Автор: Коробкина Наталья Николаевна
Должность: воспитатель 1 категории
Учебное заведение: МБДОУ Чертковский детский сад №3
Населённый пункт: Ростовская область п.Чертково
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая программа
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ Чертковский детский сад №3 общеразвивающего вида
Проект
педагогической деятельности
по адаптации детей I младшей группы
к условиям дошкольного учреждения
«Мы рады видеть тебя, малыш»
Подготовила:
Воспитатель:
Коробкина Н.Н
Чертково
2020
Пояснительная записка.
Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают
незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие
своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез,
капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников,
которые напрямую взаимодействуют с их детьми.
В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее
сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается
эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек,
новых людей, новых правил.
Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада
детей 1,8-2,5 лет, учитывающий психологические, физиологические и
социальные особенности детей этого возраста.
Ведущей деятельностью в раннем дошкольном возрасте является игра,
поэтому проект строится на основе игровых упражнений. В проекте включены
элементы психогимнастики, АРТ-терапии как необходимое условие по
профилактике возможных стрессов.
Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять
свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают
трудности с этим. Они настолько тревожны, что это проецируют на ребёнка своё
состояние.
Цель: создание благоприятных условий для социальной адаптации ребенка и
их родителей к условиям детского сада
Задачи:
-помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период
адаптации к детскому саду;
-развивать навыки взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных
и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
-развивать игровые навыки, навыки произвольного поведения;
· -обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;
· -воспитывать культурно-гигиенические навыки;
· -снизить уровень заболеваемости;
· оказать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива .
в сфере работы с педагогами:
· разработать практические рекомендации для воспитателей по данной теме
· в сфере работы с родителями:
· раскрыть роль семьи в адаптации детей 2-3 лет;
· познакомить родителей единым методом воспитания и общения с
ребенком в ДОУ и семье;
· создать условия, чтобы у родителей возникло желание принять активное
участие в образовательном процессе.
повышать коммуникабельность между родителями.
· привлекать родителей к активному участию в реализации проекта.
Средства достижения поставленных задач:
- применение различных игр, конструирования, чтение художественной
литературы, применение художественного творчества (лепка, рисование,
аппликация).
Участники проекта: педагог – психолог, воспитатели, дети 2-3 летнего
возраста, родители.
Срок реализации проекта: среднесрочный (5 месяцев). На сроки проекта
влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом
индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата
поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость.
Работа с родителями:
§ Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции
родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в
период адаптации.
§ Семинары-практикумы – способствовать овладению родителями
конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных
проблем в системе родители-дети.
§ Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу
адаптации детей к детскому саду;
§ «Портфолио дошкольника» - интерактивное средство работы с родителями;
§ Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста,
рекомендуемых развивающих игр
Работа с педагогами:
§ Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых
упражнений в период адаптации детей к детскому саду;
§ Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими
детьми;
§ Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.
§ Информирование педагогов по средствам использования
информационно-коммуникативных технологий: методические пособия,
памяток, информационных листовок, презентаций.
Работа с детьми:
Знакомство детей с детским садом, друг с другом. Ежедневно,
последовательно без назидательства вводить правила поведения в группе и
приучения к режиму дня.
Развитие культурно-гигиенических навыков.
Снятие эмоционального напряжения в течение дня, работа по
профилактике стрессовых ситуаций и тревожности.
Развитие эмоциональной сферы, коммуникабельности.
Дидактические игры, которые не только развивают, но и позволяют
оценить коммуникативные способности и уровни нервно-психического
развития.
Ожидаемый результат:
Благоприятный адаптационный период детей раннего возраста
Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к условиям
детского сада. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста
к осознанному воспитанию своих детей, совместно с педагогической
службой ДОУ.
Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в
вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период
адаптации.
Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и
семьями воспитанников.
Создание открытой системы взаимодействия участников
образовательного процесса.
Актуальность проблемы:
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования,
направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во
многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада. Основным
структурным элементом в детском саду является группа. Организатором
деятельности в группе, координатором воспитательных воздействий остается
воспитатель, именно он непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с
родителями.
Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное
учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их
систематическое педагогическое просвещение. Как бы глубоко не
продумывались формы воспитания детей в детских садах, какой бы высокой ни
была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без
постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном
процессе.
Воспитатель, обучающий и воспитывающий дошкольников, наряду с
родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его
умения взаимодействовать с семьями воспитанников во многом зависит
эффективность формирования личности ребенка. В настоящее время многие
родители ищут пути грамотного и гармоничного воспитания ребенка и готовы к
активному сотрудничеству с педагогами. Объединение усилий педагога и
родителей в процессе воспитания детей – непростая в организационном и
психолого-педагогическом плане задача.
Адаптация - сложный процесс приспособления организма к новым условиям,
имеющий свою продолжительность у каждого ребенка. Главным в этом проекте
является адекватная реакция на колебания разных факторов внешней среды.
Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные
взаимоотношения членов семьи - все это не только полезно для здоровья, но и
является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский
сад.
Период раннего и младшего возраста эмоционально насыщен для ребенка,
время идет, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его
жизни - знакомство с таким социальным институтом, как детский сад. Это
обстоятельство вносит в жизнь ребенка серьезные изменения, к которым
необходимо привыкнуть:
- к отсутствию близких, родных людей;
- к соблюдению режима дня;
- к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми людьми;
- к новым требованиям в поведении.
Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него
стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к
различным реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и
т. д. В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление у
детей. Поэтому мы решили использовать этот проект.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
· Определение цели и задач проекта. Составление плана реализации
проекта.
· Обсуждение плана проекта. Определение стратегии деятельности, сроков,
задач, содержания и ожидаемого результата. Планирование всех этапов проекта.
· Подбор и изучение необходимой литературы, подбор методик. Поиск
путей повышения безболезненной адаптации.
· Предварительное знакомство с детьми, посещение группы детьми вместе с
родителями. Установление связи, доверительных отношений
· Основной этап
План реализации проекта
период
Содержание
ответственные
Июнь
- Заключение договора с родителями;
- Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство
родителей с группой и воспитателями;
- Анкета для родителей
- Карта наблюдения
- Памятка для родителей «Подготовка ребенка к
посещению детского сада»;
- Памятка для родителей «В первые дни
пребывания в детском саду»;
- Буклеты: «Адаптация ребенка к детскому саду»,
«Ваш ребенок поступает в детский сад»;
- Игровая деятельность: «Ласковое имя»;
- Потешки «Для новичков», «При умывании», «При
кормлении».
- Подвижные игры: «Зайчики», «Поезд», «Пузырь»;
- Наблюдение за водой «Льется из крана водичка»
- Практическое упражнение « Вымой руки»;
- массаж «Грибной дождь»;
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
Июль
- Консультации «Растим малыша здоровым», «Как
одевать ребенка летом»;
- Мини-лекция «Детская истерика»;
- Памятки для родителей «Десять заповедей
родителям», «Режимные моменты в детском саду»,
- Кукольный спектакль «Как ежик Пых искал
дорогу домой»;
- Подвижные игры: «Топ-топ», «Дождик и
солнышко», «Прятки с мячом», «Зайка серенький
сидит»;
- Чтение стихотворения «Непослушная кукла»
«Мой веселый звонкий мяч»;
- Потешки «По ровненькой дорожке», «Друг
веселый, мячик мой»
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
- Релаксация «Мячики отдыхают»;
- Пальчиковые игры «Пальчики»,
воспитатели
воспитатели
воспитатели
Август
- Консультация «Где моя большая ложка?»;
- Папка –раскладушка: «Солнце. Воздух. Вода.
Закаливание».
- Привлечение родителей к обустройству участка
- Игра-забава «Поймай пузырь».
