Напоминание

Рабочая программа


Автор: Коробкина Наталья Николаевна
Должность: воспитатель 1 категории
Учебное заведение: МБДОУ Чертковский детский сад №3
Населённый пункт: Ростовская область п.Чертково
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Рабочая программа
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ Чертковский детский сад №3 общеразвивающего вида

Проект

педагогической деятельности

по адаптации детей I младшей группы

к условиям дошкольного учреждения

«Мы рады видеть тебя, малыш»

Подготовила:

Воспитатель:

Коробкина Н.Н

Чертково

2020

Пояснительная записка.

Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают

незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие

своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез,

капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников,

которые напрямую взаимодействуют с их детьми.

В период адаптации у ребёнка происходит перестройка ранее

сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается

эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек,

новых людей, новых правил.

Предполагаемый проект – адаптационный проект к условиям детского сада

детей 1,8-2,5 лет, учитывающий психологические, физиологические и

социальные особенности детей этого возраста.

Ведущей деятельностью в раннем дошкольном возрасте является игра,

поэтому проект строится на основе игровых упражнений. В проекте включены

элементы психогимнастики, АРТ-терапии как необходимое условие по

профилактике возможных стрессов.

Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять

свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают

трудности с этим. Они настолько тревожны, что это проецируют на ребёнка своё

состояние.

Цель: создание благоприятных условий для социальной адаптации ребенка и

их родителей к условиям детского сада

Задачи:

-помочь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период

адаптации к детскому саду;

-развивать навыки взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных

и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

-развивать игровые навыки, навыки произвольного поведения;

· -обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;

· -воспитывать культурно-гигиенические навыки;

· -снизить уровень заболеваемости;

· оказать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива .

в сфере работы с педагогами:

· разработать практические рекомендации для воспитателей по данной теме

· в сфере работы с родителями:

· раскрыть роль семьи в адаптации детей 2-3 лет;

· познакомить родителей единым методом воспитания и общения с

ребенком в ДОУ и семье;

· создать условия, чтобы у родителей возникло желание принять активное

участие в образовательном процессе.

повышать коммуникабельность между родителями.

· привлекать родителей к активному участию в реализации проекта.

Средства достижения поставленных задач:

- применение различных игр, конструирования, чтение художественной

литературы, применение художественного творчества (лепка, рисование,

аппликация).

Участники проекта: педагог – психолог, воспитатели, дети 2-3 летнего

возраста, родители.

Срок реализации проекта: среднесрочный (5 месяцев). На сроки проекта

влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учетом

индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата

поступления в детский сад; заболеваемость/посещаемость.

Работа с родителями:

§ Консультирование - повышение психолого-педагогической компетенции

родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в

период адаптации.

§ Семинары-практикумы – способствовать овладению родителями

конструктивными способами взаимодействия с детьми, осознанию возможных

проблем в системе родители-дети.

§ Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу

адаптации детей к детскому саду;

§ «Портфолио дошкольника» - интерактивное средство работы с родителями;

§ Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста,

рекомендуемых развивающих игр

Работа с педагогами:

§ Консультирование с практическими рекомендациями игр, игровых

упражнений в период адаптации детей к детскому саду;

§ Наблюдение за взаимодействием педагогов с вновь поступающими

детьми;

§ Рекомендации по учёту индивидуальных особенностей детей.

§ Информирование педагогов по средствам использования

информационно-коммуникативных технологий: методические пособия,

памяток, информационных листовок, презентаций.

Работа с детьми:

Знакомство детей с детским садом, друг с другом. Ежедневно,

последовательно без назидательства вводить правила поведения в группе и

приучения к режиму дня.

Развитие культурно-гигиенических навыков.

Снятие эмоционального напряжения в течение дня, работа по

профилактике стрессовых ситуаций и тревожности.

Развитие эмоциональной сферы, коммуникабельности.

Дидактические игры, которые не только развивают, но и позволяют

оценить коммуникативные способности и уровни нервно-психического

развития.

Ожидаемый результат:

Благоприятный адаптационный период детей раннего возраста

Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к условиям

детского сада. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста

к осознанному воспитанию своих детей, совместно с педагогической

службой ДОУ.

Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в

вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период

адаптации.

Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и

семьями воспитанников.

Создание открытой системы взаимодействия участников

образовательного процесса.

Актуальность проблемы:

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования,

направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во

многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада. Основным

структурным элементом в детском саду является группа. Организатором

деятельности в группе, координатором воспитательных воздействий остается

воспитатель, именно он непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с

родителями.

Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное

учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их

систематическое педагогическое просвещение. Как бы глубоко не

продумывались формы воспитания детей в детских садах, какой бы высокой ни

была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без

постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном

процессе.

Воспитатель, обучающий и воспитывающий дошкольников, наряду с

родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его

умения взаимодействовать с семьями воспитанников во многом зависит

эффективность формирования личности ребенка. В настоящее время многие

родители ищут пути грамотного и гармоничного воспитания ребенка и готовы к

активному сотрудничеству с педагогами. Объединение усилий педагога и

родителей в процессе воспитания детей – непростая в организационном и

психолого-педагогическом плане задача.

Адаптация - сложный процесс приспособления организма к новым условиям,

имеющий свою продолжительность у каждого ребенка. Главным в этом проекте

является адекватная реакция на колебания разных факторов внешней среды.

Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные

взаимоотношения членов семьи - все это не только полезно для здоровья, но и

является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский

сад.

Период раннего и младшего возраста эмоционально насыщен для ребенка,

время идет, малыш подрастает и появляется необходимость нового этапа в его

жизни - знакомство с таким социальным институтом, как детский сад. Это

обстоятельство вносит в жизнь ребенка серьезные изменения, к которым

необходимо привыкнуть:

- к отсутствию близких, родных людей;

- к соблюдению режима дня;

- к постоянному контакту со сверстниками и незнакомыми людьми;

- к новым требованиям в поведении.

Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него

стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к

различным реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и

т. д. В итоге первые дни в детском саду оставляют негативное впечатление у

детей. Поэтому мы решили использовать этот проект.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

· Определение цели и задач проекта. Составление плана реализации

проекта.

· Обсуждение плана проекта. Определение стратегии деятельности, сроков,

задач, содержания и ожидаемого результата. Планирование всех этапов проекта.

· Подбор и изучение необходимой литературы, подбор методик. Поиск

путей повышения безболезненной адаптации.

· Предварительное знакомство с детьми, посещение группы детьми вместе с

родителями. Установление связи, доверительных отношений

· Основной этап

План реализации проекта

период

Содержание

ответственные

Июнь

- Заключение договора с родителями;

- Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство

родителей с группой и воспитателями;

- Анкета для родителей

- Карта наблюдения

- Памятка для родителей «Подготовка ребенка к

посещению детского сада»;

- Памятка для родителей «В первые дни

пребывания в детском саду»;

- Буклеты: «Адаптация ребенка к детскому саду»,

«Ваш ребенок поступает в детский сад»;

- Игровая деятельность: «Ласковое имя»;

- Потешки «Для новичков», «При умывании», «При

кормлении».

- Подвижные игры: «Зайчики», «Поезд», «Пузырь»;

- Наблюдение за водой «Льется из крана водичка»

- Практическое упражнение « Вымой руки»;

- массаж «Грибной дождь»;

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

Июль

- Консультации «Растим малыша здоровым», «Как

одевать ребенка летом»;

- Мини-лекция «Детская истерика»;

- Памятки для родителей «Десять заповедей

родителям», «Режимные моменты в детском саду»,

- Кукольный спектакль «Как ежик Пых искал

дорогу домой»;

- Подвижные игры: «Топ-топ», «Дождик и

солнышко», «Прятки с мячом», «Зайка серенький

сидит»;

- Чтение стихотворения «Непослушная кукла»

«Мой веселый звонкий мяч»;

- Потешки «По ровненькой дорожке», «Друг

веселый, мячик мой»

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

- Релаксация «Мячики отдыхают»;

- Пальчиковые игры «Пальчики»,

воспитатели

воспитатели

воспитатели

Август

- Консультация «Где моя большая ложка?»;

- Папка –раскладушка: «Солнце. Воздух. Вода.

Закаливание».

- Привлечение родителей к обустройству участка

- Игра-забава «Поймай пузырь».

