Напоминание

Проблема системного подхода в преодолении лексических нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи


Автор: Яхонтова Дарья Дмитриевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад № 3"
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: Статья
Тема: Проблема системного подхода в преодолении лексических нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проблема системного подхода в преодолении лексических

нарушений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Особое внимание в лингвистике и психологии речи, отводится

проблеме взаимоотношений языка и речи. Сложное диалектическое единство

в речевой деятельности у детей составляет язык и речь. В процессе речи язык

становится универсальным средством общения в речевой деятельности, а

также инструментом мыслительного процесса. Однако речь, осуществляется

исключительно по законам языка и на основе соответствующих знаков языка.

С. Н. Цейтлин говорила: «Язык не даётся ребёнку при рождении, но

зато ребёнку дана уникальная способность самостоятельно выстраивать в

собственном сознании все компоненты языковой системы (фонологический,

морфологический, синтаксический, лексический), а также перестраивать и

совершенствовать эту систему в течение всей жизни при взаимодействии с

другими людьми». Совершенно очевидно, что подобным образом ребёнок в

состоянии строить не только одну, но и две, а в некоторых случаях – и

значительно больше языковых систем, как одновременно, так и

последовательно.

Л. Н. Ефименкова, считает, что речевая деятельность опирается на

законы изучаемого языка, который включает в себя такие системы как,

фонетическую, лексическую, грамматическую и синтаксическую. С

помощью языка, как системы знаков, осуществляется взаимодействие детей с

общим недоразвитием речи в процессе познания мира.

Основным инструментом осуществления речевой деятельности детей с

общим недоразвитием речи являются знаки языка. Когда индивидуальная

речемыслительная деятельность осуществляется за счёт внутренней речи.

Как указывал Н. И. Жинкин, коммуникативная функция языка, является

важнейшей функций в речевой деятельности. Для выполнения этой функции

языку необходимо обладать способностью к отражению окружающего мира с

помощью языковых знаков, главным из которых является слово, к фиксации и

обобщению информации посредством определенных кодов. А. Р. Лурия: «В

связи с этим определял язык как сложную систему кодов, обозначающих

предметы, признаки, действия или отношения, которые несут функцию

передачи информации и введения её в различные системы».

Таким образом, отличительной чертой в речевой деятельности, которая

отличает её от остальных видов деятельности, является система языка.

Ф. де Соссюром обосновал и ввел в лингвистику принцип системности

единиц языка. Также, системный характер языка изучал и И. А. Боду-

эн де Куртенэ. Но «никто столь ясно, как Ф. де Соссюр, не осознал и не опи-

сал системной организации языка», – справедливо считает Э. Бенвенист.

Язык, по де Соссюру, – «система, все части которой могут и должны

рассматриваться в их синхронической взаимообусловленности». Современ-

ные ученые лингвисты считают, высказывание Ф. де Соссюра не совсем вер-

ное, так как принципу системности подчиняются и язык, и речевая деятель-

ность.

Для человека язык является средством коммуникации, а точнее вторич-

ной или знаковой системой, путём материального взаимодействия людей. Без

языка общение людей исключено, а без общения не может быть общества, а

тем самым человека.

Язык считается продуктом целого ряда эпох, на протяжении которых

он оформляется, обогащается, шлифуется.

Следует отметить, что существуют множество мнений по поводу опре-

деления понятия «язык», но все эти определения можно свести к некоторой

общей идее. Общей является идея о том, что язык представляет собой функ-

циональную материальную систему семиотического, или знакового, харак-

тера, функционирование которой в форме речи и есть ее использование как

средства коммуникации.

Большая часть ведущих психолингвистов, определяя основные

единицы языка, опирались на теоретическую концепцию «анализа целого по

единицам», разработанную Л. С. Выготским. Под единицей определенной

системы Л. С. Выготский понимал: «Такой продукт анализа, который

обладает всеми основными свойствами, присущими целому, и который

является далее неразложимыми живыми частями этого единства».

В. В. Виноградов отмечал, что в структуре языка, образующего единое

целое, все составные части, или элементы её, находятся в закономерных

отношениях, что они закономерно связаны друг с другом. Так, например,

взаимосвязаны и взаимообусловлены звуковой строй, грамматика и

словарный состав.

Развитие языковых обобщений у детей с общим недоразвитием речи

является результатом отражения и закрепления в сознании детей системных

связей языка. В процессе восприятия и употребления слов, имеющих общие

элементы, в сознании ребёнка происходит деление слов на морфемы.