- Песенка «Ладушки - ладошки»
- Подвижная игра «Надувайся пузырь», «Мышки и
часы»
- Потешки «Скачут мышки, шалунишки», «На сон
грядущий»;
- Игра «Наоборот», «Ладонь на ладонь»,
«Пропавший малыш»
- Упражнение «Это- папа – мышь…»
- Релаксация «Мышки отдыхают»;
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
воспитатели
Сентябрь - Занятие «Божья коровка»
1. Приветствие Божьей коровки.
2. Игра «Поймай жучка».
3. Потешка «Божья коровка».
4. Упражнение «Где у жучка ножки?»
5. Игра «Божья коровка и ветер».
6. Игра «Божья коровка и воробей».
7. Рисование пальчиками «Точки у божьей
коровки»;
- Консультация «В царстве упрямства и капризов.
Кризис трех лет.», «Если ваш ребенок идет в
детский сад…»
- Игровая деятельность: «Солнышко»,
«Колокольчик», «Найди морковку»;
- Чтение стихотворения А .Барто «Зайка»
- Потешки «Зайка серенький сидит», «Карусель»
- Подвижные игры «Лиса и заяц», «Иди ко мне»
Педагог-психолог
Воспитатели
воспитатели
воспитатели
воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
- Практическое упражнение «Собираем игрушки»,
«Собираемся на прогулку»
- Опыты и эксперименты
«Тонет - не тонет», «Узнай какая вода»
- Пальчиковая гимнастика «Куда бежишь водичка»,
«Моем руки», «Стираем белье»
- Рисование «Лучика для солнышка», «Зернышки
для петушка», Травка на лугу», «Раскрась репку» и
др.
- Лепка «Крошки для утят», «Горошек для
петушка», «Угостим котика пряником» и др.
- Конструктивная деятельность: «Заборчик для
утят», «Дом для Мишутки»
- цикл стихотворений А. Барто «Мои игрушки»,
русских народных сказок: «Колобок», «Репка»,
«Заюшкина избушка», «Курочка Ряба»;
- настольный, пальчиковый театры по мотивам
русских народных сказок;
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Октябрь
- Папка-раскладушка «Значение режима дня в
сохранении эмоционального благополучия
ребенка»;
- игровая деятельность: «Чей голосок?», «Найди
игрушку», «Уложим куколку Катю спать», «В
гостях у куклы Кати», «Кукла Катя собирается в
детский сад»
- Практическое упражнение «Помощники»
- Чтение сказок К. Чуковского «Мойдодыр», «Муха
Цокотуха», «Путанница».
- Пальчиковые игры «Этот пальчик», « Водичка и
дождик», «Лодочка», «Рыбки весело резвятся»
- Чтение сказок В.Сутеева, русских народных
сказок «Лиса, заяц и петух», «Волк и козлята»;
- Рисование «Желтые комочки», «Осеннее дерево»
- Лепка «Колбаска для собачки», «Заборчик для
козлят»
- Конструктивная деятельность: «Кроватка для
матрешки»
- Родительское собрание «Адаптационный период».
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
- Диагностика адаптации к ДОУ.
Воспитатели
воспитатели
3-й этап «Заключительный»
1. Оформление проекта
2. Разработка рекомендаций для воспитателей и помощникам воспитателя по
теме проекта
3. Подведение итога на педагогическом совете, презентация проекта
Используемая литература
1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом,
диагностика, рекомендации / авт. – сост. Н. В. Соколовская. Волгоград: Учитель,
2008. – 188с.
2. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж.
Учитель, 2004, - 236с.
3. Двойнова А. Ф. Система работы с педагогами, воспитанниками и их
родителями в адаптационный период // Справочник старшего воспитателя
дошкольного учреждения. – 2009. - №9 – С. 61 – 68
4. Новикова Л. М., Самойлова И. В. Настольная книга школьного психолога. -
М.: Эксмо, 2008 г.
5. В. Сатир Вы и ваша семья: Пер. с англ. Р. Кучкарова. – Издательство Апрель-
Пресс, Институт общегуманитарных исследований, 2011.
6. Ю. Б. Гиппенрейтер Общаться с ребёнком. Как? – Издательство АСТ, Астрель,
2011. – 240