- Песенка «Ладушки - ладошки»

- Подвижная игра «Надувайся пузырь», «Мышки и

часы»

- Потешки «Скачут мышки, шалунишки», «На сон

грядущий»;

- Игра «Наоборот», «Ладонь на ладонь»,

«Пропавший малыш»

- Упражнение «Это- папа – мышь…»

- Релаксация «Мышки отдыхают»;

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

воспитатели

Сентябрь - Занятие «Божья коровка»

1. Приветствие Божьей коровки.

2. Игра «Поймай жучка».

3. Потешка «Божья коровка».

4. Упражнение «Где у жучка ножки?»

5. Игра «Божья коровка и ветер».

6. Игра «Божья коровка и воробей».

7. Рисование пальчиками «Точки у божьей

коровки»;

- Консультация «В царстве упрямства и капризов.

Кризис трех лет.», «Если ваш ребенок идет в

детский сад…»

- Игровая деятельность: «Солнышко»,

«Колокольчик», «Найди морковку»;

- Чтение стихотворения А .Барто «Зайка»

- Потешки «Зайка серенький сидит», «Карусель»

- Подвижные игры «Лиса и заяц», «Иди ко мне»

Педагог-психолог

Воспитатели

воспитатели

воспитатели

воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

- Практическое упражнение «Собираем игрушки»,

«Собираемся на прогулку»

- Опыты и эксперименты

«Тонет - не тонет», «Узнай какая вода»

- Пальчиковая гимнастика «Куда бежишь водичка»,

«Моем руки», «Стираем белье»

- Рисование «Лучика для солнышка», «Зернышки

для петушка», Травка на лугу», «Раскрась репку» и

др.

- Лепка «Крошки для утят», «Горошек для

петушка», «Угостим котика пряником» и др.

- Конструктивная деятельность: «Заборчик для

утят», «Дом для Мишутки»

- цикл стихотворений А. Барто «Мои игрушки»,

русских народных сказок: «Колобок», «Репка»,

«Заюшкина избушка», «Курочка Ряба»;

- настольный, пальчиковый театры по мотивам

русских народных сказок;

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Октябрь

- Папка-раскладушка «Значение режима дня в

сохранении эмоционального благополучия

ребенка»;

- игровая деятельность: «Чей голосок?», «Найди

игрушку», «Уложим куколку Катю спать», «В

гостях у куклы Кати», «Кукла Катя собирается в

детский сад»

- Практическое упражнение «Помощники»

- Чтение сказок К. Чуковского «Мойдодыр», «Муха

Цокотуха», «Путанница».

- Пальчиковые игры «Этот пальчик», « Водичка и

дождик», «Лодочка», «Рыбки весело резвятся»

- Чтение сказок В.Сутеева, русских народных

сказок «Лиса, заяц и петух», «Волк и козлята»;

- Рисование «Желтые комочки», «Осеннее дерево»

- Лепка «Колбаска для собачки», «Заборчик для

козлят»

- Конструктивная деятельность: «Кроватка для

матрешки»

- Родительское собрание «Адаптационный период».

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

- Диагностика адаптации к ДОУ.

Воспитатели

воспитатели

3-й этап «Заключительный»

1. Оформление проекта

2. Разработка рекомендаций для воспитателей и помощникам воспитателя по

теме проекта

3. Подведение итога на педагогическом совете, презентация проекта

Используемая литература

1. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом,

диагностика, рекомендации / авт. – сост. Н. В. Соколовская. Волгоград: Учитель,

2008. – 188с.

2. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - Воронеж.

Учитель, 2004, - 236с.

3. Двойнова А. Ф. Система работы с педагогами, воспитанниками и их

родителями в адаптационный период // Справочник старшего воспитателя

дошкольного учреждения. – 2009. - №9 – С. 61 – 68

4. Новикова Л. М., Самойлова И. В. Настольная книга школьного психолога. -

М.: Эксмо, 2008 г.

5. В. Сатир Вы и ваша семья: Пер. с англ. Р. Кучкарова. – Издательство Апрель-

Пресс, Институт общегуманитарных исследований, 2011.

6. Ю. Б. Гиппенрейтер Общаться с ребёнком. Как? – Издательство АСТ, Астрель,

2011. – 240



В раздел образования