Основная сложность проблемы, стоящей перед исследователями

лексических нарушений в речи детей с общим недоразвитием речи, состоит, в

том, что необходимо выявить, каким именно образом на основе

самостоятельной крайне неоднородного речевого потока ребёнок оказывается

в состоянии выстроить собственную индивидуальную языковую систему.

Большую роль в разработке учения о системе языка сыграли идеи

И. А. Бодуэна де Куртенэ о роли отношений в языке, о разграничении статики

и динамики, внешней и внутренней составляющей языка, выделение им

наиболее общих единиц системы языка – фонем, морфем, графем, синтагм.

По мнению Р.Е. Левиной, системность языка подразумевает це-

лостность частей компонентов языка, а не механическую связь. А также при-

чинно-следственные связи, вследствие чего каждая часть может развиваться

и функционировать. В связи с этим, получают объяснение фонетико-фонема-

тические нарушения речи у детей с общим недоразвитием речи, часто высту-

пающие в сочетании с лексическими нарушениями.

В сложном строении речевой деятельности Р. Е. Левина различает про-

явления, относящиеся к звуковой и произносительной стороне речи, фонема-

тические процессы, лексический и грамматический строй. Дефекты речи мо-

гут касаться разных компонентов речевой системы детей с общим недоразви-

тием речи. Одни нарушения могут затрагивать только произносительную

сторону и проявляться в нарушениях внятности речи, без сопутствующих

проявлений. Вторые, касаются фонематической стороны речи, и проявляться

не только в нарушении произношения, но и в неточном овладении звуковым

составом слова. Третьи, охватывают фонетико-фонематическую, так и лекси-

ческую стороны речи, что проявляется в общем недоразвитии речи. Множе-

ство дефектов речевой системы показывает сложное строение речевой систе-

мы. Характер дефекта зависит от того, какие компоненты речевой системы

оказываются нарушенными.

При изучении характера нарушений речи подразумевается анализ свя-

зей, между различными речевыми дефектами, необходимо понять, насколько

важны этих связей для речевой системы. Наука опирается на закономерно-

сти, определенные в понятии системности языка. Во многих работах по язы-

кознанию, ученые поддерживают и развивают идею о целостности характера

языка как системы взаимосвязи различных сторон языка.

У детей с общим недоразвитием речи системное строение речевой дея-

тельности наиболее очевидно в нарушении лексического строя речи.

Более углублённо системный подход впервые описала Р. Е. Левина,

она использует системный подход при анализе речевых нарушений у детей.

Любое проявление нарушений речи рассматривается на фоне причинно-след-

ственной связи.

Системный подход, описанный Р. Е. Левиной, позволяет избежать опи-

сания отдельных речевых нарушений и представить общую картину несфор-

мированности речевой деятельности ребёнка, которая отражает состояние

языковых средств и коммуникативной деятельности.

Особое значение системный подход имеет при анализе речевых нару-

шений, он предполагает выяснение нарушенного компонента речевой дея-

тельности и взаимосвязь его с другими компонентами речи.

Для правильного подбора эффективного воздействия на нарушенный

компонент речевой деятельности, необходимо выявить характер речевых на-

рушений, правильно проанализировать затронутые компоненты речевой си-

стемы.

В основе принципа системного подхода лежит системное строение и

системное взаимодействие звуковой стороны речи, фонематических процес-

сов, лексического и грамматического строя речи. Следовательно, системный

подход при анализе нарушений речи обоснован как системное взаимодей-

ствие между разными компонентами речи. Данный подход является основ-

ным в педагогической классификации речевых нарушений, а также с помо-

щью системного подхода определяются пути и методы выявления и преодо-

ления нарушений речи.

При количественном анализе лексических нарушений необходимо вы-

делить сформированность речевых механизмов, а также сформированность

речевых умений, считает Л. Г. Парамонова, то есть умения ребёнка с общим

недоразвитием речи использовать речевые механизмы для различных целей

общения.

На начальном этапе системного подхода по преодолению лексических

нарушений у детей с общим недоразвитием речи производится группировка,

обобщение слов по лексическим признакам.

При освоении ребёнком с общим недоразвитием речи новым словом,

происходит ввод его в нужное семантическое поле, уточняется его связь с

другими словами, входящими в это семантическое поле, уточняется, почему-

то или иное

слово объединилось с другими.

Таким образом, рассмотрение вопроса о проблеме системного подхода

в преодолении лексических нарушений у детей с общим недоразвитием речи,

позволяет сделать вывод, что:

1.

Успешное преодоление нарушений лексической стороны речи осуще-

ствляется на основе усвоения структуры значения слова.

2.

Организация семантической структуры слова, предполагает овладение

парадигматическими и синтагматическими связями слов.



В раздел образования