся один – два эксперимента.
Чего
нельзя
делать
?
1. Нельзя отмахиваться от вопросов детей, ибо любознательность — основа экспериментирования.
2. Нельзя отказываться от совместной деятельности с ребенком, так как ребенок не может
развиваться без участия взрослого.
3. Нельзя ограничивать деятельность ребенка: если что-то опасно для него, сделайте вместе с ним.
4. Нельзя запрещать без объяснения.
5. Не критикуйте и не ругайте ребенка, если у него что-то не получилось, лучше помогите ему.
6. Нарушение правил и детская шалость — разные вещи. Будьте справедливы к своему ребенку.
7. Не спешите делать за ребенка то, что он может выполнить сам. Проявляйте спокойствие
и терпение.
8. Дети бывают, импульсивны, будьте терпеливы и спокойны по отношению к ним.
Обязанность за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.